Скрыть
Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 17-19 Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы. Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб

Вставивши многое в средину речи, между прочим пример Валаама, апостол опять начинает говорить о нечистых гностиках. Уподобляет их безводным источникам, потому что они утратили чистоту проповеди и сладкую воду жизни. Сравнивает их с облаками, гонимыми ветром, разумея ветр противный, почему и назвал его бурею, так как буря приводит гонимое ею в совершенный беспорядок. Они, говорит, облака не светлые, каковы святые, но темные, полные мрака. Приводит и причину сему, именно то, что они по суетности произносят речи надутые, привлекая плотской похотью в разврат тех, которые совершенно избегли его, или, если некогда и находились в заблуждении, то впоследствии покорили себя Господу. Сами, говорит, будучи рабами упомянутой нечистоты, которую по справедливости и назвал тлением, обещают обольщаемым свободу. А почему они иным обещают свободу, сами будучи рабами греха, приводит на это прекрасное доказательство: кто какой страстью побежден, тот и раб ее. Но это пространнее уяснится далее.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-19 Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы. Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб

Продолжая и заканчивая характеристику лжеучителей, Апостол уподобляет их безводным источникам и пустым облакам. «Уподобляет безводным источникам потому, что они утратили чистоту проповеди и сладкую воду жизни. Сравнивает их с облаками, гонимыми ветром, разумея ветер противный, почему и назвал его бурею, так как буря приводит гонимое ею в совершенный беспорядок. Они, говорит, облака не светлые, каковы святые, но темные, полные мрака» (блаж. Феофил.). В ст. 18-19 обратная речь ст. 17 раскрывается со стороны своего смысла и значения. Лжеучители «по суетности произносят речи надутые, привлекая плотскою похотью в разврат тех, которые совершенно избегли оного, или, если некогда и находились в заблуждении, то впоследствии покорили себя Господу. Сами, говорит, будучи рабами упомянутой нечистоты, которую по справедливости и назвал тлением, обещают обольщаемым свободу. А почему они обещают свободу, сами будучи рабами греха, приводит на то прекрасное доказательство: кто какою страстью побежден, тот и раб ее» (блаж. Феофил.).

Толковая Библия

Андрей Монах (†?)

Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении

И слова их суетны и надуты, говорит он, так что они наказываются не только из-за нечестия, но из-за величины нечестия.

Фрагменты

Иларий Арелатский, еп. (†449)

Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении

Всегда тщетна гордыня, которая создает пустого, то есть без Бога, человека.

Трактат на семь Кафолических посланий

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении

Надутое пустословие: характерное выражение гордой пустоты речи. Так характеризуется речь глупая, лживая, обманная, но гордая и заносчивая; она легкая и пустая, как безводное облако ветреное и мгла, надутая, как пузырь, но гордая; в ней нет ни духа, ни силы. — Уловляют в похоти и разврат: (см. прим. к 2Пет. 2:10, 14). — Едва отстали от находящихся в заблуждении: разумеются только что обратившиеся в христианство из язычества; и такие-то, еще не утвержденные в вере и добродетельной жизни души (2Пет. 2:14) лжеучители уловляют и развращают.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

2:17-19. Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы. Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении; обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.

        Желая яснее определить действительный характер еретиков, Апостол называет их безводными колодцами или руслами, которые видимо обещают удовлетворить духовную жажду, а на самом деле дарят лишь разочарованием. То же выражается в названии их облаками, гонимыми ветром и мглою, представляющеюся в пустынях в виде миражей, не дающих и капли воды.
       Пустоте и обманчивому виду жизни еретиков соответствует и речь их, исполненная пустословия и лживых обещаний, например, свободы, тогда как на самом деле, совращая людей с пути истинного в разврат, они повергают их в нравственное рабство плотским пожеланиям, сравн. (Ин.8:34); (Гал.5:13). За свою приверженность к чувственным удовольствиям еретики в этих самых удовольствиях найдут свое возмездие. «Ими же кто согрешает, сими и мучится», говорит Премудрый (Прем.11:17); сравн. (Гал.6:8). Таким образом, в самом своем разврате еретики понесут наказание через растление свое телесное и духовное. Кроме того, они получат божественное возмездие за презрение закона. Смерть грешников люта, но еще тягостнее их дальнейшая участь. «Идите от Мене проклятии (т. е. назначенные на погибель уже прежде сказанными законами) в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41), скажет им будущий Судия.
        Возникает вопрос: как могли явиться такие грешники среди первенствующих христиан (сравн. (Иак.2:1-4; 4:1-4)? Но Апостол с достаточною полнотой и ясностью раскрыл основания и условия, благоприятствующие к развращению их. Главная же причина – это отпадение от христианской веры и возвращение к прежним началам жизни, что и подало Апостолу повод высказать далее свое глубокое сетование на них.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О свободе.

Ин.8:32-34. «Познайте истину», т. е. Христа: Ин.14:6, «и истина сделает вас свободными» от рабства греху: Рим.6:17, хотя полной свободы от греха на земле не достигается: Рим.7:18-24. Стало быть, здесь разумеется не та свобода, которую обещают находящиеся в заблуждении 2Петр.2:18-19, а свобода евангельская: Гал.5:13; 1Пет.2:16.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible