Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Когда входил ковчег Господень в город Давидов, Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своем.
Святые отцы
Прочие
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Почему Мелхола смеялась над Давидом?
Почла неприличным для царя скакать пред народом, потому что не знала, сколько уязвлен был царь Божественною любовью, почему и сделал он ей весьма строгий выговор.
Ибо сказал: «Пред Господем плясати и играти буду: жив Господь, иже избра мя паче отца твоего и паче всего дому его, поставити мя властелина над всеми людьми Своими над Израилем» (2Цар.6:21); тот же смысл имеют и следующие за сим слова. После сего история извещает, что «у Мелхолы дщере Саули не бысть детища до дне смерти ея» (2Цар.6:23).
Но не по сей только причине она осталась бесплодною – чтобы никто не царствовал от того семени, ибо вероятно было, что народ предпочтет другим отличающегося благородством с отцовой и матерней стороны.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Мелхола
Мелхола (ручей, поток) (1Цар.14:49) – младшая дочь Саула, которая любила Давида и была выдана отцом за него замуж, но только со злым умыслом Саула, чтобы вернее погубить его (1Цар.18:19-21).
Сделавшись женою Давида, Мелхола оказалась орудием его спасения. Когда Саул послал своих слуг взять Давида, то она спустила его из окна, а затем взяла статую и положила на его постель, прикрыв оную одеждою, и сказала слугам, что он болен. Слуги возвратились к Саулу, но он приказал им идти вторично и принести его хотя бы и на постели. И пришли слуги, – замечает свящ. историк, – и вот на постели статуя, а в изголовье ее козья кожа. Хитрость Мелхолы удалась. Давид убежал и спасся. Саул сильно разгневался, но Мелхола сказала отцу, что Давид хотел убить ее, если бы она не отпустила его (1Цар.19:11-17).
Прошло после сего несколько лет, и Мелхола в отсутствие Давида была выдана замуж за Фалтию, сына Лаиша, что из Галлима (1Цар.25:44). По смерти Саула Давид, не забывший еще Мелхолу, потребовал от Иевосфея, сына Саулова, немедленного возвращения ее к себе. Ее взяли от мужа, провожавшего ее с плачем, и привели к Давиду в Хеврон (2Цар.3:13-16).
Но ее любовь к Давиду уже значительно ослабела, и в день радости Давида, при возвращении Ковчега Завета, когда Давид скакал в восторге пред Господом, одетый в льняный ефод, Мелхола смотрела в это время в окно, и увидав Давида скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своем (2Цар.6:15-16). Когда Давид возвратился, чтобы благословить дом свой, она встретила его дерзкими словами и укором в неприличном поведении, несвойственном царю. На это Давид ответил ей: пред Господом играть и плясать буду (ст. 21).
Однако после сего любовь между ними, как кажется, совершенно прекратилась, и у Мелхолы не было детей до дня смерти ее, замечает свящ. историк (ст. 20–23). По Иосифу, она будто бы возвратилась к своему мужу, Фалтию, и имела от него пять сыновей (2Цар.21:8); но, по мнению других, имя Мелхолы в означенной цитате поставлено ошибочно, вместо Меровы.
Георгий Константинович Властов (†1899)
2Цар.6:12-23
Когда же донесли Давиду, что «Господь благословил дом Аведдара и все, что было у него, ради ковчега Божия», – тогда Давид, тревожимый страхом и сомнениями, успокоился, поняв, что Господь не прогневался на него за перенесение ковчега в Иерусалим, а напомнил ему о благоговении к святыне и о соблюдении установленных Им законов для ношения святыни: «и перенес Давид с торжеством ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов» (2Цар.6:12); «и освятились священники и левиты для того, чтобы нести ковчег Господа Бога Израилева. И понесли сыновья левитов ковчег Божий, как заповедал Моисей по слову Господа на плечах на шестах» (1Пар.15:14-15). К этому времени относится и начало организации певческих хоров и музыки, долженствовавших возвышать душу при священнодействиях и переносить ум человеческий в сферу высших мыслей и чувствований, в мир духовный («И приказал Давид начальникам левитов поставить братьев своих певцов с музыкальными орудиями, с псалтирями и цитрами и кимвалами, чтобы они громко возвещали глас радования» (1Пар.15:16). «А Хенания начальник левитов, был учитель пения» (id. 1Пар.15:22). «Так весь Израиль вносил ковчег завета Господня с восклицанием при звуке рога и труб и кимвалов, играя на псалтирях и цитрах», (id. 1Пар.15:28).). Так Давид и весь дом Израилев несли ковчег Господень с восклицаниями и трубными звуками (2Цар.6:15). В продолжение этого торжественного шествия беспрерывно приносились жертвы всесожжения. Давид же сам, облеченный в льняной ефод, выражал охватившую душу его безмерную радость мерными под звук музыки телодвижениями, – священною пляскою, которой всегда на востоке выражалось восторженное состояние души (В 2Цар.6:16,20-23 рассказано, как Мелхола, дочь Саула (возвращенная Давиду от Фалтия), укоряла Давида в неприличии его поведения, не уразумев великой радости царя мужа своего. Она была наказана бездетностью.). К этому времени относят начертание Пс.23:3. «Кто взойдет на гору Господню»? Ковчег входить в крепость сквозь врата по опущенному подъемному мосту, под поднятыми кверху опускными воротами: «Поднимите врата верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? Господь (Иегова) крепкий и сильный, Господь сильный в брани!» (Id. ст. Пс.23:7 и след.).
Восшествием ковчега Господня в град Давидов град этот освящался навсегда и приуготовлялся к воспринятию в далеком будущем Того, Кто восприял плоть человеческую, будучи Сыном и Словом Божием, и живым человеческим словом объявлял волю Божию. Град сей сделался свидетелем страшной Жертвы, которая искупила мир. С минуты вхождения ковчега в град, этот град становился религиозным центром мира, в котором совершались судьбы Божии, приуготовлявшие спасения человечества. «Так говорит Господь Бог: это Иерусалим! Я поставил его среди народов и вокруг него земли» (Иез.5:5). Разрушенный в семидесятых годах нашей эры в наказание народу, отвергшему Христа Иисуса, Господа нашего и Спасителя, город был снова восстановлен промыслом Божиим, но уже без ветхозаветного храма, ибо храм был восстановлен Всевышним в человеческом теле Господа нашего Иисуса Христа, как на то указывал сам Господь наш, говоря «о храме тела Своего» (Ин.2:19,21. Ср. высказанные нами мысли в «Опыте изучения Евангелия Св. Иоанна Богослова ч. I, стр. 133 и сл. Ср. Мф.12:6 «здесь Тот, кто более храма» и ср. наши ссылки на Григория Богослова в Опыте изуч. Ев. Иоанна Богослова в объяснениях на Ин.1:51 (стр. 123).), а град отнят был у Иудеев и стал градом мировым и христианским. Религиозный центр Иудеев был переносим то в Ямнию, то в Тивериаду, то в Вавилон, то в Александрию, и когда они проникли в запрещенную им для жительства Елию Капитолину, возникшую на развалинах Иерусалима, то нашли там уже сильные христианские общины с епископом во главе, которые скоро стали сильнее владевших этим городом язычников Римлян (Milman: History of the Christisnity, Book III; «Christianity at Jerusalem» (Vol. Second of the edition of 1884; p. 364 sq.). Известно, как попытки и богоотступника Юлиана (362) восстановить храм остались безуспешны. См. у Аммиана Марцеллина XXIII, 1 и сравни слово на Иулиана богоотступника великого Григория Богослова (Второе обличение; в слав. изд. 1843 года, часть I лист 100 на обороте).).
Таково значение вшествия в Иерусалим ковчега Господня, – оно означало, что Господу угодно было сделать эту местность на земле священным местом и Пс.23, воспоминающий это всшествие (Вероятно и стихи Пс.67:25-27 изображают тоже вшествие в Иерусалим кивота Завета.), повторяется нашею церковью при освящении всякого из наших храмов Господу. Ковчег пришел к месту покоя своего, войдя в град отныне святой на все времена даже в устах мусульман, не называющих его иначе, как Ель-Кудс (т. е. святой).
«Кто, Господи, может пребыть в жилище Твоем, Кто может обитать на святой горе Твоей?» восклицает Давид в Пс.14. «Тот, кто ходит непорочно и делает правду и говорит истину в сердце своем», – отвечает Давид, указывая народу «путь жизни» (Пс.15:11), ибо таково было назначение Давида как пророка – непрестанно в псалмах излагать Израилю путь нравственного совершенствования и приближения к Богу. Все псалмы Давида готовили человека к восприятию высших истин: «Всегда видел я пред собою Господа.... от того возрадовалось сердце мое.... Ибо ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление». Мы ниже будем говорить о мессианском пророчестве, заключающемся в этом псалме (Мы сделаем свод мессианских псалмов при обзоре псалтыря. Здесь мы только укажем, что в Деян.2:31; Деян.13:35 сказано, что «Давид, провидя, сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его во аде и плоть Его не видела тления». Человек «обожен», как выражается Григорий Богослов воскресением Христовым (Слово на Пасху второе ч. II, лист 219 внизу 1843 слав.)); для современников же Давида последние слова его были проповедью и откровением о бессмертии души. В словах этих заключалось пророчество и о душах ветхозаветных людей, – которым Господь наш, сошедши во ад, в темницу духов, проповедал (1Пет.3:19) радостное освобождение от уз смерти.
К этому же времени перенесения кивота завета в Иерусалим и освящения тем града Давидова относят и Пс.100 Давида, начинающийся: «Милость и суд буду петь; тебе, Господи, буду петь!... Буду размышлять о пути непорочном». Этот псалом заканчивается: «с раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех, делающих беззаконие». Слова эти по-видимому относятся к тем туземцам идолопоклонникам, которые могли оставаться в городе и которые были предупреждены, что никакие идолопоклоннические обряды, или служения иным богам, а тем более нечестивые и гнусные культы не могут быть допущены во святом граде Иеговы. Смерть или изгнание грозили нарушителям этих постановлений.
В книге первой Паралипоменон сохранен еще псалом славословия по поводу внесения ковчега в Иерусалим, составленный из других псалмов (Псалом славословия в 1Пар.16. Он представляет соединение Пс.104 и Пс.95, а именно 1Пар.16:8-11 и 1Пар.16:18-22 суть стихи Пс.104:1-15; а 1Пар.16:24-33 суть стихи Пс.95:1-13. Кроме того 1Пар.16:34 повторяет Пс.106:1; ст.1Пар.16:35 повторяет Пс.105:49; и стих 1Пар.16:36 повторяет Пс.105:48.), но нельзя быть уверенным, что он был составлен при Давиде, а скорее всего составлен во время начертания книг Паралипоменона или несколько ранее (Начертание их относят ко времени пленения, а входят они в канон при Ездре.).
Перенесение ковчега в Иерусалим создавало, как мы говорили, религиозную столицу мира. В отношении же государства Израильского перенесение столицы в Иерусалим было началом величия этого государства, занявшего впервые место свое среди восточных монархий того времени; и народ Израильский занял место свое среди других знаменитых народов, согласно повелению Всевышняго, «назначающего уделы народам» (Втор.32:8). Величие монархии Израильской продолжалось недолго, но по внутреннему значению своему это государство оставило по себе неизгладимые следы во всемирной истории человечества. Созданное на мосте, соединяющем Азию с Африкой, простирая влияние свое на все кочующие семитические племена, его окружающие, соединенное воспоминаниями с Египтом и родством с арамейскими племенами верховьев Евфрата, оно, – как мы говорили в первой главе, – должно было иметь мировое значение. Оно его не выполнило, но нравственное влияние культа Единаго Бога было без сомнения громадно, и едва ли мы ошибемся, сказав, что все тайные учения среди язычников о едином Боге и все философские теории о едином Разуме, Создателе вселенной, ведут начало свое от истин откровения, преподанных Израилю и распространявшихся в мире вследствие величия монархии, основанной Давидом и о которой слава прошла по всем культурным странам того времени при царе ее Соломоне.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Когда входил ковчег Господень в город Давидов, Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своем
Мелхола - дочь Саула и жена Давида. См. 1Цар XVIII:20-23; XXV:44; 2Цар III:12-16.
Уничижила его в сердце своем. Дочь Саула не способна была пережить и даже понять тот религиозный подъем духа, в котором находился в данный момент царь и пророк Давид.