Один из отроков Иоавовых стоял над Амессаем и говорил: тот, кто предан Иоаву и кто за Давида, пусть идет за Иоавом!

Прочие

Георгий Константинович Властов (†1899)

2Цар.20:9:15

на пути Иоав и Авесса встречают Амессая, которому Давид обещал главное начальство над войском, и ни перед чем не останавливавшийся Иоав, обнимая дружески Амессая, изменнически пронзает его мечом. Со смертью Амессая Иоав остается главою войска и с свойственною ему быстротою, решительностью и с несомненно выдающимися военными талантами он быстро прекращает возмущение. Савей запирается в крепости Авел-Беф-Маах, которая настолько сильна, что Иоав должен вести правильную осаду и «насыпать вал пред градом» (ст. 2Цар.20:15). Здесь нам приходится сказать несколько слов о весьма спорном тексте 2Цар.20:14: «Иоав прошел чрез все колена Израильские до Авела-Беф-Мааха и чрез весь Берим; и (все жители городов) собирались и шли за ним». Объяснение в скобках, даваемое текстом Семидесяти, есть по-видимому настоящее и правильное объяснение слова Берим, подававшего повод к недоумениям. Вульгата читает вместо Берим: «omnesque viri electi». Но и это разногласие объясняется, если принять во внимание толкование с одной стороны епископа Гервея (в Sp. Bible) и с другой Стэнли (в Jewish Church). Гервей настаивает на том, что Иоав забирает с собой гарнизоны всех городов, т.е. воинов, которые у Семидесяти названы «все жители городов», а в Вульгате «viri electi», и, усилив ими свой отряд, идет осаждать Абел-Беф-Мааху, в которой заперся Савей (О крепости Авел-Беф-Маах ср. 3Цар.15:20, где она как-бы в земле Неффалима; см. 2Пар.16:4 с тем же указанием, хотя тот же город назван Авелмаим, и опять тот же смысл представляет 4Цар.15:29, где говорится о нашествии Тиглат Пилезера, или Феглаффелассара Ассирийского. Во всех этих указаниях говорится о всей северной части страны, (заметим) по обе стороны Иордана. См. ниже мнение Стэнли.) Стэнли же делает замечание, что Мааха было имя матери Авессалома, царевны Гессурской, и очень может быть, что город, о котором идет речь, принадлежал не колену Неффалимову, а к Царству Гессура и Вассана, откуда родом была Мааха (См. в Speaker''s Bible note on 2Sam. III, 3: „Talmai, king of Gesbur»; см. еще в Библ. слов. Talmai, Maacah and Abel Beth Maacah.). Он думает еще, что не одни приверженцы Авессалома, но и приверженцы павшей Сауловой династии находились во главе возмутившихся Израильтян, запершихся в Абел-Беф-Мааху. Мы со своей стороны прибавим, что мы думаем, что в заговоре против Давида участвуют два сына Рицпы, наложницы Сауловой и пять сынов Меровы (В тексте еврейском (как и всех других библий) 2Цар.21:8 допущена очевидная описка: Мелхола была жена Давида и вместо этого имени надо читать «сестра Мелхолы» или Мерова, ибо муж ее, Адриэл, сын Вервеллия, указан и в тексте 2Цар.21:8 и в тексте 1Цар.18:19.) дочери Сауловой (2Цар.21:8), и что позднейшая выдача их Гаваонитянам на казнь, в отмщение за неизвестную нам какую-то жестокость Саула, была возмездием за участие в заговоре, которого главою выставляется какой-то Савей, сын Бихри, который едва ли не был только орудием в руках представителей династических интересов (Нам совершенно ничего неизвестно о жестокости Саула в отношении к жителям Гаваона. Жители Гаваона были те туземцы – Ханаанитяне, (точнее Евеи, Иис. Нав.9:7), которые хитростью испросили себе пощаду у Иисуса Навина (Нав.9:3-27). Можно только предполагать, что Саул в неразумной ревности своей нарушил клятву, данную Гаваонитянам Иисусом Навином, что они останутся живы, и начал истреблять их (2Цар.21:5). Так Dom Calmet (Dict, de la Bible) и Smith''s Bibl. Dict. Gibeab and Gibeonites.).

Священная летопись. Том четвертый

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible