Скрыть
Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе

Сказано, что этой женщиной была жена Авдия, начальствовавшего над дворцом Ахава, и тайного ученика Илии. Он увел сотню пророков от гнева Иезавели и кормил их, когда они голодали. Кажется, что в этом деле он отвечал за золото царского дома, но после его смерти его жена осталась с огромным долгом, который она должна была выплатить его хозяевам. Но поскольку она не могла заплатить, а заимодавцы царя давили на нее и хотели продать ее детей, мать стала умолять Елисея, ибо она знала, что тот был отцом сирот и защитником вдов. Она думала, что он не отвернется (когда его попросят о помощи) от сынов богобоязненного человека, который служил его товарищам пророкам. Кроме того, заимодавцы царя, которые одолжили деньги Авдию, по закону иудеев справедливо выступили против его детей. Это именно то, что наш Господь предложил нам в притче о государе, который приказал продать детей за долги их отца, даже несмотря на то, что тот был жив, и ему просто требовалось некоторое время, чтобы заплатить свой долг.

Комментарии на 4-ю книгу Царств

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе.

    О ком сказала жена: «раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа»?


Иные говорят, что это был Авдий, домостроитель Ахава, который, укрыв в двух пещерах сто мужей, питал их хлебом и водою и, прилагая попечение о них, вошел в долги. Но достойна удивления сила пророков, с какою они, делая имущество множащимся, доставляют способы к пропитанию. Ибо великий Илия самое малое количество муки и елея сделал достаточным на долгое время, а приявший сугубую его благодать, повелев другой вдове малым количеством елея наполнить весьма большое число сосудов, и долг мужа уплатил, и препитал ее с детьми. Нетрудно также отсюда узнать, что, когда народ предавался беззаконию и цари были злочестивы, находилось несколько и благочестивых. Ибо из числа их были Авдий, и семь тысяч, «яже не приклониша колена Ваалу» (3Цар.19:18), и дивная соманитяныня, много услуг оказавшая пророку, которую пророк, вознаграждая за попечение, спрашивал: «аще есть тебе слово к царю или ко князю силы?» (4Цар.4:13). Хотя имел он возможность доставить ей Божию помощь, но хочет испросить ей и человеческое покровительство.

Толкование на 4-ю книгу Царств

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе

Как о блаженном Илии мы сказали, что он являлся образом нашего Господа и Спасителя, так и о святом Елисее мы с уверенностью утверждаем, что он был образом нашего Спасителя. Как вы слышали во время чтения Священного Писания, некая вдова восклицала блаженному Елисею, слёзно моля его: Раб твой, мой муж, умер (…) Теперь пришёл заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе. Тогда он спросил, что есть у неё дома. И женщина отвечала: Нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем. Елисей же сказал: Пойди, попроси себе сосудов на стороне, у всех соседей твоих, сосудов порожних; набери немало (…) и наливай во все эти сосуды; полные отставляй (…) Продай масло и заплати долги твои (4Цар 4:1-7). Вдова эта, возлюбленные братья, была образом Церкви, так же как и та, которая удостоилась принять блаженного Илию. Эта вдова, то есть Церковь, имела тяжелый [груз] долга - грехи, но не что-то вещественное. Она имела долг и должна была жесточайшему заимодавцу, потому что сделалась зависимой своими многими грехами от дьявола. Действительно, и пророк предвещал: Вот, вы проданы за грехи ваши, и за преступления ваши отпущена мать ваша (Ис 50:1). Потому вдова и удерживалась в пленении столь значительным долгом. Она была пленницей, ибо ещё не пришёл Искупитель, но, когда вдову посетил Господь наш Христос, истинный Искупитель, Он освободил её от всех долгов. А теперь посмотрим, как вдова та была освобождена - разве не увеличением [количества] елея? Под елеем мы понимаем милость. Обратите внимание, братья, и вот на что: когда не было елея, росли долги; когда же увеличилось [количество] елея, долги исчезли. Возросла алчность - исчезло милосердие; вернулось милосердие - исчезла несправедливость. Итак, с приходом истинного Елисея, Христа нашего Господа, вдова, то есть Церковь, освободилась от долга греха через увеличение елея, то есть даров благодати, милости, полноты любви.

Проповеди

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-7 Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе. И сказал ей Елисей: что мне сделать тебе? Скажи мне, что есть у тебя в доме? Она сказала: нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем. И сказал он: пойди, попроси себе сосудов на стороне, у всех соседей твоих, сосудов порожних; набери немало, и пойди, запри дверь за собою и за сыновьями твоими, и наливай во все эти сосуды; полные отставляй. И пошла от него и заперла дверь за собой и за сыновьями своими. Они подавали ей, а она наливала. Когда наполнены были сосуды, она сказала сыну своему: подай мне еще сосуд. Он сказал ей: нет более сосудов. И остановилось масло. И пришла она, и пересказала человеку Божию. Он сказал: пойди, продай масло и заплати долги твои; а что останется, тем будешь жить с сыновьями твоими

Чудеса пророка Елисея. Чудесное умножение елея у одной пророческой вдовы

Из данного рассказа видно, что к «сынам пророческим» принадлежали не только молодые холостые люди, но и женатые, отцы семейств; след. институт этот не напоминал монашеских орденов. Не живя вместе с другими членами обществ «сынов пророческих», такие семейные люди объединялись с другими личностью пророка руководителя. В умершем «сыне пророческом», «муже богобоязненном» традиция (раввины, И. Флавий, ср. блаж. Феодорит, вопр. 14) указывала известного из истории пророка Илии «богобоязненного» Авдия (3Цар XVIII:3 сл.), домоправителя Ахавова, который прилагал великое попечение о пропитании пророков и после впал в долги. Намерение кредитора продать в рабство детей вдовы оправдывалось буквою закона (Лев XXV:39; Исх XXI:2) и жестокой практикой жизни (Мф XVIII:25). Чудо умножения Елисеем елея, конечно, имеет сходство с чудесным пропитанием пророка Илией сарептской вдовы (3Цар XVII:8-16), но отнюдь не вынуждает видеть в рассказе о чуде Елисея неудачный дубль рассказа об Илии, тем более, что каждый рассказ, кроме общих черт, имеет и самостоятельные, отличные черты.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible