Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.12345678910111213141516171819202122Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.1234562Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.13Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на 2-я книга Царств 24:1
Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду.
Святые отцы
Прочие
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Почему исчисление сделал Давид, а наказание понес народ?
Народ наказан за собственные свои беззакония, потому что, оставив благочестивого царя, ополчился со злочестивым похитителем власти и отцеубийцею сыном, восставшим против благочестивого отца и пророка, поставленного на царство Самим Богом всяческих. Вину же их увеличивает и то, что Саула, осужденного и лишенного Божией благодати, не оставляли они, пока не кончил Саул жизни, между тем как Давид помазан был пророком; а Давида, – который был для них виновником тысячи благ, сокрушил дерзость иноплеменников, предал конечной гибели Амалика, а идумеев, моавитян, аммонитян, тех и других сириян покорил и поработил, принудив вносить дани, а притом имел и пророчественную благодать, – не только оставили, но и вооружились против него, поступали с ним как неприятели и содействовали злочестивому и беззаконному убийце-сыну. За сие-то подверг их наказанию Праведный Судия и наказал чрез Давида, потому что обида нанесена ему. Сие показывает и история: «Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян»; не сказано «в Давиде», но «во Израили». Предлогом только к наказанию было исчисление народа, ибо сказано: подвиже в них Давида, глаголя: «пойди, исчисли Израиля и Иуду.». Но не дано приказания словесно; иначе наказываемый за исчисление народа сказал бы: «Сам повелел исчислить». Давид же не сказал сего, но признавался, что согрешил. Поэтому не словесно приказал ему Бог исчислить израильтян, но попустил Давида дойти до сего помысла, потому что Владыка и Бог, как милосердый, полагает препятствие таким помыслам, которые не будут полезны. Даже замыслившему построить божественный храм Он объявил чрез пророка Нафана, чтобы не замышлял ничего подобного, но заботу о храмоздании сохранил сыну своему. А что таковой помысл произошел в Давиде не по содействию, а по одному попущению Божию, яснее показала сие книга Паралипоменон; говорит же так: «Воста́ же дiа́волъ на Изра́иля и подусти́ дави́да, да сочи́слитъ Изра́иля.» (1Пар.21:1). Не сказал писатель «воста сатана на Давида», но «на Израиля». Сатаною же на еврейском языке называется противник или отступник.
Итак, поскольку таковой помысл противен был Божественному обетованию, Бог всяческих сказал Аврааму: «сотворю семя твое, яко песок вскрай моря» (Быт.22:17) и «не сочтется от множества» (Быт.16:10), – то посему таковой помысл, как противный Божественному обетованию, писатель наименовал сатаною.
Родился же таковой помысл для наказания израильтян. Ибо сказано: «Воста́ же дiа́волъ на Изра́иля и подусти́ дави́да, да сочи́слитъ Изра́иля.»(1Пар.21:1). Так и здесь говорится, что «Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду».
Но если Бог Сам повелел, за что негодует? Итак, писатель выразил сим Божественное попущение. А если бы Владыка Бог повелел сделать сие, то почему Давид, исполнив Божию заповедь, раскаивается? Ибо сказано: «И убоя́ся се́рдце дави́дово по счисле́нiи люді́й, и рече́ дави́дъ ко Го́споду: согрѣши́хъ зѣло́, я́ко сотвори́хъ глаго́лъ се́й: и ны́нѣ, Го́споди, отими́ беззако́нiе раба́ твоего́, я́ко обуя́хъ зѣло́.» (2Цар.24:10).
Итак, явно, что писатель попущение назвал заповедью, потому что Бог мог воспрепятствовать, но не воспрепятствовал, намереваясь наказать чрез сие беззаконных. И сперва восхотел напомнить им обетование, данное отцам, и доказать истинность его, а потом показал и то, что от одного Иакова произошло столько тысяч и что, прияв столько благодеяний, всегда обнаруживали они лукавое сердце. Посему-то попустил сперва исчислить народ, а потом уже наказал. Гада же пророка послал к исчислявшему предложить на выбор три наказания: или голод, продолжающийся три года, или нашествие врагов, три месяца решительно побеждающих и преследующих, или смерть от язвы в продолжение трех дней. Пророк, сказав это пророку и царю, понуждал ускорить выбором, чтобы иметь ответ. Он говорил: «теперь рассуди и реши, что мне отвечать Пославшему меня» (2Цар.24:13). Но премудрый и правдивый царь, рассудив, что голода он может избежать, как царь, имея у себя много запасного хлеба, наказание же прострется на одних бедных, да и в войне ему можно избежать неприятельских рук, во-первых, воспользовавшись укрепленными и неприступными городами, а потом оградившись оными доблестными мужами, почел справедливым не заботиться о собственном своем спасении, но самому участвовать в наказаниях, налагаемых на народ. А такова язва, не знающая различия между богатым и бедным, боязливым и мужественным, рабом и властелином, простолюдином и царем, простирающаяся же равно на всех. А потому прочим наказаниям предпочел сие, в котором распределителем Сам наказующий. Ибо сказано: «И сказал Давид Гаду: тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне. [И избрал себе Давид моровую язву во время жатвы пшеницы.] » (2Цар.24:14).
И не обманулся в надежде, потому что Бог, угрожавший смертью в продолжение трех дней, послал смерть на шесть только часов. И если ко дням причислить ночи, то оказывается, что понесенная народом казнь есть только двенадцатая часть угрозы. Так, человеколюбивый Господь, устрашая согрешающих, делает большие угрозы, наказания же налагает гораздо меньшие угроз. Ибо оказалось по исчислении девятьсот тысяч в Израиле и четыреста тысяч в колене Иудином, и именно в возрасте, способном к военной службе, за исключением не достигших сего возраста или вышедших из оного и женщин, а сверх того, левитов и колена Вениаминова, не исчисленного также, потому что царь уже раскаялся; ангелом же умерщвлено только семьдесят тысяч, тогда как могли все погибнуть в мгновение ока, потому что карающий ангел не имел нужды во времени; в мгновение ока умертвил он первородных египетских и сто восемьдесят пять тысяч ассириян. Посему время требовалось по человеколюбию, а не по бессилию. Вдруг ангел явился Давиду наступающим на Иерусалим, с обнаженным мечом, чтобы просил он прощения. Достойны же удивления и сами слова царя. Ибо говорит: « вот, я согрешил, я [пастырь] поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего.» (2Цар.24:17). Давид, не зная причины, совершившееся назвал собственным грехом и умолял произнести правдивый приговор на него и на его род, выражаясь как истинный пастырь и подражая Сыну своему и Господу, положившему за овец душу Свою. А благий Господь, вняв молению, повелел создать жертвенник на том месте, на котором Божественное милосердие остановило казнь. Слова же «но Господь пожалел о бедствии » (2Цар.24:16) излишнее дело объяснять, потому что неоднократно был сказан нами смысл оных, а именно что слова сии означают перемену в домостроительстве.
Посему царь немедленно пошел и просил Орну иевусеянина продать гумно. Поскольку же Орна обещал даром отдать и гумно, и волов, и дерево от плугов, чтобы на гумне построен был жертвенник, волы принесены в жертву и дерево употреблено для возжжения огня, то царь сказал, что справедливость требует приносить дары Богу не из чужого, а из своего. Сему научившись у него, сын его Соломон советует, говоря: «чти Господа от праведных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих трудов правды" (Притч.3:9). Исполняя сие, царь купил гумно, создал жертвенник, принес жертву и умилостивил Бога. Должно же знать, что на этом месте премудрый Соломон построил храм. Сие показывает и история. Сказано: «и приложи Соломон ко олтарю последи, зане мал бе прежде» (2Цар.24:25). После сего (3Цар.1 и далее) дееписатель повествует об Орне, или Адонии (потому что имел два имени)(У Феодорита Адония называется Орной, потому что признает его за одно лицо с Орною иевусеянином): как замыслил он похитить царскую власть, как устроил богатое пиршество, из приглашенных на пир имея первыми военачальника Иоава и священника Авиафара, трапезу же совершал при некоем источнике, протекавшем перед городом, где зеленел царский сад. Так говорит Иосиф, а Симмах слово «источник» (3Цар.1:9) перевел словом «айн»; «айна» называет его и сирийский переводчик.
Максим Исповедник, прп. (†662)
Ст. 1, 15 Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду… И послал Господь язву на Израильтян от утра до назначенного времени; и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек
В книге Царств написано, что Бог возбудил Давида исчислить народ, а в книге Паралипоменон говорится, что это сделал диавол (1Пар. 21, 1). Как можно показать, что Священное Писание себе не противоречит?
Поскольку Апостол называет диавола богом века сего (2Кор. 4, 4), то исходя из этого следует понимать и написанное в книге Царств. Или иначе: поскольку помимо воли Промысла Божия не происходит ничего, но все происходит либо по благоволению, либо по домостроительству, либо по попущению, то благочестиво будет полагать, что в книге Царств Бог возбудил написано вместо «попустил», а в книге Паралипоменон диавол есть осуществитель и виновник. Умерло семьдесят тысяч человек (2Цар. 24, 15; 1Пар. 21, 14), то есть либо те, кто оказались с Авессаломом, либо те, кто охвачены страстью высокомерия и гордости. Согласно же созерцанию, это означает [следующее]: всякий Давид, который породил помышление не согласно благому расположению, а [охваченный] гордостью, раскаявшись, молится Богу, и – умирают его помышления, относящиеся к временному и преходящему – ведь число семьдесят, в связи c седмеричным кругом, означает движение времени. Поэтому лучше молить о прощении, чем терпеть преследования врагов-бесов или голод слышания слова Господня (Амос. 8, 11).
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду
Когда Бог являет человеку, или целому народу, милосердие Свое, и когда получающий благодеяния Его оказывается неблагодарным, тогда возгорается гнев его, и часто для Него достаточно бывает в наказание предоставить виновных влечению их собственных мыслей, чувствований и желаний: И не послушаша людие Мои гласа Моего, и Израиль не внят Ми, и отпустих Я по начинанием сердец их, пойдут в начинаниих своих (Пс. 80:12-13). Бог не влечет никого к злу, но, когда Он удаляется от человека, то диавол овладевает человеком.
«Поведение высших, - говорит Св. Григорий Великий, - бывает соответственно поведению подвластных им: часто случается, что царь или пастырь добродетельный впадает в погрешность вследствие грехов людей, находящихся под властью его. Давид, сей великий Пророк, которому Сам Бог дал такое славное свидетельство и которому Он открыл безвестные и тайные Премудрости Свои (Пс. 50:8), впал в грех гордости и повелел сделать народосчисление: наказание за этот грех пало на подданных его, которые и сами были во многом грешны». (Нравоуч. кн.23).
Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями
Георгий Константинович Властов (†1899)
2Цар.24:1-12
Вторая книга Царств упоминает в главе 2Цар.24 об одном из позднейших событий жизни и царствования Давида, а именно о моровой язве, вызванной гневом Божиим за исчисление Израиля и Иуды. Во время этого наказания Божия очам Давида открывается мир, нас окружающий; а пророк Гад указывает на место, на котором должен быть воздвигнуть жертвенник Господу. Это место именно то, на котором впоследствии воздвигнут Соломоном храм Господу Богу, по завету Давида, отца его.
Но прежде всего мы должны вникнуть, почему гнев Божий возгорелся на Израиль за исчисление народа (1Цар.24 и 1Пар.21). На это по-видимому совершенно правильное объяснение дает Флавий Иосиф (Древн. VII, 13 § 1), указывая, что исчисление народа Божия могло быть произведено только при соблюдении основного закона, изложенного в Исх.30:12: «когда будешь делать исчисление сынов Израилевых при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу при исчислении их, и не будет между ними язвы губительной при исчислении их (См. прим. на Исх.30:12,15 в Свящ. Летописи. Выкуп был положен самый ничтожный, по полу-сиклю (около 20 коп.) с поступающего в исчисление от 20 лет и выше. Но этот выкуп имел громадное нравственное значение: он напоминал Израилю, что каждый из них принадлежал Иегове, он не был ни чьим рабом, он был только рабом Господа Вседержителя. Это древнейшее заявление прав человека.). И народ, и сам царь в особенности должны были помнить, что народ Израильский есть народ исключительно Божий, что царь Израильский не восточный деспот, что не ему принадлежит народ и что он должен был памятовать о законе, который назначал «выкуп души» при исчислении с обязанностью употребить эти суммы на устройство скинии или на богослужение.
Вина Давида заключалась именно в том, что он совершенно забыл о священном характере исчисления народа Божия и придал этому исчислению исключительно военную цель, как видно из поручения его главному военачальнику Иоаву (2Цар.24:2,9), ибо: «оказалось, что Израильтян было восемьсот тысяч мужей сильных, способных к войне; а Иудеян шестьсот тысяч».
Замечательно, что Иоав сам отговаривает царя делать эту перепись. Давид однако настоял на своем и понял свой грех лишь после того, как Иоав подал ему список переписи (ст. 2Цар.24:10). Но тогда к Давиду по повелению Божию является «прозорливец» пророк Гад, к которому было слово Господне: «пойди и скажи Давиду: так говорит Господь: три наказания предлагаю Я тебе; выбери себе одно из них, которое совершилось бы над тобою».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду
Перепись евреев. Моровая язва. Жертвенник Господу на гумне Орны
Гнев Господень опять возгорелся на израильтян. Мысль Давида о перечислении евреев и последовавшая затем повальная болезнь народа рассматриваются как попущение Божие на израильтян за их прегрешения. Одним из главных прегрешений Израиля данного времени является (по мнению многих древних и новых толковников) участие его в возмущениях против богопомазанного царя и пророка Давида, лучшего из царей еврейских.
Израиля и Иуду, т. е. все еврейские колена, вошедшие потом в состав Израильского и Иудейского царства.