Скрыть
Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины

Постарайся же представить себя пред Богом достойным и верным, делателем непостыдным, чтобы смело и уверенно мог ты заблуждающихся исправлять словом истины.

Второе послание к Тимофею

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

ст. 15-16 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии

Хорошо апостол сказал это, потому что многие злоупотребляют и искажают слово истины, прибавляя к нему много неправого. Не сказал «управляющим», но - верно преподающим, то есть отделяй неправое и все тому подобное отражай и отсекай с великою силою. Как бы по натянутой нити отсекай мечом духовным все излишнее и чуждое проповеди.

Толкование на 2-е послание к Тимофею

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст. 15-16 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии

Мы хвалим земледельцев, нарезающих прямые борозды. Так достоин похвалы и учитель, следующий правилу Божественных словес.

Толкования на 2-е послание к Тимофею

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 11-15 Верно слово: аще бо с Ним умрохом, то с Ним и оживем: аще терпим, с Ним и воцаримся: аще отвержемся, и Той отвержется нас: аще не веруем, Он верен пребывает: отрещися бо Себе не может. Сия воспоминай, засвидетельствуя пред Господом, не словопретися, ни на куюже потребу, на разоpeниe слышащих. Потщися себе искусна поставити пред Богом, делателя непостыдна, право правяща слово истины

Верно слово, что избранные получат славное и вечное спасение; но так как некоторые сомневались относительно воскресения, то и нужно было употребить такое решительное утверждение. А что это слово действительно верно, это подтверждается и такими соображениями. Аще бо с Ним (со Христомъ) умрохом… Апостол разумеет здесь смерть духовную – чрез крещение, и телесную – чрез страдания… С Ним и воцаримся. Никто не лишает участия в благах того, кто участвовал с ним и в скорбях, а тем более Христос, – источник благости и человеколюбия. Аще отвержемся, и Той отвержется нас. Затем Апостол заимствует доказательства и устрашает неверующих в воскресение и худыми последствиями их неверия. Подумай, что будет терпеть отверженный Христом. Аще не веруем, Он верен пребывает. Если мы не веруем, что Иисус Христос воскрес, или что Он Бог, то Он однако пребывает верным, т.е. истинным. Сказавши, что Он воскреснет и что Он Бог (а об этом Он часто говорил). Он пребывает верным Себе, потому что Он воскрес и есть истинный Бог. Отречься же от Себя Иисус Христос не может, т.е. что Он не Бог, или что не воскрес. Апостол как бы так говорит: чрез наше отречение Иисус Христос нисколько не изменяется, но остается верным и истинным во всем, что к Нему относится. Он не может отречься от Себя, т.е. сказать о Себе неправду, что Он не воскрес, или что Он не Бог. Возвестивши о Себе это, Он не может сделаться обманщиком и не исполнить того, что обещал. Мы не делаем Его Богом своею верою в Него и неверием своим не лишаем Его божественной природы, но веруем ли мы в Него или не веруем, Он всегда пребывает Богом. Значит, мы сами получаем пользу от того, что веруем в Него. Не может, т.е. невозможно, чтобы Он отрекся. Он верен пребывает. Для нашего же спасения Он требует от нас, чтобы мы признавали Его, так как Сам Он не терпит никакого вреда, когда мы отрекаемся от Него. - Сия воспоминай. Чтобы кто-либо не подумал, что сам Тимофей нуждался в таких наставлениях, апостол Павел сказал: сия воспоминай, засвидетельствуя пред Господом. Говорить же, приводя во свидетели Бога, – страшно. - Не словопретися. Так как дело это имеет какую-то приятность и душа человеческая всегда почему-то склонна к состязанию и словопрению, то ты, говорит апостол Павел Тимофею, приказывай не вступать в словопрение, призвавши во свидетели Самого Бога, чтобы слушатели знали, что если они будут пренебрегать этим твоим внушением, то Бог им судья. - Ни на куюже потребу. Постоянно заниматься изысканиями, рассуждениями и спорами не только не приносит никакой пользы, но служит и ко вреду более слабым из слушателей. - Потщися себе искусна, т.е. безукоризненным, поставити пред Богом, делателя непостыдна. Об этом стыде много было сказано. Вероятно, некоторые погибшие люди стыдились евангельской проповеди или потому, что апостолы терпели разные несчастия, и предметом проповеди служил распятый Христос, или потому, что самые проповедники были люди простые, так напр. Павел – делал палатки, Петр и другие были рыбаки. Слова эти можно и так понимать: не посрамись, сделавши что-нибудь худое. - Право правяща (ὀρθοτομοῦντα – право отсекающа) слово истины. Как ножом отсекай излишние и подложные учения, которые погибшие люди примешали к проповеди, и Духом Святым веди народ ко всему правому.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным

Объясняет, как он может сделаться искусным, именно, если он будет делателем неукоризненным: то есть, если не постыдится делать все, что относится к благочестию. Таким образом заслужишь одобрение от Владыки, если все перенесешь ради Него, все исполнишь. Везде с большим старанием апостол говорит о стыде, потому что для большинства служили стыдом как крест Христов, проповедь о Нем, будто бы невежественная, так и сами апостолы, как люди простые и все терпевшие. Итак, говорит, ты не стыдись.

Верно преподающим слово истины

Многие или отнимают от него, или прибавляют к нему, а ты веди правым путем. Или, поскольку апостол не сказал: право направляющего, то дал понять нечто иное. Как бы излишние на коже и ремне наросты отсекай, говорит, от проповеди чуждое ей и истребляй мечом.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Потщися себе искусна поставити пред Богом, делателя непостыдна, право правяща слово истины

Выражается общее наставление, которое, однако ж, в настоящем месте надо понимать по его отношению к течению речи. Потщися искусна себе поставити — в сем отношении, то есть настой, чтоб не вдавались в споры; а между тем сам еще напряженнее раздавай слово истины,—слово одной истины, чтобы верующие, быв ею преисполнены, и позыва никакого не имели открывать ухо свое для споров, как насыщенные чистым хлебом истины и чувствующие отвращение от замеси из плевел лжи,— не человекам свойственного корма.

Потщися представить себя искусна, δοκιμον, — докою, мастером своего дела мудрым, притом не по видимости только, но по внутреннему достоинству действования: пред Богом,— все видящим, как оно есть по существу, а не по видимости. Или пред Богом — подает мысль: который тебя избрал и поручил служение слову благовестил; яви же себя мудрым исполнителем воли Божией, оправдай Его избрание и надежду на тебя.

Делателя непостыдна, ανεπαισχυντον, — что означает и безукоризненного, и нестыдящегося. Об искусных делателях и в обычной речи говорят: на руку свою не положат охулы. Так, говорит, веди дело, чтоб тебе за него не было повода стыдиться ни пред Богом, ни пред людьми, ни пред своею совестию. Действуй в благовестии и пастырстве по всей широте сознания как следует действовать, нисколько не уклоняясь от требований сего сознания, не умаляя их и не сокращая подставкою иного чего. Это иное, в настоящем месте, есть вдаваться в споры, вместо изложения чистой истины. Апостол говорит как бы: не срами себя этими спорами,— «называя вдающихся в споры срамниками» (Амвросиаст). Непостыдный — означает еще: не стыдящийся того дела, за которое взялся и которое делает. И это значение приложимо в настоящем месте. Проповедь была смиренна о Христе Иисусе,— распятом. Было не мало инако учащих, которые, стыдясь сего, измышляли блестящие соображения, но вместо придания величия и светлости благовестию, только искажали его и отнимали всю силу его. По сему поводу могло приходить искушение вступить с ними в спор, чтобы снять мнимый стыд крайней простоты с лица благовестил. Апостол говорит: не стыдись, что бы они там ни говорили, свое дело делай как должно, а их не слушай. Как делатель (земледелец, знающий свое дело) трудится, не стыдясь ничего (пашет и пашет, сеет и сеет), так должен поступать и делатель Евангелия. Нисколько не стыдись делать все, что относится к благовестию, хотя бы тебе за это надлежало подвергнуться (не только пристыжению, но и) рабству или потерпеть что-либо другое» (святой Златоуст).

Право правяща слово истины, ορθοτομουντα, — право режуща и отсекающа — и право разрезывающа, чтобы раздавать, например, хлеб. Все эти значения уместны здесь. Праворежуща; как и в обычной у нас речи говорится про иного: режет правду, так и ты, говорит, режь правду, говори одно слово истины, чистой и беспримесной, не вдаваясь в побочные свои соображения, не придающие твердости истине, а только ее расслабляющие, — равно не соблазнись умалить силу ее из-за того, что она, может быть, в чистом виде окажется невместимою для ума какого-либо уважаемого лица. Режь: так и так сказал и повелел Бог, и о большем не суетись. «Хвалим земледельцев, нарезывающих прямые борозды; так достоин похвалы и учитель, следующий правилу Божественных словес» (блаженный Феодорит).— Можно понимать право правяща — и в смысле: правоотсекающа, отсекающа всякую произвольную примесь к истине; чем? тем же рублением правды. Святой Златоуст говорит: «не сказал Апостол: απευθυνοντα — право направляюща, но: ορθοτομουντα — правоотсекающа. И хорошо сказал это; ибо многие злоупотребляют и искажают слово истины, прибавляя к нему много неправого. Он внушает сим: отделяй неправое и все тому подобное отражай и отсекай с великою силою; как бы по натянутой нити отсекай мечом духовным все излишнее и чуждое благовестию». «Как мечом, отсекай излишние и лживые учения («как излишние на коже наросты» [блаженный Феофилакт]) и веди (умы) правым путем, или на правое, благодатию Духа Святаго» (Экумений). И это без споров, а тем же решительным резанием правды: так сказано, так повелено — и толковать более нечего. Идет и последнее значение: право разрезывающего хлеб слова истины, чтоб вдоволь раздавать его верным для насыщения их истиною и поселения в них отвращения ко всему чуждому ей и излишнему. Как управитель в доме поставляется, чтоб всем раздавать правою мерою жито и прочее потребное: так пастырь Церкви поставлен, чтоб всем раздавать чистый хлеб слова истины Божией. Поставлен ты на это, говорит Апостол, и раздавай правою мерою и правое слово Божие, и, раздавая его, питай души верных. Насытясь им, они уже естественно будут иметь отвращение ко всему стороннему, излишнему и тем паче неправому, как и наши предки говорили: никто, вкусив сладкого, не захочет горького.

Толкование на второе послание к Тимофею

Амвросиаст (†IVв.)

ст. 15-16 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии

Никто не терпит того, чтобы быть побежденным в споре, пусть даже он знает, что истинно то, что он слышит. Но правильно поступает добрая совесть, которая говорит с желающими и мирными.

На 2-е послание к Тимофею

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-18 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру

В противоположность лжеучителям, Тимофей должен быть усердным, добрым работником у Бога, неукоризненным - правильнее: не стыдящимся своего служения (ср. I:8) и, наконец, в деле учения обращающим внимание на сущность дела, а не на побочные обстоятельства, как делали лжеучители: он не должен перетряхивать пустую солому (Воленберг). Эта же мысль заключается и в выражении: верно преподающим… (правильнее: прямо разрезающим - orqotomein - слово истины).

Они еще более... т. е. эти лжеучители еще дальше пойдут (prokoyousin) - в область нечестия зайдут (asebeiaV - вин. множеств, числа, как определение дальнейшей ступени лжеучительства).

И слово их как рак… От нечестия они перейдут и к еретичеству, которое будет распространяться по телу Церкви Христовой, как болезнь, известная под именем рака. Апостол указывает на двоих таких лжеучителей, дошедших до отрицания воскресения мертвых, учение о котором, по их мнению, нужно понимать в переносном смысле, как уже о случившемся при Христе, духовно оживившем многих людей.

Именей - см. 1Тим. I:20.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.

Существенные свойства пастыря Апостол кратко определяет так: пред Богом он должен быть слугою достойным своего звания, пред людьми безукоризненным, сам в себе истинным, т. е. точно передающим преподанное ему Евангельское учение. «Св. Павел в приведенном стихе учит нас делать добро не пред Богом только, но и пред людьми. Но, если мы должны ценить волю людей, то особенно должны искать и выше всего ставить волю Божию. В сущности мы, ведь, только то, каковыми являемся пред Богом. Мало казаться достойным служителем Евангелия; нужно быть им в действительности. Проповедник должен быть безупречным. Может ли проповедник заставить делать других то, что сам не делает? Право править [в русск. верно преподающим] слово истины – значит распространять истину со всею искренностию и правотою, не искажая ее по своему невежеству или из трусливого страха за последствия. То же значить распространять истину мудро». Так говорится в одном из новых толкований (изд. в 1894 г., в Киеве). Древние же толковники, взявши во внимание то, что в Греческом тексте слова право правяще выражены через верно режуще, обращают внимание на верность отреза или отсечения, на правильность борозды. «Он внушает, – говорит св. И. Златоуст: отделяй неправое и все тому подобное отражай и отсекай с великою силою; как-бы по натянутой нити отсекай мечем духовным все излишнее и чуждое благовестия». «Хвалим земледельцев, нарезывающих правые борозды, говорит блаж. Феодорит; так достоин похвалы и учитель, следующий правилу божественных словес». Преосв. Феофан усматривает здесь образ отрезывания и раздаяния хлеба: «как управитель в доме поставляется, чтобы всем раздавать правою мерою жито и прочее потребное, так пастырь Церкви поставлен, чтобы всем раздавать чистый хлеб слова Божия. Насытясь им, верные уже естественно будут иметь отвращение ко всему стороннему, излишнему и тем паче неправому».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

14. Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.
15. Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины

 

В то время грозила опасность Церкви от лжеучителей. Святой Павел и указывает Тимофею, как он, по отношению к ним, может быть делателем и искусным, и непостыдным, при помощи пастырского дара благодати через рукоположение. Напоминай, говорит, почаще своей пастве о том, что прежде сказано, что обетование славы может и не исполниться не по неверности Божьей, а по слабости и оплошности верующих. Одна из таких оплошностей и указывается здесь, именно, пагубная страсть к словопрениям. «Душа человеческая всегда склонна к состязанию и словопрению. Почему дабы этого не было, святой Павел не просто запрещает это, но именем Божьим, заклинает пред Господом – обязует исполнять это» (Златоуст). Почему же? Потому, что споры не приводят ни к чему полезному, что нужно для нашего спасения и спасения ближних. Споры, в существе дела, есть игра словами, которая, однако, может вредить – вести к расстройству слушающих. Спор может порождать сомнения в не совсем еще утвержденных, которые еще не умеют видеть, скрывающейся под красивыми фразами, лжи.
Что же в таком случае делать пастырю? Мало запретить участвовать в спорах или только слушать их, необходимо утвердить веру верующих, чтобы лжеучащие в этой их вере, встретили отпор своим измышлениям. Это и заповедует Апостол. Ты как пастырь постарайся, говорит Тимофею, представить себя искусным – мастером своего дела не по видимости, а на самом деле – пред очами Божьими. Яви себя мудрым исполнителем воли Божьей, так веди свое дело, чтобы тебе за него не было повода стыдиться ни перед Богом, ни перед людьми, ни перед своею совестью. «Нисколько не стыдись делать все, что относится к благовестию, хотя бы тебе за это надлежало подвергнуться не только пристыжению, но и потерпеть что-либо» (Златоуст). Лжеучители прикрывали свою ложь красивыми фразами, а ты, говорит, право правь, говори, режь одну голую правду о истине, а «всякие искажения и примеси к ней, отрезай и отсекай с великою силою» (Златоуст). Вот как истинный пастырь должен действовать словом истины! А излишнего пустословия избегать – как вредного.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible