Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;
Святые отцы
- Василий Великий, свт. (†379)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Беда Достопочтенный, прп. (†735)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Прочие
- Иларий Арелатский, еп. (†449)
- Экумений (†VIв.)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- Николай Зефиров, протоиерей (†1917)
Василий Великий, свт. (†379)
Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания
Существа бестелесные и разумные допускают переворот или в действовании, или в воле, по сказанному: ангелов согрешивших не пощадил.
Августин Аврелий, блж. (†430)
Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания
В объяснение того, почему истиннейшее благочестие считает твердым и непреложным, что дьявол и его ангелы не будут участниками праведности и жизни святых, не может быть указано иной более правильной и очевидной причины, кроме слов Писания, никого не обманывающего, что Бог не пощадил и присудил держать их связанными на время в темницах подземного мрака и наказать на последнем суде, когда их примет вечный огонь, в котором они будут мучиться во веки веков.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания
Когда пришел с небес Христос, то самых главных из демонов Он заключил в бездну, и это ясно из того, что духи [Его] просили, чтобы Он не низвергал их в бездну. Ибо Он одних связал, а других изгнал [из людей], как видно из сказанного: Вот, Я дал вам власть над нечистыми духами (Мф. 10:1), ибо вы изгоняете бесов, говорит Он. В завершение же, в качестве большего наказания тем, которых Он прежде связал, Он их изгоняет, ввергая в вечный огонь.
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания
Указывая на это, Петр сказал, что Бог ангелов согрешивших не пощадил, потому что сами злые ангелы не благодаря Богу злыми стали, но являются злыми, согрешив. Следовательно, ангелы-отступники еще ожидают осуждения на последнем суде, хотя они уже претерпели наказание в преисподней, то есть в самой глубокой и темной небесной сфере, как в некоей тюрьме.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 3-9 И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет. Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) - то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания
И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами. Словом «из любостяжания» показывает, что они приобретают постыдным образом. Ибо любостяжание означает иногда несправедливость, а иногда вообще гнусность приобретения. Почему прилично употреблено слово «уловлять». Чтобы показать, что они совершенно чужды божественного учения, говорит, что они употребляют льстивые слова. Но, говорит, они получат должное за свое нечестие, именно смерть.
...суд им давно готов, и погибель их не дремлет. Слово «давно готов» означает предведение Божие. Ибо Бог по предведению как добрым приготовил блага, так и злым свойственное им место. Ибо суд давно готов. Не без причины начинает апостол с верующих, более почтенных, но желает показать, что они за свои грехи повинны большему осуждению. Они имеют то преимущество, что первые призваны к апостольству. Посему и за совращение с правого пути подвергнутся большему осуждению. С намерением представив доказательство в примерах, не вывел следствия одного вида, но соединил вместе пример и воздаяния праведникам. И ему нужно было бы сделать заключение о том, что выше предложено, то есть о грешниках, из-за которых и представлен пример, и сказать: если тех не пощадил, то ужели пощадит настоящих нечестивцев? или утвердительно: тем более не пощадит этих. Но апостол не так делает. Почему? Потому, что заключение само открывается, когда предложены два примера, добра и зла. Что идет к одному только злу, то не относится еще к добру. Ибо за добро не воздается злом. Итак, поскольку не достаточно было одним заключением закончить предложение, то он употребил иное выражение, и восклицанием закончил нужное. Для чего же к примерам худых людей он присовокупляет примеры добрых? Об этом скажем в соответствующем месте. Как мы выше сказали, по форме ясной речи не вытекает мысль из предложений, ибо не прибавлено заключения, какое обыкновенно следует за подобным словосочинением, но просто доказывается примером, что за грехи бывает наказание, а за правду награда. Апостол как бы так говорит: Бог умеет неизбежно наказывать без пощады живущих во грехах, как наказал ангелов согрешивших, людей предпотопных, города содомские. Умеет награждать и делающих правду, как наградил Ноя, Лота. Ход речи такой: сказано, что лжеучители наказаны будут за хуления свои и за развратную жизнь; представляются примеры: Бог не пощадил ангелов согрешивших, не пощадил и первого мира. Потом упоминаются подвизавшиеся в правде, и говорится, что Бог и Ноя, и Лота за их целомудрие сохранил от погибели современных им людей. Ибо Ной не увлекся нечестием людей предпотопных, и Лот нимало не подражал разврату жителей содомских, а когда они требовали на нечистоту Ангелов, принятых им в виде людей как странников, он не выдал Их, хотя и вытерпел весьма много обидного от наступавшей на него толпы. На это и указывается словом утомленного (2Петр.2:7). О Лоте же говорится и это: знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, и проч. Выше апостол ничего не говорил о праведниках; он говорил только о нечестивцах и о наказании их, а о праведниках упомянул в примерах. Это для того, во-первых, чтобы воспомянуть историю и погибели нечестивых и спасения праведных; во-вторых, для того, чтобы чрез сопоставление их выставить ужасную злобу грешников и светлые совершенства добродетельных; наконец, для того, чтобы убедить своих слушателей возненавидеть нечестие одних по причине наказаний за оное и возлюбить добродетель других по причине ее спасительности.
Иларий Арелатский, еп. (†449)
Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания
Три способа, какими согрешили ангелы: надменность, зависть и жадность. В этом месте показано, что грех есть, хотя бы он совершался не по плоти. И очевидно, что грех - это заговор.
Экумений (†VIв.)
Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания
Даже ангелы, наделенные несмешанной сущностью и удостоенные чести Господом, - даже они, согрешив, не получили прощения. Люди же не близки им по образу творения, и, если они согрешат, еще менее вероятно, что [Господь] сжалится над ними.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания
Для указания того, что лжеучителей издавна ожидает суд и погибель, апостол представляет три примера такого суда и погибели, с обозначением и спасающего действия Божия в отношении к праведникам, и с общим заключением на основании этих примеров, что Бог знает, как беззаконников судить и благочестивых избавлять от суда (2Пет. 2:9). Первый пример суда и погибели: суд и погибель согрешивших ангелов. — Бог не пощадил ангелов согрешивших: строгий, беспощадный суд Бог совершил даже, и прежде всего, над теми, относительно которых можно было бы предполагать, что они будут пощажены. Если же так поступлено с высокопоставленными и некогда славою возвеличенными, то не так же ли, или даже не строже ли, будет поступлено и с другими, менее значительными существами? — Ангелов согрешивших, или падших чрез грех. Это духи, созданные от Бога добрыми, но не устоявшие в добре и отпадшие от Бога, называемые в Писании диаволами (ср. Мф. 4:1, 24 и прим.). Грех, через который пали эти некогда добрые ангелы, не указан точно в Священном Писании, и о нем можно только догадываться, хотя самый факт падения и греха несомненен. Сам Господь говорит о диаволе, что он не устоял в истине и что он лжец, и отец лжи (Ин. 8:44; см. прим.); вот, значит, указание на причину падения диавола; он отпал от истины и уклонился в ложь. Царство истины закрылось от него, и ложь стала основанием его и жизненным началом; в его внутреннем существе не стало и нет истины, ее заменила у него ложь. У святого апостола Павла есть указание, что первоначальной причиной падения диавола был грех гордости (1Тим. 3:6), по которой он восстал против Бога и, по догадкам некоторых отцов Церкви, именно против Второго Лица Пресвятой Троицы, Сына Божия (ср. Евр. 1:6). — Связав узами адского мрака: в книге Премудрости Соломоновой (Прем. 17:17, Прем. 18:20), при изображении египетских казней, говорится, что подвергшиеся этим казням (беззаконные) были связаны неразрешимыми узами тьмы. Можно полагать, что в рассматриваемом месте этот образ послужил апостолу для изображения суда и наказания ангелов согрешивших. Так как узы здесь только образ для обозначения связующей силы мрака, то то же, несомненно, и в рассматриваемом месте, самый мрак держит их связанными и есть для них как бы узы. Как в этом месте, так и в послании апостола Иуды (Иуд. 1:6) употребляется слово мрак, а не тьма, глубокая тьма, и в 13-м стихе (Иуд. 1:13) у Иуды усиленное выражение — мрак тьмы. Если, впрочем, узы принимаются здесь и там не в собственном смысле, то мрак нужно понимать не в смысле только тьмы злобы злых духов, но действительной тьмы и мрака, и связанность, или заточение, в котором они находятся, нужно разуметь в смысле действительного заточения, духовного заключения в узах мрака. Только это заточение, или заключение, злых духов не есть заточение в каком-либо одном определенном месте, и будучи в Тартаре, они могут быть и на земле, обольщая людей (1Пет. 5:8; Лк. 8:31; Деян. 5:3; Деян. 13:10), подобно тому как плененные могут быть в известной степени свободны в месте их пленения. — Адского мрака: непереводимое по-русски выражение, так как и у святого апостола Петра это совершенно оригинальное выражение, которое не встречается ни в Ветхом Завете в переводе Семидесяти толковников, ни в прочих новозаветных книгах в этом виде, равно как и самое слово тартар. Тартаром у древних греческих (классических) писателей называется преисподнее место под землей, совершенно темное и холодное, равнозначительно со словом бездна (Лк. 8:31), тогда как ад есть вообще местопребывание отшедших, или умерших, душ (ср. Лк. 16:23 и прим.), а геенна есть место мучения осужденных грешников (ср. Мф. 5:22 и прим.). — Предал блюсти на суд для наказания: точнее — предал на суд для мучения. Падшие ангелы со времени самого падения мучаются в самом своем существе, как отпавшие от источника добра и погрузившиеся в зло; но их ожидает в будущем еще окончательный суд, хотя они уже были осуждены при падении и непрестанно осуждаются в своей совести, — и окончательное мучение, вечное, хотя и теперь мучаются. Суд разумеется последний (Мф. 25:41) и мучения вечные. Как убийцы и злодеи заключаются в оковы и сохраняются в заточении до произнесения над ними окончательного судебного приговора, так и Бог, свергнув с неба падших ангелов, заключил их в узы мрака, вне духовного света, радости, утешения и надежды, и в таком состоянии блюдет их на суд великого дня для окончательного наказания в вечном огне. Пребывают ли они в воздухе (Еф. 6:12), или на земле, или в Тартаре, или на небе (Откр. 12:10), искушают ли людей, побеждая нечестивых и побеждаясь праведными, — они ждут себе будущего Страшного суда и вечного мучения, подобно преступнику, приговоренному к смерти и не ожидающему себе никакой пощады; так Бог не пощадил и падших ангелов.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 4-8 Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные)
В подтверждение мысли о неизбежности суда и погибели на лжеучителей, Апостол указывает три примера такого суда Божия из истории древнего мира: суд над падшими Ангелами (ст. 4), над предпотопным человечеством, кроме Ноя с семьею (ст. 5 см. Быт. 6:8), и над нечестивыми городами Содомом и Гоморрою (ст. 6 Быт. 19), кроме праведного Лота (ст. 7-8). Грех Ангелов, о котором говорит здесь, ст. 4, Ап. Петр, а равно и Ап. Иуда в своем послании (Иуд. 1:6), весьма многие толкователи древнего и нового времени понимали в смысле плотского падения ангелов, причем своеобразно истолковывалось повествование (Быт. 6:2), согласно с некоторыми кодексами LXX-ти, Иосифом и Флавием (Antiquit. I, 3:1), Филоном (De Gigant. § 2), книгою Еноха (гл. 6-10) и многими иудейскими и древнехристианскими толкователями. Но с духом всей библейской ангелологии это объяснение не мирится (см. в книге проф. свящ. А. Глаголева - «Ветхозаветное библейское учение об Ангелах». Киев, 1900, с. 201-205 примеч.). По (Ин. 8:44), грех диавола состоял в отступлении или отпадении от истины и упорное коснение во лжи. Из (1Тим. 3:6) по аналогии заключали, что первоначальным грехом диавола была гордость, а по догадке некоторых учителей Церкви, именно в отношении Сына Божия (ср. Евр. 1:6).
«Адский мрак», слав. пленицы мрака, греч. σειραί ζόφου, - синоним бездны (Лк. 8:31).
Во втором (ст. 5) и третьем (ст. 6) примере Апостол обращает мысль читателей уже к библейской истории человечества, причем рядом с карою над нечестивыми указывает и спасение благочестивых. «Для чего же к примерам худых людей он присовокупляет примеры добрых?… Апостол как бы так говорит: Бог умеет неизбежно наказывать живущих во грехах, как наказал ангелов согрешивших, людей предпотопных, города Содомские. Умеет награждать и делающих правду, как наградил Ноя, Лота» (блаж. Феофил).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Пример погибели злых ангелов приводится Апостолом потому, что злые ангелы отверглись Бога, как своего Владыки, сравн. (Иуд.1:6); почему им до полного суда уготован тот же тартар (т. е. предварительное темное место заключения), который уготован и для всех отвергающихся от Бога, сравн. (Ис.24:21-22); (Лк.16:23). Если так поступлено было с ангелами, то тем неизбежнее погибель людей, восстающих на Христа. Но как убийцы и другие злодеи до произнесения окончательного суда сначала заключаются в темницу, так будет до времени и с еретиками.
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий
Николай Зефиров, протоиерей (†1917)
Ст. 4-9 Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) - то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания
Но, наказывая грешников, Господь пощадил всех, кто за свою праведность заслуживал Его милости. Так, наказав древний мир потопом, Господь спас Ноя, проповедника правды, и его семью, всего восемь душ; наказав города Содомские и Гоморрские, Господь спас праведного Лота, истомленного обращением между ними, ибо сей праведник, между развратными людьми, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша их дела беззаконные. Итак из всех этих примеров читатели послания должны были убедиться, что Господь, зная, как избавить благочестивых от искушения, милуя их, беззаконников соблюдает ко дню суда, для наказания.
Здесь остановим свое внимание еще несколько на стихе четвертом: Бог ангелов согрешивших не пощадил, но связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания. Под ангелами согрешившими разумеются те духи, которых св. Писание называет дьяволами и бесами. В чем состоял их грех? Разумеется ответа дать на этот вопрос человек не может. Но принимая во внимание слова Господа, сказанные некогда неверующим иудеям: „ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи“ (Ин.8:44), можно утвердительно сказать, что причиной падения (или греха) ангелов было то, что они не устояли в истине и уклонились в ложь; св. Ап. Павел причиною падения ангелов полагает гордость (1Тим.3:6).
Св. ап. Иуда говорит о падших ангелах, что они не сохранили своего достоинства и оставили, т. е. самовольно покинули, свое жилище. Связав узами адского мрака, т. е. Господь до времени последнего суда падших духов заключил в узы адского мрака, т. е. в место предварительного заключения; но в этом предварительном заключении они не лишены до времени суда некоторого рода свободы, ибо они являются среди людей на земле и соблазняют их на грех, как рыкающий лев ходит дьявол среди людей, ища кого поглотить. Предал блюсти их на суд для наказания. Подобно тому, как злодеи и преступники до дня окончательного приговора над ними находятся в местах заключения и стерегутся здесь и, будучи приговорены к смерти, не ждут уже себе никакого помилования, так и падшие ангелы, будучи уже осуждены на мучение, ждут себе этого окончательного приговора, будучи заключены в узах ада. (Толк. ап. Еп. Михаила 272 стр.). Итак Господь не пощадил согрешивших ангелов, не пощадил древний грешный мир, не пощадил развратных городов Содома и Гоморры, не пощадит и вообще беззаконников и лжеучителей.
Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т. 1. Соборные послания