Бобы
Огородное растение, упоминаемое в Священном Писании в числе других питательных продуктов, принесенных
Давиду во время его бегства от
Авессалома.
Бобы часто смешивали и доселе еще смешивают на Востоке в молотом виде с белой кукурузной мукой, и хлеб, выпекаемый из означенной смеси, выходил тверже и приятнее на вкус. Плиний упоминает, что
бобы смешивались с молотой пшеницей точно таким же образом.
В книге
пророка Иезекииля (
Иез.4:9) бедственное состояние иерусалимлян во время наступающей осады изображается под видом хлеба, испеченного из пшеницы, ячменя,
бобов, чечевицы и полбы. Садовые
бобы, сваренные с маслом и луком, доселе составляют любимое кушанье между жителями Леванта. Так называемые лошадиные
бобы (Vicia faba) употребляются на корм вьючных животных.
Горох
Горох (сушеные зерна) (
Лев.23:14;
1Цар.17:17;
2Цар.17:28). (по-еврейски
кали) – сушеные, или вареные, или поджаренные хлебные зерна, как-то: пшеницы, или ячменя, или бобов, или чечевицы, употреблявшиеся в древности в пищу. В Палестине, Сирии и Египте поджаренные хлебные семена и доселе составляют весьма приятное кушанье.
Чечевица
Чечевица (Быт.25:34; 2Цар.17:28,23:11; Иез.4:9) – растение из семейства бобовых. Евреи засевали чечевицей целые поля (2Цар.23:11); из муки чечевичной пекли хлеб (Иез.4:9) и приготовляли сочиво, или похлебку, или кашицу шоколадного или красного цвета. Такова, вероятно, была и та красная похлебка, за которую Исав продал Иакову свое первородство (Быт.25:30,34).
Давиду в Маханаиме, во время бегства его от Авессалома, между другими кушаньями принесли и чечевицу.
Средний класс Аравии и доселе очень любит кушанье из риса и чечевицы, приправленных коровьим маслом и чесноком; за восточным ужином это обыкновенное блюдо. В Египте и ныне чечевичный хлеб, при большой дороговизне, составляет пищу бедных классов населения.
Ячмень
Ячмень (Исх.9:31, Лев.27:16, Чис.5:15, Суд.7:13, Иов.31:40, Руф.1:22,2:17, Ин.6:9,13 и др.). Ячмень в большом количестве родился в Палестине и был в большом употреблении там. Евреи сеяли ячмень в начале нашего ноября, жатва ячменя начиналась ранее жатвы пшеницы, во второй день опресночный, т. е. в 16-й день нисана или нашего марта (2Цар.21:9; 4Цар.4:42).
Соседние с евреями народы, аравитяне, египтяне (Иов.31:40, Исх.9:31) и аммонитяне, также занимались обработкой ячменя в значительном количестве. Царь сынов Аммоновых в продолжение трех лет платил дань Иоафаму, царю иудейскому, и ежегодно присылал в Иудею по десяти тысяч коров ячменя (2Пар.27:5), т. е. более восьми тысяч с половиной наших четвертей.
Мука из ячменя составляла одну из жертвенных принадлежностей; она же употреблялась бедными для приготовления хлебов. Ячменный хлеб жесток и тяжел и почитался менее питательным, чем пшеничный, но здоровым, и составлял обыкновенную пищу для простого народа (Суд.7:13; 2Цар.17:28, Ин.6:9,13).
При Соломоне, за удовлетворением внутренних потребностей царства, множество ячменя отправлялось за границу. Для работавших на Ливане на постройку храма древосеков, рабов Хирама, царя тирского, Соломоном посылалось в пищу: пшеницы двадцать тысяч коров и ячменю двадцать тысяч коров, и вина двадцать тысяч батов, и оливкового масла двадцать тысяч батов (2Пар.2:10).
Ячмень употреблялся и на корм лошадям и мулам. У Соломона было сорок тысяч стойл для коней колесничных и двенадцать тысяч для конницы. Ячмень и солому для коней и для мулов доставляли приставники, каждый в свой месяц, по очереди, на место, где находился царь (3Цар.4:26-28).
Во время нужды и дороговизны ячмень, это дешевое произведение Палестины, продавался по неимоверно высокой цене. Так, напр., при осаде Самарии две меры ячменя, что равнялось почти половине нашего четверика, можно было купить только за один сикль, или за 3 руб. 87 коп. на наши деньги (4Цар.7:1).