Скрыть
и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 3-4 Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же

Из-за того, что для спасения многих, написанных в книге живых, не наступает вслед за словами само пришествие Господа, наглые люди нападают на верных с насмешками и говорят: где обетование пришествия Его? Но из-за того, что не исполнилось еще, по вышеупомянутой причине, одно обетование, несправедливо не верить и прочим спасительным заповедям Господа, как желают и домогаются люди злонамеренные. Так пустословили гностики того времени, именно: наасяне и лампетиане и евхиты. Все они, говорит, не знают; ибо добровольно смежают глаза свои перед истиной. Чего же не знают они? Того, что небеса, согласно книге Бытия Моисея, были из воды, - ибо, по словам его (Быт. 1:6), Сам Бог повелел быть тверди посреди воды, - равно и земля по повелению Его явилась из вод же, в которых прежде была погружена, что поскольку небо и земля состоят из вод, то неожиданно настал потоп, и что как во время потопа последовало разрушение чрез воду, так и теперь предлежит разрушиться всему чрез огонь, с чем вместе погибнут и нечестивые. Две главные стихии вселенной: вода и огонь, от которых получают бытие еще две стихии: воздух от испаряющихся вод, а земля - от вод сгущающихся, испарение же и сгущение сие производится огнем, чему поверит всякий, имеющий ум, ибо такую силу получила природа огня от Самого Творца Бога. Итак, если две только стихии, и первое истребление нечестивых было чрез воду, то совершенно необходимо, говорит, чтобы второе погубление нечестивых совершилось чрез огонь.

Толкование на 2-е послание апостола Петра

Иларий Арелатский, еп. (†449)

Ст. 3-4 Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же

Теперь Петр пророчествует о будущем, так как они [апостолы] - пророки Нового Завета.

…Все осталось так, как если бы не было потопа справедливого и не придет огонь суда

Трактат на семь Кафолических посланий

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же

Где обетование пришествия Его: такая же форма речи, какая была, например, у тех насмешников, о которых говорится в Книге пророка Малахии (Мал. 2:17) и которые нагло говорили: где Бог правосудия? Таковая же речь в (Лк. 8:25; Пс. 41:4; Пс. 78:10). — Где? То есть нет такового обетования, нет исполнения такого обетования. — Обетование: насмешники говорят это в смысле верующих, не веря сами ни в какое такое обетование. — Пришествия Его: разумеется будущее видимое пришествие Господа на последний суд мира при окончании царства благодати (Мф. 24:3; Мф. 27:37; 1Сол. 2:19; 1Сол. 3:13; 2Пет. 3:12). — Его: эти наглые ругатели не хотят даже произнесть достопоклоняемое имя Господа Иисуса Христа, а презрительно относятся к Нему с местоимением. — Ибо с тех пор и проч.: с начала все шло своим обычным порядком, ничего подобного тому, о чем говорится как о будущем пришествии, и не будет, как ничего подобного и не было, — такова мысль этих насмешников. — Как стали умирать отцы: отцы — в общем смысле предков, или всего рода человеческого, — с тех пор как начались на земле люди; от начала творения: еще более усиленное выражение — не только с того времени, как начали умирать люди, но даже с самого начала творения всеже идет своим заведенным порядком и на небе, и на земле во всех частях. — Все остается, или пребывает, так же: в сущности, в целом, кроме — разумеется — обычных частных перемен в природе и в жизни, не имеющих существенного значения для стояния основных законов мира. Основные законы мира действуют и будут действовать, по смыслу насмешников, о которых речь, всегда, как и действовали, и, следовательно, никакого особенного пришествия Христова не будет и не может быть; мир всегда будет такой же, как и был. «Страстно живущие по своим похотям… из-за того, что за предсказанием пришествия Господня не тотчас следует событие, но для спасения вписанных в книге спасаемых допущен промежуток, бесстыдно нападают на верующих и насмехаются над ними» (Феофилакт).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-4 Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же

Сущность лжеучения «ругателей» (έμπαίκται, насмешники), имеющих явиться «в последние дни», состоит в отрицании второго пришествия Христова. Хотя о таком лжеучении мы узнаем только из рассматриваемого места, однако, возможность и действительность его появления уже в апостольское время не подлежит сомнению. Лжеучители, здесь обличаемые, - натуралисты, ссылавшиеся на неизменность основных законов мировой жизни и всего вообще предшествующего мирового порядка, и отсюда делавшие заключение, что и в будущем жизнь мира останется неизменною, и никакой мировой катастрофы не предвидится. Подобное лжеучение, опирающееся на неизменность мирового порядка (ср. Еккл. 1:4), известно было еще задолго до христианства (ср. Прем. 2). В апостольское же время для возникновения рассматриваемого лжеучения могло иметь для себя особую почву. Известно, что в Солунской церкви ожидали скорого пришествия (парусии) Господа и скорбели о тех, которые не останутся в живых до открытия дня Господня (1Фесc. 4:13 cл.), почему Апостол Павел должен был нарочито успокаивать смущенных верующих (2Фесc. 2:1 cл.). И вообще многим христианам апостольского века было присуще ожидание близости парусии (Иак. 5:8; 1Пет. 4:7). Тогда против этого живого упования, иногда переходившего разумную меру, и выступила нравственная распущенность некоторых лжеучителей, не мирившаяся со днем суда Божия, всячески желавшая устранить мысль о нем, причем мотивом выставлялось, ст. 4, натуралистическое соображение о незыблемости мирового порядка и, кроме того не исполнившееся будто бы, обетование о парусии (быть может, указывалось на эсхатологическую беседу Господа, Mф. 24). «Страстно живущие по своим похотям, видя, что некоторые страшатся пришествия Господня, о котором с некоторыми богоносцами предвозвестил и Сам Господь, и потому путаются нечистою жизнью их, и особенно потому, что за предсказанием не тотчас следует событие, но для спасения вписанных в книге спасаемых допущен промежуток, бесстыдно нападают на верующих и насмехаются над ними» (блаж. Феофил.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

3:3-4. прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же.

         Высказав все необходимое о еретиках вообще, Апостол обращает особенное внимание на отрицание ими второго пришествия Христова. На основании неправильного понимания речей Господних относительно второго пришествия, еретикам, как и многим еще во время жизни Спасителя (Мк.10:37-38) и даже некоторым из Апостолов, казалось, что оно скоро должно было совершиться. Но так как оно не совершалось, то еретики говорили, что оно уже и не совершится, и что в мире все пребудет неизменно, срвн. (1Кор.15:12), как говорили древние отрицатели (времен Соломона): «род преходит и род приходит, а земля во век стоит» (Еккл.1:4), и как вещают некоторые и современные ученые (материалисты), проповедующие вечный круговорот жизни, не требующий будто бы Промысла Божия и Самого Бога.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О кончине мира.

Мф.24:33-34. Отсюда не видно, чтобы «под родом сим» разумелись люди нынешнего времени, тем более, что и Писание говорит о невозможности знать дня кончины Mиpa: Мф.25:13; 2Петр.3:4-8. Теперь еще нет всех признаков, какие предварят кончину Mиpa: Марк.13:24-25; Мф.24:30.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible