Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла 2-е послание к фессалоникийцам 3:16
Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!
Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем, то есть, который вы однажды получили и который имеете в любви - тот и другой да будет у вас.
Толкование на священное Писание. 2-е послание к Фессалоникийцам
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Чтобы вам быть в мире и с Ним, и друг с другом и избавиться от козней сопротивников.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем
Всюду он запечатлевает свои увещания молитвой, налагая молитвы, как некие печати и знаки на том, что отложено в сокровищницу для хранения. Таким образом и здесь, так как, вероятно, у фессалоникийцев происходили распри вследствие таких случаев, когда одни - удаляемые - становились более ожесточенными, другие - состоятельные - уже не подавали таким людям с полной готовностью: справедливо апостол молится, чтобы мир всегда был между ними. Ибо о том они должны заботиться, чтобы всегда сохранять мир. И притом во всем, чтобы ниоткуда не иметь повода к раздору, ни от слов, ни от образа действий. Ибо таким образом, говорит, вы без труда и непослушных сделаете лучшими. Ничто так не способствует к исправлению того, что мы желаем исправить, как мирное, безмятежное обращение, и вразумление без гнева.
Господь со всеми вами!
Это и Господь обещал: и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:20). Если, говорит, Он будет со всеми вами, то есть и с теми, коих надлежит исправлять, и с теми, кои исправлены, то все будет во благо. Не хотящих трудиться Он уврачует, а любящих труд утвердит в трудолюбии.
Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всяком образе. Господь со всеми вами!
Желание мира в конце посланий обычно святому Апостолу Павлу. Здесь оно может быть считаемо вызванным предыдущею речью. Сделанное им распоряжение и разлад, хотя цель у Апостола была всех любовию ввести в единонравие посредством тех исправительных мер. Вот он и молится, чтоб Господь сохранил и утвердил между ними крепкий и всесторонний мир. Апостол своею исправительного мерою точно будто разделяет; но не с тем, чтоб был разлад, а чтоб те, отделяемые, образумясь, обратились от пути своего неправого и, вступивши подобонравием в общение со всеми, дали возможность всем верующим насладиться теплым миром. Святой Златоуст пишет: «Смотри, как он, когда заповедует им то, что надлежит исполнять, запечатлевает свои увещания молитвою, налагая молитвы и моления, как некоторую печать на эти сокровища. Да даст вам мир. Так как, вероятно, из сего (то есть того, как он им велел относиться к непослушным) могли произойти распри, потому что одни стали бы более настойчивы, а другие менее уступчивы, то не без основания молится он о том». Экумений поясняет: «Знал, что из обличений и наказов рождаются распри, когда те, на коих они падают, упорствуют. Почему и просит им мира от Бога мира».
Мир всегда во всяком образе. «Чтоб вам быть в мире с Господом и друг с другом, и избавиться от козней сопротивников. Ибо сие значит: во всяком образе» (Феодорит). «Чтоб ниоткуда не иметь им повода к раздору, ни от слов, ни от образа действий. Ибо таким образом они без труда и тех (непослушных) сделают лучшими. Ничто столько не способствует к исправлению того, что мы желаем исправить, как мирное, безмятежное обращение и вразумление без гнева» (Феофилакт).
Господь со всеми вами. Это верх благожеланий христианских: ибо если Господь пребудет с ними, то с Ним будет изобильно множиться среди их и всякое благо во спасение. «Если, говорит, Он будет со всеми вами, то есть и с теми, коих надлежит исправлять, и с теми, кои исправлены, то все будет во благо. Не хотящих трудиться Он уврачует, а любящих труд утвердит в трудолюбии» (Феофилакт). Святой Златоуст дает при сем такой урок: «Об этом и мы можем просить для себя, если только будем исполнять то, что заповедал Господь. Ибо послушай, что говорит Христос ученикам Своим: се Аз с вами есмь до скончания века (Мф. 28:20). Это сказано не только к ним (Апостолам), но и к нам, потому что из слов: до скончания века видно, что не только им обещано сие, но и всем тем, кто будет идти по следам их. Господь завещал: се Аз с вами, но это бывает только тогда, когда мы желаем сего. Ибо Он вовсе не будет с нами, если мы сами станем удаляться от Него. С вами, говорит, пребуду вовек. Не будем же отгонять от себя сей благодати».
Послание святого Апостола Павла к солунянам 2-е, истолкованное святителем Феофаном
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!
«Господь мира» - Господь Иисус Христос, если опираться на тот факт, что слово Κύριος у Ап. Павла всегда относится к Господу Иисусу Христу. Но сравни 1Сол. 5:23. - «Со всеми вами» - не исключая и тех, кого Ап. только что обличал «в бесчинстве».
Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
В заключении Апостол высказывает пожелание мира во всем и не разлучного пребывания Господа со всеми. Св. Иоанн Златоуст пишет: «смотри, как он, когда заповедует то, что надлежит исполнят, запечатлевает свои увещания молитвою, полагая молитвы и моления, как некоторую печать на эти сокровища. «Да даст вам мир». Так-как могли произойти распри, потому что одни стали бы более настойчивы, а другие менее уступчивы, то не без основания молится он о том». В объяснение слов: «мир всегда во всяком образе [в русск. мир всегда во всем]», блаж. Феофилакт говорит: «чтоб ни откуда не иметь им повода к раздору, ни от слова, ни от образа действий. Ибо таким образом они без труда и тех (непослушных) сделают лучшими. Ничто столько не способствует к исправлению того, что мы желаем исправить, как мирное, безмятежное обращение и вразумление без гнева». По поводу же слов: «Господь со всеми вами», замечает св. Иоанн Златоуст: «об этом и мы можем просить для себя, если только будем исполнять то, что заповедал Господь. Ибо послушай, что Христос говорит ученикам Своим: «Се Аз с вами есмь до скончания века» (Мф. 28:20). Это сказано не только к ним (Апостолам), но и к нам, потому что из слов: «до скончания века» видно, что не только им обещано сие, но и всем тем, кто будет идти по следам их. Господь завещал: «Се Аз с вами», но это бывает только тогда, когда мы желаем сего. Ибо Он вовсе не будет с нами, если мы сами станем удаляться от Него. Не будем же отгонять от себя сей благодати».
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Чтобы не было пререканий по поводу его распоряжений относительно праздных тунеядцев, Апостол молит Бога мира дать им мир всегда во всем, устранить всякие поводы к раздору в словах и действиях, и чтобы Господь пребывал со всеми ими, и с Ним умножалось всякое благо среди них во спасение.
Николай Петрович Розанов (†1941)
Обращаясь к послушным его наставлениям читателям, апостол советует им не уставать при исполнении своих христианских обязанностей, как в отношении к самим себе, так и к бесчинно ходящим (καλοποιοῦντες). Но не следует слишком снисходительно относиться к ослушникам апостольских предписаний. Если кто – говорит апостол – не послушает этого нашего слова, дошедшего, или имеющего дойти до него посредством этого моего послания (ἐπιστολῆς – с членом), того заметьте для себя (σημειοῦσθε), как такого, которого следует избегать (так как апостол здесь имеет в виду, конечно, удаление ослушников от вечерей любви, то можно думать, что эти ослушники лишаемы были и причащения, которое имело место непосредственно по окончании вечери). Не следует поступать с ним как с врагом, совсем забыть о нем, но должно наводить его на истинный путь как брата, хотя при этом, конечно, все-таки, нельзя не прибегать к мерам строгости. Имея в виду неизбежные в этом исправлении согрешающих неприятности и раздоры, апостол просит у Господа мира полного мира для Солунян. Заключая свое послание приветствием, апостол, в виду появления подложного послания с его именем, указывает на то, что он, обыкновенно, подписывает сам свои послания, чтобы читатели уже по почерку могли убедиться в их подлинности.