Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших,
Святые отцы
Прочие
- Экумений (†VIв.)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- Николай Зефиров, протоиерей (†1917)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Августин Аврелий, блж. (†430)
Ст. 9-11 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда
Человек не уклоняется до такой степени, чтобы совершенно обратиться в ничто; но, уклонившись к самому себе, становится менее, чем был, когда прилеплялся к Тому, кто обладает бытием высочайшим. Итак, оставить Бога и быть в самом себе, то есть быть довольным собою, не значит обратиться уже в ничто, но - приближаться к ничтожеству. Поэтому гордые в Священном Писании называются иначе угождающими себе.
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Ст. 9-11 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда
Беззаконники, говорит, соблюдаются ко дню суда для наказания, не потому, что они до дня суда, лишенные телесного облика, еще не отбывают наказания за грехи, но потому, что более тяжелая мука на суде им уготована, ведь они будут мучимы, восприняв тело, а не только душу, как сейчас.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 10 а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших
Теперь от вышеприведенных примеров (2Петр.2:1) апостол искусно перешел к главному предмету. Он говорит о проклятых николаитах, наасянах и кердониянах; ибо злоба их многоименна и рассматривается слитно, как сходная по скверным делам и именам. Они представляли начатками бытия мира Бездну и Молчание и некоторые из этих начатков странно называли матерями и веками (αίώνας); отсюда же и Маркион взял дурные семена. Затем, отвергнув участие Господа в творении мира и промышлении, они бесстрашно вдались во всякую плотскую нечистоту. Кто желает полнее узнать об этом, тот пусть возьмет в руки книгу Иринея Кельтского, составленную о них и надписанную «Против лжеименного знания»; в ней описаны грехи их, особенно развратнейшего Марка и растленных им женщин, и прочие гнусности, совершенные прочими, которых, по их зловредности, никто не сможет изложить письменно, ни вспомянуть. Неудивительно, что те, которые презирают и не боятся господства, бесстрашно поведут себя и пред всякой славой. Яснее скажет об этом святой апостол Иуда Фаддей, когда упомянет и о теле Моисеевом. А Петр только намекнул на это, коснулся и кончил речь. Но получив от него повод, мы говорим и о предлежащем.
Экумений (†VIв.)
Ст. 9-11 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда
То же здесь хочет сказать и Петр: эти безумцы нисколько не стыдятся злословить высших, хотя даже превосходящие [их], то есть этих грешников, крепостью и силою, не произносят, то есть не творят на них, то есть на высших, пред Господом укоризненного суда.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших
А наипаче тех и проч.: от общей речи апостол переходит частнее к тем лицам, против которых направляет слово обличения, к лжеучителям, которых далее и характеризует он. Это люди, идущие, или точнее — ходящие, вслед скверных похотей плоти, предающиеся похотям плотского осквернения. Разумеются всякие скверные плотские похоти, в особенности же, судя по связи речи и параллельным местам в послании Иуды (Иуд. 1:7) и у апостола Павла (Еф. 4:18 - 19; Рим. 1:24 - 27), похоти содомской, вопиющей на небо. — Презирают начальство: разумеются все власти, поставленные Богом для начальствования, как в Церкви, о которой как о обществе организованном идет речь и в которую вторглись эти лжепророки или лжеучители, производя в ней разделения, так и в гражданском обществе, на котором так или иначе отражается нестроением тот разврат, против которого ратует здесь апостол (Рим. 13:1 - 7; Тит. 3:1 - 2). — Не страшатся злословить высших: или — не трепещут злословия славных. Под славными, или высшими, разумеются власти еще высшие, чем обычные начальственные власти, высшее начальственное достоинство. Начальство лжеучители презирают, власти же высшие злословят, вместо того чтобы со страхом и трепетом благоговеть пред ними. «Неудивительно, что те, которые презирают и не боятся господства (начальства), бесстрашно поведут себя и пред всякою славою (высшими)» (Феофилакт). Известно, что лжеучители времен апостольских (гностики, еще в не вполне определившемся их виде) презрительно и с злословием относились к самым высшим властям в Церкви — апостолам Христовым, не говоря уже о начальстве епископов и пресвитеров.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 10-15 а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда. Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся. Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия. Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную
Преподав читателям руководственные наставления касательно осторожности в отношении соблазнов лжеучителей, Апостол теперь переходит к подробнейшей характеристике этих последних. Нравственная распущенность с наклонностью к противоестественным плотским порокам (ст. 10, 14) и дерзость в отношении ко всякой власти (ст. 10-11) особенно выделяются в мрачной характеристике лжеучителей. «Смысл (целой характеристики) такой: они, говорит Апостол, не имеют ничего свойственного чистоте, но пристают к чистому обществу, как пятна на чистой одежде. Когда обольстят кого-нибудь и успеют сделать попавшихся в их сети мужей и жен нечистыми, почитают это дело наслаждением, дополняя свое развращение. Они, и пиршествуя с вами, делают это не по любви и общению с другими, но потому, что находят это время удобным для обольщения женщин. Ибо они, имея глаза, смотрят не на что другое, как только на любострастие, и непрестанно имея это в виду и греша, как сыны проклятия, прельщают неутвержденные души. Ибо сердце их приучено ни к чему другому, как только к любостяжанию, т. е. к разврату или корысти, и через тот и другую оставив путь, могший привести их к спасению, они заблудились от него» (блаж. Феофил.).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Особенно должен постигнуть еретиков суд Божии за их разврат, и восстание против властей, и злословие высших носителей славы. Под «властями» здесь можно разуметь епископов и пресвитеров, а под «высшими» – Апостолов, так как известно, что еретики, чтобы иметь успех, часто злословили всех служителей Церкви, не исключая и Апостолов. Особенно часто это было относительно Апостола Павла; поэтому он говорил, что если бы Ангел благовествовал иначе, нежели он, да будет анафема.
Так же, но только положительнее ссылается на Ангелов и Апостол Петр, говоря, что Ангелы не осуждают благовестия Апостольского. Посему, заключает он, еретики вполне достойны наказания, если они бывают столь дерзки, что надмеваются не только над всеми церковными властями, но и над высшими носителями славы – Апостолами и, наконец, над Самим Господом славы, отрицая Его спасительные заслуги и пытаясь ниспровергнуть все Его дело.
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий
Николай Зефиров, протоиерей (†1917)
Здесь от общей мысли апостол переходит к частной. А наипаче, тех, т. е., а особенно не пощадит Господь тех лжеучителей, которые появились среди вас - христиан, не пощадит за то, что они идут вслед скверных похотей плоти, т. е. предаются разврату, презирают начальства, т. е. лиц поставленных как во главе церкви, так и общества, ибо вредя церкви, разрушают и общественную жизнь, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, т. е. поносят высшую верховную власть, а по отношению к церкви - ее представителей епископов, пастырей и учителей церкви; в ближайшем смысле применительно к временам апостольским под высшими или по славянскому переводу славными, разумеются апостолы, ибо иногда еретики поносили и злословили апостолов христовых.
Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т. 1. Соборные послания
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Опровержение сектантских возражений о Церкви.
Сектанты говорят: Никто из верующих не должен иметь власть над другими (Мк.10:43-44 Мф.20:26-27 ).
Ответ: Эти выражения не означают того, что в Церкви Христовой не должно быть ни высших, ни низших, а указывают на смирение и самоотвержение, которыми должны руководиться высшие в своих отношениях к верующим.
В Церкви Христовой есть «бóльшие» (Мф.23:11), «начальствующие» (Лк.22:26), «начальства», – «высшие» (2Пет.2:10), получившие от Господа власть (управления, суда) «к созиданию» (2Кор.10:8,13:2,10; Тит.2:15 и др.), которым остальные верующие обязаны повиноваться (Мф.18:17; Лк.10:16; Евр.13:17; 1Тим.4:12).
Православная Церковь и сектанты
Опровержение сектантских возражений о Церкви.
Сектанты говорят: Корей, Дафан и др. наказаны Богом, как бунтовщики (Числ.16:1-50), а мы, видно, неповинны, если Бог не наказывает нас за отвержение священноначалия.
Ответ:
«Не обманывайтесь, говорит апостол, … злоречивые … Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9-10).
«Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших» (2Пет.2:9-10;2Пет.3:9), а таковы и есть сектанты – лжеучителя.
Православная Церковь и сектанты
Сектанты говорят: Православные, почитая иконы, славу истинного Бога изменили в образ человека (Рим 1:23).
Ответ: Здесь апостол говорит не о христианах, а о язычниках, которые «изменили» (ἤλλαξαν от ἀλλάσσω – менять, переменять, променивать), т.е. заменили Бога всесовершенного, вечно живого Духа истуканами («поклонялись и служили твари вместо Творца» – Рим.1:25; Иер.2:11; Ис.42:8; Пс.105:19-21). Чествуя святые иконы, мы славы Божией не умаляем, так как икон не почитаем за Бога; божескую славу воздаем не веществу, а Единому Богу. «Тленный человек» – человек грешник с порочными наклонностями (2Пет.2:19;2Пет.2:10-12;18).
«О Боге надлежало думать», – замечает святой Иоанн Златоуст, – «что Он Господь всего, что Он сотворил сущее, что Он обо всем промышляет и печется. В этом состоит слава Божия. К кому же приложили ее язычники? Не к людям, но к образу, подобному тленному человеку. Даже на этом не остановились, но снизошли до животных, а лучше сказать, до изображений их... В язычестве можно было видеть изображения животных и пресмыкающихся, а также Аполлона и Диониса, почитаемых вместе с пресмыкающимися... Слово «предал» здесь означает «попустил..».
Бог предложил людям, вместо учения, мир, дал им разум и рассудок, способный понимать то, что должно. Но они ничем из этого не воспользовались для своего спасения и даже извратили то, что получили... Оставалось предоставить их им себе, что Бог и сделал, чтобы люди, посредством личного опыта узнавши все то, к чему они так сильно стремились, сами, наконец, бежали от позора».(1)
------------------------------------------------
(1) - Творения. Том. 9. 3 Бесед. на Посл. к Римлян., пунк. 2. 1903 г., стр. 513–514.
Православная Церковь и сектанты
Сектанты говорят: Крестное знамение есть печать антихриста (Откр.13:16-17).
Ответ: Так хулить могут только сектанты (2Пет.2:10; Иуд.1:18). Крестное знамение совершается от дней апостольских во имя Господа Иисуса Христа, а в Откровении (Откр.13:16-17) говорится о начертании имени зверя – антихриста, который явится пред вторым пришествием Иисуса Христа. Лжепророк антихриста сделает тогда, что всем положено будет начертание (χάραγμα – соб. начертанное, черта, знак, мета) имени зверя, подобно тому, как римские солдаты имели на руках выжженное свое имя, а рабы – имя господина.