Скрыть
И прибыл Ииуй в Изреель. Иезавель же, получив весть, нарумянила лице свое и украсила голову свою, и глядела в окно.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 30-31 И прибыл Ииуй в Изреель. Иезавель же, получив весть, нарумянила лице свое и украсила голову свою, и глядела в окно. Когда Ииуй вошел в ворота, она сказала: мир ли Замврию, убийце государя своего

Люди думали, что Иезавель будет плакать над своим погибшим сыном, но как только услышала, что прибыл царь, она нарумянилась, безумная старуха, украсила голову митрой и стала смотреть в окно так, чтобы ее было видно. Она думала, что, может быть, (Ииуй) соблазнится ее видом и возьмет в жены. Может быть, она слышала историю об Адонии, который во времена Соломона был соблазнен Ависагой Сунамитянкой и потребовал, чтобы она стала его женой, дабы с помощью царицы подняться на царский трон. Потому и она полагала, что Ииуй, желая укрепить и умиротворить тревожное и беспокойное новое царство, тоже пойдет стезёй Адонии.

Таковы были мысли Иезавели до тех пор, пока она ещё была в силах сдерживать себя. Но, увидев Ииуя, входящего в ворота, она вспомнила ужасное убийство своего сына и не смогла больше выносить вида его убийцы, не смогла больше сдерживать свою ярость: она грубо его оскорбила и обругала перед толпой, сказав: Мир ли Замврию, убийце государя своего? 31). Ничто не могло остановить ярость этой дерзкой женщины: ни надежда на брак, ни страх надвигающейся смерти, ни страх перед соперником, который размахивал мечом, угрожая ей. Она, мучившая других, не смогла спасти себя, но спровоцировала царя, словно сумасшедшая, обратившись к нему оскорбительными словами, чем разожгла его ярость, и ещё большее возмущение поднялось против нее.

…Ииуй, видя женщину, разговаривающую с ним и узнав в ней Иезавель, приказал стоящим рядом с ней евнухам выбросить ее в окно, и они выбросили ее с силой, и брызнула кровь ее на стену. Кони проходили там и растоптали ее труп, а через некоторое время псы разодрали ее плоть так, что никто не мог сказать: это была Иезавель.

Давайте рассмотрим символическое значение этого отрывка. Ахав был поражен в битве и пал, а после падения слуги его скорбели и плакали над ним и похоронили его в гробнице царей с почестями. Но такого не случилось с Иезавелью. После того как евнухи выбросили ее на землю и кости её были переломаны при падении, кони растоптали ее, а псы разодрали тело. Причина такой разницы заключается в том, что Ахав, даже совершив множество преступлений, время от времени раскаивался. Иезавель же не только попирала правосудие и вызывала гнев своим отвратительным поведением, но и подстрекала своего мужа к преступлениям и призывала его совершать беззакония, никогда не раскаиваясь ни во времена процветания, ни во времена бедствий, не сворачивая со стези порока. Даже когда ее приговорили к смерти, она разъярилась, как сумасшедшая. Итак, было много причин для того, чтобы правосудие было особенно суровым по отношению к ней.

Комментарии на 4-ю книгу Царств

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-37 И восстал Ииуй, сын Иосафата, сына Намессиева, против Иорама; Иорам же находился со всеми Израильтянами в Рамофе Галаадском на страже против Азаила, царя Сирийского. Впрочем сам царь Иорам возвратился, чтобы лечиться в Изрееле от ран, которые причинили ему Сирияне, когда он воевал с Азаилом, царем Сирийским. И сказал Ииуй: если вы согласны, то пусть никто не уходит из города, чтобы идти подать весть в Изрееле. И сел Ииуй на коня, и поехал в Изреель, где лежал Иорам, и куда Охозия, царь Иудейский, пришел посетить Иорама. На башне в Изрееле стоял сторож, и увидел он полчище Ииуево, когда оно шло, и сказал: полчище вижу я. И сказал Иорам: возьми всадника, и пошли навстречу им, и пусть скажет: с миром ли? И выехал всадник на коне навстречу ему, и сказал: так говорит царь: с миром ли? И сказал Ииуй: что тебе до мира? Поезжай за мною. И донес сторож, и сказал: доехал до них, но не возвращается. И послали другого всадника, и он приехал к ним, и сказал: так говорит царь: с миром ли? И сказал Ииуй: что тебе до мира? Поезжай за мною. И донес сторож, сказав: доехал до них, и не возвращается, а походка, как будто Ииуя, сына Намессиева, потому что он идет стремительно. И сказал Иорам: запрягай. И запрягли колесницу его. И выступил Иорам, царь Израильский, и Охозия, царь Иудейский, каждый на колеснице своей. И выступили навстречу Ииую, и встретились с ним на поле Навуфея Изреелитянина. И когда увидел Иорам Ииуя, то сказал: с миром ли Ииуй? И сказал он: какой мир при любодействе Иезавели, матери твоей, и при многих волхвованиях ее? И поворотил Иорам руки свои, и побежал, и сказал Охозии: измена, Охозия! А Ииуй натянул лук рукою своею, и поразил Иорама между плечами его, и прошла стрела чрез сердце его, и пал он на колеснице своей. И сказал Ииуй Бидекару, сановнику своему: возьми, брось его на участок поля Навуфея Изреелитянина, ибо вспомни, как мы с тобою ехали вдвоем сзади Ахава, отца его, и как Господь изрек на него такое пророчество: истинно, кровь Навуфея и кровь сыновей его видел Я вчера, говорит Господь, и отмщу тебе на сем поле. Итак возьми, брось его на поле, по слову Господню. Охозия, царь Иудейский, увидев сие, побежал по дороге к дому, что в саду. И погнался за ним Ииуй, и сказал: и его бейте на колеснице. Это было на возвышенности Гур, что при Ивлеаме. И побежал он в Мегиддон, и умер там. И отвезли его рабы его в Иерусалим, и похоронили его в гробнице его, с отцами его, в городе Давидовом. В одиннадцатый год Иорама, сына Ахавова, воцарился Охозия в Иудее. И прибыл Ииуй в Изреель. Иезавель же, получив весть, нарумянила лице свое и украсила голову свою, и глядела в окно. Когда Ииуй вошел в ворота, она сказала: мир ли Замврию, убийце государя своего? И поднял он лице свое к окну и сказал: кто со мною, кто? И выглянули к нему два, три евнуха. И сказал он: выбросьте ее. И выбросили ее. И брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее. И пришел Ииуй, и ел, и пил, и сказал: отыщите эту проклятую и похороните ее, так как царская дочь она. И пошли хоронить ее, и не нашли от нее ничего, кроме черепа, и ног, и кистей рук. И возвратились, и донесли ему. И сказал он: таково было слово Господа, которое Он изрек чрез раба Своего Илию Фесвитянина, сказав: на поле Изреельском съедят псы тело Иезавели, и будет труп Иезавели на участке Изреельском, как навоз на поле, так что никто не скажет: это Иезавель

Заговор Иуия против Иорама и убиение им последнего и Охозии иудейского. Ужасная смерть Иезавели

Кровавая расправа Ииуя с домом Ахава началась с главнейших, царственных представителей его: Иорама, Охозии (иудейского), Иезавели. Легкость и быстрота воцарения (ст. 13) и выполнения заговора Ииуя (ст. 14-15; обстоятельство пребывания Иорама в это время в Израиле здесь повторено после упоминания в VIII:29) показывают, что в народе и войске было крепко недовольство Иорамом и вообще домом Ахава (не без влияния здесь было убийство Навуфея, 3Цар XXI; сн. 4Цар IX:25 и д.), с другой - что Ииуй заслужил, вероятно, личными подвигами доверие войска и народа. Вместе с тем видны как решительность Ииуя, так и беспечность Иорама (ст.17-20); характерно для древнего и нового Востока положение охраны - сторожевые башни и сторожа, дающие сигналы властям и населению о появлении опасности (ср. Иез XXXIII:2). Беспокойство все более и более овладевало Иорамом, как показывает его, неоднократно повторяемый, вопрос: «с миром ли?» (см. 17, 19, 22). Роковая встреча с Ииуем произошла на бывшем участке Навуфея, что предвещало гибель обоим царям рода Ахавова (ср. 3Цар XXI:19, 23). Суровый ответ Ииуя (ст. 22) указывает на «любодейство» и «волхвования» Иезавели как на причину невозможности мира; названия эти, кроме собственного значения, в Ветхом Завете нередко означают идолослужение (Иер III:2-3; Иез XXIII:27; Мих V:12), а первое из этих названий приложимо к Иезавели и введенному ею в Израиле культу Астарты - и в собственном смысле; с тем вместе обвинялся и Иорам за попустительство или даже содействие. В совершенном Ииуем убийстве Иорама первый вид, в согласии, быть может, с общим мнением народа, исполнение пророческого слова Илии об Ахаве и его доме (3Цар XXI:19 след.) - тем более, что он с сопровождавшим теперь сановником был очевидцем преступного вступления Ахава во владение виноградником Навуфея. Гибель постигла и Охозию иудейского, внука Ахава и Иезавели (ст. 27; ср. 2Пар XXII:9); он был смертельно ранен на некоей возвышенности Гур (LXX: Γαί, Vulg.: Gaver; Евсев. Γήρ, Иероним: Ger, Onomast. 356) близ Ивлеама, города в Манассиином колене (Нав XVII:11; Суд I:27) и умер в Мегиддо, погребен же по-царски в Иерусалиме (2Пар XXII:9). Иезавель, узнавши о судьбе своих сына и внука и не видя спасения от меча Ииуя, решается, по крайней мере, умереть с достоинством: она совершает обычную у женщин Востока косметику, желая подействовать своей царской осанкой на Ииуя, затем она резко обличает Ииуя за убийство законного государя, называет дело Ииуя настоящим именем, а его самого - Замврием, напоминая неудачу и гибель последнего (3Цар XVI:9). После этого она была позорно умерщвлена, и теперь сам свящ. писатель свидетельствует (ст.26-27), что гибелью Иорама выполнено предсказание пророка Илии (3Цар XVI:19; ср. блаж. Феодорит, вопр. 31).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible