Но́вый Заве́т:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
И похоронили кости Саула и Ионафана, сына его, [и кости повешенных на солнце] в земле Вениаминовой, в Цела, во гробе Киса, отца его. И сделали всё, что повелел царь, и умилостивился Бог над страною после того.
Прочие
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Цела (ребро, бок) (Нав.18:28; 2Цар.21:14) – город в колене Вениаминовом. В этом городе Давид похоронил во гробе Киса, отца Саула, кости Саула и Ионафана, сына его, и кости семи сыновей его, повешенных гаваонитянами на солнце.
Георгий Константинович Властов (†1899)
2Цар.21:10-14
В главе 2Цар.21 мы находим трогательный рассказ о матери казненных сынов Саула Рицпе, – как она все лето терпеливо защищала трупы повешенных (О повешенных на древе, после казни, см. наше пр. в Св. Лет. Втор.21:22. Так вероятно поступили и Гаваонитяне. Но по Втор.21:23 труп должен был быть снят с древа в тот же день, а Гаваонитяне, по происхождение Еввеи (Иис. Нав.9:7, Нав.11:19), – руководствуясь ли жаждою мщения, или по своим обычаям (2Цар.21:11) не исполняют этого. Снимает с древа кости Давид и погребает их. (Но ср. в ст. 2Цар.21:11 текст Семидесяти) на дереве детей своих от птиц и зверей (2Цар.21:10), доколе Давид не услышал об этом. По тексту Семидесяти сначала берет полуистлевшие кости с древа Дан «из потомков исполинов» (В тексте Семидесяти встречаются чрезвычайно интересные добавления, очевидно взятые из более полных рукописей. Дан несомненно сам был Гаваонитянин, так как Еввеи или Аввеи причислялись к племенам исполинским или упоминались вместе с ними. Ср. Чис.13:30 с прибавл. Семидесяти Чис.13:33; Втор.2:20-23 (Ср. прим. в Св. Лет). О скрещениях исполинских племен с пришлыми племенами существует несколько указаний, начиная с Голиафа (1Цар.17). См. напр. 2Цар.21:16,18 об Иесвии, потомка Рефаимов, и Сафуг (см. id. ст 2Цар.21:20,22). Ср. еще наши примечания в Свящ. Летописи на Втор.3:1-4,5-7,11), но потом сам Давид во-первых идет и берет в Галааде кости Саула и Ионафана из Иависа, жители которого погребли их близь своего города (взяв их из Беф-Сана 1Цар.31:8-13), и складывает их в фамильном склепе Киса, отца Саула, в Цела, в земле Вениаминовой. Но кроме того в этом же склепе (или пещере) Давид по тексту Семидесяти складывает кости и несчастных сынов Рицпы и Меровы, убитых Гаваонитянами (2Цар.21:12-14).