И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился

После того как пророк убедил Неемана и тот омылся семь раз в Иордане, он, наконец, понял свою ошибку. Он был изумлен, и глубокое смущение охватило его, когда он осознал, что избавлен от своей нечистоты. И он благодарил Бога за исцеление и свидетельствовал о том, что Господь всей вселенной передал ему эту необычайную силу, просто пользуясь водой. Он также заявил, что исцеление не могло произойти просто от речной воды, но причиной его стало повеление Елисея. Потому он предложил Елисею царские подарки, но пророк не принял их, и даритель не смог убедить его, хотя принуждал его неоднократно. Итак, всё это прекрасно и чрезвычайно ясно предвосхищает таинство исцеления, которое свободно даровано всем народам земли нашим Господом через посредничество апостолов; и это же было обетовано пророком Исайей, когда он говорил: За ничто были вы проданы, и без серебра будете выкуплены (Ис 52:3).

Поскольку все болезни являются неким бременем, пророк настаивал на семикратном омовении, проводя параллель с законом, который повелевает и обещает освобождение рабу на седьмой год.

Комментарии на 4-ю книгу Царств

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился

Давайте теперь посмотрим, что повелел Елисей Нееману Сириянину. Пойди, - говорит он, - омойся семь раз в Иордане (4Цар 5:10). Когда Нееман услышал, что ему надо семь раз омыться в Иордане, он вспылил и не желал повиноваться, но, приняв совет друзей, согласился омыться и очистился. Это означает, что прежде распятия Христа язычники не верили в Него, когда Он говорил лично, но позже они смиренно пришли к Таинству Крещения вслед за проповедью апостолов. Именно поэтому Елисей повелел Нееману омыться семь раз в Иордане. Смотрите, братья: Елисей отправил Неемана в Иордан, потому что Христу предстояло отправить язычников креститься. Более того, то обстоятельство, что Елисей не прикоснулся к Нееману сам и не омыл его, показывает, что и Христос Сам не пришёл к язычникам, но через апостолов, которым сказал: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19). Заметьте и то, что Нееман, бывший образом язычников, исцелился в той самой реке, которую затем освятил Своим крещением Христос. Однако Нееман, услышав, что должен семь раз омыться в Иордане, разгневался и сказал: Разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься (4Цар 5:12)? Но когда сказал так, слуги его посоветовали согласиться с пророком.

Тщательно обратите внимание, братья, на то, что это означает. Святой Елисей, как мы сказали, являлся образом нашего Господа и Спасителя, в то время как Нееман был образом язычников. То, что Нееман считал, будто исцелится в своих собственных реках, указывает на то, что человеческий род полагался на свободу воли и собственные заслуги; однако без благодати Христа их собственные заслуги не исцеляют, а проказу иметь способны. Поэтому если бы род человеческий не следовал примеру Неемана и не слушал совета Елисея, смиренно принимая дар крещения через благодать Христа, то и не мог бы он освободиться от проказы первородного и теперешнего греха. Омойся семь раз, - сказал он, по причине семичастной благодати Святого Духа, опочившего во Христе Господе. И когда Господь наш крестился в этой реке, Дух Святой сошёл на Него в виде голубя. И когда Нееман спустился в реку как образ крещения, то обновилось тело его, как тело малого ребенка (4Цар 5:14).

Заметьте, возлюбленные братья, что сходство это совершилось и в христианах, ибо вы знаете, что все принимающие крещение именуются всё ещё чадами, будь они старцы или юноши. Те, кто рождаются в ветхости через Адама и Еву, рождаются заново через Христа и Церковь. Первое рождение ведёт к смерти, второе - к жизни; первое производит сынов гнева, второе возрождает сосуды милосердия. Апостол говорит: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1Кор 15:22).

Итак, как Нееман, хотя был стар, семикратным омовением стал подобен малому ребенку, так и язычники, хотя и стары по причине накопленных грехов и покрыты пятнами нечестия, словно проказой, возрождаются благодатью крещения таким образом, что не остается на них никакой проказы первородного или теперешнего греха. Они, следуя примеру Неемана, обновляются, словно малые дети, спасительным крещением, несмотря на то, что всегда были придавлены грузом грехов.

Проповеди

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения

Пререкание
Более всего оскверняются добрые дела праведников и получают греховный порок от похоти, которая остается и в праведниках по Крещении и по оправдании и является грехом. И из-за нее дела праведников не могут быть чисты и свободны от греховного порока.

Отвечаем

Первым образом Крещения было обрезание (Кол.2:11). Второй образ – в Чермном (Красном – Примеч.) море (1Кор.10,2). Третий образ Крещения был в Иордане, исцелившем проказу Неемана (4Цар.5,14). Четвертый – в потоплении свиней в море (Мф.8,32). Пятый – в овечьей купели (Ин.5,1-4). Шестой – в Силоамской купели, омывшей и просветившей слепорожденного (Ин.9,6-7). Седьмой – Всемирный потоп (1Пет.3,20-21). Все это образы Крещения. Во всех них изображается отъятие и истребление грехов, а не покровение или невменение. Потому что при обрезании поистине отрезалась плоть. В Чермном (Красном – Примеч.) море поистине потонули египтяне. В Иордане поистине очистилась проказа. Так же рассуждай и о прочем. Поэтому и в Крещении поистине отнимаются и совершенно истребляются, а не прикрываются грехи.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-14 И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: «омойся, и будешь чист». И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился

Разгневанный мнимым невниманием к себе пророка Нееман высказывает распространенный на древнем и новом востоке взгляд народный, что для излечения от болезни необходимо, кроме призывания Бога, еще возложение руки целителя на больное место (ст. 11). Сирийские реки Авана (по др. чтению в Кеri, Амана) и Фарфар (евр. Парпар), по общему мнению, вытекали из Антиливана и орошали Дамаск. Первую отождествляют с нынешней Нахр-Барада, древним Chrysorrhoas (Onomast. 7); вторую - с нахр-ел-Авадж к югу от Дамаска (Onomast. 923). См. Badecker. Palastina u. Syrien. A. 7; s. 334. Послушание пророку со стороны Неемана (ст. 14) было вознаграждено точным исполнением слова пророка (ст. 10), исцелением и как бы полным обновлением Неемана.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible