Скрыть
Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что́ сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 8-9 И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху. Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне

Тот, Кто повсюду есть, не во всех находит Себе обиталище, а также даже и среди тех, в которых обитает, Он присутствует не в равной мере. И отчего бы [в противном случае] тогда Елисей, говоря о Духе Божьем, просил у Илии о том, чтобы дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне (4Цар 2:9). И на каком [ином] основании среди святых одни других превосходят в святости, если не принимать в расчет различную полноту пребывания в них Господа? Но как же в таком случае [может быть] истинно наше исходное утверждение о том, что Бог всецело присутствует повсюду, в то время как в одних Его присутствие полнее, а в других беднее? Здесь следует с полным вниманием отнестись к тому [факту], что наше утверждение о полноте всецелого присутствия Бога повсюду распространяется именно на присутствие Его в Себе Самом, а, следовательно, вовсе не в тех, из которых одни восприемлют Его [в себя] в большей, а иные в меньшей мере.

Послания

Максим Туринский, свт. (†Vв.)

Ст. 9-10 Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет

Ангелы уносят Илию на небо, ангелы же оберегают Елисея на земле. Чему удивляться, если ангелы, унёсшие учителя, оберегали и ученика? И что примечательного в том, что почтение, которое они выказали отцу, они явили и сыну? Ведь он - духовный сын Илии, наследник его святости. И справедливо Елисей назван духовным сыном Илии, потому что при восхищении на небо Илия оставил ему двойную силу своей благодати. Когда Елисею дано было право просить что угодно прежде, чем Илия будет взят от него, он просил, чтобы на нём вдвойне был дух Илии. Тогда сказал Илия: Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет (4Цар 2:10). Какое ценное наследство - в нём наследнику остаётся больше, чем имелось, а принимающий его получает больше, чем имел дающий! Конечно, это ценное наследство, если оно, пока передаётся от отца к сыну, удваивается за счёт прибыли от заслуг! Илия, тем самым, оставил Елисею вдвое больший дух святости, хотя сам имел просто такой дух. Чудесным образом Илия оставил на земле больше благодати, чем взял с собой на Небеса.

Проповеди

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне

И недостаточно [духовнику] иметь простой дар Святого Духа, но необходимо самому просить у Бога двойной (если не сказать во много раз превосходящий простой) дар Святого Духа, как и Елиссей попросил у Илии: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне», - чтобы благодаря этому дару ты мог руководить и собой, и другими.

Руководство к исповеди

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-10 Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет

Для уяснения смысла просьбы Елисея (ст. 9), с первого взгляда как бы бросающей тень на его смирение и скромность, необходимо иметь в виду отношения, существовавшие между обоими пророками: пророк Илия был духовным отцом (ст. 12) Елисея, как и многих «сынов пророческих». Расставаясь со своим духовным отцом, пророк Елисей как бы просит его признать своим первородным сыном духовным: по закону (Втор XXI:17) первородный сын имеет то преимущество перед прочими братьями, что получает двойную часть (евр. пи-шнаим), как здесь, ст. 9, ср. Зах XIII:8, где выражение это означает «2/3 целого» в сравнении с каждым из них; и пророк Елисей, причисляя себя вместе с сынами пророческими к духовным сынам пророка Илии, просит его признать его первородным и из благодатного наследия своего - «духа» (евр. руах) или «духа и силы» (Лк I:17) Илии, - дух пророчества и чудотворения - уделить ему преимущественную часть, а не двойную, сугубую часть в сравнении с духом Илии, как в текстах 70-ти, Vulg., славянском, русском синодальном списках: как пророк Илия мог сообщить преемнику своему больше, чем сам имел? Просьбу Елисея пророк Илия находит трудной (10 ст.), поскольку выполнение ее зависит от того, удостоит ли Бог Елисея, откроет ли ему духовные очи (ср. VI:17) видеть преславное преставление пророка Илии. Пророк Елисей духовным оком узрел (ст. 11-12) это, и это было знамением для него, что просьба его (ст. 9) услышана и исполнена; напротив, близко стоявшие (ст. 7) сыны пророческие, очевидно, ничего не видели, как отошел из этой жизни Илия, почему и искали его на земле (ст. 16-18). Ср. блаж. Феодорит, вопр. 7 на 4 Цар.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible