Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла 2-е послание к Тимофею 2:12
если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас;
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Лев Великий, свт. (†461)
- Икумений Триккский, прп. (†Xв.)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас
Если претерпим пред гонителями, то и совоцаримся (с Ним) по кончине мира; - если отречемся или во время гонения или без гонения, и Он отречется от нас, как и Сам сказал: если кто отречется от Меня пред людьми, и Я отрекусь от него пред Отцем Моим на небесах (Мф. 10:33).
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас
Поэтому-то, умоляю вас, будем всячески стараться в том, чтобы не лишиться такой славы. И в этом нет ничего трудного, если только мы захотим; ничего тягостного, если будем внимательны. Если терпим, то с Ним и царствовать будем. Что же значит терпим- Если будем переносить скорби,гонения, если будем идти тесным путем. Тесный путь сам по себе труден, но от нашей решимости и надежды на будущее он делается легким.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Сие: «с Ним умерли», Апостол сказал не об умерщвляемых только, но и о крещаемых, ибо и они, искренно веруя и показывая жизнь, сообразную вере, приобщаются жизни Владычней. «Если отречемся, и Он отречется от нас». Ибо сие сказал и Сам Владыка в Священном Евангелии: «Иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех» (Мф.10:33). Потом Апостол учит, что отрицающиеся Христа не причинят Ему ущерба, но сделают вред себе самим.(2Тим.2:13)
Лев Великий, свт. (†461)
если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас
В чем для нас есть надежда жизни вечной, в том и образ терпения. Если мы страдаем с Ним, то с Ним и воцаримся; ибо, как говорит апостол, тому, кто говорит, что он пребывает во Христе, подобает поступать так, как поступал Он. К тому же мы действуем по образу лжепророчества, если не следуем установлениям Того, Чьим именем хвалимся, ибо они не были бы для нас тяжелыми и освободили бы нас от всяких бед, если бы мы не любили ничего, кроме того, что нам следует любить.
Проповеди
Икумений Триккский, прп. (†Xв.)
Ст. 11-15 Верно слово: аще бо с Ним умрохом, то с Ним и оживем: аще терпим, с Ним и воцаримся: аще отвержемся, и Той отвержется нас: аще не веруем, Он верен пребывает: отрещися бо Себе не может. Сия воспоминай, засвидетельствуя пред Господом, не словопретися, ни на куюже потребу, на разоpeниe слышащих. Потщися себе искусна поставити пред Богом, делателя непостыдна, право правяща слово истины
Верно слово, что избранные получат славное и вечное спасение; но так как некоторые сомневались относительно воскресения, то и нужно было употребить такое решительное утверждение. А что это слово действительно верно, это подтверждается и такими соображениями. Аще бо с Ним (со Христомъ) умрохом… Апостол разумеет здесь смерть духовную – чрез крещение, и телесную – чрез страдания… С Ним и воцаримся. Никто не лишает участия в благах того, кто участвовал с ним и в скорбях, а тем более Христос, – источник благости и человеколюбия. Аще отвержемся, и Той отвержется нас. Затем Апостол заимствует доказательства и устрашает неверующих в воскресение и худыми последствиями их неверия. Подумай, что будет терпеть отверженный Христом. Аще не веруем, Он верен пребывает. Если мы не веруем, что Иисус Христос воскрес, или что Он Бог, то Он однако пребывает верным, т.е. истинным. Сказавши, что Он воскреснет и что Он Бог (а об этом Он часто говорил). Он пребывает верным Себе, потому что Он воскрес и есть истинный Бог. Отречься же от Себя Иисус Христос не может, т.е. что Он не Бог, или что не воскрес. Апостол как бы так говорит: чрез наше отречение Иисус Христос нисколько не изменяется, но остается верным и истинным во всем, что к Нему относится. Он не может отречься от Себя, т.е. сказать о Себе неправду, что Он не воскрес, или что Он не Бог. Возвестивши о Себе это, Он не может сделаться обманщиком и не исполнить того, что обещал. Мы не делаем Его Богом своею верою в Него и неверием своим не лишаем Его божественной природы, но веруем ли мы в Него или не веруем, Он всегда пребывает Богом. Значит, мы сами получаем пользу от того, что веруем в Него. Не может, т.е. невозможно, чтобы Он отрекся. Он верен пребывает. Для нашего же спасения Он требует от нас, чтобы мы признавали Его, так как Сам Он не терпит никакого вреда, когда мы отрекаемся от Него. - Сия воспоминай. Чтобы кто-либо не подумал, что сам Тимофей нуждался в таких наставлениях, апостол Павел сказал: сия воспоминай, засвидетельствуя пред Господом. Говорить же, приводя во свидетели Бога, – страшно. - Не словопретися. Так как дело это имеет какую-то приятность и душа человеческая всегда почему-то склонна к состязанию и словопрению, то ты, говорит апостол Павел Тимофею, приказывай не вступать в словопрение, призвавши во свидетели Самого Бога, чтобы слушатели знали, что если они будут пренебрегать этим твоим внушением, то Бог им судья. - Ни на куюже потребу. Постоянно заниматься изысканиями, рассуждениями и спорами не только не приносит никакой пользы, но служит и ко вреду более слабым из слушателей. - Потщися себе искусна, т.е. безукоризненным, поставити пред Богом, делателя непостыдна. Об этом стыде много было сказано. Вероятно, некоторые погибшие люди стыдились евангельской проповеди или потому, что апостолы терпели разные несчастия, и предметом проповеди служил распятый Христос, или потому, что самые проповедники были люди простые, так напр. Павел – делал палатки, Петр и другие были рыбаки. Слова эти можно и так понимать: не посрамись, сделавши что-нибудь худое. - Право правяща (ὀρθοτομοῦντα – право отсекающа) слово истины. Как ножом отсекай излишние и подложные учения, которые погибшие люди примешали к проповеди, и Духом Святым веди народ ко всему правому.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Если терпим, то с Ним и царствовать будем
Недостаточно дать себя на какую-либо смерть однажды, но навсегда. Я каждый день, говорит апостол, умираю (1Кор. 15:31). Итак, нужно много терпеть, чтобы нам сподобиться и царствования со Христом.
Если отречемся, и Он отречется от нас
Апостол подтверждает свое слово и от противоположного. Ибо воздаяние будет не за добрые только отношения к Господу, но и за противоположные тому. Кто отречется, говорит Он, от Меня, отрекусь от того и Я (Мф. 10:33). Подумай, что должен будет перенести отрекшийся от Христа?
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Аще терпим, с Ним и воцаримся: аще отвержемся, и Той отвержется нас
Первая половина сего стиха должна быть соединяема с предыдущим стихом, а вторая с последующим. Ибо в стихах 11 — 13 Апостол, выясняя основания нашего упования, показывает, что будет с нами, если, прилепясь к Господу верою и любовию, мы умираем и терпим с Ним, и что будет, если отвратимся от Него неверием. На каждое показание идет по полтора стиха: на первое — стих 11 и половина — 12-го; на второе — половина 12-го и стих 13.
Если, говорит, с Ним умерли, с Ним и жить будем; если с Ним терпим, с Ним и воцаримся. Сила речи в слове: с Ним. Оживут и вечно жить будут все; но с Господом жить будут только те, которые умерли с Ним,— и пребывая в общении с Ним непрерывном, и за Него. Равно терпят неприятности, скорби и лишения все, и ни одного человека нет, который бы не терпел; но за терпение воцарятся, то есть в Царствие Божие вчинены будут, как в наследие, или вечного удостоены будут блаженства только те, которые терпят с Господом, то есть по причине непоколебимого пребывания в общении с Господом верою и любовию и за это самое пребывание. Это общение и общее терпение,—то есть терпение того, что на всех лежит как бремя тяжкое,—превращает в средство к своцарению с Господом; ибо и этому терпению оно сообщает тот же дух, научая терпеть ради Господа.
В каком отношении стоят: умрохом — и: терпим,— с одной стороны, и: живем — и: воцаримся,— с другой? Можно думать, что это два выражения одного и того же. И кто умирает с Господом, претерпевает смерть с Ним, и, кто терпит с Ним скорби, то же, что умирает с Ним,— в том смысле, что скорби горьки, как смерть, и в том, что благодушно терпящий их потому благодушествует при сем, что произволением уже предал себя на смерть за Господа. Равно и имеющий жить с Господом будет соцарствовать Ему, и имеющий соцарствовать Ему будет жить с Ним. То и другое означает вечное блаженство с Господом и в Господе. Два же выражения употребил Апостол для показания одного и того же, чтоб сильнее напечатлеть в уме предлагаемое основание упования нашего,—что, где Господь, там неотложно будут и верующие в Него истинно; только да пребудут они в непрерывном общении с Ним все время жизни своей,— веруя, благодатно освящаясь в таинствах и заповеди Его исполняя.
Если, впрочем, под: умрохом — разуметь духовную смерть греху и произвольную готовность на страдания и смерть; то аще терпим — будет представлять некоторый придаток к тому, именно: если не только греху мы умерли, но и терпим ради Господа,—или: если не только произволением определили мы себя на смерть ради Господа, но и на деле терпим скорби и смерти, то не только оживем, но и воцаримся с Господом. Первое выражает Амвросиаст: «Апостол показывает здесь, что мы внидем в бессмертную славу со Христом, если пребудем в том состоянии, в какое поставило нас крещение,— где умирают все наши прегрешения, чтоб, быв обновлены, избегали мы прежних пороков и страстей и, следуя по стопам Господа, являлись мертвыми греху. Если же к сему прибавлено будет еще, что мы благодушно претерпим за имя Господне скорби и тесноты; то, претерпев их, всеконечно и царствовать будем с Ним: ибо достойно есть, чтобы тот, кто за Него терпит поношения и изгнания, прославленным явился в Царствии Его». Второе видим у святого Златоуста: «не сказал просто: воцаримся,—но: аще терпим,— показывая, что недостаточно умереть однажды («однажды (навсегда) вдать себя (произволением) на смерть» [блаженный Феофилакт]), — сам блаженный умирал ежедневно (см.: 1Кор. 15, 31), — а нужно много иметь терпения», — «всегда терпеть, чтоб сподобиться и соцарствования с Господом» (блаженный Феофилакт).
Аще отвержемся, и Той отвержется нас Выставляет Апостол и вторую сторону дела, — что будет с нами, если не прилепимся к Господу верою и любовию,—чтоб и предложенное основание упования яснее напечатлеть в уме и, кроме того, оживить ревность к выполнению условий упования. Эти слова Апостола то же производят, что тени в картине, которые обыкновенно делают более выдающимися светлые ее части, — и что производит на искушаемого разленением страх готовой беды за леность, отрезвляя, возбуждая и всякие извинения прогоняя. «И от противоположного, от того, что будет с нами в противном случае (то есть если не умрем, не претерпим с Ним), заимствует Апостол подтверждение слову своему. Ибо воздаяние будет не за добрые только отношения к Господу, но и за противоположные тому» (блаженный Феофилакт). «Если б и злые могли сделаться участниками того же (что ожидает добрых), то это не было бы утешением; и если бы терпевшие должны были воцариться со Христом, а не терпевшие получили бы только то наказание, что не воцарились бы с Ним, то хотя и это страшно, но для многих не было бы достаточною угрозою. Посему Апостол и говорит нечто страшнее: аще отвержемся, и Той отвержется нас. Представь же, что будет терпеть тот, кто отвержен будет от Царствия Его? Воздаяние не равно делу преступления, хотя по словам и кажется так. Мы, отрекающиеся Его,— люди, а Он — Бог; нужно ли говорить, какое расстояние между Богом и людьми?» (святой Златоуст). Отсюда заключай, сколько отвержение Божие страшнее и бедственнее по последствиям всякого человеческого отвержения. «Подумай, что должен будет пострадать отвергшийся Христа?» (блаженный Феофилакт).
Аще отвержемся Апостол поставляет нас пред лицом лишений, скорбей, страданий, мук и смерти — и говорит: несмотря на то, что, опираясь на такую тесноту обстоятельств, можно бы присвоять себе некое извинение в отвержении Господа: что делать? немощь! не жди, однако ж, чтоб приговор над тобою был льготнее. Будет отвержение за отвержение. Так Сам Господь и Спаситель сказал: иже отвержется Мене пред человека, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех (ср.: Мф. 10, 33). И сказал сие после: не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити, убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне (ср.: Мф. 10, 28),— давая разуметь, что, как ни тесно бывает, когда смерть пред глазами, но, кто и в такой тесноте, пожалев тело, отвергнется Его, тот отвержен будет и Им и погубит не тело только, но и душу. Отвержение Господом есть низвержение в геенну, на вечные муки.
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения
Доказательство
Когда кто-нибудь обещает кому-нибудь что-то дать, а обещает не просто, но с таким условием – если выполнишь эту или ту мою заповедь, или если сделаешь это или то дело, дам тебе эту или ту плату. В таких обещаниях с условием всякий, желающий получить обещанную награду, должен обязательно сделать то, что присоединяется условием. Если же не сделает, то не получит обещанной награды. Например, если царь обещает воину награду с условием «если», и говорит ему: «Если победишь врага, дам тебе почести победителя», – или: «Если захватишь город, сделаю тебя большим начальником». Воин, слышащий это царское обещание, сказанное с условием «если», и желающий получить обещанную почесть или начальство, должен непременно победить врага или захватить город. Если же не сделает этого, то определенно почестей победителя или начальства, обещанных с условием, не получит. Так и Христос Спаситель наш, Царь царствующих и Господь господствующих, поступает с нами. Обещал нам дать Царство Небесное, но обещал не просто, а с условием «если». Послушаем, что Он говорит в Евангелии: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф.5,20). И Сам объясняет Свои слова, что означает нашей праведности превзойти праведность книжников и фарисеев. Праведность книжников и фарисеев состояла в том, чтобы любить своих друзей, не убивать, не прелюбодействовать, не клясться. Наша же праведность состоит в том, чтобы любить не только друзей, но и врагов, не только не убивать, но и не гневаться напрасно, не только не прелюбодействовать, но и не смотреть с самопроизвольным вожделением на женщину. Еще: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф.19,17). Не явно ли здесь Христос обещает жизнь вечную? Но с условием «если», как бы сказав: «Если соблюдешь заповеди, войдешь в жизнь вечную». Еще: Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете (Ин.13:17). И еще: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин.15:14). Еще: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф.6,14). Еще: если не обратитесь и не будете как дети (незлобием, смирением, кротостью, чистотой, нелюбостяжанием, нелихоимством, простодушием, непамятозлобием), не войдете в Царство Небесное (Мф.18,3). Еще: если не покаетесь, все… погибнете (Лк.13:3). Еще: так поступай, и будешь жить (Лк.10:28), – то есть если так будешь поступать, если возлюбишь Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Лк.10:27). Если это сотворишь, будешь жить. И всякий, кто (если) оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф.19,29).
Подобные этим обещания жизни вечной с условием «если» находятся и в посланиях апостолов: если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете (Рим.8:13). Еще: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем (2Тим.2,11-12). Еще: Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого (Иак.2:8). Еще: Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1Ин.1:9). Еще: Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем (Откр.3,21). Как бы сказал: «Если кто победит, дам ему сесть на престоле Моем». Блажен человек, который (если) переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак.1:12). Благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей (1Тим.4:8).
То же находим и у пророков: И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет (Иез.18,21-22).
Вот, мы привели такое множество мест из Священного Писания, из которых ясно, что Бог обещает жизнь вечную. Но обещает не просто, а с условием «если». Что же из этого следует? Следует то, что поскольку в обещаниях с условием «если» всякий, кто хочет получить обещанную награду, должен непременно сделать то, к чему обязывает условие «если». Поэтому и мы, желая получить жизнь вечную, обещанную нам с условием «если», должны непременно делать то, к чему обязывает нас условие «если». И так как в вышеупомянутых местах Священного Писания условие «если» обязывает нас делать добрые дела, соблюдать заповеди, каяться в грехах, поэтому, если мы хотим получить Царство Небесное, то необходимо нам все это исполнять и к вере присоединять добрые дела, а не уповать только на одну веру.
Подтверждение
Эти слова Христовы с условием: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5), – таким образом, обязывают принимать Крещение, потому что без Крещения невозможно получить жизнь вечную. Поэтому равно и слова Христовы с добавлением: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф.19,17), – таким образом, обязывают соблюдать заповеди, что жизнь вечную невозможно получить без соблюдения заповедей. А это совершается добрыми делами. Поэтому добрые дела совершенно необходимы для стяжания вечной жизни.
Все это мы излагаем вкратце:
1. Обещание с условием требует исполнения того, что является условием, как мы говорили выше.
2. Но обещание жизни вечной – это обещание при условии выполнения добрых дел.
3. Поэтому обещание жизни вечной требует выполнения добрых дел.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 11-13 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может
Апостол, в ободрение Тимофею, приводит «верное слово», т. е. выдержку из христианского песнопения, в котором выражается уверенность христиан в прославлении со Христом для тех, кто с Ним пойдет на смерть.
Умерли – в действительном смысле этого слова. Здесь разумеется мученическая смерть за Христа, которую должен быть всегда готов претерпеть верующий христианин. С другой стороны, отрекающийся от Христа не будет признан Христом за Своего при Его втором пришествии на землю.
Он пребывает верен, т. е. в точности исполнит то, что говорил, – именно Свои угрозы.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас;
если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
12. если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас
Несомненно, истинно – верно слово, что искренно уверовавшие в Господа Иисуса, в самом крещении принимают решение умереть для греха (см. Рим. 6:4), распять плоть свою со страстями и похотями. Это необходимая для всякого истинного христианина, духовная смерть, для наследия жизни вечной. Но если для сохранения веры, будет необходимо перенести телесные страдания и самую смерть, то и это должно сделать – пострадать и умереть и телесно за Христа (ср. 2Кор. 4:10; Рим. 6:5). Если, говорит, с Господом Иисусом мы умерли, то с Ним и жить будем, если с Ним терпим, с Ним и воцаримся. Поэтому, хотя скорбям и самой смерти подвержены все, но не все после смерти будут жить и воцарятся с Господом, а только те, которые терпят и умирают с Господом, то есть неизменно, без всякого колебания, остаются в общении с Господом верою и любовью. Только общение с Господом верою и любовью, делает терпение страданий средством к воцарению с Господом. Если же, говорит, мы во время скорби отречемся от общения со Христом, то и Он отречется от нас.
Какой же конец этого? Тот, что отрекшийся от Христа, и Им отверженный, душу и тело погубит в геенне (ср. Мф. 10:28-33). Все это, несомненно, истинно, как истинен Сам Бог, давший такое обетование.
Николай Петрович Розанов (†1941)
Заповедуя Тимофею глубже вникнуть в смысл этих предписаний, апостол такого же внимания требует от него и к далее следующим своим наставлениям, в которых он выставляет на вид Тимофею побуждения к верному исполнению его обязанностей. Именно к этому должно побуждать Тимофея, во-первых, воскресение Иисуса Христа, Который имел такую же плоть, как и Тимофей, и, однако, после страданий и смерти воскрес к новой жизни; во-вторых, пример его учителя и соработника, который за дело евангелия ввержен в узы, хотя враги, конечно, не могли этим наложить узы и на самое евангелие, распространяющееся теперь через других; последнее и утешает апостола в его страданиях ради избранных к спасению из язычников (ср. Кол. 1:24); в-третьих, к этому должно побуждать Тимофея размышление о следствиях верности и неверности делу Христову; смерть и страдания со Христом дают христианину жизнь и царство, а отречение и неверность Ему навлекают на себя Его гнев, так как Он верен во всем и непременно исполнит Свои угрозы над теми, кто отречется от Него.