Скрыть
И сказал ей Елисей: что мне сделать тебе? скажи мне, что есть у тебя в доме? Она сказала: нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 2-7 И сказал ей Елисей: что мне сделать тебе? Скажи мне, что есть у тебя в доме? Она сказала: нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем. И сказал он: пойди, попроси себе сосудов на стороне, у всех соседей твоих, сосудов порожних; набери немало, и пойди, запри дверь за собою и за сыновьями твоими, и наливай во все эти сосуды; полные отставляй. И пошла от него и заперла дверь за собой и за сыновьями своими. Они подавали ей, а она наливала. Когда наполнены были сосуды, она сказала сыну своему: подай мне еще сосуд. Он сказал ей: нет более сосудов. И остановилось масло. И пришла она, и пересказала человеку Божию. Он сказал: пойди, продай масло и заплати долги твои; а что останется, тем будешь жить с сыновьями твоими

Здесь Писание рассказывает о другом чуде, которое совершил Елисей, чтобы помочь вдове. Он заставил масло литься в сосуды в таком количестве, которого было достаточно, чтобы заплатить долг ее мужа, и, кроме того, увеличил его количество, чтобы она смогла прокормить детей своих.

Символическое значение можно рассмотреть здесь в трех аспектах: во-первых, сказано, что вдова наполнила сосуды своих соседей маслом, которое хлынуло в ее дом даром Божьим, ибо святая Церковь напоминает вдову. Она не была оставлена, когда ее Муж взошёл на Небеса, но она наполнила сердца язычников елеем знания спасения, который во много раз увеличился, хлынув в ее дом, благодаря присутствию Святого Духа. Более того, язычники, прежде бывшие разобщёнными, наполнившись этим маслом, прославили своими ликующими устами того самого Бога, Которого они до этого не знали.

Во-вторых, вдова попросила пустые сосуды и наполнила маслом те, которые ей принесли дети, - сосуды большие и малые. Это означает святых, отвергших любые страсти мира и исполненных туком святого помазания и елеем блаженства. Итак, их мать, то есть милость Божия, дает елей каждому из них - и великому и малому. Ибо Бог жалует дары Свои, как захочет, то есть все может быть нашим, как говорит апостол: Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова (Еф 4:7). Но те, кто предаются невоздержанности, пьянству, лести, те, кто, как говорит апостол, поступают по суетности ума своего, осуетились в умствованиях своих, те, кто потеряли надежду и предались язычеству и алчности, лишаются этой милости. В самом деле, они не желают этого елея, и, если они пожелают его, у них не готов ни один сосуд, чтобы наполнить его.

В-третьих, то масло, которое умерший муж оставил своей вдове, означает милость, которую (Христос) выказывал по отношению к святым, пока Он жил на земле. Соломон говорит, что тот, кто связал себя с Господом, благотворит бедным, и (Господь) воздаст ему за благодеяние его.

Комментарии на 4-ю книгу Царств

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-7 Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе. И сказал ей Елисей: что мне сделать тебе? Скажи мне, что есть у тебя в доме? Она сказала: нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем. И сказал он: пойди, попроси себе сосудов на стороне, у всех соседей твоих, сосудов порожних; набери немало, и пойди, запри дверь за собою и за сыновьями твоими, и наливай во все эти сосуды; полные отставляй. И пошла от него и заперла дверь за собой и за сыновьями своими. Они подавали ей, а она наливала. Когда наполнены были сосуды, она сказала сыну своему: подай мне еще сосуд. Он сказал ей: нет более сосудов. И остановилось масло. И пришла она, и пересказала человеку Божию. Он сказал: пойди, продай масло и заплати долги твои; а что останется, тем будешь жить с сыновьями твоими

Чудеса пророка Елисея. Чудесное умножение елея у одной пророческой вдовы

Из данного рассказа видно, что к «сынам пророческим» принадлежали не только молодые холостые люди, но и женатые, отцы семейств; след. институт этот не напоминал монашеских орденов. Не живя вместе с другими членами обществ «сынов пророческих», такие семейные люди объединялись с другими личностью пророка руководителя. В умершем «сыне пророческом», «муже богобоязненном» традиция (раввины, И. Флавий, ср. блаж. Феодорит, вопр. 14) указывала известного из истории пророка Илии «богобоязненного» Авдия (3Цар XVIII:3 сл.), домоправителя Ахавова, который прилагал великое попечение о пропитании пророков и после впал в долги. Намерение кредитора продать в рабство детей вдовы оправдывалось буквою закона (Лев XXV:39; Исх XXI:2) и жестокой практикой жизни (Мф XVIII:25). Чудо умножения Елисеем елея, конечно, имеет сходство с чудесным пропитанием пророка Илией сарептской вдовы (3Цар XVII:8-16), но отнюдь не вынуждает видеть в рассказе о чуде Елисея неудачный дубль рассказа об Илии, тем более, что каждый рассказ, кроме общих черт, имеет и самостоятельные, отличные черты.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible