Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
И сказал он: пойди, попроси себе сосудов на стороне, у всех соседей твоих, сосудов порожних; набери немало,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 2-7 И сказал ей Елисей: что мне сделать тебе? Скажи мне, что есть у тебя в доме? Она сказала: нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем. И сказал он: пойди, попроси себе сосудов на стороне, у всех соседей твоих, сосудов порожних; набери немало, и пойди, запри дверь за собою и за сыновьями твоими, и наливай во все эти сосуды; полные отставляй. И пошла от него и заперла дверь за собой и за сыновьями своими. Они подавали ей, а она наливала. Когда наполнены были сосуды, она сказала сыну своему: подай мне еще сосуд. Он сказал ей: нет более сосудов. И остановилось масло. И пришла она, и пересказала человеку Божию. Он сказал: пойди, продай масло и заплати долги твои; а что останется, тем будешь жить с сыновьями твоими

Здесь Писание рассказывает о другом чуде, которое совершил Елисей, чтобы помочь вдове. Он заставил масло литься в сосуды в таком количестве, которого было достаточно, чтобы заплатить долг ее мужа, и, кроме того, увеличил его количество, чтобы она смогла прокормить детей своих.

Символическое значение можно рассмотреть здесь в трех аспектах: во-первых, сказано, что вдова наполнила сосуды своих соседей маслом, которое хлынуло в ее дом даром Божьим, ибо святая Церковь напоминает вдову. Она не была оставлена, когда ее Муж взошёл на Небеса, но она наполнила сердца язычников елеем знания спасения, который во много раз увеличился, хлынув в ее дом, благодаря присутствию Святого Духа. Более того, язычники, прежде бывшие разобщёнными, наполнившись этим маслом, прославили своими ликующими устами того самого Бога, Которого они до этого не знали.

Во-вторых, вдова попросила пустые сосуды и наполнила маслом те, которые ей принесли дети, - сосуды большие и малые. Это означает святых, отвергших любые страсти мира и исполненных туком святого помазания и елеем блаженства. Итак, их мать, то есть милость Божия, дает елей каждому из них - и великому и малому. Ибо Бог жалует дары Свои, как захочет, то есть все может быть нашим, как говорит апостол: Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова (Еф 4:7). Но те, кто предаются невоздержанности, пьянству, лести, те, кто, как говорит апостол, поступают по суетности ума своего, осуетились в умствованиях своих, те, кто потеряли надежду и предались язычеству и алчности, лишаются этой милости. В самом деле, они не желают этого елея, и, если они пожелают его, у них не готов ни один сосуд, чтобы наполнить его.

В-третьих, то масло, которое умерший муж оставил своей вдове, означает милость, которую (Христос) выказывал по отношению к святым, пока Он жил на земле. Соломон говорит, что тот, кто связал себя с Господом, благотворит бедным, и (Господь) воздаст ему за благодеяние его.

Комментарии на 4-ю книгу Царств

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Ст. 3-4 И сказал он: пойди, попроси себе сосудов на стороне, у всех соседей твоих, сосудов порожних; набери немало, и пойди, запри дверь за собою и за сыновьями твоими, и наливай во все эти сосуды; полные отставляй

Кто были эти соседи, как не язычники? И хотя та вдова была образом Церкви, она всё же была вдовой, так что соседи, у которых она брала сосуды, - это образ язычников. Они отдавали пустые сосуды, чтобы удостоиться получить елея милости, потому что до обретения дара благодати все язычники, как известно, жили без веры, без любви, без добрых дел. И наконец, все, приходящие в Церковь для спасительного крещения, получают помазание и елей благословения, дабы более уже не быть пустыми сосудами, а заслужить заполнения Богом, будучи храмами Его.

…Обратите внимание, братья возлюбленные, что, покуда вдова имела елей в своём сосуде, ей его было недостаточно, и она не могла заплатить долг. Это правда, братья: когда [человек] любит только себя, то и ему недостаёт, и долг греха он не возвращает. Но когда он начинает изливать елей милосердия на своих друзей, и соседей, и на всех людей, тогда ему всего хватает, тогда он способен освободиться от любых долгов. Истинно, братья, такова природа святой любви и истинного милосердия, что они возрастают по мере траты: чем больше отдаётся другим, тем обильнее накапливается в себе. Если пожелаешь отдать нуждающемуся пищу, то теперь у тебя не будет того, что ты отдал; а если предлагаешь хлеб милосердия сотне людей, оно всё равно остаётся целым. И если отдашь тысяче, у тебя не убавится. И если расщедришься на весь мир, у тебя не станет меньше. И даже не только не убавится, но многократно увеличится у тебя за счёт всех тех, кого ты одарил.

Представь, что был у тебя один хлеб милосердия: если ты его никому не отдал, будешь иметь один, - но если бы ты его отдал тысяче, ты бы и получил тысячу. Столь велико обладание милосердием, что оно остаётся целым для каждого в отдельности, и для всех вместе оно не уменьшается. Итак, если дал другим, ты ничего не потерял; или, точнее, ты не только не потерял ничего, но, как я уже говорил, всё, чем одарил других, умножилось для тебя стократно. Потому, возлюбленные братья, имейте в виду, что вдова освободилась от заимодавцев не чем иным, как елеем. Так и Церковь кафолическая освободилась от своих преступлений не чем иным, как елеем Божьей милости.

Проповеди

Георгий Константинович Властов (†1899)

4Цар.4:1-7

Первое, рассказанное в 4Цар.4 главе, чудо вызвано мольбами одной вдовы, оставшейся после смерти лично известного Елисею сына пророческого, богобоязненного мужа, в совершенной нищете. Где происходило это событие – нам неизвестно. Заимодавец покойного за какой-то неуплаченный умершим долг приходит к вдове и требует, чтобы она отдала ему в рабство двух сыновей ее.

«Что мне сделать тебе?» спрашивает Елисей «Что есть у тебя в доме

У бедной женщины нет ничего, кроме сосуда (верн: кувшина) с оливковым маслом, которое – заметим мы – в жизни Израильтян было в числе предметов первой необходимости (Оно употреблялось и в пищу и как осветительный материал и было предметом необходимости при хлебных жертвах Минха (см. Левит).) и потому имело всегда верный сбыт. Пророк приказывает вдове идти и выпросить «немало» сосудов у соседей своих и, заперев дверь, чтобы никто не видел чуда, разлить с обоими ее сыновьями имеющееся у нее масло по всем взятым взаймы сосудам.

По слову человека Божия сосуд с елеем, принадлежащий вдове, оказался неиссякаемым, – дотоле однако, пока не был наполнен последний из взятых взаймы сосудов. Когда вдова пошла сказать о том человеку Божию, он сказал ей: «пойди, продай масло, заплати долги, а что останется, тем будешь жить с сыновьями своими».

По поводу этого чуда мы ограничимся следующими немногими замечаниями.

Во-первых заметим, что и первый великий основатель пророческих школ, Самуил, был женат и имел сыновей. По примеру его и сыны пророчеств, члены пророческих общин, не обязывались безбрачием. Но очевидно, что семья члена пророческой общины должна была жить особливою жизнью, совершенно независимо от общежития сынов пророческих, и только средства к жизни доставлялись семье главою ее. Об этих средствах, независимо от личного труда, мы имеем некоторое указание в стихе 4Цар.4:42. «Пришел некто из Ваал Шалиши (Ваал Шалиши по указанию Eвceвия и Иеронима на 15 миль севернее Лидды (Диосполиса). Стало быть город этот лежал на Саронской равнине, на западе от гор Ефремовых. Ср. 1Цар.9:4.) и принес человеку Божию хлебный начаток – двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе». Из этого видно, что Израильтяне, остававшиеся верными Господу и закону Его, отдавали Господу через пророков Господних те приношения, которые закон постановил отдавать священникам и левитам во имя Господне («Все первые произведения земли их, которые они принесут Господу, да будут твоими», глаголал Господь Аарову и сынам его. И еще: «Десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю Левитам в удел». Чис.18:1,13,26-29; Втор.14:27-29 и Втор.18:4 с примеч. в Свящ. Летописи.). Очевидно, что эти приношения не были ни постоянными, ни обильными, и зависели от случайного усердия остававшихся верными Господу. Поэтому сыны пророческие всегда жили в великой бедности. По вопросу о требовании заимодавца об отдаче ему в рабство за долг умершего двух сыновей его, то это основывается на совокупности изданных Моисеем законов о долгах и о том, что еврей, сделавшийся рабом, «пусть работает шесть лет, а в седьмой год пусть выйдет на волю даром» (Ср. Исх.21:2; Лев.25:39-40; Втор.15:12 и примечания в Свящ. Летописн in loco.). Таким образом заимодавец требовал, чтобы сыновья вдовицы работали ему шесть лет в уплату долга отца, или же более короткое время, если юбилейный год наступал ранее этого срока (Это вопрос очень спорный – наблюдался ли закон Моисеев в царстве Израильском, должны мы оговорить.).

По поводу разлития елея по сосудам немецкий комментатор библии Отто Герлах делает прекрасное замечание. Елей остановился (4Цар.4:6), когда не было более сосудов. «И здесь, как во всех делах веры, количество благодеяния Божия соразмерено с силою веры вдовицы». Если бы вдова пророческого сына набрала бы сосудов в несколько раз более, то все бы они были наполнены елеем, не перестававшим изливаться, доколе не были наполнены сосуды, приготовленные для восприятия его. Так и в делах духовной жизни: человек может восприять тем более счастья и силы благодати Святаго Духа, чем у него более веры. «Не мерою дает Бог Духа» (Ин.3:34). «По вере вашей да будет вам» (Мф.9:29).

Священная летопись. Том четвертый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-7 Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе. И сказал ей Елисей: что мне сделать тебе? Скажи мне, что есть у тебя в доме? Она сказала: нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем. И сказал он: пойди, попроси себе сосудов на стороне, у всех соседей твоих, сосудов порожних; набери немало, и пойди, запри дверь за собою и за сыновьями твоими, и наливай во все эти сосуды; полные отставляй. И пошла от него и заперла дверь за собой и за сыновьями своими. Они подавали ей, а она наливала. Когда наполнены были сосуды, она сказала сыну своему: подай мне еще сосуд. Он сказал ей: нет более сосудов. И остановилось масло. И пришла она, и пересказала человеку Божию. Он сказал: пойди, продай масло и заплати долги твои; а что останется, тем будешь жить с сыновьями твоими

Чудеса пророка Елисея. Чудесное умножение елея у одной пророческой вдовы

Из данного рассказа видно, что к «сынам пророческим» принадлежали не только молодые холостые люди, но и женатые, отцы семейств; след. институт этот не напоминал монашеских орденов. Не живя вместе с другими членами обществ «сынов пророческих», такие семейные люди объединялись с другими личностью пророка руководителя. В умершем «сыне пророческом», «муже богобоязненном» традиция (раввины, И. Флавий, ср. блаж. Феодорит, вопр. 14) указывала известного из истории пророка Илии «богобоязненного» Авдия (3Цар XVIII:3 сл.), домоправителя Ахавова, который прилагал великое попечение о пропитании пророков и после впал в долги. Намерение кредитора продать в рабство детей вдовы оправдывалось буквою закона (Лев XXV:39; Исх XXI:2) и жестокой практикой жизни (Мф XVIII:25). Чудо умножения Елисеем елея, конечно, имеет сходство с чудесным пропитанием пророка Илией сарептской вдовы (3Цар XVII:8-16), но отнюдь не вынуждает видеть в рассказе о чуде Елисея неудачный дубль рассказа об Илии, тем более, что каждый рассказ, кроме общих черт, имеет и самостоятельные, отличные черты.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka