Скрыть
И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении.

Святые отцы

Прочие

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Ст. 1-2 Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении

О светлой христианской истине и святой жизни нередко люди судят по лживым учениям еретиков, выдающих себя за христиан, но в действительности извративших дух Христов, а также по разврату разных сектантов, дерзающих считать себя особыми избранниками Божиими. Знай, возлюбленный, что только в Православной Церкви Христовой истина и благодать, а вне Церкви нет и христианской истины и жизни… С самого начала Христианской Церкви и до конца мира сего постоянно будут со стороны духа злобы и его слуг – людей злых – попытки подделать, изменить дух Христов; в настоящее время этих фальсификаций святого Православия немало в стране нашей. Поэтому нужно быть всякому верующему на страже…

23 июля/5 августа 1927 г.

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание)

Иларий Арелатский, еп. (†449)

И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении

То есть каноническое учение будет обращено в ересь, или отвергнуты правила крещения, или потому, что сбиваются с пути истины.

Трактат на семь Кафолических посланий

Экумений (†VIв.)

И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении

Здесь апостол начинает обличение ереси николаитов, полагая их зло удвоенным - и учение у них нечестивейшее, и жизнь распутнейшая.

Комментарий на 2-е Кафолическое послание Петра

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении

И многие последуют и проч.: таковые пагубные действия лжеучителей не только не останутся без влияния на общество христианское, а напротив, многие последуют за ними в их лжеучении. Это лжеучение характеризуется как разврат, как преданность плотским похотям (2Пет. 2:18), следовательно, имеет не столько теоретический, отвлеченный характер, но, главным образом, практический, нравственный, как развратное настроение нравственное, как нравственная нечистота. Развратники — сами лжеучители и разврату учат своих последователей, и чрез них, то есть и самих лжеучителей, и их последователей путь истины будет в поношении. Выражение — путь истины — выражение ветхозаветное, употреблявшееся нередко и перешедшее в Новый Завет (ср. Быт. 24:48; Иер. 18:11; Ам. 8:14; Деян. 18:25) и означающее истинное и правильное богопознание и богопочтение. Что путь для путешествующих, то истинное богопознание и богопочтение для духовной жизни человека. Сам Господь есть путь (Ин. 14:6; ср. прим.) и истина; путем истины должен шествовать и христианин в Царство Небесное. Путь не истины, путь лжи и лжеучения, есть путь не правый, он не может привести в Царство Небесное, Царство истины. Путем лжи и лжеучения в лице лжеучителей и их последователей путь истины бесчестится и поносится, или хулится (ср. 1Пет. 4:14), так как истина Христова делается у них не истиною и, светлая сама в себе, она омрачается ложью и находится, таким образом, в поношении.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-3 И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет

Свое пагубное учение лжеучители имеют распространять в народе, руководясь побуждениями корыстолюбия, и будут иметь успех, грозящий гибелью и им, и обольщенным их последователям. «Чтобы показать, что они совершенно чужды божественного учения, говорит, что они употребляют льстивые слова» (блаж. Феофил.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

2:1-2. Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении.
 

      После непрямого указания в 1-й главе на лжеучения еретические, ниспровергающие истину христианского учения и жизни, теперь Апостол говорит о них прямо. Его речь о них пророческая, но очевидно, что это пророчество касается близких времен, так что Апостол предупреждал своим посланием от близкой опасности и вместе от самых далеких по времени еретиков. Определяя существо этих ересей, он называет их губительными, так как они будут состоять в отвержении Самого Господа Спасителя, чем навлекут на себя гибель и приведут к ней своих последователей; и на все основные истины христианского учения и вообще на все христианство они навлекут множество нареканий, тем более, что они (еретики) будут предаваться разврату, а их будут смешивать с истинными христианами.
       Указанные черты еретиков подходят ко многим еретикам первого века и всех вообще времен, так как большинство еретиков отвергали догмат искупления, но особенно близко подходят эти черты, как и дальнейшие, к еретикам гностикам, хвалившимся особенным ведением и считавшим безразличным всякий разврат, сравн. (Деян.20:30); (1Ин.4:1); (1Петр.4:14).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О любви к врагам.

Мф.5:44–45. Здесь говорится о любви к личным врагам, но к врагам общественного порядка – нарушителям святыни храма Сам Христос отнесся строго: Ин.2:15–17; предостерегали и св. Апостолы от врагов истинной веры и благочестия: Иуд.18:23; 2Петр.2:1–3; 3:16–17.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О судах и судьях.

Мф.7:1, 2, Мф.7:12. Здесь Господь запрещает осуждать ближнего: пересуды или злословие, иначе сплетничество, но судебные государств. учреждения признавал и Сам И. Христос законными и богоучрежденными: Ин.19:11; также и апостолы: 1Пет.2:13,14; Деян.25:10,11; непокорных, пустословов и обманщиков и т. п. строго осуждали и апостолы: Тит.1:10,11; Иуд.1:8-192Петр.2:1–3; Мф.7:15.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О ложных учителях.

Мф.7:13–15. Врата тесны бывают для тех, кто не любит мирские похоть плоти, очей, гордость: 1Ин.2:15–16, а например «к лукавым делателям», «отступникам от веры» и т. п. эти слова не относятся, но о них говорится: 1Тим.1:3–7; 4:1–2; 2Тим.4:3; 2Петр.2:1–3; 3:16–17; 1Кор.8:2. Лжепророки приходят для прельщения в овечьей одежде, т. е., по внешнему виду ничем не отличаются от овец – пасомых. Пастыри Церкви носят одежду отличную от пасомых.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О гонениях.
 

Мк.13:12-13. Бывают гонимы не только истинные христианe, но и лжеучители: Деян.5:36-37; но от этого последние, как беззаконно подвизавшиеся: 2Тим.2:5, спасения не получали, а скорее навлекали себе погибель: 2Петр.2:1-2.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О гонениях.
 

Лк.6:22. Поносят и гонят людей иногда по злым делам их: Деян.5:36-37; Ин.10:1; стало быть, одно положение страждущего и гонимого человека не может свидетельствовать об истинности его веры и вероучения: 2Петр.2:1-3.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О лжеучетелях.

Лк.9:50. Не ко всем эти слова могут быть одинаково отнесены. Сыновья первосвященника Скевы тоже хотели именем Господа изгнать злого духа, но потерпели поражение: Деян.19:13-16; в Евангелии же говорится, что грешников Бог не слушает: Ин.9:31, не послушает и лжеучителей: 2Петр.2:1-2; Деян.20:30.

 

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


Кто не со Христом?
 

Лк.11:23. Не со Христом тот, кто вводит пагубные ереси, отвергаясь искупившего Господа: 2Петр.2:1–2; 1Тим.4:12Тим.4:3; такие люди служат не Господу: Рим.16:18; апостол умоляет остерегаться их: Рим.16:17; Тит.3:10.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О сущности сектантства.
 

Мф.6:22-24. Здесь разумеется око духовное, могущее светить тогда, когда оно пребывает в Боге: Ин.15:4, и творит мир, а не религиозное разделение: Мф.5:9; Рим.16:17; Ис.6:10.

Лк.12:32. Малым стадом названо небольшое общество ближайших учеников (апостолов) Господа, в противоположность великому множеству народа: Лк.12:1; могут составлять «малое стадо» и люди отделившиеся от единства веры: Иуд.1:19, но этому стаду Писание не Царство обещает, а погибель: 2Петр.2:1-3.

Лк.21:14-15. Эти слова сказаны истинным последователям Христа и Его учения: Ин.15:4-5, пребывающим в Церкви: Мф.16:18, а не тем, кто «учит иному»: 1Тим.6:3-4; к последним более всего подходящи слова апостола: 2Тим.3:7; 1Кор.8:2.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О лжеучителях.

Ин.3:27. Здесь разумеется такой человек, как сам Иоанн Предтеча и другие истинные учители и посланники Божии, но не такие люди, которые предвосхищают сами себе честь: Евр.5:4, и не дверью входят: Ин.10:1; последних Христос предвидел и назвал лжехристами и лжепророками: Мф.24:24; так же их называли и апостолы: 2Петр.2:1-2.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О лжеучителях.

Ин.6:68–69. Апостол Петр и раньше исповедал Христа Сыном – Бога Живаго: Мф.16:16, но этим исповеданием не ограничился, и как сам учил паству свою: 2Петр.1:5–10, так и других пастырей умолял пасти стадо Божие: 1Пет.5:1–2. Тех, кто не слушал учения истинных пастырей, ап. Петр называет лжеучителями и предсказывает им погибель: 2Петр.2:1-4, появление таких лжеучителей предсказывал и ап. Павел: 1Тим.4:1.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О лжеучителях.

Ин.6:68–69. Апостол Петр и раньше исповедал Христа Сыном – Бога Живаго: Мф.16:16, но этим исповеданием не ограничился, и как сам учил паству свою: 2Петр.1:5–10, так и других пастырей умолял пасти стадо Божие: 1Пет.5:1–2. Тех, кто не слушал учения истинных пастырей, ап. Петр называет лжеучителями и предсказывает им погибель: 2Петр.2:1-4, появление таких лжеучителей предсказывал и ап. Павел: 1Тим.4:1.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О лжеучителях.

Ин.8:41-43. Господь Христос свидетельствует, что Он не Сам от Себя пришел, т. е. не самозванный посланник, но от Бога исшел: Ин.13:3;16:27-28; о самозванных же «посланниках», лжехристах и не понимающих речи Христовой говорится: 2Петр.2:1-3; Мф.7:15.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О священстве и лжеучителях.

Ин.10:1-4. Дверью входят те пастыри и учители церковные, о которых сказано в Писании: Мф.10:1-6; Ин.20:21-22; Деян.6:6;14:23; 1Тим.4:14; Тит.1:5; а «прелазящие инде», не дверью, т. е. воры и разбойники религиозной жизни, познаются на основании следующих мест Писания: 1Ин.4:1-3; 2Петр.2:1-2; их нужно беречься (остерегаться): Мф.7:15;24:4-5; Иер.23:16.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


Предостережение уклоняющимся в заблуждения.

Ин.10:9-10. Под овцами должно разуметь тех, кого Евангелист Иоанн в другом месте называет чадами Божими: Ин.11:52. Это люди от всякого колена и языка: Откр.5:9; люди, хотящие творить волю Божию: Ин.7:17. Эти люди не послушают ложных пастырей, помня предостережение евангелиста: Мф.24:23,26; и предсказание апостолов: 2Петр.2:1-2; 1Тим.4:1; 2Тим.3:1-2.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О вознаграждении за требы.

Ин.10:12. Православные пастыри не оставляют своих пасомых и без позволения не перебегают от них; следовательно, это место относится всецело к самозванным пастырям: 1Тим.1:6-7; 2Петр.2:1-2, а что вознаграждение за труды для пропитания не запрещается, об этом читай: Мф.10:10; Гал.6:6; 1Кор.9:7,11,13,14.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible