Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.15Вар.123456Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.1234Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.12345678910111213141516171819202122Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.1234562Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.13Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь;

Святые отцы

Прочие

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

Ст. 13-14 И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын

Видишь смиренномудрие царя, видишь его исповедание? Разве он был кем-то уличен? Немногие знали о его поступке. Дело сделалось быстро, и пророк тотчас предстал для обличения, и падший сознается в злодеянии. И поскольку он исповедался чистосердечно, то весьма скоро получил и исцеление. Ибо пророк Нафан, который угрожал ему, тотчас говорит: И Господь снял с тебя грех твой. <…> Блаженный же Давид, хотя прекрасно слышал слова: Господь снял с тебя грех твой, не прекратил покаяния, но вместо порфиры царь облекался во вретище, а вместо позолоченного престола царь сидел на пепле и земле. И он не только сидел на пепле, но и употреблял пепел в пищу, как и сам говорит: Я ел пепел, как хлеб, и питье мое растворял слезами (Пс 101:10). Он иссушил слезами похотливое око, говоря: Каждую ночь буду омывать ложе мое, слезами моими омочу постель мою (Пс 6:7). Когда царедворцы советовали ему вкусить хлеба, он не слушал их, но продолжал пост целые семь дней.

Поучения огласительные

Пакиан Барселонский, свт. (†390)

Ст. 13-14 И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын

Пусть будет стыдно грешить, но каяться не стыдно. Пусть стыдно будет подвергаться опасности, но не стыдно от неё освобождаться. Кто же отнимет у потерпевшего кораблекрушение доску, чтобы не спасся? Кто позавидует тому, у кого нужно исцелять раны? Разве не говорит Давид: Каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою (Пс 6:7)? И опять же: Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего (Пс 31:5)? И далее: Я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего (Пс 31:5)? Разве не ответил пророк [Давиду], когда стал он повинен в убийстве и любодеянии из-за Вирсавии, следующее: Господь снял [с тебя] грех твой?

Послания

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь

«Согрешил я пред Господом». Видишь, как пораженный болезнью он (сохраняет) благородство души? Не сказал он про­року: несчастный ты и жалкий, не решившийся даже обличить явно! Нет, он говорит: «согрешил я пред Господом». Что же на это пророк? «Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь». Скоро со­вершилось покаяние, но еще скорее даровано прощение. «Говори ты, – говорит, – чтоб оправдаться» (Ис.43:26). Де­лом ты согрешил, а покайся словом.

Это говорю я, чтобы слышали грешники и подпавшие греху, и не отчаивались в своем спасении. «Согрешил я, – говорит, – пред Господом». «И Господь снял с тебя грех твой». Ты сказал: меч падет на него, а я говорю: ты не умрешь. Видишь, как Бог рассудил тяжбу про­рока? «Припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться».

Беседа на надписание псалма 50, о покаянии Давида и о жене Урииной

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 13-14 И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын

Давид согрешил и когда пророк обличил его, то сказал: согрешил я пред Господом. И тут же ему было сказано: Господь снял [с тебя] грех твой; ты не умрешь (2Цар 12:13). Саул согрешил и когда пророк уличил его, то сказал: «Согрешил я», и грех его не был прощен, и гнев Господа остался на нем. Что же это может означать, как не одинаковость слов и неодинаковость сердец? Людям дано слышать слова - Богу читать в сердцах.

…Крещеный человек, который, однако, отступился и предал сие великое таинство, если всё же раскается до глубины души, если совершит покаяние, какое увидит Бог, как Он увидел сердце Давида, когда обличенный пророком и жестоко упрекаемый, после грозных предостережений Господа, воскликнул одно: согрешил. И тут же услышал: Господь снял [с тебя] грех твой. Такова великая сила этих трех слогов. Согрешил - всего три слога, и всё же через эти три слога огонь жертвоприношения сердца достиг неба. Так и те, кто совершили истинное покаяние и были освобождены от пут, которые их связывали и отнимали их от тела Христова, и вели достойную жизнь после своего покаяния подобно тому, как им следовало жить до него, и пошли путями праведных после воссоединения. Что же, они также обращаются к Богу и находят покой, и Царствия Божиего не лишатся, и от народа дьявола отделены будут.

Проповеди

Иоанн Лествичник, прп. (†VIIв.)

Согреших ко Господу возопило некогда сие блаженное смирение к Богу по совершении прелюбодеяния и убийства: и тотчас услышало: «Господь отъя согрешение твое».

Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь

Давид как бы пробуждается от глубокого усыпления, познает грех свой и исповедует его перед Богом. Вот образец истинного раскаяния, которое умеет смиряться среди величия! Давид согрешил как человек, но со смирением обратился к Богу. Как было искренне раскаяние и решительно обращение Давида, свидетельством сему служат Псалмы его (Пс. 50:2). Какое в них дышит живое чувство сокрушения! Какое пламенное желание загладить сделанный грех, который он оплакивает! Какая трогательная покорность в очистительных скорбях, которые ему посылаются милосердием и правосудием Божиим! Какое упование на бесконечное милосердие Божие! Какая высота духа в уничижении! Какое мужество в несчастии! Увы! Между нами нет никого, кто бы не имел себя упрекнуть в чем- нибудь! Мы, грешные подобно Давиду, будем подражать ему и в покаянии! Нас ожидают те же дары, проистекающие от преизбыточествующей благодати Иисуса Христа: покажем себя верными в употреблении их - и блаженство будет воздаянием нашим.

Начертание церковно-библейской истории

Николай Сербский, свт. (†1956)

Поучение о Давиде (2Цар.12:13; Пс.41:4)
 

Согрешил царь Давид Богу, покаялся, и Бог простил его. Большим был грех царя, но еще больше покаяние. Он был виновен пред Богом за два тяжких греха – прелюбодеяние и убийство, но когда его изобличил Нафан, пророк Божий, он с болью воскликнул: Согрешил я пред Господом. Исповедовал, значит, свой грех и раскаялся горько-прегорько. И сокрушенно молился Богу, плача, постясь, лежа на земле и перенося кротко страшные удары, которые Бог послал на него и на дом его, и на народ его из-за согрешения его. В своих покаянных псалмах он говорит: Я же червь, а не человек (Пс.21:7); ... От голоса стенания моего кости мои прильнули к плоти моей (Пс.101:6); не сплю (Пс.101:8); Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами (Пс.101:10); Колена мои изнемогли от поста (Пс.108:24).

Вот настоящее покаяние, вот истинный кающийся! Он не погряз в грехе и не впал в отчаяние. А, надеясь на милость Божию, каялся непрестанно. И Бог, любящий кающихся, смиловался над этим примерным кающимся. И простил Бог его, и прославил его над всеми царями Израилевыми, и дал ему благодать превеликую, чтобы пел он самые прекрасные молитвы покаянные и чтобы предсказал приход в мир Спасителя мира, причем от его колена. Видите, братья, сколь удивительна милость Божия по отношению к кающимся! Так понравился Богу этот кающийся Давид, что Бог не постыдился Сам взять на Себя плоть от семени его. Благо тем, кто не погряз во грехе, и тем, кто не впал в отчаяние из-за греха. Покаяние спасает и от одного, и от другого зла.

Господи Милостивый, смягчи сердца наши слезами покаянными. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Поучения святителя Николая Сербского на каждый день года (из «Охридского пролога»). Часть 1

Сальвиан Марсельский (†480)

Ст. 13-14 И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын

Ты видишь, какое суровое наказание претерпел столь великий муж всего за один грех. Немедленное осуждение последовало за преступлением, осуждение, которое тут же обратилось наказанием - ничего не откладывая, останавливая виновного и не перенося наказание на будущий срок. Потому он не сказал: «Поскольку ты такое сделал, то знай, что придёт суд Божий и тебя ждут адские муки». Нет, скорее, он так говорил: «Ты будешь наказан страданием немедленно, и меч Божьей строгости будет у горла твоего».

Что же далее? Виновный муж осознал свой грех, смирился, исполнился раскаянием, исповедался и оплакивал [вину]. Он каялся и просил прощения, снял с себя царские украшения, отложил шитые золотом одежды, пурпур и диадему. Он изменился и сердцем, и внешностью: он отложил в сторону всю свою царственность с её украшениями, облёкся в признаки кающегося скитальца, так что защитой ему стало запустение. Он истощал себя постом, иссушал себя жаждой, изматывал себя слезами и заточил себя в одиночество. И вот этот царь, обладатель такого великого имени, более величественный в своей святости, нежели в преходящей власти, превосходящий всех своими прежними заслугами, не смог избежать наказания, хотя так искренне искал прощения.

Наградой этого глубочайшего раскаяния было то, что он не осуждён на вечное наказание. Но всецелого прощения в этом мире он не заслужил. Что сказал пророк кающемуся? - Но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын (2Цар 12:14). Кроме горькой боли от утраты сына Бог желал, чтобы любящий отец ещё и понимал суровость наказания, а именно, что отец, оплакивающий горе, сам стал причиной смерти любимого сына, потому что сын, рождённый из преступления своего отца, убит был самим преступлением, в котором он и был зачат.

О правлении Бога

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о благотворении преставившимся, то есть о молитвах, милостынях, постах и особенно бескровных жертвах, приносящихся за умерших

Читаем это и о Давиде, совершившем прелюбодеяние и убийство. Хотя ему и был отпущен этот двойной грех, однако он перенес различные временные наказания, как говорится в Писании: И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: Господь снял с тебя грех твой (то есть «отпустил грех твой»); ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын (2Цар.12:13-14). И немного выше: итак не отступит меч от дома твоего вовеки (...) Так говорит Господь: Вот, я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему (...); ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем (2Цар.12:10-12). Здесь ясно дается понять, что после отпущения смертного греха остается наказание временное.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Георгий Константинович Властов (†1899)

2Цар.12:1-25

в это время в особенности выступает значение пророка, как вестника Господня, посланного, чтобы остановить царя-грешника на пути, ведущем к совершенному нравственному растлению. Монархия, начавшаяся при Сауле, окрепшая и упрочившаяся при Давиде, была по типу своему вполне подобна всем другим монархиям востока. Единственное, – но и коренное, – отличие ее от других монархий того времени – была вера в единого Бога, даровавшего Израилю законы Свои, слова вечной истины. Пока царь памятовал эти великие заветы, дотоле Израиль не мог пасть низко, как другие народы; но когда монарх забывал Бога, тогда он становился обыкновенным восточным деспотом и предавал народ свой всем безумиям идолопоклоннического растления нравов и самого разума. Так и было после разделения царств, когда на престолы двух царств входили цари почти язычники: израильтяне в это время по образу своей жизни и всего строя своей государственной и частной жизни ничем не отличались от соседних государству от Тира и Сидона, Дамаска и Сувы и Аммона и Моава, и далее лежащей Ассирии и всех других царств Азии. То же самое грозило царству Давида, если бы Господь не остановил его на пути деспотизма, который приносит в жертву страстям своим все чувствования чести и правды. Поэтому послание пророка к Давиду было великою милостью Божию, а его кротость и покаяние и смирение спасли его от окончательного падения, так как при готовности всех восточных народов исполнять все желания властелина, Давид, не покаявшийся, мог пасть ниже худших из царей, которые позже растлили нравы Израиля. Мы видели выше, что первосвященники, хранители закона обрядового, не играют роли в нравственном развитии народа; все нравственное влияние со времен пророка Самуила переходит к пророкам, которые представляют собою идею духовного развития, требуя от народа жертв духовных, отдания Господу Богу сердца своего, отодвигая на второй план предписания левитского закона и жертв материальных.

Все пророки, до величайшего из рожденных женами, Иоанна Крестителя (Мф.11:11), были предтечами Господа нашего Иисуса Христа, ибо, глаголя слова Божие по внушению Духа Святаго, «глаголавшаго в пророках», они вели человечество к понимание того, что закон обрядовый приуготовлял только сердце человеческое к пониманию заповедей Божиих и к восприятию высшего разъяснения этих заповедей, имеющего быть принесенным в мир Словом, которое восприяло плоть. «Таким образом закон был детоводителем ко Христу», говорит св. апостол Павел (Гал.3:24). Это значение закона Моисея и понимание заповедей в высшем духовном их смысле было неизменяемой темой всех пророчеств и псалмов, и когда Давид сознал глубину своего падения и тяжесть греха своего, то в искренности своего покаяния воскликнул: «Жертвы, Господи, Ты не хощешь.... Жертва Богу сокрушенный дух; сердце сокрушенного и удрученного не отвергаешь Ты, Боже» (Перевод архиепископа (позже митрополита) Филарета псалмов Давида в издании библейского Общества 1822 г. В нашем переводе прилагательные относятся к сердцу, в пер. м. Филарета к лицу, имеющему сокрушенное сердце.).

Изучение всех последующих пророков указывает, как эта проповедь истинного поклонения Богу – не одним только обрядом и жертвоприношением, но и духом человеческим – развивается и растет, приуготовляя человека к воспринятию священных слов Богочеловека о поклонении Богу в духе и истине.

Священная летопись. Том четвертый


2Цар.12:1-14

Пророк Нафан (2Цар.12) приходит по повелению Господню к царю Давиду и рассказывает ему притчу о богатом, отнявшем у бедного единственную его овечку, выставляя на вид царю все последствия грубого насилия, попирающего все законы правды и человеческих чувствований. Давид естественно приходить в негодование, и Нафан тогда говорить ему: «ты тот человек!» Тогда Нафан объявляет наказание Божие Давиду: «меч не отступит от дома твоего навеки; ... воздвигну на тебя зло из дома твоего» (ст. 2Цар.12:7,10-12).

В этом пророчестве есть важное для нас указание путей и судеб Божиих, постоянно повторяющееся в жизни пред очами нашими, если мы только умеем понимать, что происходит около нас и в нас самих. Давид коварно убивает Урию под стенами Раввы посредством тайного приказания, данного Иоаву, – и отныне вся жизнь его есть ряд войн и кровавых преступлений в самой семье его. Он осквернил и разрушил семейную жизнь Урии и в семье его возникает ряд кровосмешений, братоубийств, возмущений сыновей против отца, доводящих Давида до необходимости временно удалиться в изгнание. Господь не оставил его; покаяние Давида, «сердце его сокрушенное и смиренное» возвратило ему благодать; Дух Святый не отступил от него, но вся жизнь его сделалась полною опасностей и горя и страданий, которыми выкупалось великое совершенное им преступление.

Священная летопись. Том четвертый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь

И сказал Давид: согрешил я пред Господом. То же сказал некогда (1Цар XV:24) и Саул, но, как замечает Рамбах, «duo cum Saint idem, - non est idem». Слова царя и пророка Давида выражали полное сознание им своего падения, жгучее раскаяние в совершенном и несомненную решимость не повторять ошибки. Саул же, как мы заметили выше (см. пр. к 1Цар XV:24-31), сознавал свой грех, но не чувствовал его. Выразительным памятником душевных мук согрешившего Давида является его 50 псалом.

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   Каяться нужно в душе перед Богом (Пс.31:5;50:3), а не перед священником – грешным человеком..
 

Ответ:   В указанных псалмах говорится о покаянной молитве царя Давида, который, однако, каялся пред пророком Нафаном, посланным к нему Богом (2Цар.12:1-14). Таинства покаяния (разрешения грехов) в Ветхом Завете не было. Если и существовало тогда покаяние и исповедание грехов (Лев.4-6;16:21 и др.), то оно не давало прощения грехов, так как не было еще искупительной Христовой жертвы (Рим.3:25-26; Евр.10:1-4), а только ради этой жертвы каявшиеся избавлялись от наказаний, определенных судом Божиим (2Цар.12:133Цар.21:27-29; Ион.3:10 и др.). Человека безгрешного никогда не было на земле, нет и не будет (1Ин.1:8;10; и др.), только один Бог без греха (Откр.15:4). Совершив искупление Господь по любви к людям благоволил дать апостолам и их преемникам власть прощать или удерживать грехи, и верующие должны не только в душе каяться пред Богом, но и приходить к ним и исповедывать свои грехи (Деян.19:18) для получения прощения. В раскаянии только пред Богом нет еще надлежащего смирения, нет глубокого сознания своего недостоинства. В истинно кающемся естественно желание унизить себя, отдать свои поступки на суд духовного врача, который обличил бы его, найдя в нем недостаток сокрушения о грехах, и утешил бы, когда грешник предался «чрезмерной печали» (2Кор.2:7). Напротив, нежелание открыть пастырю Церкви грехи есть признак того, что они еще привлекательны душе, что к ним еще не чувствует она отвращения, что скорбь о вине пред Богом еще не искренна, не полна и не глубока.(1) Вот почему, нам кажется, сектанты и отвергают таинство покаяния.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
(1) - Остроумов С. Письма о правосл. благочестии. 1907 г., стр. 194, 203.

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible