Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на 4-я книга Царств 19:37
И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него.
Святые отцы
Прочие
Афанасий Великий, свт. (†373)
Ст. 35-37 И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые. И отправился, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии. И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него
Демоны, не имея никакой силы, играют как бы на сцене, меняя обличья и устрашая детей множеством привидений и призраков. Потому-то более всего и следует их презирать как бессильных. А истинный ангел, посланный Господом против ассириян, не имел нужды во множестве, во внешнем видении, в громе и треске, но проявил свою власть в тишине и мгновенно истребил сто восемьдесят пять тысяч. Не имеющие же никакой силы демоны, каковы они и есть, пытаются устрашить хотя бы мечтаниями.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 35-37 И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые. И отправился, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии. И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него
Но откуда, скажет кто-нибудь, видно, что Бог отвратился от нас? Нужно ли еще словом доказывать это, скажи мне? Когда сами дела вопиют и издают звук громче трубы, разрушением города, опустошением храма и всем прочим, что только случилось с вами, неужели еще требуете словесное доказательство? Но на нас, скажет кто, навели эти бедствия люди, а не Бог. Напротив, это сделал именно Бог. Если же ты вменяешь их людям, то посмотри опять-таки на то, что люди, сколько бы ни дерзали, не смогли бы довести до конца этого дела, если бы оно было не угодно Богу. Когда напал варвар, ведя за собою всю Персию, и надеялся этим набегом захватить всех, и запер всех в городе, как в сетях и неводах, тогда, поскольку Бог был милостив, враг без войны, без сражения, без боя, бежал от вас, оставив сто восемьдесят пять тысяч убитых воинов и считая за счастье, что хоть сам уцелел. И множество других войн часто так же решал Бог. Значит, и теперь если бы Он не оставил вас вовсе, люди не могли бы разрушить ваш город и опустошить храм, запустение не продолжалось бы доселе, и столь многочисленные ваши попытки [восстановить его] не остались бы безуспешными.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Возвращаясь к концу царствования и жизни Сеннахерима, мы видим, что 4Цар.19:36-37 говорит, не определяя времени: „И жил (Сеннахерим) в Ниневии“.
Мы высказали выше наше мнение, что в кн. Царств и Исаии смерть хулителя упомянута с намерением довести до конца повествование об совершении над ним Божия приговора: „Я поражу его мечем в земле его“ (Ис.37:7).
Подобное же пророчество с указанием, что смерть Сеннахерима не случай, а Божие наказание было высказано еще в главе 31 Исаии, которая вероятно начертана еще в начале царствования Езекия и которая начинается словами: „горе тем, которые идут в Египет за помощью“ (Ис.31:1). В главе этой предвидится и нашествие Ассура и то, что „Господь Саваоф покроет Иерусалим, защитит и избавит, пощадит и спасет“ (Ис.31:5). И далее (ст. 8) пророчество видит, что „Ассур падет не от человеческого меча“ (Ис.31:8).
Итак, после некоторого числа лет, протекших после возврата Сеннахерима из похода, закончившагося поражением его армии Ангелом Господним он убит, „когда он поклонялся в доме Нисроха бога своего“
Мы не знаем такого божества в Ассирийском пантеоне; кроме того надо сказать, что мы не уверены и в правильности начертания этого имени, так как по указанию Роулинсона в различных рукописях текста 70 это имя пишется весьма различно, а именно: Ездрах, Езорах, Асарах, Месерах и Назарах. Надо еще прибавить, что мы знаем, что в Ассирии здания носили обыкновенно имена, что по-видимому было известно и Флавию Иосифу, который в Древн. Иуд. X, 2 выражается так, как будто не божество, а здание называлось Араске. Если мы к этому прибавим, что Нисрох есть только прозвище какого-нибудь бога Ассирийского пантеона, то мы конечно не имеем повода сомневаться в точности сведений, даваемых Библиею, которые нам кажутся иногда непонятными лишь по незнанию нашему.
О причинах, по которым убит был сыновьями своими Син-Акхи-Ириб (Сеннахерим), мы ничего не знаем; очень возможно, что они возмутились вследствие жестокости отца, который угрожал их жизни, желая передать престол более других любимому сыну. У Абидена есть еще любопытное указание, по-видимому почерпнутое из Бероза, что Адрамелех, сын Сеннахерима, был убит братом своим Есархадоном; из того-же Абидена видно, что является какой-то царь Нергал, по-видимому тоже сын Сеннахерима, который восходит на престол еще ранее Адрамелеха, убитого Есархадоном. Очевидно, что разыгралась обычная на востоке семейная драма, соединенная с междуусобной войной, кончившейся восшествием на престол Есархадона и преследованием других претендентов, из которых некоторые спасаются бегством. В числе их по указанию Библии два сына убийцы Сеннахерима Адрамелех и Шарецер, которые бегут в Армению. У Моисея Хоренского записано предание, по которому бежавшие в Армению сыны Сеннахерима имели многочисленное потомство, в числе которого были известные (и до ныне) роды Генуни, Арцруни и др.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 35-37 И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые. И отправился, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии. И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него
Поражение ассирийского войска и гибель Сеннахирима
«Владыка, вняв прошению, ночью, во мгновение ока предал смерти сто восемьдесят пять тысяч ассириян» (блаж. Феодорит, вопр. 62). Что за поражение массы войска заставили Сеннахирима поспешно удалиться в Ассирию? Геродот (II, 141) рассказывает, что на войско ассириян во время египетского похода напало несчетное число мышей, которые перегрызли тетивы у луков и ремни у щитов и через то лишили ассирийское войско возможности продолжать войну. И. Флавий (Древн. X, 1, 5) почитает поражение чумой; это мнение и теперь преобладает в исторической, истолковательной и медицинской науке (см. у еп. Платона, с. 254, прим. 4, у И. Попова. Библейские данные о различных болезнях, с. 114). Но, по библейскому представлению, сверхъестественность поражения - вне сомнения; оно произведено было Ангелом-губителем (евр. гамашхит), который некогда поражал первенцев Египта (Исх XII:12, 18, 29), а также произвел массовое поражение Израиля после народной переписи Давида (2Цар XXIV:15 сл.).
Сеннахирим возвратился в Ниневию (столица Ассирии на восточном берегу Тигра, теперь селения Куюнджик и неби Юнус, Onomast. 749), где, по сказанию кн. Товита, излил свою злобу на пленных израильтян (Тов I:15, 18, ср. у проф. И. М. Дроздова, цит. соч., с. 111). По ассирийским памятникам, Сеннахирим после Палестинского похода жил еще 20 лет; умер насильственной смертью: при поклонении богу Нисроху (см. о Нисрохе у Пальмова, цит. соч., с. 472-476) в храме этого бога он был убит собственными сыновьями (имена их, видимо, тождественны с именами богов ассирийских; об Адрамелехе ср. XVII:31), бежавшими затем от народной ярости в землю Араратскую (Ис XXXVII:38 по LXX Армения (Onomast. 111, 129, ср. «Толков. Библия», т. I, с. 37-38).