Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его.

Святые отцы

Прочие

Поликарп Смирнский, сщмч. (†155)

Ст. 14-15 Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата

Я сильно опечалился из-за Валента 1), который некогда был у вас пресвитером, что он забыл данный ему сан. Поэтому умоляю вас - берегитесь любостяжания и будьте чисты и правдивы. Воздерживайтесь от всякого порока. Кто сам не может воздержаться от этого, как он будет проповедовать о том другому?.. Итак, я весьма скорблю, братья, о Валенте и его жене: дай Бог им истинно покаяться! А вы будьте благоразумны в этом и не почитайте их за врагов, но старайтесь исправить их, как члены страждущие, чтобы здраво было все тело ваше. Поступая так, вы сами себя назидаете.

Послание к Филиппийцам

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его.

Если же кто не послушает слова нашего, того заметьте и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдился.

Толкование на священное Писание. 2-е послание к Фессалоникийцам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 14-15 Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата

Как же, скажешь, [Павел] говорит: Если кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его? Правда, это сказано о братьях; но не просто, а тоже с кротостью; не оставляй без внимания и последующего, прибавь и то, что сказано далее. А именно, сказав: не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.

Видишь ли, как он повелевает ненавидеть худое дело, а не человека? Дело дьявола - отторгать нас друг от друга; он сильно старается истребить любовь, чтобы пресечь путь к исправлению и удержать его [ближнего] в заблуждении, а тебя во вражде и таким образом заградить ему путь ко спасению. Если врач будет ненавидеть и убегать от больного, а больной отвращаться от врача, то может ли больной выздороветь, когда он не будет призывать врача и врач не будет приходить к нему?

Гомилии на 1-е послание к Коринфянам

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 14-15 Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата

Посмотрите на ссору голубей. Апостол сказал: Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним (2Сол. 3:14). Это ссора. Но надо иметь в виду, что это ссора голубей, не волков. Павел здесь же добавляет: но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата (2Сол. 3:15). Голубь, и когда наносит удар, любит. Волк же ненавидит и когда ласкается.

Проповеди на Книгу Бытия


Некоторые понимают слова из среды вас (1Кор. 5:13) таким образом, что каждому надлежит извергнуть развращенного из себя самого, чтобы стать добрым. Но каким бы образом ни понимались эти слова - в том ли смысле, что развращенные наказываются Церковью со всей строгостью путем отлучения, или в том, что каждый, себя вразумляя и исправляя, извергает из себя развращенного, - приведенные выше слова не содержат двусмысленности, поскольку предписывают не сообщаться с братьями, замеченными в каком нибудь из вышеперечисленных пороков, то есть с имеющими дурную славу. А с каким намерением и с какой любовью эта милосердная строгость должна применяться, он ясно показывает не только в том месте, в котором говорит: чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса (1Кор. 5:5), но также и в другом: Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте в виду на замечании и не сообщайтесь с ним,чтобы он устыдился; но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.

О вере и делах

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст.14-15 Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата

На сие правило должны обратить внимание те, кому вверено кормило церковное. Божественный Апостол не воспретил и погрешающим оказывать телесные услуги. Лишил он их духовной свободы, но не велел почитать их достойными попечения о них. Ибо говорит: «не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата». Они то же, что больные члены в теле; а таковые члены обыкновенно стараемся приличным образом уврачевать.

Толкования на 2-е послание к Фессалоникийцам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Если же кто не послушает слова нашего, в сем послании, того имейте на замечании

Некоторые прочитали: слова нашего (λόγω ημών), с буквой ή, почему и поняли так: если кто не послушает слова моего, Павлова, как бы сказанного чрез это послание, того имейте на замечании и обращайтесь с ним, как с отлученным. Святой же Иоанн прочитал: вашего (υμών) и дал нам понять это место так: если кто не послушает нас, говорящих к нему то, чему вы научились чрез это мое послание.

и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его

Видишь ли, какая польза от того, что он будет отлучен? Это именно посрамление. Ибо если и просто брать - стыдно, то тем более, если они будут давать ему после отлучения. Великим наказанием считалось в древности отлучение, но ныне не считается таковым. Ибо если нужно было чуждаться человека просто ничего не делающего, то насколько более - других.

Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Аще же кто не послушает словесе нашего, посланием сего назнаменуйте, и не примешайтеся ему, да посрамится

Затем так строго обличал бесчинно ходящих и такие давал им заповеди Апостол, чтоб они исправились и не срамили собою христианского общества, долженствующего быть чистым и святым во всех своих членах и во всех отношениях. Но если наконец они не окажут послушания и пребудут в своей неисправности, то вот какое дано распоряжение: назнаменатъ их и не примешиваться к ним, и, однако ж, не питать к ним неприязненных чувств, а вразумлять, как братьев.

Первое, что надлежало сделать, это назнаменатъ. Что это за назнаменание и для кого оно? Для Апостола Павла или для солунян? Древний наш славянский перевод дает ту мысль, что солунское христианское общество, или предстоятели их, объявив неисправным повеление Апостола им и о них и видя, что они не исправляются, должны были дать знать о них святому Павлу особым посланием, означив их поименно в этом послании, для дальнейших его распоряжений, подобных, например, тем, какие делал он потом в Коринфе относительно кровосмесника. Естественность, соответствие ходу речи и греческому тексту заставляют стать на сторону такого перевода и понимания. Ибо если о неисправных дано было знать Апостолу и если потом надлежало им объявить, что пишет о них Апостол, то они, должно быть, всем были явны, и означать их для солунян не было никакой необходимости. С этого момента объявления им воли апостольской начиналось и непримешивание к ним без особых на то распоряжений, которое и прекращалось в отношении к иным, как только те исправными являлись. И на замечании их иметь было бы делом ни к чему не ведущим. Ожидалось не это, а что-либо более строгое. Оказались неисправные; об них дано знать, или узнал Апостол и пишет строгое обличение и увещание; объявлено все это неисправным; если они исправились -хорошо; а если не исправились, что дальше ожидается? — Ожидается, что об них дадут знать Апостолу, для дальнейших распоряжений. Таков самый простой и естественный ход дела. И нет сомнения, что такова была мысль Апостола: дайте мне знать о нем посланием, а сами между тем не примешивайтесь ему, не с враждебными чувствами, а чтоб пристыдить и вразумить, как брата, любовию.

Другие назнаменание понимают — для солунян: означьте его для себя, или имейте его на замечании. При этом слово: посланием — δια της επιστολης, соединяют не с назнаменуйте, а с словесе нашего, так: кто не послушает слова нашего, чрез это послание вам изрекаемого или сообщаемого, того имейте на замечании, или заметьте для себя. Но такое сочетание слов может быть и не принято, ибо в таком случае ожидалось бы λογω… τω δια… Как этого нет, то перевод становится натянутым и произвольным. При нем надо доразумевать: изрекаемого, или сообщаемого, чтоб вышла мысль; тогда как с назнаменуйте оно вяжется естественно и не требует дополнений; назнаменуйте посланием. Дало бы особый вес этому пониманию толкование древних наших толковников. Но слова святого Златоуста на это речение: «сего знаменуйте, - следовательно, заповедует творить сие, дабы не были скрываемы (такого рода поступки или таковые лица)», - не могут быть решительно обращаемы в пользу такого понимания, особенно если взять во внимание, что он читал словесе не нашего, а вашего; при таком чтении — δια της επιστολης — естественно должно было отходить к назнаменуйте. Блаженный Феодорит, святой Дамаскин и Феофилакт не делают об этом никакого замечания. Только Экумений написал: «Сего назнаменуйте, чтоб не укрылся от вас (или не безызвестен был вам)». Очевидно, что при таком отношении наших древних толковников к сему месту, понимание его в последнем смысле может быть необязательно и, по меньшей мере, оставлено на свободу. Для нас же славянский перевод и мысль, с ним соединяемая, должны взять перевес. К нему и склоняемся.

И не примешайтеся ему. Ко мне отпишите, а с ним не общитесь. Не примешайтеся, по-гречески стоит такое слово, каким означают, когда кто вмешивается в толпу и там сливается с общею массою, как, например, вино с водою. Апостол не того только хочет, чтоб никто не видал христиан в кругу этих беспорядочных лиц, но чтоб строгие христиане им самим дали заметить, что чуждаются их ради того, что считают поведение их несообразным с званием христиан, и этим отчуждением возбуждали в них совесть и приводили в стыд: да посрамятся. Это — молчаливое обличение и вразумление без слов. «Но, по мысли Апостола, такое отношение к неисправным предписывается как наказание сим последним. И оно точно есть не малое наказание» (святой Златоуст). «Это наказание для непослушных кажется умеренным; в самом же деле оно одно из самых тяжелых. Что тяжелее, как быть будто в пустыне, хотя находишься в городе?» (святой Дамаскин). «Весьма велик стыд, когда все отвращаются от кого» (Экумений).

И не как врага его имейте, но наказуйте как брата

Не примешиваясь к непослушному и отворачиваясь от него, не имейте, однако же, неприязни к нему, не негодуйте на него, не презирайте и не осуждайте, а наказуйте, как брата. Наказуйте, νουθετειτε, что значит: в ум влагать что, вразумлять. Вразумляйте, говорит, или этим обличительным отворачиванием от него и неучастием в его безобразных делах, или не этим только, но при этом и разумным, братским, согретым любовию словом, с жалением о нем же, зачем он таков, так себя унижает и срамит. Видимо, как святой Павел хочет в сердцах всех возгреть заботу о нравственной чистоте не своей только у каждого, но и всего общества о всем обществе в целом составе. Но конечно выражателями и исполнителями такой заботы должны были быть предстоятели, коим вверялось попечение о спасении душ. На них, вероятно, возлагалось Апостолом исполнение и всего этого распоряжения.

Вот дышащие любовию к немощным слова святого Златоуста на сие место: «Таким образом, (Апостол) не позволяет, чтобы наказание простиралось дальше надлежащей меры. Ибо, как выше сказав: аще кто не хощет делати, ниже да яст, из опасения, чтоб те не погибли с голода, прибавил: вы же не стужайте доброе творяще; так и теперь, сказав: отлучайтеся и не примешайтеся ему, потом из опасения, чтоб это самое не отделило его от общества братии, ибо, усомнившись тогда в самом себе, он мог бы вскоре погибнуть, если б ему было отказано в ободрении, (Апостол) прибавил: и не яко врага имейте его, но наказуйте якоже брата. Этим показывает он, что великое назначил (виновному) наказание, так что оно могло лишить его всякого дерзновения. Вразумляйте, как брата, сказал Апостол, а не оскорбляйте, как врага. Кто вразумляет своего брата, тот делает это не всенародно, не выставляет его торжественно на позор, но исполняет это втайне и с большею осторожностию, скорбя и сокрушаясь, и со слезами, и с плачем».

Послание святого Апостола Павла к солунянам 2-е, истолкованное святителем Феофаном

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о святых постах

Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам (1Кор.11,2).

Ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди (1Фес.4,2). И ниже: Итак непокорный (нашим повелениям) непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святого (1Фес.4,8).

Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним (2Фес.3,14).


Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет (Евр.13,17). И выше: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр.13,7). Прочее смотри в догмате о Предании.

Из этих всех изречений из Священного Писания каждый ясно видит, что Церковь Христова, то есть Вселенские и Поместные соборы, пастыри и учители, столпы и светила Церкви, имеют полномочную власть устанавливать законы для исполнения верными и понуждать к их соблюдению и обязывать под страхом осуждения (под̾ грѣхо́мъ), а непокорных всячески смирять. И всякий, отвергающий их, отвергает не человека, но Бога, давшего им Своего Святого Духа, по слову апостольскому, а вернее, по слову Христа, сказавшего им: Слушающий вас Меня слушает (Лк.10:16).

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

14. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его.
15Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.


Сравни 1Кор.5:9-13.
Писах вам – не примешатися блудником. На основании этих слов штундисты не хотят иметь ничего общего с православными, которых они обвиняют в порочной жизни, не делая различия между правыми и действительно виновными. Вникнем, однако, в каком смысле и с какою целью запретил апостол общение с блудниками. В 1Кор.5:10-11 он пишет: «не вообще с блудниками мира сего – но – с тем, кто, называясь братом, остается блудником – с таким даже и не есть вместе». Выходит, что, если блудник – не брат наш, чужд веры во Христа, с ним можно иметь общение, а если он брат наш или называется братом, то с ним не должно и есть вместе. Почему же тот, который не верует во Христа, имеет у апостола как будто преимущество? Но это не есть преимущество: христианин может иметь с ним общение потому, что может не озабочиваться его спасением; с братом же, впадшим в блудодеяние, он прерывает общение для того, чтобы вразумить его и привести к исправлению. Итак, если когда-нибудь следует прервать общение с человеком порочной жизни, то должно делать это не по отвращению к нему и не по сознанию своего превосходства (иначе подпадем осуждению по силе сказанного апостолом в 1Кор.4:5-7), а по любви к нему и по желанию его исправить; так как наибольшую любовь должны мы питать к братьям по вере, то в отношении именно к ним и должны христиане употреблять эту меру вразумления, но не без ведома Церкви, а с точным соблюдением заповеди Спасителя: повеждь церкви (ср. 1Кор.5:3-5): аще же и церковь преслушает, буди тебе (брат твой) якоже язычник и мытарь (прерви с ним общение, Мф.18:17). – Отстраняясь от православных, штундисты не соблюдают этих правил: судят, не имея права судить, судят под влиянием чувства своих мнимых нравственных достоинств.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его

Νουθετει̃ν - вразумлять, напоминать кому-нибудь об его долге, хотя с оттенком легкого порицания, но вместе с тем и увещания.

Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам.

См. также Толкование на 2Сол. 3:13

1) Пресвитер Валент вместе с женой утаил деньги, предназначенные для бедных

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 13-15 Вы же, братия, не унывайте, делая добро. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата
 

Трудящимся (же) Апостол заповедует не тяготиться деланием добра, как вообще, так и по отношению к нетрудящимся, ибо всегда добрый труд имеет цену сам в себе, которую и получает пребывающий в нем равно как и в благотворении, хотя бы им пользовались недостойные (это вина их, а не благотворящего), но действительно нуждающиеся. Апостол только советует: знать таковых недостойных лиц, не входить с ними в тесное общение, чтобы этим самым пристыдить их, однако не относиться к ним враждебно, а душевно пребывать с ними в братском общении и, при удобстве, вразумлять их.
«Итак, что же?» вопрошает св. Иоанн Златоуст: «если он (праздный) от нас всегда будет получать в изобилии, то навсегда останется праздным? Против этого, говорит (Апостол), я указал вам легкое врачевство, именно: отделяйтесь от такого человека, т.е, не придавайте ему дерзновения, показывайте вид, что вы гневаетесь на него. Это немаловажно. Так мы должны наказывать брата, если действительно желаем того, чтобы он исправился. Ибо скажи мне, если бы ты имел брата по плоти, то неужели бы ты оставил его без помощи тогда, когда бы он умирал с голоду? Я не думаю; но вероятно, ты позаботился бы об исправлении его. Таким образом Апостол не позволяет, чтобы наказание простиралось дальше надлежащей меры. Сказав: отлучайтеся и не примешайтеся ему [в русск. не сообщайтесь с ним], – потом из опасения, чтобы это самое не отрешило его от общества братий, и, усомнившись тогда в самом себе, он мог бы вскоре погибнуть, если бы ему было отказано в ободрении, Апостол прибавил: и не аки врага имейте его, но наказуйте якоже брата [в русск. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата]. Вразумляйте, как брата, сказал Апостол, а не оскорбляйте, как врага. Кто вразумляет своего брата, тот делает это не всенародно, не выставляет его торжественно на позор, но исполняет это втайне и с большою осторожностию, скорбя и сокрушаясь, и со слезами и с плачем».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Ст. 14-15 Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.
 

Каким же способом Апостол вразумляет тунеядцев? Если они не вразумятся его посланием, то он делает такое распоряжение настоятелям иметь их на замечании, посланием доложить о них ему, конечно, с поименованием их для дальнейших распоряжений, а самим исправным не сообщаться с ними, чуждаться их, но без неприязни и негодования, а для вразумления их, как братьев, давая знать им, что они своим поведением срамят христианское общество, долженствующее быть чистым и святым во всех своих членах и во всех отношениях.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Николай Петрович Розанов (†1941)

2Фес. 3:13-18

Обращаясь к послушным его наставлениям читателям, апостол советует им не уставать при исполнении своих христианских обязанностей, как в отношении к самим себе, так и к бесчинно ходящим (καλοποιοῦντες). Но не следует слишком снисходительно относиться к ослушникам апостольских предписаний. Если кто – говорит апостол – не послушает этого нашего слова, дошедшего, или имеющего дойти до него посредством этого моего послания (ἐπιστολῆς – с членом), того заметьте для себя (σημειοῦσθε), как такого, которого следует избегать (так как апостол здесь имеет в виду, конечно, удаление ослушников от вечерей любви, то можно думать, что эти ослушники лишаемы были и причащения, которое имело место непосредственно по окончании вечери). Не следует поступать с ним как с врагом, совсем забыть о нем, но должно наводить его на истинный путь как брата, хотя при этом, конечно, все-таки, нельзя не прибегать к мерам строгости. Имея в виду неизбежные в этом исправлении согрешающих неприятности и раздоры, апостол просит у Господа мира полного мира для Солунян. Заключая свое послание приветствием, апостол, в виду появления подложного послания с его именем, указывает на то, что он, обыкновенно, подписывает сам свои послания, чтобы читатели уже по почерку могли убедиться в их подлинности.

Обозрение посланий св. апостолов. Выпуск 3.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible