Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся

Ибо мы услыхали теперь, что некоторые у вас безчинно поступают, ничего не делая, но лукавствуя и предаваясь праздности, чем наносят вред ближним и погубляют души свои.

Толкование на священное Писание. 2-е послание к Фессалоникийцам

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Но слышим, что некоторые у вас поступают, бесчинно, ничего не делают, а суетятся

Ходят вокруг и некие другие, как они говорят, претендующие на то, что они отдают все свое время молитве и никаких дел не делающие, поводом для лени и способом добывания денег выставляющие благочестие, но мыслящие неправильно. Пусть же скажут, что они лучше святых апостолов, которые работали, когда на это оставалось свободное время, до изнеможения трудясь для слова Божия. Как же они проходят мимо написанного блаженным Павлом: некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, суетятся? Так действующих Церковь не приемлет. Необходимо, конечно, подвизающимся в мирных обителях согласно и напряженно молиться. Но не будет никакого вреда, а напротив, большая польза трудиться, чтобы тот, кто приемлет тяжелые труды других для себя, сам бы не был другим в тягость; чтобы можно было из его трудов утешить вдову и сироту и неких немощных из его братьев.

К Калосирию (послание 83)

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.

Ибо живущим в праздности свойственны пустословие, говорливость, бесполезное любопытство.

Толкования на 2-е послание к Фессалоникийцам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Но слышим, что некоторые у вас поступают, бесчинно, ничего не делают, а суетятся

Поскольку ум наш находится в постоянном движении, поэтому, когда мы не занимаем его делами благопотребными, он предается делам непотребным, как и выше сказано, начинает заниматься разведыванием, как живут другие, а отсюда переходит в пересуды, празднословие и пустословие. Итак, следует трудиться, работая своими руками. Тому и милостыни просить не должно, кто, имея силы работать, предается праздности. Скажешь: я молюсь и пощусь. Но это не есть дело рук. Можешь и при этом иметь ручную работу. И если ты об этом нерадишь, то подлежишь суду, как празднолюбец. Скажут: как же того, кто учит, не приневоливают работать? У него есть работа важнейшая и труднейшая, которая не даст ему заняться ручными работами. На тебе же, лице частном, не лежит ничего такого, и ты грешишь, нерадя о труде.

Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Слышим бо некия безчинно ходящия у вас, ничтоже делающия, но лукавно обходящих

Выяснив основания виновности обличаемых, указывает самую вину, говоря как бы: а у вас, несмотря на столь обязательные побуждения к благочинному поведению, есть лица, которые ведут себя совсем не как следует. В чем состояла неисправность этих лиц, уже было указываемо. Это безчинно ходящие, то есть живущие бестактно, беспорядочно, не по чину, Апостолами заведенному, в противность тому благообразию хождения, какого требовал он в первом послании (1Сол. 4:12); ничтоже делающие, не то, что сидящие, поджавши руки, а гуляющие без дела, которым не по душе сидеть за каким-либо серьезным и постоянным трудом, а приятно проводить время в свое удовольствие, в услаждение своих чувств, очей, слуха, вкуса и проч.; — но лукавно обходящие, с греческого — все любопытствующие, что там-то есть, что тут-то делается, что те рассказывают, что эти задумывают, и подобное. Это глазеры, говоруны, спорники. Шатаясь по площадям, торжищам, улицам и домам, все разведывают, и не дивно, что и нарочно подсматривают, вступают в споры, откуда задоры, распри, брани и все нестроения в обществах. «Живущим в праздности, — пишет Феодорит, — свойственны пустословие, говорливость, бесполезное любопытство». Экумений указывает и причину того. «Бог дал нам, говорит он, ум деятельный. Потому, когда мы удаляем его от Дел (Богоугодных), он, не имея возможности пребывать в бездействии, вдается в дела диавольские, в любопытство, болтливость, наговоры, смехотворство и подобное». То же пишет и Феофилакт: «Ум наш приснодвижим; потому, когда мы не занимаем его делами благопотребными, он предается делам непотребным, в разведывание, как живут другие, а отсюда в пересуды, празднословие и пустословие». Нисколько не видно, чтоб это были люди с явными пороками; иначе Апостол не утерпел бы обличить это, как делает в послании к Коринфянам (1Кор. 5:11); или чтоб это были бедные, могущие пропитывать себя трудами рук своих, которые, однако ж, не любят трудиться, а живут на чужой счет попрошайством или обманом; хоть, может быть, был кто-нибудь и такой. Это все люди праздные, попусту убивающие время. Но и таких, надо полагать, было не много, ибо святой Апостол говорит: неким. Их число было так незначительно, что они не мешали Церковь Солунскую, все общество верующих там, отличать теми прекрасными качествами, какие превозносит в них святой Павел в обоих посланиях. Говорит же о них он с такою строгостию и так много ради того, что и одну душу потерять жалко, и из опасения, как бы поблажка им или невнимание к их неисправности не расположили и других легко смотреть на такой недобрый образ жизни, и не подали им повода увлечься к подражанию. К тому же, пишет Апостол: слышим, идет слух. Кто принес или приносил почасту слух, не сказывает, но видно, что слух был не пустой и святой Павел верил ему. А он был столько ревнив, что не мог равнодушно сносить никакого недостатка в своих Церквах. Все их он старался представить Христу как чистых и непорочных невест (2Кор. 11:2).

Послание святого Апостола Павла к солунянам 2-е, истолкованное святителем Феофаном

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

10. Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.
11.  Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.

Сравни (1Фес.4:10-11)
«Умоляем – жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками». Здесь обличение для тех, которые, вообразивши, что наступило царство антихриста, или что приблизилось славное пришествие Христово, не хотят заниматься житейскими делами, бросают дома, оставляют обработку полей и предаются бездействию. Не в праздности, но в труде, какой указан кому Господом, должен застать нас день Господень.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся

«Слышим» - указывает на то, что до Ап. «недавно» дошли вести из Ф. о том, что некоторые ведут «бесчинную жизнь». Ложные чаяния касательно парусии, вероятно, породили значительное количество «идейных» бездельников, которые, опираясь на «эсхатологическую суматоху», ничего не делали, оставили нормальный образ жизни, и б. м. неумышленно стали в экономическом отношении обузой Ф. общины, суясь везде, и нарушая своим непрошенным вмешательством, порядок в жизни других (περιεργαζομένους - в этом стихе игра слов - μηδέν εργαζομένους, άλλα περιεργαζομένους). Вся их энергия уходила на праздное возбуждение по поводу неосновательных чаяний касательно «скорого» конца земного порядка вещей.

Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам.

См. также Толкование на 2Сол. 3:6

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 10-12 Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб
 

Вместе с тунеядством Апостол обличает праздношатание и пустословие, коими обычно занимаются ничего не делающие тунеядцы. Апостол напоминает им грозное свое завещание: не есть не потрудившись и потом Христом Господом умоляет работать для приобретения своего хлеба и избегать суетной и шумной уличной жизни.
По изъяснению блаж. Феодорита, «ниже да яст [в русск. тот и не ешь]– Апостол сказал не подающим, но живущим в праздности. Подающим же чрез несколько слов дает совет не смотреть на худое поведение, но без сомнения оказывать им свойственную им щедрость». «Ум наш присно движим; поэтому, когда мы не занимаем его делами благопотребными, он предается делам непотребным, в разведывание, как живут другие, а отсюда в пересуды, празднословие, пустословие» (блаж. Феофилакт). К сему преосвящ. Феофан присовокупляет: «нисколько не видно, чтоб это были люди с явными пороками; иначе Апостол не утерпел бы обличить это, как делает в послании к Коринфянам (1Кор. 5:11); или чтобы это были бедные, могущие пропитывать себя трудом рук своих, которые однакож не любят трудиться, а живут на чужой счет, попрошайством, или обманом, – хотя может быть кто-нибудь и такой. Это все люди праздные, попусту убивающие время. Но и таких, надо полагать, было немного, ибо Апостол говорит: некие. Говорит же о них с такою строгостию и так много ради того, что и одну душу потерять жалко, из опасения, как бы поблажка им, или невнимание к их исправлению, не расположили и других легко смотреть на такой образ жизни и не подали им повода увлечься к подражанию. К тому же пишет Апостол: слышим, идет слух. А он был столько ревнив, что не мог равнодушно сносить никакого недостатка в своих церквах. Всех их он старался представить Христу, как чистых и непорочных невест (2Кор. 11:2). В противоположность праздношатанию и пустому убиванию времени, заповедуется скромная, уединенная, трудолюбивая жизнь. Хотя и свой достаток имеют, все же трудились бы, чтобы свой трудовой хлеб есть, ибо он слаще и, можно сказать, священнее.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.
 

Есть у вас некоторые, говорит Апостол, которые, несмотря на столь обязательные побуждения к доброму поведению, ведут себя совсем не как следует. Они ничего не делают, что положено им делать, им не по душе сидеть за каким-либо серьезным и постоянным трудом, а приятно проводить время в свое удовольствие. Это суетящиеся (в слав. лукавно обходящиеся, в греч. буквально вселюбопытствующие), слоняются по площадям, улицам и домам, все разведывают, подсматривают и сплетничают. Кто они были такие, нищие ли, пренебрегающие трудом рук своих, предпочитая труду тунеядство, или вообще легкомысленные праздношатаи, из слов Апостола не видно, но видно только, что таковых было много – некоторые.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Николай Петрович Розанов (†1941)

Ст. 10-12 Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.

Апостол напоминает Солунянам свое изречение, которое он часто повторял им (παρηγγέλλομεν): аще кто не хощет делати, ниже да ясть, т. е., сознательно отказывающийся от работы, хотя у него есть силы для нее, недостоин получать пропитание от других. Напоминает об этой заповеди апостол потому, что среди Солунян есть люди, которые как будто постоянно заняты делом, но на самом деле ровно ничего не делают (περιεργαζοντες). Таковым апостол повелевает зарабатывать самим свой хлеб и, притом, с молчанием, т. е. сосредоточившись в своем деле.

Обозрение посланий св. апостолов. Выпуск 3.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible