Скрыть
того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными

И притом его (отступника) пришествие есть во всякой силе и знамениях и различных чудесах ложных. Когда Апостол говорит, что придет он со всякою силою и знамениями, то никто не должен думать, что есть такие знамения призрачные и обманчивые, коих он не мог бы совершить, как Египетские волхвы (при Моисее Исх. 7:11), - даже более, чем они, покажет он знамений.

Толкование на священное Писание. 2-е послание к Фессалоникийцам

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными

Этим означает, что сатана употребит его орудием, действуя в нем сам собою. Ибо, зная, что не будет уже ему прощения на суде, откроет явную брань не через служителей своих, как обыкновенно, но сам собою, во всех знамениях и чудесах ложных. Будучи отцом лжи, он посредством ложных действий будет обольщать воображение, так что народу представится, будто видит воскрешенного мертвеца, между тем как он не воскрешен; будто видит хромых ходящих и слепых прозревающих, тогда как не было исцеления.

Поучения огласительные 15

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 9-10 того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения

Между тем как темные слова апостола толкуются гадательно одними так, другим иначе, несомненно одно, что, по словам его, Христос придет судить живых и мертвых не прежде, чем придет для обольщения мертвых душою Его противник, антихрист; хотя обольщение с его стороны есть уже дело тайного суда Божественного… Ставится обыкновенно вопрос: потому ли эти знамения и чудеса называются ложными, что он будет обольщать смертные чувства призраками так, что будет казаться делающим то, чего не делает, или потому, что эти чудеса, хотя сами по себе истинные, будут вовлекать в обман тех, которые, не зная силы дьявола, поверят, что они могли совершаться только силою Божественной, - и это тем более, что он получит тогда такую власть, какой никогда не имел.

Все это пошлет Бог, потому что Он допустил дьяволу совершать это; допустит по праведному со Своей стороны суду, хотя тот будет совершать по неправедному и злому умыслу. Да будут осуждены, говорит Павел, все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (2Сол. 2:12). Судимые, они подвергнутся обольщению и, обольщенные, осудятся. Но подвергнутся обольщению судимые теми Божиими судами, тайно праведными и праведно тайными, которыми не переставал Бог судить с самого начала разумные создания. А обольщенные осудятся последним и явным судом через Иисуса Христа, праведнейшего будущего Судию, неправеднейшим образом осужденного.

О граде Божьем

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив

И обольщает живущих на земле, и т.д. Как сказано, его пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными (2Фес 2:9). Не совсем ясно, имеется ли в виду под знамениями и чудесами ложными то, что человеческие органы чувств будут обмануты призраками, представляющими, что [антихрист] делает то, чего на самом деле не делал; или же то, что знамения и чудеса будут настоящими, но введут уверовавших в них, не знающих о силе дьявола, в заблуждение о том, что их можно творить только силой Божией. Ведь семья святого Иова вместе с большим числом скота погибла не в призрачном, но в настоящем огне и ветре.

Изложение Откровения

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

того, которого пришествие, по действию сатаны

Апостол учит нас, кто таков антихрист, именно: он человек, имеющий в себе сатану, который будет действовать чрез него.

будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными

То есть он обнаружит всю свой силу, но ничего не будет иметь истинного, напротив все обманчивое. С чудесами ложными, то есть поддельными или вводящими в обман тех, кто обращает на него внимание. Павел предрекает это, чтобы не прельстились живущие в то время.

Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

егоже есть пришествие по действу сатанину во всякой силе и знамениих и чудесех ложных, и во всякой льсти неправды в погибающих, зане любве истины не прияша, во еже спастися им

Таков будет антихрист! Он явится во всеоружии ложных знамений и всякого обмана, в льстивых речах, выдуманных сказаниях, в хитрых сопоставлениях лиц и вещей.

Егоже есть пришествие. Речь не о самом пришествии, а о том, каково оно будет. Есть — стоит вместо несомненного будущего. Дело решенное — быть его пришествию таким, как оно здесь изображается. Так судил и соизволил всеправящий Бог.

По действу сатанину — не пришествие его будет, ибо он явится на свет по общему закону происхождения людей, а вооружение его знамениями. Он будет действовать силою сатаны. И в Апокалипсисе говорится, что змий (древний) даст ему силу свою и власть великую (Откр. 13:2). Сатана на него иждивит всю силу свою, ибо конец и ему самому.

Во всякой силе, знамениих и чудесех ложных. Все это одно и то же — призрачные изумляющие дивности. Он будет подражать Господу и святым Апостолам; только у них было все истинно и в видах истины, а у того все будет призрачно и ложно, и в видах лжи, чтоб дать ей ход. В Апокалипсисе примерно означаются некоторые из сих дивностей: огнь сотворит сходити на землю пред человеки, сделает икону зверину и даст ей дух, так что она говорить станет (Откр. 13:13 — 15), и подобное. Но все то будут магические дивности и фокусы. Святой Златоуст пишет: «Он обнаружит великую силу, но в этом ничего не будет истинного. В чудесех ложных, говорит, — или обманчивых (кажущихся), или вводящих в обман. Цель всего будет составлять обольщение, Апостол предрек это, чтоб не прельстились (имеющие жить) тогда». Феодорит прибавляет: «Чудеса будут не истинные, а такие чудеса производят и обманывающие проворством рук, потому что показывают за золото, что вовсе не золото, и делают что-либо иное, что вскоре и обличается». Экумений несколько определеннее: «Ложны знамения будут или потому, что он будет показывать их призрачно и глаза отводить, или потому, что чрез них он будет вводить в ложь, - так будет представлять вещи, что может прельстить и верующих».

И во всякой льсти неправды. Это другой вид его приемов, - обманывание, завлечение в обман речами и разными уловками и хитростями. Пустить в ход всякого рода обольщения и словом, и делом, — обольщение неправедное, одно выставляя, когда другое есть на деле. Дивностями он произведет обаяние, а этими льстивостями расположит поверить лжи и отстать от истины. Лесть в руце его, по пророку Даниилу, и лестию разсыплет многих (Дан. 8:25).

В погибающих. Как ни велики и ни разнообразны будут усилия и приемы антихриста к тому, чтобы прельщать и увлекать в свою ложь, успех он будет иметь, однако ж, только в кругу тех, кои одного с ним духа, то есть отпали от Бога и Господа, сердцем презирают Его заповеди и, ведая, что путь их ведет в пагубу, не сходят с него, предавшись участи своей в нечаянии. Как сам он — сын погибели, то и привлечь к себе успеет только погибающих. И погибающие эти погибнут не по определению Божию, а потому, что возлюбили пагубный образ жизни и нрав. Бог все употребляет к образумлению и обращению грешников, и, когда уже ничем их взять нельзя, и не предвидится, чтоб можно было, тогда предает их в руки произволения своего. И всякий в жизни своей встречает людей, которым что ни говори, они все свое, как остолбенелые и окаменелые. Во время проповеди своей святые Апостолы повсюду встречали таких и засвидетельствовали устами святого Павла, что слово крестное погибающим юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть (1Кор. 1:18), и что сами они суть овем (погибающим) воня смертная в смерть; овем же (спасаемым) воня животная в живот (2Кор. 2:15 — 16). Во время же антихриста, его юродство будет казаться погибающим мудростию, и его пагубное зловоние — благоуханием. Тут то же будет, что при холерных поветриях, которые захватывают тех только, у которых есть к ним предрасположение.

Зане любви истины не прияша, во еже спасатися им. Вот почему они суть погибающие! Потому, что не приняли спасительной истины. Бог видел, что люди гибнут, ниспадши в бездну греха и в пагубные узы рабства страстям и сеятелю их, диаволу. Для того послал Сына Своего Единородного, чтоб проложить им путь исходный и указать его в вере в Него и в благодати, приемлемой по вере. Весть о сем всюду разнесли святые Апостолы. Принимавшие поступали в число спасаемых, не принимавшие оставались в пагубе. Таковы они во время Апостолов, таковы после их доселе, такими окажутся и в последние дни. Всю эту массу видит апостольское богопросвещенное око ума и дает им надпись: погибающие. У солунян пред лицом были эти погибающие неверия ради. Апостол говорит как бы: вот в этой области неприявших нашего спасительного слова он будет иметь успех, а не среди вас, уверовавших, и подобно вам имеющих уверовать. Достойно замечания, что Апостол словом своим обнимает не только тех, кои не приняли истины христианской, как бы слушать ее не хотели; но и тех, кои слышали ее, поняли, в чем дело, и не приняли ее, и даже тех, кои приняли умом, но не полюбили ее сердцем; обнимает не только неверов — нехристиан, но и христиан по имени, а не в сердце, кои равнодушны к исповедуемой ими вере и не ревнуют о том, чтоб быть послушными требованиям ее, стать тем, чем именуются, индифферентны к ней. Ибо говорит: любве истины не прияша, не полюбили истины, нет ее у них на сердце, хоть и видят ее. Истину видят, а сердце держат на стороне, противной истине. Потому сами в себе суть ложь и, будучи таковы, полюбят ложь.

Существенная спасительная истина есть та, что Бог послал в мир Сына Своего — Спасителя миру. Святые отцы потому слова: любве истины не прияша, толкуют так: не приняли Христа Господа. Ибо Он есть и любовь беспредельная, и истина всесовершенная. Святой Златоуст пишет: «Любовию истины он называет Христа. Ибо Христос был и то, и другое, и приходил ради того и другого по любви к нам и чтоб открыть истинное значение всего». То же Феодорит и все другие. Но это одно и то же. Ибо надобно не только принять Евангелие, но и сочетаться с Господом, или в этом сочетании и состоит надлежащее принятие Евангельской истины. Тот только и извлекается из массы погибающих, кто прилепляется к Господу Иисусу Христу, становится един дух с Ним, прививается к Нему, как к единой истинной живой лозе.

Послание святого Апостола Павла к солунянам 2-е, истолкованное святителем Феофаном

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-10 И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения

Но раз «удерживающий» будет взят от среды, откроется «беззаконник» (человек греха в ст. 3), пришествие которого будет сатанинской пародией на пришествие истинного Мессии - Иисуса; но царство его не продлится долго: Господь Иисус убьет его духом уст своих (сравни Ис. 11:4); будет достаточно одного дыхания Божия чтобы смести с лица земли беззаконника. - «Истребит явлением пришествия Своего» - здесь соединены два термина вместе - ἐπιφανείᾳ и παρουσίας. Первый употребляется в Н. З. только у Ап. Павла, и за исключением данного места, главным образом в пастырских посланиях. Выражение это включает в себя идею о поразительном и важном событии, полном славы и величия. Второй термин встречается у Ап. П. главным образом в послании к Ф-ам I и в 1Кор. 15:23. Помимо этого - он встречается в посланиях Ап. Иакова, Петра II, и Иоанна I. Выражение «парусия» - по-видимому, строго еврейский термин, тогда как «эпифания» - термин более понятный язычникам. - «Со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» - первое относится к виновнику чудес, второе и третье характеризует впечатление на свидетелей ложных чудес. Эти последние могут, или прояснять ум свидетелей (знамения), или же захватывать их нравственное чувство (чудеса ложные. См. у Lightfoot). «Со всяким неправедным обольщением» - по слав. : «во всякой льсти неправды» - сочетание слов, указывающее на активный, агрессивный характер неправды, действующий, однако, только на «погибающих» - духовно сродных «сыну погибели». «Любовь истины» - выражение усиления. Погибающие не только отвергнут истину, но они не будут вовсе и желать обладать ею.

Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам.

См. также Толкование на 2Сол. 2:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 9-10 того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения

 Действия антихриста будут совершаться по сатанинской силе и будут состоять в разного рода ложных чудесах и удивительных явлениях, направленных к обману расположенных к отпадению, чрез отвержение начал христианской любви и истины спасения. В Апокалипсисе указываются некоторые из чудес антихриста. Так например, он низведет огонь с неба, вложит дух в образ зверя, который будет говорить и действовать (Откр. 13:13-15). Св. И. Златоуст говорит, что «антихрист обнаружит великую силу, но в этом не будет ничего истинного. Цель всего будет обольщение. Апостол предрек все это, чтобы (имеющие жить тогда) не прельстились. Любовью истины он называет Христа. Ибо Христос был то и другое, и приходил ради того и другого: по любви к нам и чтоб открыть истинное значение всего». «Но успех антихрист будет иметь только в кругу тех, кои одного с ним духа, то есть, отпали от Господа. Как сам он – сын погибели, то и привлечь к себе успеет только погибающих. И погибающие эти погибнут не по определению Божию, а потому, что возлюбили пагубный образ жизни. Тут будет то же, что при холерных поветриях, которые захватывают только тех, у которых есть к ним расположение» (преосв. Феофан).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,
 

Антихрист явится во всеоружии ложных знамений и всякого обмана. Придет как человек, но сатана даст ему свою силу и власть (Откр. 13:2), и он, в подражание Господу и святым Апостолам, будет творить знамения и чудесано не истинные, а ложные, призрачные, например огонь низведет с неба на землю пред людьми, вложит дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя (ср. Откр. 13:13-15). Своими ложными знамениями и чудесами он произведет в людях обаяние, околдует их, обворожит, а чтобы поверили его лжи и обману и отстали от истины, он будет обольщать льстивыми речами и разными уловками и хитростями.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible