Скрыть
По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение

Посему увещеваю тебя, чтобы ты возбуждал, возобновлял и возжигал благодать Божию, которую ты приял от возложения рук моих, то есть Святого Духа, Коего ты получил от этого возложения моих рук.

Второе послание к Тимофею

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение

Тебе нужно иметь ревность, чтобы возгревать дар Божий. Как огонь требует дров, так и благодать - нашего усердия, чтобы она воспламенялась… потому что от нас зависит и погашать, и воспламенять ее… От беспечности и лености огонь угасает, от внимания и усердия воспламеняется. Он есть в тебе, но ты доставляй ему больше силы; то есть исполняй его крепости, радости, веселия; стой мужественно.

Толкование на 2-е послание к Тимофею 1

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 3-6 Благодарю Бога, ему же служу от прародителей, чистою coвecmию, яко непрестанную имам о тебе память в молитвах моих день и нощь: желая видети тя, поминая слезы твоя, да радости исполнюся: воспоминание приемля о сущей в тебе, нелицемерней вере, яже вселися прежде в бабу твою Лоиду и в матерь твою Евникию: известен же есмь, яко и в тебе. Еяже ради вины воспоминаю тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею

Видишь ли величие любви? Благодарю Бога за то, что помню о тебе, пишет апостол Павел Тимофею. Это – действительно великая любовь, когда кто сам гордится своею любовию к кому-либо. - Чистою coвecmию. Как же это – с чистою совестию, когда в начале он не знал Христа? Этим апостол Павел показывает, что он не сознавал за собою ничего худого. Если он и гнал Церковь, то гнал из ревности по Богу, а не по каким-либо человеческим соображениям, как, например, многие стоят за ересь ради славы, вполне сознавая гнилость ея. Апостол уместно заявляет об этом, чтобы показать, что он говорит правду, когда говорит о своей любви к Тимофею, и дабы не подумал кто, что он уже больше не любит его, так как не пришел к нему, хотя и обещал раньше придти. - В молитвах моих. Не просто поминаю, но в молитвах днем и ночью. - Желая видети тя. Итак, не произвольно я лишил себя такого удовольствия. Ты достоин любви за слезы свои, а также за свою и предков своих веру. Видишь, что Апостол не желает тотчас в начале опечалить Тимофея тем, что не придет к нему, но подает ему надежду увидеться. Но в конце послания он показывает, что не увидит уже его по плоти, когда говорит: аз бо уже жрен бываю (2Тим. 4:6). Слова следует расположить здесь в таком порядке: Благодарю Бога…. яко непрестанную имам о тебе память…, желая видети тя, да радости исполнюся; затем уже те, который поставлены в средине: поминая слезы твоя. Далее, чтобы любовь Апостола не показалась безосновательною, он указывает и причину ея. - Поминая слезы твоя. Может быть, разлучаясь с апостолом Павлом, Тимофей так был опечален, что и заплакал. - Желая видети тя, да радости исполнюся, как-будто от одного свидания он исполнится радости. – Воспоминание приемля о сущей в тебе, нелицемерней вере. Я поминал тебя, говорит Апостол, в своих молитвах, потому что к этому побуждали меня твои слезы и твоя нелицемерная вера. - Яже вселися прежде в бабу твою. Другая похвала, именно – что Тимофей по матери происходил не от еллинов (неверующих), но от иудеев, уверовавших во Христа. Отец его хотя был и еллин, но из страха пред иудеями он был обрезан. - И в матерь твою Евникию. Похвалы предкам служат нам к славе, когда и мы подражаем их добродетелям, а если нет, то они служат скорее к осуждению. Но Тимофей подражал. - Известен же есмь, яко и в тебе. Итак, действительно ты имеешь нелицемерную веру, так как она основана предками и не может поколебаться. - Еяже ради вины, т.е. так как я это знаю в тебе, воспоминаю тебе возгревати дар Божий. Тимофей удостоился духовного дарования, и апостол Павел убеждает его сделать это дарование сильнее и действеннее вниманием, усердием и бодрствованием. В противном случае оно ослабевает: духа не угашайте (1Сол. 5:19), говорит в другом месте Апостол. - Живущий в тебе возложением руку моею. Когда апостол Павел, поставляя Тимофея во епископа, возложил на него руки, то вместе с тем сошло на него дарование – творить знамения, учить и предстоятельствовать в Церкви.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий

Так как, говорит, я знаю, что ты имеешь нелицемерную веру, то побуждаю тебя, чтобы благодать Духа, которую ты принял для предстоятельства в Церкви, для совершения знамений и вообще для всякого свойственного епископу служения, – возгревать эту благодать, то есть делать всегда живой и цветущей. Ибо, как огонь нуждается в дровах, так и благодать Духа нуждается в усердии, внимании, бодрствовании, чтобы всегда пламенеть. Если нет этого, она угасает, как и в другом месте говорит апостол: Духа не угашайте (1Фес. 5:19).

который в тебе через мое рукоположение

Есть в тебе эта благодать, которую ты принял вместе с возложением моих рук на тебя, когда я рукополагал тебя во епископы. Но ты сделай этот огонь сильнее. Слово, которое ты получил, исполни дерзновения и мужества: стань мужественно.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Еяже ради вины воспоминаю тебе возгревати дар Божий живущий в тебе возложением руку моею

Таким образом богодухновенный муж свидетельствует, во первых, что в священнотаинственном рукоположении преподается дар Божий; во вторых, что это не просто дар, положенный и отданный в волю приемлющаго, но живущий, и, как свойственно живущему, имеющий собственную силу и действие.

Это значит, что если не будем возгревать дар Божий в нас, то его действие может в нас угаснуть или отступить в таинственную глубину, из которой хотя не престанет простираться чрез нас в совершении таинств, но не будет проливаться собственно на нас и на нашу жизнь: и тогда мы останемся с однеми естественными, разстроенными грехом, силами, недостаточными даже для обыкновенных христианских, а тем более для высших церковных обязанностей.

Речь к Преосвященному Савве, новорукоположенному Епископу Можайскому. 1862 год

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Еяже ради вины воспоминаю тебе возгревати дар Божий живущий в тебе возложением руку моею

Подготовив так святого Тимофея, святой Павел уже благонадежно заповедует ему ревностно исполнять возложенное на него дело, то дело, к которому он призван рукоположением, – дело пастырства или Апостольского преемства. Деятельное исполнение сего Апостол назвал возгреванием дара Божия, который стал жить в нем в силу рукоположения. Пастырство или Апостольское преемство не есть дело внешнего определения, как бывает в гражданских должностях, но есть следствие внутреннего благодатного сделания пастырем, в силу которого избранный делается способным к пастырству и печатлеется пастырем, так что, исполняй или не исполняй он своего дела, все он пастырь, по дару благодати, живущему в нем. Исполняющий дело пастырства как должно возгревает, раздувает его; не исполняющий – погашает. Тут то же бывает, что и у получивших, по притче, таланты: один пускает полученный талант в оборот, другой зарывает в землю. Оба приточные выражения означают одно и то же: не довольно получить дар благодати; надобно и возгревать его, или развивать, – трудясь в делании того дела, на которое он дан. Апостол выразил это словом: αναζωπυρειν – раздувать, – давать довольно вентиляции, – или течения воздуха, чтоб огонь не погас, а более и более разгорался. Что течение воздуха для огня, то труды по дару благодати для сего дара. Вот о чем напоминает Апостол святому Тимофею, говоря: еяже ради вины воспоминаю тебе возгревати дар Божий. Но какой это ради вины? ради веры, которая живет в нем и роде его. Вера сия обязывает его возгревать дар Божий. По вере дан дар, верою и принят; но вера же представляет и сильнейшие побуждения к ревностному действованию по дару. Апостол и говорит как бы: после того, как я оживил в тебе веру предыдущими воспоминаниями, мне нет нужды долго убеждать тебя, а стоит только напомянуть, чтоб ты возгревал дар свой. Но тут же доразуметь можно: поелику ты веруешь искренно, то по тому самому усерднее трудись в возгревании дара своего; смотри, не вознеради; при вере не возгревать дара – невообразимая несообразность. Святой Златоуст говорит: «я знаю, что ты имеешь нелицемерную веру, и потому напоминаю тебе: нужно иметь ревность, чтобы возгревать дар Божий. Как огонь требует дров, так и благодать – нашего усердия, чтобы она воспламенялась. Дар Божий, – то есть благодать Духа, которую ты принял для предстоятельства в Церкви, для знамений и всякого служения. Возгревати, – ибо от нас зависит и погашать, и воспламенять ее. Посему и в другом месте он говорит: Духа не угашайте (1Сол. 5, 19). От беспечности и лености он угасает, от внимания и усердия воспламеняется».

Толкование на второе послание к Тимофею

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О Священстве

 

Сектанты говорят: Рукоположение лишь утверждало «произведенное Церковью избрание, но отнюдь не низводило на них особой благодати... Бог нигде этого не обещал» (Бапт. 1910, №3, 18).

Православный ответ: 1Тим.4:14. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.

Еще: 2Тим.1:6. «Напоминаю тебе возгревать дар Божий который в тебе чрез мое рукоположение». Посему и говорится о священстве: Деян.20:28: «Дух Святой поставил вас».

Оружие правды


О Священстве

 

Сектанты говорят: Диаконы, избранные в Иерусалимской Церкви были уже «исполнены Духа Святого» (Деян.6:5), значит они и не нуждались в Духе Святом, будто, получаемом чрез рукоположение, а если их рукополагали, то, естественно, не думали давать благодать.

Православный ответ: Каждый христианин имеет Духа Святого от крещения и миропомазания. Если рассуждать по-сектантски, не нужно никаких священнодействий и молитв. Апостолы же рассуждали иначе, говоря: «исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными» (Еф.5:19). Под «исполнением Духом Святым» в Писании разумеется благодатная святая жизнь и совершенствование христианское, посему и сказано: ученики исполнялись радости и Духа Святого (Деян.13:52). Однако, кроме этого благодатствования молитвой и подвигами есть еще рукоположение с даром Духа Святого (2Тим.1:6).

Оружие правды


О Священстве

 

Сектанты говорят: Тимофей и Тит не были епископами в Ефесе и на Крите, так как одного из них лишь «оставил, а другого просил пребыть, а затем ожидал их к себе» (2Тим.4:9; Тит.3:12).

Православный ответ: Были ли Тимофей и Тит постоянными или временными епископами в Ефесе и на Крите – не важно, но что они имели благодать священства (1Тим.4:14; 2Тим.1:6) и что они поставляли пресвитеров там, это – ясно (1Тим. 5:22; Тит.1:5).

Оружие правды

Амвросиаст (†IVв.)

По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение

И, следовательно, так Тимофей возрождает в себе дар благодати, воспринятый через посвящение в пресвитера, когда согревает дух свой живостью ума, радуясь в себе самом, как он радовался в новизне посвящения.

На 2-е послание к Тимофею 1

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-7 По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение; ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия

По сей причине – т. е. потому, что ты обладаешь нелицемерною верою.

Благодатный дар – т. е. способность к своему высокому иерархическому служению, - прежде всего твердость веры, потом мудрость, мужество, смирение и любовь. Все это излияние Духа Святого, Который иногда в Священном Писании представляется как огонь (ср. Рим XII:11; Деян II:3). Тимофей не должен тушить этот огонь - иначе он обманет доверие апостола, рукоположившего его.

Дал нам, т. е. служителям Слова Божия по преимуществу.

Не боязни. Сильному, как льву, бояться нечего.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение.

Напоминание возгревать дар апостольского преемства составляет главный предмет послания. По слову св. Иоанна Златоуста, Апостол как-бы говорит так: «я знаю, что ты имеешь нелицемерную веру, и потому напоминаю тебе: нужно иметь ревность, чтобы возгревать дар Божий. Как огнь требует дров, так и благодать – нашего усердия, чтобы она воспламенялась. Дар Божий, т. е. благодать Духа, которую ты принял для предстоятельства в Церкви, для знамений и всякого служения. Возгревать: ибо от нас зависит и погашать и воспламенять ее. Посему и в другом месте он говорит: духа не угашайте (1Сол. 5:19). От беспечности и лености он угасает, от внимания и усердия воспламеняется». «Весьма важно это напоминание», говорится в одном толковании (изд. в Киеве). «Природа наша так создана, или, лучше сказать, поставлена грехом в такое состояние, что все, приходящее свыше, умаляется в ней как-бы само собой. Огонь благодати потухает, если не поддерживать его горения, постоянно доставляя ему деятельность. И чувство духовное, чувство божественное, чувство священническое ослабляется, если не оживлять его, если не возгревать его от времени до времени. Молитвы, чтения, божественные упражнения имеют силу сохранения благодати крещения и священства. Уже во времена апостольские, когда рукоположение происходило от Петра, Павла и других Апостолов, боялись ослабления и потери священнической благодати; насколько же опасны переживаемые нами времена эгоизма, нравственного ослабления и развращения?»

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла


Ст.6-9 По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение
ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.
Итак не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен

Свойства дара Божия, получаемого через рукоположениедух силы, и премудрости. Соответственно сему Апостол и дает наставления Тимофею, внушая ему прежде всего иметь дух силы и потому не бояться благовествования, хотя бы пришлось пострадать, руководствуясь высотою домостроительства нашего спасения Иисусом Христом, подражая Ему, Павлу, Онисифору, а не тем, кто бежит, видя опасности (в ст. 15).
«Проповедуемы были крест, поругания, злословие, страдания, смерть. А сие неверующим казалось исполненным стыда. Слово бо крестное, говорит Апостол, погибающим убо юродство есть (1Кор. 1:18). Посему и сам о себе в послании к Римлянам сказал: не стыжуся благовествованием: сила бо Божия есть во спасение всякому верующему (1:16), – и здесь ученику своему советует с дерзновением проповедовать о сем... Бог дал нам благодать Святого Духа не для того, чтобы боялись опасностей за благочестие, но чтобы безбоязненно исповедовали и возвещали, исполняясь божественной силы», (блаж. Феодорит), «чтоб не только сами были целомудренны и разумны, но и других уцеломудривали и научали разуму, чтобы не поколебались пребывать в любви к ближним» (блаж. Феофилакт). «И целомудрие есть подаяние здравомыслия и навсегда, и особенно в нужном случае, что сказать и как поступать, как и Господь обетовал: даст бо ся вам в той час, что возглаголете (Мф. 10:19). Таким образом здесь можно разуметь деятельное даруемое пастырям благоразумие» (преосв. Феофан). «Не должно страшиться», говорит св. Иоанн Златоуст. «Если и тогда, когда предлежало спасать нас, Бог спас нас благодатию (бывших врагами Его) то не тем ли более Он будет содействовать нам, когда увидит и нашу деятельность? Твое дело – решиться и показать готовность, а облегчить и успокоить – дело Божие. Не стыдись этого, что я, воскрешающий мертвых совершающий бесчисленные знамения и обтекший всю вселенную, теперь связан. Я связан не как злодей, но ради Распятого; если Господь мой не постыдился креста, то и я не постыжусь узами. Если Господь наш и Учитель претерпел крест, то тем более мы узы». «Бог для того попускает рабам Своим быть унижаемыми от неправедников, чтобы для всех явно было, что Он не неправедно готовит и раздает им венцы. Благодать Божия была от века в тайне сокровенною, открылась же явно чрез воплощение и пришествие Иисуса Христа – Спасителя» (Амвросиаст), «Безначально и предвечно предначертано данней быти нам благодати сей о Христе Иисусе Господе нашем. Не мало есть для нас то, что Бог возблаговолил о нас не предвечно. Из Себя, благостынею Своею влекомый, соделовает сие Бог» (блаж. Феофилакт). «Никто из нас не может представить, за что заслуженно был бы он призываем ко спасению, кроме разве неизбежности погибнуть без того, которая привлекает милосердие Божие, не терпящее, чтобы творение Его погибало. Божия сие есть милость, Божие благоволение. Звание сие называется святым, ибо идет от Святого Бога Отца, действуя благодатию Святого Духа, и приводит к освящению в Сыне Божием воплотившемся, всех святящем и освящающем» (преосв. Феофан).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О пастырстве.

Мф.11:25. Евангельское учение открывается младенцам не по уму, а младенцам на злое: 1Кор.14:20; о непокорных заповедям говорится: 1Кор.14:21-22. Чтобы проповедовать, недостаточно одной способности, нужно – посольство: Рим.10:15; Тит.1:5; 2Тим.1:6.

Мф.23:15. В православной Церкви в каждом районе, есть свои пастыри право поставленные: Тит.1:5, которым сказано: 2Тим.4:2. Очевидно, здесь разумеются не поставленные Господом на дело проповеди, а путешествующие по собственной воле: Рим.10:15; Евр.5:4;6:4-6.

Ин.1:41-42. Здесь убедительное доказательство избрания и посланничества на дело пастырского служения. Вот ап. Петр – камень, основание Церкви: Мф.16:18, вот избрание других апостолов: Мф.10:1-5; Лк.10:1-2, но нигде не сказано, чтобы это великое служение могли предвосхищать люди сами собою: Евр.5:4; о преемственной же передаче апостольско-пастырского служения говорится: Тит.1:5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О пастырстве, (священстве).

Ин.15:15-16. Это изречение есть только выражение чрезвычайной близости апостолов ко Христу, так как пред величеством Господа, как Бога, как апостолы, ученики Христовы, так и все люди были, есть и будут рабами: Лк.17:10; Деян.4:29; Рим.1:1; Гал.1:10. Словами «Я вас избрал и поставил» ... лишний раз подтверждается та истина, что честь пастырей никто сам собою предвосхищать не должен: Евр.5:4; 1Тим.4:14; 2Тим.1:6; Тит.1:5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение; 

Вследствие такой веры в Тимофея, святой Павел совершенно спокойно заповедует ему ревностно исполнять возложенное на него, пастырское служение. «Я знаю, говорит, что ты имеешь нелицемерную веру, и потому напоминаю тебе – нужно иметь ревность, чтобы возгревать дар Божий. Как огонь требует дров, так и благодать нашего усердия, чтобы она воспламенялась. Дар Божий, то есть благодать Духа, которую ты принял для предстоятельства в церкви, для знамений и всякого служения, возгревать, ибо от нас зависит – и погашать, и воспламенять ее (cp. 1Фес. 5:19). От беспечности и лености она угасает, от внимания и усердия воспламеняется» (Златоуст). Пастырство или апостольское преемство, не есть дело внешнего определения, как бывает в гражданских должностях, но есть следствие внутреннего, благодатного устроения пастырем, через епископское рукоположение, в силу которого избранный делается способным к пастырству, так что исполняй, или не исполняй своего дела, все же он пастырь по дару благодати, живущему в нем. Исполняющий дело пастырства, как должно, возгревает, раздувает его, неисполняющий – погашает. Тут тоже бывает, что и у получивших по притче таланты, один пускает полученный талант в оборот, другой зарывает его в землю.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible