Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на 2-я книга Царств 13:5
И сказал ему Ионадав: ложись в постель твою, и притворись больным; и когда отец твой придет навестить тебя: скажи ему: пусть придет Фамарь, сестра моя, и подкрепит меня пищею, приготовив кушанье при моих глазах, чтоб я видел, и ел из рук ее.
Святые отцы
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 1-14 И было после того: у Авессалома, сына Давидова, была сестра красивая, по имени Фамарь, и полюбил ее Амнон, сын Давида. И скорбел Амнон до того, что заболел из-за Фамари, сестры своей; ибо она была девица, и Амнону казалось трудным что-нибудь сделать с нею. Но у Амнона был друг, по имени Ионадав, сын Самая, брата Давидова; и Ионадав был человек очень хитрый. И он сказал ему: отчего ты так худеешь с каждым днем, сын царев, - не откроешь ли мне? И сказал ему Амнон: Фамарь, сестру Авессалома, брата моего, люблю я. И сказал ему Ионадав: ложись в постель твою, и притворись больным; и когда отец твой придет навестить тебя: скажи ему: пусть придет Фамарь, сестра моя, и подкрепит меня пищею, приготовив кушанье при моих глазах, чтоб я видел, и ел из рук ее. И лег Амнон и притворился больным, и пришел царь навестить его; и сказал Амнон царю: пусть придет Фамарь, сестра моя, и испечет при моих глазах лепешку, или две, и я поем из рук ее. И послал Давид к Фамари в дом сказать: пойди в дом Амнона, брата твоего, и приготовь ему кушанье. И пошла она в дом брата своего Амнона; а он лежит. И взяла она муки и замесила, и изготовила пред глазами его и испекла лепешки, и взяла сковороду и выложила пред ним; но он не хотел есть. И сказал Амнон: пусть все выйдут от меня. И вышли от него все люди, и сказал Амнон Фамари: отнеси кушанье во внутреннюю комнату, и я поем из рук твоих. И взяла Фамарь лепешки, которые приготовила, и отнесла Амнону, брату своему, во внутреннюю комнату. И когда она поставила пред ним, чтоб он ел, то он схватил ее, и сказал ей: иди, ложись со мною, сестра моя. Но она сказала: нет, брат мой, не бесчести меня, ибо не делается так в Израиле; не делай этого безумия. И я, куда пойду я с моим бесчестием? И ты, ты будешь одним из безумных в Израиле. Ты поговори с царем; он не откажет отдать меня тебе. Но он не хотел слушать слов ее, и преодолел ее, и изнасиловал ее, и лежал с нею
Словно бы для того, чтобы показать, что близкое родство - не [гарантия] безопасности, Амнон воспылал постыдной страстью к своей сестре Фамари.
Фруктуоз Брагский, еп. (†665)
Ст. 1-14 И было после того: у Авессалома, сына Давидова, была сестра красивая, по имени Фамарь, и полюбил ее Амнон, сын Давида. И скорбел Амнон до того, что заболел из-за Фамари, сестры своей; ибо она была девица, и Амнону казалось трудным что-нибудь сделать с нею. Но у Амнона был друг, по имени Ионадав, сын Самая, брата Давидова; и Ионадав был человек очень хитрый. И он сказал ему: отчего ты так худеешь с каждым днем, сын царев, - не откроешь ли мне? И сказал ему Амнон: Фамарь, сестру Авессалома, брата моего, люблю я. И сказал ему Ионадав: ложись в постель твою, и притворись больным; и когда отец твой придет навестить тебя: скажи ему: пусть придет Фамарь, сестра моя, и подкрепит меня пищею, приготовив кушанье при моих глазах, чтоб я видел, и ел из рук ее. И лег Амнон и притворился больным, и пришел царь навестить его; и сказал Амнон царю: пусть придет Фамарь, сестра моя, и испечет при моих глазах лепешку, или две, и я поем из рук ее. И послал Давид к Фамари в дом сказать: пойди в дом Амнона, брата твоего, и приготовь ему кушанье. И пошла она в дом брата своего Амнона; а он лежит. И взяла она муки и замесила, и изготовила пред глазами его и испекла лепешки, и взяла сковороду и выложила пред ним; но он не хотел есть. И сказал Амнон: пусть все выйдут от меня. И вышли от него все люди, и сказал Амнон Фамари: отнеси кушанье во внутреннюю комнату, и я поем из рук твоих. И взяла Фамарь лепешки, которые приготовила, и отнесла Амнону, брату своему, во внутреннюю комнату. И когда она поставила пред ним, чтоб он ел, то он схватил ее, и сказал ей: иди, ложись со мною, сестра моя. Но она сказала: нет, брат мой, не бесчести меня, ибо не делается так в Израиле; не делай этого безумия. И я, куда пойду я с моим бесчестием? И ты, ты будешь одним из безумных в Израиле. Ты поговори с царем; он не откажет отдать меня тебе. Но он не хотел слушать слов ее, и преодолел ее, и изнасиловал ее, и лежал с нею
Никто не должен полагаться на бывшее целомудрие, потому что нет никого праведнее Давида и мудрее Соломона, но и их сердца омрачены были женщинами. Чтобы никто не полагал, что его целомудрие в безопасности в присутствии женщины, ему родственной, пусть вспомнит, как Фамарь была осквернена Амноном, сказавшимся больным. Соответственно, и монахи, и монахини должны жить столь целомудренно, чтобы могли благочестиво свидетельствовать не только перед Богом, но и перед людьми, давая последователям образец святости.
Правила монашеские
Георгий Константинович Властов (†1899)
Во дни Давида самые большие огорчения доставляют ему сын Ахиноамы Амнон, первенец его (2Цар.3:2 и 2Цар.13:21 с прибавлением Семидесяти), – которого можно считать предназначенным Давидом на царство, – и Авессалом, сын дочери царя Гессура (1Цар.3:3. Гессур область за Иорданом на границе Вассана и царства Дамасского. Ср. Втор.3:14), Маахи. У Авессалома была сестра красавица Фамарь и с преступной плотской любви Амнона к единокровной сестре своей начинается семейная драма. Во второй книге рассказано оскорбление Фамари Амноном и вслед за удовлетворением животной страсти его ненависть, вспыхнувшая в сердце его к несчастной девушке, которую он выталкивает вон из своей комнаты (Мы указываем на то, сколько жизненной правды во всех этих сказаниях книг Царств, как и всего Св. Писания. Эта ненависть, возникающая немедленно за удовлетворением плотского желания при совершенном отсутствии любви, есть черта поразительно правдивая. Прибавим, что по совершении а преступления Амнон понял и всю опасность его.). Сын Гессурской царевны, Авессалом, конечно не мог забыть нанесенного ему и его вдвойне царскому происхождение оскорбления, но с затаенною злобою и коварством и сдержанностью жителей востока он велит молчать сестре своей и, не показывая ни признака гнева, выжидает времени исполнить задуманный им план кровомщения. Во дни стрижки овец обыкновенно устраивали пир владельцы стад, и на такой пир зовет Авессалом сначала отца своего с его двором и с братьями, а за отказом отца, брата своего Амнона (вероятно как заместителя царя и наследника престола). Давид как-бы подозревал несчастье (2Цар.13:26), но Авессалом упросил отца, и вероятно Давид, надеясь на полное примирение братьев, согласился отпустить Амнона на пир вместе с другими царскими сыновьями (2Цар.13:29). На пиру, согласно, прежде пира, данному Авессаломом приказанию, Амнон был убит; все же другие царские сыновья спаслись бегством. Мы не смеем утверждать, но нам кажется, что план Авессалома кроме мщения – был убить и всех братьев своих, и что именно этот замысел подозревал Давид, когда в первый момент горя он разодрал одежды свои, доколе Ионадав не объяснил ему, что убит один Амнон. Очень возможно, что уже в то время Авессалом, гордый своим происхождением, замышлял восхитить венец, что ему удалось, как увидим, исполнить позже. После убийства Амнона Авессалом бежит за Иордан к деду своему Фалмаю, царю Гессурскому, и пребывает там три года: отец же его Давид не преследует его: «ибо утешился о смерти Амнона» (2Цар.13:39).
2Цар.13:1-39
Мы ничего не знаем о дальнейшей участи Фамари; знаем только, что у самого Авессалома была дочь, названная как тетка ее Фамарь, и что дочь ее, внучка Авессалома, Мааха, была замужем за сыном Соломона, царем Ровоамом (2Цар.16:27; 3Цар.15:2 (читай «внучка» Авессалома, так в 2Пар.11:20-21) В последних цитатах слово дочь указывает на известного деда.).