4Цар.1:9-17
Но Oxозия сделал еще более грубую ошибку, послав схватить Илию. Конечно, Илии угрожала опасность и то время, когда он объявил Ахаву о засухе (3Цар.17); и позже Ахав хотел схватить Илию, когда он показался пред окончанием засухи (id. 3Цар.18:17), но он ни разу однако не посмел этого сделать, потому что он понимал величие Бога Израилева, и тогда, когда Илия приказывает собрать пророков Вааловых и дубравных, Ахав беспрекословно исполняет приказание Илии (id. ib. 3Цар.18:19-20). Вообще мы видим в истории Ахава, что он не утратил понимания веры отцов своих, что доказывается и тем, что в стане под Афеком он не пытается отомстить пророку, вещавшему ему несчастие, а «едет домой с огорченным сердцем» (3Цар.20:42-43).
Не таков был Охозия, совершенно утративший способность, – или никогда не имевший способности – возносить душу и мысль свою к Единому Богу, Богу завета и обетований Израиля. Не понимая, что он делает, и не будучи в силах обсудить значение и последствия своих приказаний, он посылает отряд в пятьдесят человек схватить человека Божия. Тогда происходит чудо, имеющее важное значение для Израиля. Господь наш Иисус Христос (Лк.9:54-55) изволил вспоминать об этом событии и указать по поводу его различие между духом Нового и Ветхого Заветов. Новый свет, внесенный Тем, Кто был Жизнь и Истина и Любовь, пересоздавал ветхого человека и переносил его в новый духовный мир, в котором царствовали кротость и милосердие и любовь.
В Ветхом Завете были иные задачи, без исполнения которых не могла начаться новая эра любви. В Ветхом Завете главная цель была – установить веру в Единаго Бога, распространить познание о Его всемогуществе, а без этого никакое движение человечества по пути истины к любви не могло иметь места. Вот почему двукратное истребление отрядов, посланных Охозиею, чтобы схватить раба и пророка Иеговы, было нравственною необходимостью для развития народа, который должен был возвратиться к поклонению Единому Богу. Царь Охозия дерзко отрекся от Иеговы в глазах всего народа своего, посылая вопросить языческое божество, и для народа и блага его необходимо было чудо, утверждающее его в вере в Иегову.
Еще недавно народ Израильский на горе Кармиле трепетал при виде чуда Божия и начал тогда понимать грех своего отступничества от Бога Завета, и величие Его и сладость веры в Него. И вот Охозия снова своим примером колеблет эту возникающую среди Израиля веру и, что еще хуже, посылкой отрядов взять Илию как бы начинает открытую борьбу против Всевышняго.
Но Господу Богу не угодно в милосердии своем к народу, чтобы чувство возникающей среди его веры было поколеблено. Ему угодно, двукратным чудом схождения с неба огня на два последовательно посланные взять Илии отряда, укрепить в вере сердца многомиллионного стада. Вот, по нашему мнению, значение гибели двух отрядов с их начальниками, которые, подобно Охозии, не понимая силы Бога Единаго, приказывали пророку именем царя сойти с горы: «сойди, говорит царь» (ст. 4Цар.1:9,11); «сойди скорее».
С свойственною неразвитому язычнику тупостью Охозия, кажется, думает, что он упорством одолеет Илию и, несмотря на гибель двух отрядов, сожженных небесным огнем, он посылает третий отряд в 50 человек. Надо обратить внимание на то, – в каких выражениях Илия сводит огонь на воинов. «Если я человек Божий, то пусть огонь сойдет с неба и попалит тебя и твой пятидесяток» (ст. 4Цар.1:10,12). Начальники отрядов говорили именем царя и по-видимому не допускали мысли об ослушании ему. На это Илия отвечает именем Бога, дабы никто не смел хвалиться пред Иеговой. Начальник третьего отряда, – наученный опытом своих предшественников и – как мы думаем – лучше их понимавший, с кем он имеет дело, и чьею силою раб Божий творит чудеса, подходя с отрядом к месту, где находится Илия, сидящий наверху горы или скалы, – не произносит имени царя и не ссылается на безумное приказание, ему данное, а становится на колени и молит о пощаде, признавая таким образом величие Того, именем Которого Илия свел с неба огонь.
Таким образом и гибель двух первых отрядов, и спасение от гибели третьего отряда утверждали среди Израиля веру в Господа Бога и служили к прославлению святейшего Его имени.
Когда начальник третьего отряда прославил Бога и смирился, тогда Ангел Господень сказал Илии: «пойди с ним, не бойся его. И он встал и пошел с ним к царю» (4Цар.1:15).
Илия подходит к постели умирающего царя и повторяет ему самому те слова, которые он говорил его посланным (4Цар.1:3,4-16) и которые кончаются словами «ты умрешь».
Мы не знаем, через сколько времени после этого пророчества умер Oxозия; в ст. 4Цар.1:17 сказано: «И умер Охозия по слову Господню, которое изрек Илия». Мы думаем, соединяя в уме все обстоятельства этого пророчества – величественное явление пророка у ложа царя, объявление ему воли Божией и отсутствие указания, чтобы Иезавель, или брат Охозии посмели наложить руки на пророка, – мы думаем, говорим мы, что Охозия кончается тут же, на глазах стоящего возле ложа его пророка после объявления ему воли Божией.
И восходит на престол Иорам, брат Охозии.
В продолжение царствования Иорама, второго сына Ахава, восшедшего на престол после смерти брата своего Охозии, пророк Илия кончает свое земное существование. Он сам знает, как это видно из последующего сказания, что земная деятельность его кончается, что он уже не земной жилец. Знает ли он, что Господь готовит ему великую славу преложения от одной жизни к другой без посредствующей смерти – на это мы не имеем указаний.