Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.

Святые отцы

Прочие

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб

<…> то, что человек любит в этой жизни, и то мирское и тленное, к чему он как-то привязывается, это и есть то, на что обменивается Царство Небесное: ибо то, что человек любит, то и становится его богом, как сказано: «Имже кто побежден бывает, сему и работен есть». Поэтому человеку, истинно стремящемуся к вечной жизни и желающему получить Царство Небесное, необходимо быть выше всего и над всем, что имеется в этом мире, и переступить все границы мирского и всякую земную славу, и освободить себя от всех материальных уз, и возлюбить только небесную Христову славу, и не примешивать к этой любви ничего иного, и ничего не любить из принадлежащего этой жизни.

Собрание рукописей типа I. Слово 60

Августин Аврелий, блж. (†430)

Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб

Итак, когда человек, как говорят, предается похотям своим, он потому становится в них виновен, что, будучи оставленным Богом, он уступает им и с ними становится согласным – они его побеждают, захватывают, увлекают и овладевают им.

Против Юлиана-пелагианина

Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)

Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб

Итак, братья, тот, кто хоть одной страсти рабствует, находится в ее власти и не может слушаться заповедям Господним.

Катехизис 27

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 17-19 Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы. Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.

     Вставивши многое в средину речи, между прочим пример Валаама (2Петр.2:15), апостол опять начинает говорить о нечистых гностиках. Уподобляет их безводным источникам, потому что они утратили чистоту проповеди и сладкую воду жизни. Сравнивает их с облаками, гонимыми ветром, разумея ветер противный, почему и назвал его бурею, так как буря приводит гонимое ею в совершенный беспорядок. Они, говорит, облака не светлые, каковы святые, но темные, полные мрака. Приводит и причину сему, именно то, что они по суетности произносят речи надутые, привлекая плотской похотью в разврат тех, которые совершенно избегли его, или, если некогда и находились в заблуждении, то впоследствии покорили себя Господу. Сами, говорит, будучи рабами упомянутой нечистоты, которую по справедливости и назвал тлением, обещают обольщаемым свободу. А почему они иным обещают свободу, сами будучи рабами греха, приводит на это прекрасное доказательство: кто какой страстью побежден, тот и раб ее. Но это пространнее уяснится далее.

Толкование на 2-е послание апостола Петра

Иустин (Попович), прп. (†1979)

Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб

В действительности существует лишь одна свобода — святая свобода. Это та Христова свобода, которой Он нас освободил от греха, от зла, от дьявола. Она привязывает к Богу Единому и Истинному. Все другие свободы неистинны, призрачны, ложны, т. е. на самом деле все они — рабство, каторга. Обещаютсвободу, будучи сами рабы тления.

Подвижнические и богословские главы

Иларий Арелатский, еп. (†449)

Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб

То есть, какому пороку подчиняется, тому он и раб.

Трактат на семь Кафолических посланий

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб

Обещают им свободу и проч.: содержанием их надутого пустословия и льстивых речей служило лжеучение о христианской свободе, которое они ложно толковали и перетолковывали. По-видимому, эти лжеучители, как и все лжеучители апостольского времени, учением о свободе прикрывали плотскую разнузданность, как будто бы все было позволено ради свободы (ср. 1Пет. 2:16; Гал. 5:13 и мн. др.). — Будучи рабы тления (ср. 2Пет. 1:4; 2Пет. 2:12): тех грехов и пороков, которые ведут за собою тление и погибель. — Ибо кто и проч. (ср. 1Цар. 17:9). «Сами, говорит, будучи рабами упомянутой нечистоты, которую по справедливости и назвал тлением, обещают обольщаемым свободу. А почему они иным обещают свободу, будучи сами рабами греха, приводит на это прекрасное доказательство: кто какою страстью побежден, тот и раб ее» (Феофилакт). По военному праву древних победители побежденных делали своими рабами. Лжеучители сами и уловляемые ими были рабы греха, диавола и тления (ср. Ин. 8:34 и прим.; 1Ин. 3:8; Рим. 6:16).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-19 Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы. Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб

Продолжая и заканчивая характеристику лжеучителей, Апостол уподобляет их безводным источникам и пустым облакам. «Уподобляет безводным источникам потому, что они утратили чистоту проповеди и сладкую воду жизни. Сравнивает их с облаками, гонимыми ветром, разумея ветер противный, почему и назвал его бурею, так как буря приводит гонимое ею в совершенный беспорядок. Они, говорит, облака не светлые, каковы святые, но темные, полные мрака» (блаж. Феофил.). В ст. 18-19 обратная речь ст. 17 раскрывается со стороны своего смысла и значения. Лжеучители «по суетности произносят речи надутые, привлекая плотскою похотью в разврат тех, которые совершенно избегли оного, или, если некогда и находились в заблуждении, то впоследствии покорили себя Господу. Сами, говорит, будучи рабами упомянутой нечистоты, которую по справедливости и назвал тлением, обещают обольщаемым свободу. А почему они обещают свободу, сами будучи рабами греха, приводит на то прекрасное доказательство: кто какою страстью побежден, тот и раб ее» (блаж. Феофил.).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

2:17-19. Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы. Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении; обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.

        Желая яснее определить действительный характер еретиков, Апостол называет их безводными колодцами или руслами, которые видимо обещают удовлетворить духовную жажду, а на самом деле дарят лишь разочарованием. То же выражается в названии их облаками, гонимыми ветром и мглою, представляющеюся в пустынях в виде миражей, не дающих и капли воды.
       Пустоте и обманчивому виду жизни еретиков соответствует и речь их, исполненная пустословия и лживых обещаний, например, свободы, тогда как на самом деле, совращая людей с пути истинного в разврат, они повергают их в нравственное рабство плотским пожеланиям, сравн. (Ин.8:34); (Гал.5:13). За свою приверженность к чувственным удовольствиям еретики в этих самых удовольствиях найдут свое возмездие. «Ими же кто согрешает, сими и мучится», говорит Премудрый (Прем.11:17); сравн. (Гал.6:8). Таким образом, в самом своем разврате еретики понесут наказание через растление свое телесное и духовное. Кроме того, они получат божественное возмездие за презрение закона. Смерть грешников люта, но еще тягостнее их дальнейшая участь. «Идите от Мене проклятии (т. е. назначенные на погибель уже прежде сказанными законами) в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41), скажет им будущий Судия.
        Возникает вопрос: как могли явиться такие грешники среди первенствующих христиан (сравн. (Иак.2:1-4; 4:1-4)? Но Апостол с достаточною полнотой и ясностью раскрыл основания и условия, благоприятствующие к развращению их. Главная же причина – это отпадение от христианской веры и возвращение к прежним началам жизни, что и подало Апостолу повод высказать далее свое глубокое сетование на них.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Николай Зефиров, протоиерей (†1917)

Ст. 18-19 Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб

Они нахальными и вздорными речами уловляют в плотские похоти и разврат еще неокрепших в вере, едва отставших от тех людей, кои еще живут в заблуждении; обещают им свободу, а сами рабы тления. Это и понятно, потому что кто кем побежден, тот тому и раб.

Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т. 1. Соборные послания

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
Православные, почитая иконы, славу истинного Бога изменили в образ человека (Рим 1:23).
 

Ответ:   Здесь апостол говорит не о христианах, а о язычниках, которые «изменили» (ἤλλαξαν от ἀλλάσσω – менять, переменять, променивать), т.е. заменили Бога всесовершенного, вечно живого Духа истуканами («поклонялись и служили твари вместо Творца» – Рим.1:25; Иер.2:11; Ис.42:8; Пс.105:19-21). Чествуя святые иконы, мы славы Божией не умаляем, так как икон не почитаем за Бога; божескую славу воздаем не веществу, а Единому Богу. «Тленный человек» – человек грешник с порочными наклонностями (2Пет.2:19;2Пет.2:10-12;18).
«О Боге надлежало думать», – замечает святой Иоанн Златоуст, – «что Он Господь всего, что Он сотворил сущее, что Он обо всем промышляет и печется. В этом состоит слава Божия. К кому же приложили ее язычники? Не к людям, но к образу, подобному тленному человеку. Даже на этом не остановились, но снизошли до животных, а лучше сказать, до изображений их... В язычестве можно было видеть изображения животных и пресмыкающихся, а также Аполлона и Диониса, почитаемых вместе с пресмыкающимися... Слово «предал» здесь означает «попустил..».
Бог предложил людям, вместо учения, мир, дал им разум и рассудок, способный понимать то, что должно. Но они ничем из этого не воспользовались для своего спасения и даже извратили то, что получили... Оставалось предоставить их им себе, что Бог и сделал, чтобы люди, посредством личного опыта узнавши все то, к чему они так сильно стремились, сами, наконец, бежали от позора».(1)
------------------------------------------------
(1) - 
Творения. Том. 9. 3 Бесед. на Посл. к Римлян., пунк. 2. 1903 г., стр. 513–514.

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible