Скрыть
И сказал Давид Авессе и всем слугам своим: вот, если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему;

Святые отцы

Прочие

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 10-12 И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь? И сказал Давид Авессе и всем слугам своим: вот, если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие

Какой смысл печалиться, когда мы слышим поношение? Почему нам не подражать тому, кто говорит: Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром (Пс 38:3)? Или Давид только так говорит, но не так поступает? Нет, он так и поступал. Ведь когда Семей, сын Геры, поносил Давида, тот молчал; и хотя вокруг него были вооружённые мужи, он не ответил на поношение и не пытался отомстить: даже когда сын Саруин говорил ему, что надо снести ему голову, Давид не позволил [сделать это]. Но он пошёл нем и безгласен, он молчал, и не тронуло его, что назван был кровопийцей, потому что хорошо знал о своей кротости. Нападки не трогали его, ибо он исполнен был сознания множества добрых дел.

И тот, кого быстро задевает несправедливость, производит впечатление человека, заслуживающего оскорбления, даже если он хочет казаться этого не заслуживающим. Лучше тот, кто несправедливость отвергает, нежели тот, кто от неё страдает. Ведь отвергающий [несправедливость] смотрит на неё сверху, словно не чувствуя её; а вот страдающий от неё мучается, словно действительно её ощущает.

…Мы можем убедиться в том, что и святой Давид в этом роде добродетели не был неравным Павлу. Когда Семей злословил его и наносил тяжкие оскорбления, сначала он молчал и смирялся, молчал даже о добрых своих делах, зная о них. Затем же он даже просил злословить [его]; ибо, когда его злословили, он надеялся на сострадание Бога.

Смотри же, как он использовал и смирение, и праведность, и мудрость, дабы заслужить милости Господа! Сначала сказал: Пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида (2Цар 16:11). Здесь перед нами смирение; ибо он полагал, что предназначенное Богом нужно переносить спокойной душой, словно раб. Потом он сказал: Мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей (2Цар 16:11). Здесь перед нами праведность. Ведь если мы терпим отягощения от рук ближних, то что же мы злимся на то, что делают с нами чужие? Наконец, он говорит: Оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие (2Цар 16:12). Он не только стерпел поношения, но и отпустил человека безнаказанным, когда тот, бросая камни, следовал за ним. И даже более того. После победы он охотно жаловал Семею прощение, когда тот о нём стал просить.

Я хотел показать, что святой Давид в истинном духе Евангелия не только не чувствовал себя оскорблённым, но даже благодарен был своему поносителю и радовался, а не гневался за зло, которое, как он надеялся, воздастся ему благостью. Вот, будучи совершенным, он искал большего совершенства. Он разгорался от боли несправедливости как человек, но побеждал [себя] как добрый воин и терпел как храбрый борец.

Об обязанностях священнослужителей. Книга III

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 10-12 И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь? И сказал Давид Авессе и всем слугам своим: вот, если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие

Этим благим терпением мы укрепляемся даже тогда, когда пребываем в добром здравии, ибо среди камней преткновения мира сего наше истинное счастье отсрочено. <…> Этим терпением святой Давид перенес оскорбления злословившего его вениамитянина, и, хотя легко мог дать волю обиде и отомстить ему, он всё же воздержался от мщения, и, когда заметил в другом мстительное желание наказать задиру, также использовал свою власть венценосца, чтобы воспрепятствовать, а не осуществить возмездие. В то время он не страдал ни от ран телесных, ни от болезни тела, но он распознал время смирения и принял его как волю Господа, по причине чего испил горькую чашу уничижения с величайшим терпением и кротостью.

О терпении

Авва Дорофей, прп. (†565)

Ст. 11-12 И рече Давид ко Авессе и ко всем отроком своим: се, сын мой изшедый из чрева моего ищет души моея, а кольми паче сын Иеминиев: оставите его проклинати мя, яко рече ему Господь: негли призрит Господь на смирение мое, и возвратит ми благая вместо клятвы Его во днешний день

Где пророк Давид, который сказал о Семее: Оставите его, и тако да проклинает, яко Господь рече ему проклинати Давида. Мужу ли убийце говорил Бог, чтобы он проклинал пророка? Как, ужели Господь сказал ему (сие)? Но пророк, имея разум (духовный) и зная, что милости Божией ничто так не привлекает на душу, как искушения, и особенно наносимые и налагаемые во время скорби и нужды, сказал: оставите его проклинати Давида, яко Господь рече ему. Для чего? Негли призрит Господь на смирение мое, и возвратит ми благая вместо клятвы его. Видишь ли, как разумно поступал пророк? Посему-то он и остановил хотевших отмстить проклинающему, говоря: что мне и вам сынове Саруини? Оставите его проклинати мя, яко Господь рече ему. Мы же не хотим сказать о брате нашем, что Господь ему сказал, но если услышим (оскорбительное) слово, то поступаем подобно собаке, в которую когда кто-нибудь бросит камнем, то она оставляет бросившего и бежит грызть камень. Так делаем и мы: оставляем Бога, попускающего напастям находить на нас к очищению грехов наших, и обращаемся на ближнего, говоря: зачем он мне это сказал? зачем он мне это сделал? И тогда как мы могли бы получать большую пользу от подобных (случаев), мы делаем противное, и вредим сами себе, не разумея, что промыслом Божиим все устраивается на пользу каждого.

Из поучения 7-го. О том, чтобы укорять себя, а не ближнего

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И сказал Давид Авессе и всем слугам своим: вот, если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему

Тем больше сын Вениамитянина - из колена прежнего царя Саула.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible