Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на 2-я книга Царств 24:3
И сказал Иоав царю: Господь Бог твой да умножит столько народа, сколько есть, и еще во сто раз столько, а очи господина моего царя да увидят это; но для чего господин мой царь желает этого дела?
Прочие
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Иоав
Иоав (Господь есть Отец) (2Цар.2:18) – один из трех племянников Давида и его военачальник (1Пар.2:16,11:6).
Иоав в первый раз упоминается в кн. Царств еще во время воцарения Давида в Хевроне. Во главе Давидовых слуг Иоав встретил Авенира, перешедшего с войском Иордан из Маханаима (резиденции Иевосфея), близ Гаваона, и разбил его. Сам Авенир, обратившийся в бегство и преследуемый Асаилом, единственно ввиду самозащиты, убил его, несмотря на то что Асаил отличался быстротой своего бега. Слова Авенира к Асаилу: отстань от меня, чтобы я не поверг тебя на землю; тогда с каким лицом явлюсь я к Иоаву, брату твоему? (2Цар.2:22) указывают, что между Авениром и Иоавом в то время еще не существовало непримиримой вражды.
Вскоре после того, во время случайного отсутствия Иоава, Авенир посетил Давида в Хевроне и предложил ему царствовать над всем народом израильским. Давид принял его предложение и отпустил Авенира с миром. Иоав узнал об этом и, с одной стороны, желая отмстить за смерть Асаила, а с другой, опасаясь, чтобы Авенир со временем не занял при Давиде его места, обратился к Давиду с упреком за милостивый прием, оказанный Авениру, а потом, вернув его в Хеврон, вероломно умертвил его в городских воротах (при кладезе Сир, как сказано в еврейском, – ныне источник, называемый Айн Серах, находящийся в двух милях от Хеврона). Узнав о вероломстве Иоава, Давид проклял мстительность его и почтил память Авенира погребением, постом и плачем. Смертью ли подлого умирать Авениру? – восклицал он, руки твои не были связаны, и ноги твои не в оковах, и ты пал, как падают от разбойников (2Цар.3:33-34).
Затем, занявши место Авенира и получив высокую должность военачальника, Иоав служил Давиду до самой его смерти с непоколебимой верностью, при помощи брата своего Авессы, начальника храбрых (1Пар.11:20; 2Цар.10:10). Постоянным его местопребыванием был Иерусалим, но сверх того он имел особенный дом в пустыне (3Цар.2:34) и поля, засеянные ячменем (2Цар.14:30). При осаде Иевуса, или Иерусалима, в возобновлении которого, как видно из последующей истории, Иоав принимал сильное участие (1Пар.11:8), Давид объявил: кто прежде всех поразит иевусеев, тот будет главою и военачальником. И взошел прежде всех Иоав, сын Саруи, и сделался главою (1Пар.11:6).
Первое большое сражение израильтян под предводительством Иоава произошло с аммонитянами и сириянами (2Цар.10:6 и др.), и хотя Иоав сначала сомневался в счастливом исходе битвы, но победа вполне оказалась на его стороне, и война скоро закончилась. Затем он избил весь мужеский пол в Идумее (3Цар.11:15,16).
Затем он снова предводительствовал во время войны с аммонитянами и осады царской резиденции Раввы (2Цар.11:1). При означенной осаде он получил приказание от Давида поставить Урия хеттеянина на сражении в таком месте, чтобы он был поражен и умер. По свидетельству Иосифа, Урий был оруженосцем Иоава.
После того мы видим, что Иоав успел примирить с Давидом Авессалома, убившего брата своего Амнона (2Цар.4), и, когда Авессалом возмутился против своего отца и вынудил его к бегству для спасения жизни, Иоав оставался верным Давиду и начальствовал над отрядом царского войска, которое, впрочем, по свидетельству Иосифа Флавия, не превышало численности 4000 воинов. После поражения Авессалома Иоав, все еще оставаясь верным Давиду, собственноручно пронзил стрелой сердце возмутителя (2Цар.18:14), хотя и хорошо сознавал, что он своим поступком может причинить сильное огорчение Давиду и возбудить гнев его.
Вскоре после того на севере страны снова вспыхнуло возмущение под руководством Савея, сына Бихри (2Цар.20:1). Вследствие малодеятельности нового военачальника Амессая возмущение быстро и грозно распространилось далеко. Посему туда был послан Авесса со значительным войском, к которому присоединился и Иоав, все еще остававшийся начальником малой части войск. По дороге они встретили Амессая, и Иоав не поколебался убить его теперь, как (2Цар.20:9,10) некогда он умертвил Авенира, и таким образом отделался от своего соперника.
Спокойно и с достоинством Иоав снова занял свою прежнюю должность и своим благоразумием, равно как и мужеством, скоро подавил восстание (2Цар.20:20-22). Иоав упорно противился желанию Давида произвести народосчисление (2Цар.24:3), и хотя уступил, но его доводы были настолько сильны, что он не исчислял левитов и вениамитян, потому что царское слово противно было Иоаву (1Пар.21:6).
Оставаясь верным Давиду во всю свою жизнь, даже во время возмущения личного своего друга Авессалома, Иоав на последях присоединился к Адонии и помогал ему вместе с свящ. Авиафаром в его попытках, впрочем безуспешных, овладеть престолом Давида, отца его (3Цар.1:7,2:27). Это последнее преступление переполнило меру его виновности в глазах Давида, так как уже на смертном своем одре Давид завещал Соломону: не отпустить седин его (Иоава) мирно в преисподнюю (2Пар.2:6). Посему-то когда открылось, что Адония продолжает домогаться престола, Соломон счел существенным долгом и благоразумием скорее удалить его главного сообщника – Иоава.
Узнав о грозившей ему опасности, Иоав убежал в Скинию Господню и ухватился за роги жертвенника. Царь послал Ванею схватить и умертвить его. Ванея сначала колебался было исполнить это, но получил от Соломона новый, подтвердительный приказ – умертвить и похоронить его, на том, конечно, основании, что для убийцы, по закону, не существовало безопасности и спасения даже и при рогах жертвенника (ср. Исх.21:14). И пошел Ванея, сын Иодаев, говорит свящ. писатель III кн. Цар. (3Цар.2:28-34), и поразил Иоава, и умертвил его, и он был похоронен в доме своем в пустыне, находившемся, вероятно, близ Вифлеема, в пустыне Иудейской;
б) (1Пар.4:14) – сын Сераии, из сынов Кеназа, родоначальник или основатель долины плотников. Та же самая долина, находившаяся, вероятно, близ Иерусалима, упоминается и в кн. пр. Неемии (Неем.11:35);
в) (1Езд.2:6,8:9; Неем.7:11) – предок одного семейства, которое вместе с потомками Иисуса считалось наиболее многочисленным в числе прочих семейств, возвратившихся из Вавилона с Зоровавелем.
Георгий Константинович Властов (†1899)
2Цар.24:1-12
Вторая книга Царств упоминает в главе 2Цар.24 об одном из позднейших событий жизни и царствования Давида, а именно о моровой язве, вызванной гневом Божиим за исчисление Израиля и Иуды. Во время этого наказания Божия очам Давида открывается мир, нас окружающий; а пророк Гад указывает на место, на котором должен быть воздвигнуть жертвенник Господу. Это место именно то, на котором впоследствии воздвигнут Соломоном храм Господу Богу, по завету Давида, отца его.
Но прежде всего мы должны вникнуть, почему гнев Божий возгорелся на Израиль за исчисление народа (1Цар.24 и 1Пар.21). На это по-видимому совершенно правильное объяснение дает Флавий Иосиф (Древн. VII, 13 § 1), указывая, что исчисление народа Божия могло быть произведено только при соблюдении основного закона, изложенного в Исх.30:12: «когда будешь делать исчисление сынов Израилевых при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу при исчислении их, и не будет между ними язвы губительной при исчислении их (См. прим. на Исх.30:12,15 в Свящ. Летописи. Выкуп был положен самый ничтожный, по полу-сиклю (около 20 коп.) с поступающего в исчисление от 20 лет и выше. Но этот выкуп имел громадное нравственное значение: он напоминал Израилю, что каждый из них принадлежал Иегове, он не был ни чьим рабом, он был только рабом Господа Вседержителя. Это древнейшее заявление прав человека.). И народ, и сам царь в особенности должны были помнить, что народ Израильский есть народ исключительно Божий, что царь Израильский не восточный деспот, что не ему принадлежит народ и что он должен был памятовать о законе, который назначал «выкуп души» при исчислении с обязанностью употребить эти суммы на устройство скинии или на богослужение.
Вина Давида заключалась именно в том, что он совершенно забыл о священном характере исчисления народа Божия и придал этому исчислению исключительно военную цель, как видно из поручения его главному военачальнику Иоаву (2Цар.24:2,9), ибо: «оказалось, что Израильтян было восемьсот тысяч мужей сильных, способных к войне; а Иудеян шестьсот тысяч».
Замечательно, что Иоав сам отговаривает царя делать эту перепись. Давид однако настоял на своем и понял свой грех лишь после того, как Иоав подал ему список переписи (ст. 2Цар.24:10). Но тогда к Давиду по повелению Божию является «прозорливец» пророк Гад, к которому было слово Господне: «пойди и скажи Давиду: так говорит Господь: три наказания предлагаю Я тебе; выбери себе одно из них, которое совершилось бы над тобою».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И сказал Иоав царю: Господь Бог твой да умножит столько народа, сколько есть, и еще во сто раз столько, а очи господина моего царя да увидят это; но для чего господин мой царь желает этого дела
Очевидно, Иоав опасался того, что ложно истолкованное народом предприятие Давида может послужить поводом к новым беспорядкам в государстве.