Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь

Итак, если вы имели нужду в образце для подражания, то таковым были мы, - если вам нужно было слово, мы говорили, - если понадобилось послание, мы написали, что кто не хочет работать, пусть не ест.

Толкование на священное Писание. 2-е послание к Фессалоникийцам

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь

А если кто-нибудь и в молитве вял, и в служении или каком-либо другом деле, осуществляемом ради покоя братий, проявляет изнеженность, нерадивость и небрежность, не стараясь, как то подобает истинному мужу, усердно исполнять порученное ему дело, то (пусть он услышит) Апостола, называющего такого человека «праздным». (Указывая на то, что подобный лентяй) не работает, а лишь попусту тратит время, (Апостол) не признает его достойным и хлеба, говоря: «Кто празден, тот не ешь» В другом месте говорится: «Праздных и Бог ненавидит; праздный не может быть верным». И в Книге Премудрости сказано: «Мнозей бо злобе научила праздность» (Сир. 33:28). Каждый обязан в любом деле, совершаемом ради Господа, плодоносить и быть усердным хотя бы даже в одном (служении), чтобы не лишиться вечной жизни, оказавшись бесплодным.

Великое послание

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь

Писание к нему [муравью] отсылает ленивца, говоря: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым (Притч. 6:6). Не хочешь, говорит, понять из Писания, что трудиться - доброе дело и что не трудящийся не должен и есть; не хочешь выслушать этого от учителей, научись же от бессловесных. Так поступаем мы и у себя дома: когда старшие и считающиеся лучшими сделают какой-либо проступок, мы часто велим им смотреть на рачительных детей и говорим: посмотри, он меньше тебя, а как прилежен и заботлив! Так и ты прими от муравья величайший урок трудолюбия и подивись твоему Господу, не в том только, что Он создал солнце и небо, но и в том, что создал и муравья; это животное хоть и малое, но представляет собою великое доказательство премудрости Божией. Поразмысли же, как оно умно, и подивись, как Бог в таком малом теле мог поместить такую неутомимую охоту к трудолюбию. Итак, у муравья учись трудолюбию, а у пчелы любви и к чистоте, и к труду, и к ближним. Она каждодневно трудится, и работает не столько для себя, столько для нас; и христианину более всего свойственно искать пользы не себе, но другим. Как пчела облетает все луга, чтобы приготовить трапезу другому, так делай и ты, человек: если накопил ты деньги, употреби их на других; если у тебя есть слова назидания, не закопай их, но предложи нуждающимся; если - другой какой избыток, будь полезен имеющему нужду в плодах трудов твоих.

Гомилии «О статуях, к народу антиохийскому»


Многие часто входят в строгие исследования о нуждающихся, расспрашивают их об отечестве, образе жизни, нравах, занятиях и здоровье телесном, делают им упреки и требуют от них множества объяснений касательно их здоровья. Оттого-то многие из бедных представляются изувеченными по телу, чтобы видом этого несчастья преклонить нашу жестокость и бесчеловечье. Летом попрекать их за это хоть и жестоко, но не так еще, но зимой во время стужи быть столь безжалостным и бесчеловечным судьею и не оказывать им никакого снисхождения за то, что ничего не делают, не есть ли верх жестокости? Для чего же, скажешь, Павел давал фессалоникийцам такой закон: Кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2Сол. 3:10)? Для того, чтобы и ты, услышав это, обращал слова Павла не к бедному только, но и к себе самому, потому что заповеди Павла относятся не к бедным только, но и к нам. Скажу и нечто тяжелое и неприятное; знаю, что рассердитесь, но, несмотря на это, скажу, потому что и говорю не для того, чтобы оскорбить вас, но чтобы исправить. Мы попрекаем бедных праздностью, которая часто заслуживает и извинения, а сами часто делаем такие дела, которые хуже всякой праздности… Итак, когда будешь говорить: что же скажем Павлу? - говори так не бедным только, но и себе самому. А с другой стороны, читай не только его угрозу, но и снисхождение, потому что апостол, сказав: Кто не хочет трудиться, тот и не ешь, присовокупил: Вы же, братья, не унывайте, делая добро (2Сол. 3:13).

О милостыне

Августин Аврелий, блж. (†430)

ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь

Итак, прежде всего мы должны показать, что блаженный апостол Павел хотел, чтобы рабы Божии выполняли физическую работу, которая имела бы своей целью великую духовную награду, так чтобы и само пропитание, и одежду они ни от кого не получали, а добывали собственными руками. Затем мы должны показать, что те евангельские заповеди, исходя из которых некоторые лелеют не только свою лень, но и свою гордыню, не противоречат апостольскому завету и апостольскому примеру. А посему давайте посмотрим, от каких слов апостол переходит к словам: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2Сол. 3:10), и что добавляет потом, чтобы из самого контекста высказывания стало ясно данное изречение… Что можно сказать по этому поводу, если он своим собственным примером учил тому, что заповедовал, чтобы потом никому не повадно было это истолковывать как проявление воли, а не как проявление любви? Ведь ему, как апостолу, проповеднику Евангелия 1), воину Христову 2), насадителю винограда 3), пастырю стада 4), Господь определил жить от благовествования 5), и, тем не менее, он сам не взыскивал положенное ему содержание, чтобы подавать пример тем, кто стремился требовать себе неположенное.

О труде монахов

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. 

Не новое что пишем вам, но чему учили изначала. А сие: «тот и не ешь», Апостол сказал не подающим, но живущим в праздности. А подающим чрез несколько слов дает совет не смотреть на худое поведение, но оказывать свойственную им щедрость.

Толкования на 2-е послание к Фессалоникийцам

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь

Кто-то, может быть, скажет: кто же в состоянии все время мыслить о Боге и вечном блаженстве, когда всем людям приходится заботиться и о пропитании, и об одежде, и о домашнем устроении? Но Бог и не повелевает отринуть попечение о нынешней жизни, заповедав через апостола: кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2Сол. 3:10); да и тот же апостол говорит о самом себе: занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас (2Сол. 3:8). И вот если к этому попечению, которое особо заповедал Господь, не присоединится ни скупость, ни жадность (обычные прислужницы сластолюбия), то любые труды, любые заботы должны поистине считаться праведными. Лишь бы только эти занятия не вырастали до того, что у нас не останется времени для благочестия, - написано ведь: «Мирские тяготы сделали их несчастными».

Проповеди

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь

У вас (προς υμάς) вместо: с вами (μετ« υμών). В первом послании апостол рассуждает об этом снисходительно, здесь же строже. Ибо если он сам трудился днем и ночью, хотя и не имел никакой нужды, то тем более другие должны были так поступать.

Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла

Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)

ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь

Так говорит государственное хозяйство; так учит и слово Божие. Если набожность служила иногда покровом для тунеядства, то эта набожность ложная, отвергаемая верою христианскою. Истинно набожный трудолюбив. Он почитает за грех жить трудом другого, когда может сам снискивать себе пропитание. Пример - все самые великие подвижники, даже те, кои, быв призваны к совершению великих дел или преданы жизни созерцательной, не имеют, по-видимому, времени трудиться трудом телесным. На ком лежало более подвигов, как на апостоле Павле? «Попечение, - говорит он, - о всех Церквах». Но посмотрите, откуда он берет себе пропитание. Ему ли, апостолу языков, всей вселенной, не могла доставить вселенная насущного хлеба? Но он не ест чужого хлеба: ниже туне хлеб ядохом… но в труде и подвизе нощь и день дела-юще, да не отягчим ни когоже от вас (2Фес. 3; 8). И, что особенно надобно приметить, забота о собственном пропитании не мешает у него нисколько его главному делу, проповеди вселенной, апостольству; напротив, обращается в содействие тому. Ибо он употребляет для сего ночи, то есть то время, когда свободен от дел апостольства. А во-вторых, независимость экономическая делает его гораздо свободнее в действовании апостольском: он никому ничем не должен; посему действует с равною властью на всех. Его безкорыстие отворяет ему двери везде, и слово Божие, сеемое руками чистыми, растет и славится (Мк.4;27. 1Кор.12;26).

Мысли о бессмертии

Феофан Затворник, свт. (†1894)

ибо егда бехом у вас, сие завещавахом вам, яко аще кто не хощет делати, ниже да яст

Второе побуждение к тому, чтобы жить чинно, бесчинные братия имели в точной заповеди, лично самим Апостолом данной. Пример можно было еще перетолковывать, но прямая заповедь обязывала, отстраняя всякую возможность уклонения. Заповедь налагала долг, пример располагал к исполнению его, указывая способ, или ведя к тому, как бы по проложенной дороге. Оба вместе должны бы победоносно воздействовать на исправление нрава, прежде криво направленного. Оба и употреблены Апостолом. И пример дан сильный, и заповедь предложена в очень строгом тоне: кто не хощет делати, ниже да яст. Он хочет сказать: того не за что и хлебом кормить, тот теряет как бы право на вкушение пищи, и если вкушает, то без всякого права, а или по своему нахальству, или по милости других. Вот в какой степени обязателен труд! Человек рождается на труд, как и птица на летание (Иов. 5:7). Так присуждено тотчас по падении. Труд — общая всем епитимия, в Адаме на всех наложенная: в поте лица твоего снеси хлеб твой (Быт. 3:19). Под условием пота и хлеб дается ему вкушать. Итак, труд, телесный ли то или духовный, неизбежно обязателен для всякого. Никого и не увольняет от него Апостол. Кто не хочет трудиться, кто бы он ни был, - богатый ли или бедный, ниже да яст, тот если и ест, ест с насилием совести, с грехом. Между тем, однако ж, не надобно выпускать из внимания, что слово Апостола обращено здесь к праздным ленивцам, чтоб совесть их растревожить, а не к другим, чтоб пресечь их благотворительность. Не та у него мысль: и не давайте ему есть. Этого суда и расправы никому он не дает. Напротив, прямо против этого говорит ниже, чтоб, делая добро, не стужали, что дают тунеядцам (стих 13). Феодорит пишет: «А сие: ниже да яст, Апостол сказал не подающим, но живущим в праздности. Подающим же чрез несколько слов дает совет не смотреть на худое поведение, но без сомнения оказывать свойственную им щедрость».

Послание святого Апостола Павла к солунянам 2-е, истолкованное святителем Феофаном

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

если кто не хочет трудиться, тот и не ешь

Эти слова святого апостола люди неверующие злобно направляют против служителей Христовой Церкви, говоря им: вы дармоеды, вы не занимаетесь физическим трудом… Здесь одна лишь злоба, а правды нет. Прежде всего всякий священник физически много работает, с утра до ночи, да и ночью не имеет покоя. Ведь он совершает службы Божии с утра – утреню, потом обедню, вечером – вечерню, не менее шести часов в день; потом многочисленные требы, из которых погребение очень трудное: в снег, грязь, дождь он идет на кладбище не менее версты, а в других местах и несколько верст. Ночью его могут потребовать к больному, и он не может отказаться. Служение священника не менее тяжкое физически, чем служение врача. Почему же никто не бросает врачам такого тяжкого обвинения, как тунеядство? Потому что всякий врач – труженик, и такой же труженик, как и священник… Но служение священника гораздо тяжелее, чем врача и всякого другого общественного работника. Православный пастырь вмещает в своей душе жизнь своей паствы: болеет их нуждами, страданиями, муками веры, нравственной жизни… В заботах о душевном спасении своих пасомых он не спит ночей и часто плачет, раньше времени старится, часто умирает от заражения при напутствованиях… Добрый пастырь душу свою полагает за овец своих! Вы скажете – таких немного. Ответим: но они есть. Правда, не все такие, но и не все врачи, не все другие работники на высоте своего положения.

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания

Апостольские постановления

ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь

А вы, юноши Церкви, старайтесь служить во всех нуждах не лениво, занимайтесь делами своими со всей честностью, чтобы во всю жизнь свою довольствовать и самих себя, и бедствующих, чтобы не обременять собою Церкви Божией. Так и мы, хотя занимаемся словом благовествования, однако не нерадивы и о занятиях; ибо одни из нас рыбаки, другие шьют палатки, иные земледельцы, чтобы никогда не быть нам праздными. Соломон говорит в одном месте: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действие его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но заготовляет летом хлеб свой, собирает, собирает во время жатвы пищу свою. Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари, и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтенна (Притч. 6:6-8)… Итак, трудитесь непрестанно, ибо порок праздного неизлечим. Если же кто не трудится, тот у вас да не ест, ибо праздных ненавидит и Господь Бог наш; а из почитающих Бога никто не должен быть праздным.

Апостольские постановления

Дидахе

ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь

Всякий, приходящий к вам во имя Господне, да будет принят; а потом, испытавши, вы узнаете его; ибо вы должны иметь рассудок и отличать правое от левого. Если пришедший - странник, помогите ему, насколько можете, но он не должен оставаться у вас долее двух или, в случае нужды, трех дней. Если же он, будучи ремесленником, захочет поселиться у вас, то пусть работает и ест. А если он не знает ремесла, то поразмыслите и позаботьтесь устроить его так, чтоб христианин не жил у вас без дела. Если же он не захочет с этим сообразоваться, то он - христопродавец, держитесь подальше от таковых!

Дидахе

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

10. Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.
11.  Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.

Сравни (1Фес.4:10-11)
«Умоляем – жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками». Здесь обличение для тех, которые, вообразивши, что наступило царство антихриста, или что приблизилось славное пришествие Христово, не хотят заниматься житейскими делами, бросают дома, оставляют обработку полей и предаются бездействию. Не в праздности, но в труде, какой указан кому Господом, должен застать нас день Господень.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь

Здесь Ап., видимо, цитирует еврейскую поговорку, основанную на словах В. З. из кн. Бытия 3:19. Сравни «Учение 12 Апостолов», XII, 3.

Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам.

См. также Толкование на 2Сол. 3:6

2) Ср.: 2Тим. 2:3
3) Ср.: 1Кор. 9:7
4) Ср.: Еф. 4:11
5) Ср.: 1Кор. 9:14

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 10-12 Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб
 

Вместе с тунеядством Апостол обличает праздношатание и пустословие, коими обычно занимаются ничего не делающие тунеядцы. Апостол напоминает им грозное свое завещание: не есть не потрудившись и потом Христом Господом умоляет работать для приобретения своего хлеба и избегать суетной и шумной уличной жизни.
По изъяснению блаж. Феодорита, «ниже да яст [в русск. тот и не ешь]– Апостол сказал не подающим, но живущим в праздности. Подающим же чрез несколько слов дает совет не смотреть на худое поведение, но без сомнения оказывать им свойственную им щедрость». «Ум наш присно движим; поэтому, когда мы не занимаем его делами благопотребными, он предается делам непотребным, в разведывание, как живут другие, а отсюда в пересуды, празднословие, пустословие» (блаж. Феофилакт). К сему преосвящ. Феофан присовокупляет: «нисколько не видно, чтоб это были люди с явными пороками; иначе Апостол не утерпел бы обличить это, как делает в послании к Коринфянам (1Кор. 5:11); или чтобы это были бедные, могущие пропитывать себя трудом рук своих, которые однакож не любят трудиться, а живут на чужой счет, попрошайством, или обманом, – хотя может быть кто-нибудь и такой. Это все люди праздные, попусту убивающие время. Но и таких, надо полагать, было немного, ибо Апостол говорит: некие. Говорит же о них с такою строгостию и так много ради того, что и одну душу потерять жалко, из опасения, как бы поблажка им, или невнимание к их исправлению, не расположили и других легко смотреть на такой образ жизни и не подали им повода увлечься к подражанию. К тому же пишет Апостол: слышим, идет слух. А он был столько ревнив, что не мог равнодушно сносить никакого недостатка в своих церквах. Всех их он старался представить Христу, как чистых и непорочных невест (2Кор. 11:2). В противоположность праздношатанию и пустому убиванию времени, заповедуется скромная, уединенная, трудолюбивая жизнь. Хотя и свой достаток имеют, все же трудились бы, чтобы свой трудовой хлеб есть, ибо он слаще и, можно сказать, священнее.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.
 

На то дана была и прямая заповедь Апостола – кто не хочет трудиться, того не за что и хлебом кормить, если же кто и ест хлеб, то без всякого права на то, или по своему нахальству, или по милости других. Итак, труд телесный ли то или духовный, неизбежно обязателен для всякого. Кто не хочет трудиться, кто бы он ни был, богатый ли то или бедный, ниже да ясть, тот если и ест, ест с насилием совести, с грехом.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Николай Петрович Розанов (†1941)

Ст. 10-12 Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.

Апостол напоминает Солунянам свое изречение, которое он часто повторял им (παρηγγέλλομεν): аще кто не хощет делати, ниже да ясть, т. е., сознательно отказывающийся от работы, хотя у него есть силы для нее, недостоин получать пропитание от других. Напоминает об этой заповеди апостол потому, что среди Солунян есть люди, которые как будто постоянно заняты делом, но на самом деле ровно ничего не делают (περιεργαζοντες). Таковым апостол повелевает зарабатывать самим свой хлеб и, притом, с молчанием, т. е. сосредоточившись в своем деле.

Обозрение посланий св. апостолов. Выпуск 3.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible