Скрыть
но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын.

Святые отцы

Прочие

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

Ст. 13-14 И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын

Видишь смиренномудрие царя, видишь его исповедание? Разве он был кем-то уличен? Немногие знали о его поступке. Дело сделалось быстро, и пророк тотчас предстал для обличения, и падший сознается в злодеянии. И поскольку он исповедался чистосердечно, то весьма скоро получил и исцеление. Ибо пророк Нафан, который угрожал ему, тотчас говорит: И Господь снял с тебя грех твой. <…> Блаженный же Давид, хотя прекрасно слышал слова: Господь снял с тебя грех твой, не прекратил покаяния, но вместо порфиры царь облекался во вретище, а вместо позолоченного престола царь сидел на пепле и земле. И он не только сидел на пепле, но и употреблял пепел в пищу, как и сам говорит: Я ел пепел, как хлеб, и питье мое растворял слезами (Пс 101:10). Он иссушил слезами похотливое око, говоря: Каждую ночь буду омывать ложе мое, слезами моими омочу постель мою (Пс 6:7). Когда царедворцы советовали ему вкусить хлеба, он не слушал их, но продолжал пост целые семь дней.

Поучения огласительные

Пакиан Барселонский, свт. (†390)

Ст. 13-14 И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын

Пусть будет стыдно грешить, но каяться не стыдно. Пусть стыдно будет подвергаться опасности, но не стыдно от неё освобождаться. Кто же отнимет у потерпевшего кораблекрушение доску, чтобы не спасся? Кто позавидует тому, у кого нужно исцелять раны? Разве не говорит Давид: Каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою (Пс 6:7)? И опять же: Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего (Пс 31:5)? И далее: Я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего (Пс 31:5)? Разве не ответил пророк [Давиду], когда стал он повинен в убийстве и любодеянии из-за Вирсавии, следующее: Господь снял [с тебя] грех твой?

Послания

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 13-14 И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын

Давид согрешил и когда пророк обличил его, то сказал: согрешил я пред Господом. И тут же ему было сказано: Господь снял [с тебя] грех твой; ты не умрешь (2Цар 12:13). Саул согрешил и когда пророк уличил его, то сказал: «Согрешил я», и грех его не был прощен, и гнев Господа остался на нем. Что же это может означать, как не одинаковость слов и неодинаковость сердец? Людям дано слышать слова - Богу читать в сердцах.

…Крещеный человек, который, однако, отступился и предал сие великое таинство, если всё же раскается до глубины души, если совершит покаяние, какое увидит Бог, как Он увидел сердце Давида, когда обличенный пророком и жестоко упрекаемый, после грозных предостережений Господа, воскликнул одно: согрешил. И тут же услышал: Господь снял [с тебя] грех твой. Такова великая сила этих трех слогов. Согрешил - всего три слога, и всё же через эти три слога огонь жертвоприношения сердца достиг неба. Так и те, кто совершили истинное покаяние и были освобождены от пут, которые их связывали и отнимали их от тела Христова, и вели достойную жизнь после своего покаяния подобно тому, как им следовало жить до него, и пошли путями праведных после воссоединения. Что же, они также обращаются к Богу и находят покой, и Царствия Божиего не лишатся, и от народа дьявола отделены будут.

Проповеди

Сальвиан Марсельский (†480)

Ст. 13-14 И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын

Ты видишь, какое суровое наказание претерпел столь великий муж всего за один грех. Немедленное осуждение последовало за преступлением, осуждение, которое тут же обратилось наказанием - ничего не откладывая, останавливая виновного и не перенося наказание на будущий срок. Потому он не сказал: «Поскольку ты такое сделал, то знай, что придёт суд Божий и тебя ждут адские муки». Нет, скорее, он так говорил: «Ты будешь наказан страданием немедленно, и меч Божьей строгости будет у горла твоего».

Что же далее? Виновный муж осознал свой грех, смирился, исполнился раскаянием, исповедался и оплакивал [вину]. Он каялся и просил прощения, снял с себя царские украшения, отложил шитые золотом одежды, пурпур и диадему. Он изменился и сердцем, и внешностью: он отложил в сторону всю свою царственность с её украшениями, облёкся в признаки кающегося скитальца, так что защитой ему стало запустение. Он истощал себя постом, иссушал себя жаждой, изматывал себя слезами и заточил себя в одиночество. И вот этот царь, обладатель такого великого имени, более величественный в своей святости, нежели в преходящей власти, превосходящий всех своими прежними заслугами, не смог избежать наказания, хотя так искренне искал прощения.

Наградой этого глубочайшего раскаяния было то, что он не осуждён на вечное наказание. Но всецелого прощения в этом мире он не заслужил. Что сказал пророк кающемуся? - Но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын (2Цар 12:14). Кроме горькой боли от утраты сына Бог желал, чтобы любящий отец ещё и понимал суровость наказания, а именно, что отец, оплакивающий горе, сам стал причиной смерти любимого сына, потому что сын, рождённый из преступления своего отца, убит был самим преступлением, в котором он и был зачат.

О правлении Бога

Павлин Миланский, диак. (†Vв.)

Ст. 13-14 И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын

Самому кающемуся одной только исповеди недостаточно, покуда не последует исправление на деле, то есть покуда кающийся не перестанет совершать то, что требует раскаяния. Он должен душу смирить подобно святому Давиду, который, услышав от пророка, что грех его прощён, смирился ещё более в исправлении своего греха, так что ел пепел, как хлеб, и питьё своё растворял слезами.

Житие свт. Амвросия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible