Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей ради Себя и ради Давида, раба Моего.

Святые отцы

Прочие

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

Ст. 5-6 возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей ради Себя и ради Давида, раба Моего

Хочешь ли узнать, сколь сильно покаяние? Желаешь ли узнать крепкое оружие спасения и уразуметь, сколь сильно исповедание? Езекия исповеданием обратил в бегство сто восемьдесят пять тысяч врагов. Поистине велико это дело, но оно еще малозначительно по сравнению с тем, что будет сказано. Он же покаянием отменил произнесенное Божественное определение. Во время болезни Исайя говорит: Сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и не выздоровеешь (4Цар 20:1). Какое же после этого ожидание? Какая надежда на исцеление, когда пророк говорит: «Ты умираешь»? Однако же Езекия не оставил покаяния, вспомнив слова Писания: Когда, обратившись, возопишь, тогда спасешься. Он обратился к стене и, от ложа устремив помышление к небу (ибо толщина стен не препятствует воссылаемым с благочестием молитвам), говорит: «Господи, помяни меня. Ибо для моего исцеления Тебе довольно вспомнить обо мне. Ты не подвластен времени, но Ты Сам законоположник жизни. Ибо наша жизнь зависит не от расположения звезд, как пустословят некоторые, но Ты Сам Законоположник по Своей воле определяешь, кому и когда жить». И кому по изречению пророка не оставалось больше надежды жить, тому прибавлено еще пятнадцать лет жизни, в ознаменование чего солнце восприняло обратное течение. Тогда для Езекии солнце обратилось вспять, а для Христа солнце померкло; оно не возвратилось, но померкло и показало этим различие между тем и другим, то есть между Езекией и Иисусом. Тот смог отвратить Божественное определение, а Иисус не дарует ли отпущение грехов? Обратись и восплачь о себе самом, затвори дверь и помолись, чтобы Он отпустил тебе и освободил тебя от горящего пламени. Ибо исповедание способно и огонь потушить, способно и львов укротить.

Поучения огласительные

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 5-6 возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей ради Себя и ради Давида, раба Моего

В самом деле, что тебе кажется приятным в настоящей жизни? Роскошная ли трапеза, телесное здоровье, слава и богатство? Но все эти удовольствия покажутся весьма горькими, если сравнить их с удовольствием внутренним. Ибо нет ничего приятнее доброй совести и благой надежды. И если хотите узнать это, давайте испытаем человека, близкого к смерти или престарелого, и, напомнив ему роскошную трапезу, которой он услаждался, славу и честь, равно как и добрые дела, какие он когда-либо делал и совершал, спросим его, что его больше радует? И увидим, что, вспоминая первое, он стыдится и закрывает лицо, а вспоминая последнее, восхищается и ликует. Так Езекия, когда изнемог, вспомнил не о роскошной трапезе, не о славе, не о царстве, но о правде. Ибо вспомни, - говорит, - что я ходил пред лицом Твоим верно (4Цар 20:3).

Гомилии на Евангелие от Матфея

Нил Синайский, прп. (†430)

и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей ради Себя и ради Давида, раба Моего

«Защищу град сей Мене ради, и Давида ради раба Моего», – говорит Бог (4Цар. 20:6). Под градом разуметь теперь будем самую верную душу.

Письма на разные темы. Епископу Тимону

Иоанн Кассиан, прп. (†435)

Ст. 5-6 возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей ради Себя и ради Давида, раба Моего

Что яснее, чем этот текст? Господь, с Его милостью и благостью, предпочёл нарушить собственное слово и продлить жизнь молящегося на пятнадцать лет, вопреки назначенному ему времени смерти, вместо того чтобы показать Себя неумолимым в силу неизменности Своих постановлений.

Собеседования

Георгий Константинович Властов (†1899)

   4Цар.20:4-7

   4. Исаия еще не вышел из города, как было к нему слово Господне:
   5. возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень;
   6. и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей ради Себя и ради Давида, раба Моего.

   После объявления этого второго повеления Господня, пророк приказывает обложить нарыв смоквами и Езекия выздоравливает.
   Здесь мы должны указать, что слова особой молитвы Езекии записаны только у пророка Исаии (Ис.38:9-20). Мы думаем, что ее надо считать второй молитвой, которая излилась из сердца его после получения им радости объявленного выздоровления.
   Эта молитва, (или псалом) могла быть произнесена еще в доме, когда он ожидал, что пойдет в дом Господень на третий день, или же (как думают многие) произнесена уже в доме Господнем. Эта молитва очень трогательна. Она рисует состояние души Езекии, когда он ожидал верной смерти, и тогда, когда ему объявлено было продолжение жизни.
   Во-первых, он упоминает, что приговоренный к смерти в среднем возрасте и в полном развитии сил своих „в преполовении дней моих“, он лишается „остатка“ дней своих. „Не увижу я Господа на земле живых, говорил я“, – восклицает он, очевидно как Давид, чувствуя душею своею, что „Господь одесную его“.
   „Жилище мое снимается с места.... -как шатер пастушеский“.... „Я ждал день и ночь, что Ты пошлешь мне кончину“....
   Стих 15-й (Ис.38:15) несомненно доказывает, что эта вторая молитва, объемлющая ощущения и мысли и страха, и радости, произнесена Езекией после того, что ему Господь обещал еще 15 лет жизни: „Что скажу я? Он сказал мне, Он и соделал. Тихо буду проводить все годы жизни моей, помня горесть души моей“.
   Не можем не остановиться на значении в жизни каждого человека тяжкой болезни, признаваемой крайне опасной, или какого-либо страшного случая, когда человек избавляется от смерти особым проявлением милости Божией. Почти без исключения всякий человек, подымающийся с одра, который он сам считал смертным, встает с искренней решимостью: „тихо проводить все годы остальной жизни, помня горесть души своей“. (Ис.38:15). Возбуждение именно этих мыслей и чувствований и есть цель этих милосердых посещений, заставляющих его оглянуться назад и начертывать вперед разумный план жизни. Именно в это время обновления угасавшей жизни человек чрезвычайно ясно сознает, что истинное счастие в покое души от страстей; не в апатии и равнодушии, а в той спокойной деятельности, которая исполняет волю Божию, и наполняет душу тихою радостью. К сожалению, это ясное и светлое состояние духа редко продолжается до конца жизни и опять подымаются в сердце человека бурные желания, вздорные по-пустому тщеславию стремления, опять подымаются облака и туманы животной и душевной живни, застилающие свет тихий духовной жизни и человек попадает в водоворот тех страстей, пагубное значение которых для жизни духа он так ясно сознавал во время выздоровления от смертной болезни. Но тем не менее эти посещения милосердия Божия оставляют неизгладимые следы и иногда хотя в одиннадцатом часе приводят человека к винограднику Божию.
   Мы здесь включим еще замечание, что и Езекия не остерегся после своего выздоровления тщеславия; и он впал в проступок, величаясь своим богатством перед послами Меродах Баладана. И это тщеславие быть может косвенно было причиною грядущих событий, т. е., во-первых, движения Сеннахерима снова в Палестину и во-вторых будущего движения Навуходоносора на Иерусалим, слава о богатстве которого передавалась в преданиях Вавилона. Мы еще возвратимся к пророчеству Исаии по этому предмету.
   Окончание молитвы Езекии (Ис.38:16-20) заключает в себе между прочим великую мысль, что: „во благо мне была сильная горесть“. (ст. 17).
   В этой молитве заключаются и некоторые мысли или напоминающие псалмы, или даже прямо из них взятые, как напр. (ст. 18). „Не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою“.
   (19) „Живой, только живой прославит Тебя....“.
   Как мы говорили по поводу Псалмов и Екклезиаста (в 4 т. Св. Летописи), ветхозаветные святые видели за гробом лишь мрак и безмолвие и только изредка удостоивались благодатного предвкушения светлого покоя, как мы видим из некоторых мест Псалмов, книги Иова и других, в которых есть проблески надежды вечного покоя и вечной блаженной жизни.
  Молитва Езекии кончается словами (ст. 20). „Господь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей с звуками струн моих будем воспевать песни в доме Господнем“.

Священная летопись. Том пятый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-7 Исаия еще не вышел из города, как было к нему слово Господне: возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень; и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей ради Себя и ради Давида, раба Моего. И сказал Исаия: возьмите пласт смокв. И взяли, и приложили к нарыву; и он выздоровел

Возвестив Езекии (ср. ст. 1) определение Божие о смерти Езекии пророк Исаия удалился. Но пламенная молитва благочестивого царя (ст. 2-3) была уже услышана Богом, и Он благоволил отменить прежнее решение раньше, чем пророк успел выйти из среднего или внутреннего двора, примыкавшего к царскому дворцу (ст. 4; сн. 3Цар VII:8): нынешний еврейский текст в Ketib имеет в (ст. 4): «из среднего города» (гайр гаттихона, русск. синод.: «из города»), но в код. 93; 180 кенник. и в Keri кодд. 70, 112, 115, 149, 150, 153, 174, 225, 240, 252, 253 и др. читается: «из среднего» двора (хацер вместо гайр), и в пользу последнего чтения, кроме большей естественности его, говорит авторитет древних переводов: LXX: εν τη̃ αυλη̃ τη̃ μέση, Vulg.: mediam partem atrni, слав. (бяше Исаия еще) посреди двора (у проф. Гуляева: «из внутреннего двора»). Пророк получает новое повеление возвестить Езекии как теократическому царю («владыке народа Моего», ст. 5) о предстоящем ему скором исцелении, даруемом самим Богом, и о продлении жизни его еще на 15 лет (ст. 5-6). Об упоминаемом в ст. 6 освобождении от ассирийского ига см. замеч. к (ст. 1); сн. XIX:34; Ис XXXVII:35.

Что за болезнь - шхин (ст. 7), LXX: έλκος, Vulg.: utcus, слав.: вред, рус. нарыв, для лечения которого пророк посоветовал приложить двелет-тееним, LXX: παλαθην σύκων, Vulg.: masa ficorum, слав.: перевясло смоквей, рус. пласт смокв, т. е. прессованную массу из смокв - род пластыря? Обыкновенно видят в этом нарыве Езекии чумный бубон, допуская при этом возможность заражения Езекии от чумы, поразившей ассирийское войско (Кнобель Винер и др.). Конечно, последнее предположение совершенно произвольно: ни о какой чумной эпидемии и инфекции в данное время Библия не говорит; притом при чуме появляется не один нарыв, а множество нарывов на разных частях тела; наконец, и средство, указанное пророком, хотя и употреблялось иногда, напр., арабскими врачами при чумных наростах (прор. с. 364), не может считаться специфическим против чумы. Более вероятно мнение (Беннета, Брунтона, Пясецкого и др.), что это был карбункул (anthrax) и воспаление миндалин, с чем будто бы согласуются указываемые Езекией в молитве (Ис XXXVIII:13-14) симптомы болезни (ломота в костях, общая органическая слабость, затрудненный, воркливый и гнусливый голос, сдавливание дыхательных путей); незначительная продолжительность и характер лечения (См. А. Пясецкого, Медицина по Библии и Талмуду. Спб. 1902, с. 68; ср. Т. Попова, Библейские данные о различных болезнях, 1904, с. 115. Сн. Smith, A dictionary of the Bible, н. II, p. 302. Hastings. A diction. of the Bible, v. II, p. 324). Ho точное определение болезни Езекии, по самой неопределенности термина шхин; в (Исх IX:9) слово это означает гнойные нарывы, а в (Иов II:7) - проказу.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka