Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.12345678910111213141516171819202122Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.1234562Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.13Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на 2-я книга Царств 11:4
Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой.
Святые отцы
Прочие
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 3-4 И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина. Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой
Пусть лучше солнце померкнет, чем слова Давида предадутся забвению. Он впал в прелюбодеяние и [совершил] убийство, ибо увидел, сказано, купающуюся красивую женщину (2Цар 11:2) и возжелал ее, а потом привел свои помыслы в исполнение. И вот, пророк - в прелюбодеянии, жемчужина - в грязи. Но он еще не сознавал, что согрешил, - так был поражен страстью! Когда возничий пьян, то и колесница несется беспорядочно; а возничий и колесница - то же, что душа и тело. Если душа омрачена, то и тело валяется в грязи. Ибо, пока возничий стоит твердо, и колесница хорошо бежит; когда же он теряет силы и не может править вожжами, тогда и сама колесница оказывается в опасности. Так бывает и с человеком. Пока душа трезва и бодра, и само тело пребывает в чистоте; а когда душа омрачена, тогда и само тело погрязает в нечистоте и сладострастии.
Что же Давид? Совершил прелюбодеяние, но не сознавал этого и никем не был обличаем. И притом, [он совершил] это в глубокой старости, дабы ты узнал, что если будешь беспечен, то и старость не принесет тебе пользы, и, наоборот, если будешь усерден, то и юность не может повредить тебе. Ибо поведение [зависит] не от возраста, но добрые дела от доброй воли. <…> И чтобы ты узнал, что дела целомудрия зависят не от возраста, но от доброй воли, [посмотри на] Давида, который уже в старости впал в прелюбодеяние, совершил убийство и был в таком состоянии, что и сам не знал, что он согрешил, ибо возничий - ум - был опьянен невоздержанием.
Георгий Константинович Властов (†1899)
В то время, когда Давид в Иерусалиме, Иоав с войсками царя осаждает Равву, последнюю опору и надежду Аммонитян, после того, как Давид заставил их союзников оставить их одних, без помощи. В числе военачальников, подчиненных Иоаву под Раввой, был некто Урия, хеттеянин по происхождению, но женатый на еврейке Вирсавии, дочери Елиама (Елиам, или с перестановкой Амми-эль: Божий народ (Ам – народ; Ель, Елохим – Бог). Вторая форма имени в 1Пар.3:5. Такая перестановка слов встречается нередко в том же имени в Ветхом Завете. Вирсавия была внучка Ахитофеля (2Цар.23:34) советника Авессалома во время его возмущения (2Цар.15:31), который по всей вероятности был из колена Иудина, ибо он назван (2Цар.23:34) Гилонянином, а Гило в кн. Иис. Нав.15:51 – город из числа городов Иудиных на горах южной части Иудеи.), сына Ахитофеля из колена Иудина. Однажды вечером Давид с кровли царского дома своего видит через крыши купающуюся (на дворе своем) весьма красивую женщину, и с требовательностью восточного деспота посылает за ней и делает ее своею наложницею. Желая однако прикрыть присутствием мужа ее беременность, он приказывает Иоаву прислать Урию с поручением в Иерусалим. Приняв его ласково и одарив его по обычаю яствами и вином с царского стола, он приказывает ему идти ночевать к себе в дом. Но он встречается с чрезвычайно честным и богобоязненным характером глубоко преданного своему призванию воина, который считает непристойным войти в дом свой и спать с женою своею, когда «ковчег Божий и Израиль и Иуда находятся в шатрах, и господин мой Иоав и рабы господина моего пребывают в поле!» (2Цар.11:11). Тогда Давид, уже снизошедший до презренной хитрости, падает еще ниже и письмом поручает бессердечному и малосовестливому Иоаву распорядиться таким образом, чтобы Урия был убит неприятелем. Получив от Иоава уведомление о смерти Урии, Давид, – по окончании дней обычного плача Вирсавии по супруге своем, – берет ее формально в дом свой женой: «И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа» (id. ст. 2Цар.11:27). И родился Давиду сын от Вирсавии. Но этому ребенку не суждено было жить, он умирает младенцем в наказание отцу его преступнику, который душою привязался к Вирсавии и рожденному от нее сыну (2Цар.12:15-23) (Заметим, что все сказание о грехе Давида от 2Цар.11:2 и до 2Цар.12:26 – совершенно пропущено в 1Пар. (Ср. 1Пар.19:19 и 1Пар.20:1).