Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла 2-е послание к фессалоникийцам 3:17
Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так:
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так
Поелику же они написали послания от моего имени и читали их пред вами, то приветствие сие моею рукою Павла я написал, и для всех посланий моих это полагаю знаком (их подлинности). Поэтому все послания, приносимые к вам и не имеющие этого знака, да считаются вами за излишние и бесполезные.
Толкование на священное Писание. 2-е послание к Фессалоникийцам
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Чтобы вам быть в мире и с Ним, и друг с другом и избавиться от козней сопротивников.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Приветствие моею рукою, Павловою
Приветствием он называет молитву, показывая этим, что и когда нужно было приветствовать; это дело совершалось с духовной пользой и молитвой, а не было простым знаком дружбы.
что служит знаком во всяком послании
Чтобы не составлялись послания от моего имени какими-либо обманщиками (а это, как мы вначале сказали, делали многие), я, говорит, собственноручно пишу приветствие. Во всяком послании, которое к вам ли, может быть, будет послано, или во всяком, к кому бы то ни было, послании.
Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Целование моею рукою Павлею, еже есть знамение во всяцем послании, сице пишу
Целованием он назвал благословение и молитву, выраженную в следующем стихе. Оно есть и в первом послании, но там оно написано тем же, кто переписывал послание. Здесь же пишет его святой Павел сам и обещает вперед всегда писать его во всяком послании. Это в предотвращение обмана подлогом.
Так как некоторые успели подвигнуть солунян от ума, показывая им послание, будто Апостолом писанное, которое, однако ж, не было им писано, то чтоб и вперед не повторился у них или в другом месте такой же случай, святой Павел положил отмечать свои подлинные послания собственноручным писанием последнего благожелания: благодать Господа и прочее. Как бы сказал: в каком послании эти слова окажутся писанными не моею рукою, то не мое. А чтоб вам безошибочнее можно было поверить это, вот вам почерк моей руки: сице пишу. Знак этот отселе будет «во всяком послании, которое к вам ли, может быть, имеет быть послано, или во всяком, к кому бы то ни было, послании» (Феофилакт).
Послание святого Апостола Павла к солунянам 2-е, истолкованное святителем Феофаном
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так
Здесь Ап. П. делает собственноручную прибавку к посланию, вероятно, с целью устранить всякое сомнение в послании, в виду высказанного им опасения и предположения в 2Сол. 2:2. - «Во всяком послании». По поводу этих слов английский ученый Еп. Ляйтфут спрашивает: «нельзя дать какое-нибудь иное объяснение этому выражению, кроме того, что, вероятно, Ап. написал много посланий, которые не дошли до нас? На этот вопрос нужно ответить отрицательно. Послания к Ф. были написаны в 52-53 г… Миссионерская деятельность Апостола, должно быть, началась не позднее 45 г. по Р. X. Однако до нас не дошло ни одного послания, написанного ранее посланий к Ф. Первое послание к Кор. было написано в 57 г. В порядке хронологии это было третье послание из существующих после первых двух к Ф. Следует ли думать, что эти послания были единственными творениями Ап., стоящими одиноко в периоде времени, обнимающем 12 лет, в течении коих Ап. постоянно находился в общении с церквами, всюду разбросанными? Если бы это было даже и мыслимо само по себе, то все же было бы трудно примиримо с выражением (во всяком послании) в нашем тексте. Как мог Ап. сказать «во всяком послании», когда за единственным исключением первого послания к Ф. он ровно ничего не написал в течении восьми предшествующих лет, и не был вынужден ничего писать в течении следующих пяти лет?» (Lightfoot, op. cit. стр. 136). Нужно думать, что переписка Ап. была гораздо шире и больше, чем это можно было бы думать на основании лишь дошедших до нас посланий. - «Пишу я так» - здесь Ап. вероятно, намекает на характер своего почерка - сравни Гал. 6:11.
Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Конечное приветствие, как признак подлинности послания, писанное рукою самого Апостола Павла, вероятно, имело какие-либо особенности не только в своем написании (подобно патриаршим грамотам), по которым и удостоверялись знавшие этот почерк Апостола, но и в самом содержании этого приветствия: «благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь». Благодать даруемая в разнообразных таинствах и нуждах церковной жизни – это такое великое сокровище, что имеющий ее имеет все потребное для спасения.
По изъяснению блаженного Феофилакта, Апостол как-бы говорит так: «если пребудет с вами благодать, нас спасающая, то уврачует все ваши немощи; ибо такова сила благодати. Пребудет же она с вами, если вы ее не отгоните. Благодать обитает в душах благоумных, исполненных простой веры и братолюбия». Да даруется и нам иметь такие души, чтобы и нам быть отовсюду охраняемыми благодатию Господа нашего Иисуса Христа, нас принявшего и ко Отцу приведшего во Святом Духе». Аминь.
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Приветствием Апостол называет благословение и молитву, выраженную в следующем стихе. Апостол пишет сам, своею рукою Павловою и обещает впредь всегда писать ею в каждом послании. Это в предотвращение обмана подлогом. Он как бы так сказал в каком послании эти слова молитвы (см. ст. 18) окажутся написанными не моею рукою, то – не мое. А чтобы вам безошибочно было проверить это, вот вам почерк моей руки, пишу я так.
Николай Петрович Розанов (†1941)
Обращаясь к послушным его наставлениям читателям, апостол советует им не уставать при исполнении своих христианских обязанностей, как в отношении к самим себе, так и к бесчинно ходящим (καλοποιοῦντες). Но не следует слишком снисходительно относиться к ослушникам апостольских предписаний. Если кто – говорит апостол – не послушает этого нашего слова, дошедшего, или имеющего дойти до него посредством этого моего послания (ἐπιστολῆς – с членом), того заметьте для себя (σημειοῦσθε), как такого, которого следует избегать (так как апостол здесь имеет в виду, конечно, удаление ослушников от вечерей любви, то можно думать, что эти ослушники лишаемы были и причащения, которое имело место непосредственно по окончании вечери). Не следует поступать с ним как с врагом, совсем забыть о нем, но должно наводить его на истинный путь как брата, хотя при этом, конечно, все-таки, нельзя не прибегать к мерам строгости. Имея в виду неизбежные в этом исправлении согрешающих неприятности и раздоры, апостол просит у Господа мира полного мира для Солунян. Заключая свое послание приветствием, апостол, в виду появления подложного послания с его именем, указывает на то, что он, обыкновенно, подписывает сам свои послания, чтобы читатели уже по почерку могли убедиться в их подлинности.