А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими. И возвратился после того Давид и весь народ в Иерусалим.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.31   А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими. И возвратился после того Давид и весь народ в Иерусалим.

Иные порицают за жестокость Давида, подвергнувшего столь тяжким казням аммонитян?

Должно припомнить, как поступали они с израильтянами, выкалывая им правый глаз (1Цар.11:2). Пророки извещают и о других жестокостях их (Ам.1:13).
Посему понесли они наказание, равное своим злодеяниям
 

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ст. 30-31 И взял Давид венец царя их с головы его, - а в нем было золота талант и драгоценный камень, - и возложил его Давид на свою голову, и добычи из города вынес очень много. А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими. И возвратился после того Давид и весь народ в Иерусалим

Точно: славословие Бога, благодарение Богу за все случающееся скорбное, предание себя всецело воле Божией, с отвержением своей воли, молитва за врагов, благословение врагов, как орудий Промысла Божия, – и прочия святые делания: – и пилы, и трезубы, и секиры, и пещь плинфяная для греховных помыслов и ощущений. Ум наш, – таинственный Давид, – царь и предводитель воинства Израильтян, – помышлений и чувствований Богослужебных, когда возмет град и грады иноплеменников, тогда возвращается во Иерусалим со всеми Израильтянами своими, – в град мира, откуда выводила его война с иноплеменниками. На главе его венец Малхома – разум деятельный, приобретенный им на брани с греховными начинаниями, – в ея подвигах, трудностях, несчастиях и торжествах; с ним – «корысть многа зело» – опыты драгоценные, могущие препитывать, поддерживать его на будущее время, поддерживать и препитывать советующихся с ним. Талант весу в златом венце, приобретенном Давидом: тяжеловесен драгоценный разум деятельный; богатый опытностию, он не колеблется, не увлекается всяким являющимся уму помыслом, но с недоверчивостью разсматривает, испытывает его, хотя бы он и казался благим. Так Нав., военачальник Израильский, вопрошал представшего внезапно пред ним неизвестного витязя, хотя то был Ангел: «наш ли еси, или от супостат наших» (Нав. 5:13).

Письма

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими. И возвратился после того Давид и весь народ в Иерусалим

И народ, не соблюдший права народнаго, осудил на преселение, тяжкое рабство, и кажется, отчасти на сожжение в пещи бога его Молоха (Лев. 18:21).

[Вместо пещи плинфяной, некоторые переводы с Еврейскаго полагают пещь Молоха.]

Начертание церковно-библейской истории

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Аммонитяне

Аммонитяне
, или сыны Аммона (Быт.19:38) – были потомками Бен-Амми, сына Лотова, по кровосмешении его со своей младшей дочерью. Он родился вблизи Сура, но потомство его распространилось к с. и занимало гористые страны Галаада, между потоками Арноном и Явоком. Первоначально владения их граничили к с. потоком Явок, к з. Иорданом, к ю. Арноном и вдавались с восточной стороны в Аравию. Аморитяне, при своем царе Сигоне, изгнали аммонитян из плодороднейшей части их владений, лежавшей между двумя реками; но Моисей взял эту землю у аморитян и разделил оную между коленами Рувимовым и Гадовым. Вследствие того западной границей аммонитян сделался один из потоков р. Явок, при котором стоял их главный город Рабба, или Рабба-Аммон. Горы Галаадские составляли восточную границу земли Аммонитской, а страна Моавитская – южную.

Сыны Аммоновы предавались глубокому идолопоклонству (Суд.10:6). Главным идолом их был Молох, как полагают, одно и то же божество, что и Ваал. История их наполнена многими проявлениями гнева Божия, который они многократно навлекали на себя своим нечестием, хотя и были пощажены, по нарочитому повелению Божию, когда Израиль обошел страну их во время своего похода из Египта (2Пар.20:10,Втор.2:19).

Спустя 300 лет после сего царь аммонитский объявил войну израильтянам под тем предлогом, что они занимали страну его (Суд.11:13). После кровавой битвы аммонитяне были разбиты с большой потерей. В начале царствования Саула (1Цар.11:1) аммонитяне под начальством Гааса, своего царя, осадили город Иавис-Галаадский и согласны были заключить союз с жителями оного только при таком условии, чтобы у каждого из жителей был выколот правый глаз. Израильтяне потребовали семь дней срока для ответа и к концу его собрали значительное войско из 33тысяч для сражения с аммонитянами и так побили их наголову, что не осталось из них двоих вместе (1Цар.11:11). Через 50 или 60 лет после того умер один из царей аммонитских, и Давид, по-видимому обязанный некогда ему, отправил к его сыну и преемнику послов с изъявлением своего соболезнования. Это дружеское расположение, к сожалению, было встречено царем аммонитским враждебно; с посланниками Давида было поступлено грубо и оскорбительно. Ожидая, что Давид не преминет отомстить за оскорбление, они постарались запастись наемным войском из сирийцев. Давид, услышав об их враждебных замыслах, послал навстречу им Иоава с отборным войском израильским. Исход битвы был гибелен для аммонитян: они и их союзники были разбиты и бежали; Равва, столица, и прочие города их были разрушены израильтянами; венец царя их Давид взял и возложил на себя, народ же бывший во взятых городах вывели, клали под пилы, под железные молотилки, под железные топоры и бросали в обжигательные печи (2Цар.12:29,31).

Так поступил Давид, по словам свящ. историка, со всеми городами аммонитскими (2Цар.12:29-31). В состоянии рабства они оставались до царствования Иосафата. В союзе с моавитянами и другими народами они объявили войну Иуде, но были поражены чудесным образом (2Пар.20). После этого Иофам вступил с ними в войну, победил их и сделал своими данниками на несколько лет. Самый грозный суд Божий был произнесен над ними и их столицей за то именно, что они захватили и заняли часть земли Израильской (Иер.49:1-6), и за то, что они надменно торжествовали и глумились над израильтянами во дни их плена (Иез.25:2-7). Все сии грозные предсказания исполнились над ними во всей точности и силе, как, несомненно, то подтверждают и светские историки. Они как народ скоро исчезли с лица земли, и Ориген, писатель III в., говорит, что в его время они были известны только под общим наименованием арабов.

На том месте, где находился их главный город, разбросано в настоящее время бедное селение Емман, в двенадцати милях к ю.-з. от нового города Исалт. Главный город их в настоящее время есть в собственном смысле стойло верблюдов (Иез.25:5) и место для лежания стад; вся страна их, прежде столь многолюдная и цветущая, теперь обращена в обширную пустыню, изредка усеянную только стадами бедуинов.

Библейская энциклопедия 1891г


Пила

Пила
 (Ис.10:152Цар.12:313Цар.7:9) – строительный железный инструмент с зубцами, употребляемый для распиливания не только дерев, но и камней (3Цар.7:9). Иногда железными пилами распиливали побежденных или пленных врагов, особенно их начальников и вождей. Эта ужасная участь, по свидетельству Отцов церкви, постигла пророка Исаию, при царе Манассии (4Цар.21:16). В древности эта ужаснейшая казнь была известна у египтян, персов, фракиян; были примеры оной и во времена римских царей.

Библейская энциклопедия 1891г


Кирпич, кирпичи

Кирпич, кирпичи
 (Быт.11,3). Кирпич был строительным материалом у иудеев, как и в настоящее время, но величина кирпичей у них была много значительнее, чем у нас. Кирпичи, находимые в развалинах Вавилона, имеют каждый по одному футу в квадрате, видом своим походят более на черепицы, чем на кирпичи. Наиболее интересные подробности относительно выделки кирпичей находятся в связи с рабством и пленом евреев в Египте, с построением Вавилонской башни и т. п.
Слово кирпич в Священном Писании упоминается в первый раз в книге Бытия (Быт.XI,3), именно в следующих словах: И сказали друг другу (потомки Ноя): наделаем кирпичей и обожжем огнем, и стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И делали (египтяне) жизнь их горькою, замечает бытописатель, от тяжкой работы над глиною и кирпичами (Исх.1,14).
Кирпичи обыкновенно высушивали на солнечном жаре, хотя нередко прибегали для сего и к обжигательным печам (IIЦар.12,31). На берегах реки Нила всегда находилось много глины, и там, где она не имела надлежащей твердости, ее обыкновенно смешивали со соломой. Означенный кирпичный материал употреблялся для различных построек зданий, дворцов, храмов и т. п., как и в настоящее время.
Кирпичная работа вообще считалась делом трудным, грубым и делом невольников, равно как и евреев, находившихся в рабстве в Египте. На изображениях на древних египетских памятниках часто можно видеть различных чужеземцев, а быть может, и евреев означенного периода, занятых выделкой кирпичей, и среди них нередко можно различать фигуру смотрителя или надзирателя, обыкновенно с жезлом, за работами или с палкой в руке. Таким образом, египтяне с жестокостью принуждали сынов израильских к работам, совершенно верно замечает священный бытописатель, и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами (Исх.1,13-14). На памятниках верно воспроизведены все виды этой тяжелой, чисто египетской работы, как-то: валяние глины, сушка кирпичей, перенос их к месту строения и т. п.
Кирпичные дома нередко встречались в Палестине вместо каменных (Ис.9,10). Пророк Исаия соболезнует о том, что даже иногда жертвенники устраивались евреями из кирпичей вместо тесаных камней (Ис.65,3). Необожженные кирпичи и в настоящее время редко переживают одно поколение. В сырую погоду от них делается грязь на улицах, а в жаркую – густая пыль, вследствие того что они скоро трескаются.
В Египте, Дамаске и других странах и городах Востока жалкие кирпичные лачуги быстро исчезают с земли при сильных бурях. Стены домов, сделанные из высушенного на солнце кирпича, были далеко не безопасны. Их можно было скоро и без шума разобрать, и таким образом в такие дома легко мог проникнуть вор и убийца (Мф.6,19).

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

2Цар.10:9-11:1;
2Цар.12:26-31

Войска находятся под предводительством Иоава, но Давид находит необходимым собрать в помощь своему военачальнику «всех Израильтян» (2Цар.10:17) и лично вести их на помощь Иоаву, стоявшему пред Раввой Аммонитской и угрожаемому с двух сторон Аммонитянами и Сирийцами (id. ст. 2Цар.10:9-13). Иоав в первом сражении успел разбить войско союзников, но царь Сирии, Адраазар послал за подкреплением и вероятно Израильтяне были бы поражены, если бы в это время не подоспел сам Давид с ополчением Израиля. Он быстро выдвинулся против надвигавшихся полчищ сирийцев к Еламу, местности нам неизвестной, но по-видимому лежавшей к северу от Раввы и не далеко от нее. Здесь он одержал блистательную победу над сирийцами и принудил их заключить с ним мир. Аммонитяне остались без союзников и войска их заперлись в Равве Аммонитской. Равву послан был на следующий год (2Цар.11:1) осаждать Иоав, а царь Давид возвратился жить в Иерусалим (Позже, уже после греха Давидова Равва взята Иоавом, вызвавшим в окончательному приступу самого даря, чтобы честь взят Раввы принадлежала ему, 2Цар.12:26-31.). В это время он впадает в великий грех, за которым следует великое покаяние и тот великий псалом, который изображает на веки состояние души грешника, вопиющего о прощении пред бесконечным Милосердием.

Священная летопись. Том четвертый

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible