Скрыть
Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.

Святые отцы

Прочие

Киприан Карфагенский, сщмч. (†258)

ст. 22-24 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым

Если же кто-нибудь с гораздо большим усердием защищает свое неправое и ложное [дело], чем сочувствует праведному и истинному другого человека, то это происходит единственно от наклонности к самомнению и высокомерию. Это самое провидя, блаженный апостол Павел пишет к Тимофею и научает, что епископу не следует быть сварливым и любителем споров, но учительным и незлобивым. Способен же к учительству тот, кто, будучи сам терпелив, обладает кротостью и тихостью, находясь в обучении. Ибо и епископу следует не только учить, но и учиться; и тот только лучше и научает, кто каждодневно сам возрастает и преуспевает в изучении лучшего.

Послания

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца

А юношеских похотей избегай, кои тебя преследуют, но достигай правды, то есть дел правды, - достигай истинной веры к Богу и совершенной любви к людям. Мир же да будет здесь и там с теми, кои призывают Господа от чистаго сердца и не уклоняются от истинной веры своей.

Второе послание к Тимофею

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

ст. 22-24 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым

Не будем сердиться и гневно относиться к ним, но будем кротко беседовать с ними; ибо нет ничего сильнее скромности и кротости. Посему и Павел повелел тщательно придерживаться этого, сказав: рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, не сказано - к братьям только, но - ко всем. И еще: кротость ваша да будет известна: не сказал - братьям, но - всем человекам (Флп 4:5). Ибо что пользы, говорит Господь, если вы будете любить любящих вас (Мф 5:46)?

Против аномеев. Слово пятое "О непостижимом"

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 22-26 Похотей юных бегай: держися же правды, веры, любве, мира со всеми призывающими Господа от чистаго сердца. Буих же и ненаказанных стязаний отрицайся, ведый, яко раждают свары: рабу же Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем, учителъну, незлобиву, с кротостию наказующу противныя: еда како даст им Бог покаяние в разум истины, и возникнут от диаволъския сети, живи уловлени от него, в свою его волю

Под юношескими похотями разумеется не один только блуд, но и всякое неразумное пожелание, напр. если кто страстно желает господства или денег: все это бессмысленные фантазии, свидетельствующие об уме еще незрелом. Видишь ли, как и старик может сделаться юношей. - Держися же правды. Под правдою Апостол разумеет здесь чистосердечное и постоянное расположение к возлюбленным чадам… - Любве, мира со всеми призывающими Господа. Доверяй только тем, которые не притворно, не лукаво призывают Господа, миролюбивым, не спорливым, – с такими входи в общение, по отношению к ним держись всего того, о чем здесь сказано. - От чистаго сердца, так как можно призывать Господа и с притворным благочестием. - Буих же и ненаказанных стязаний отрицайся. Но бывают и разумные изыскания, напр. относительно Священнаго Писания. Почему же Апостол сказал: отрицайся, а не сказал лучше: побуждай их и изобличай? Потому что все это дело не будет иметь добрых последствий: отсюда раждаются ссоры. - Рабу же Господню не подобает сваритися. Рабам Христовым нужно быть миролюбивыми. - Но тиху быти ко всем. Если нужно быть тихим и кротким, то почему же Апостол в другом месте сказал: обличай их нещадно (Тит. 1-13) и: никтоже о юности твоей да нерадит (1Тим. 4:12)? потому что и с кротостию можно обличить строже, чем с суровостью. – Учителъну – по отношению к тем, которые желают учиться, а еретика человека по первом и втором наказании отрицайся (Тит. 3:10). – Незлобиву, с кротостию наказующу противныя. – Суровость еще сильнее ожесточает, а кротость легко убеждает. Кто может быть убежден человеком дерзким, которому увещеваемый часто даже противодействует? Но почему же в другом месте Апостол говорит, чтобы после перваго и второго вразумления отвращаться от еретиков? Ведь и здесь под противными (ἀντιδιατιθεμένους) он разумеет тех же еретиков? На это ответим: от явных еретиков и неизлечимо больных нужно отвращаться, а те люди, о которых здесь идет речь, были только сомневающиеся, – что видно и из последующих слов: Еда како даст им Бог покаяние; так обыкновенно выражаются только о тех, относительно которых еще ничего положительного неизвестно. - С кротостию наказующу. Это весьма необходимо. Часто такого человека, которому уже десять раз давали совет, и который этих советов не слушал, – другой убеждает одним своим советом. Это происходит от того, что и предыдущие десять советов незаметно производили на него свое влияниe. - Еда како даст им Бог покаяние в разум истины. Если так и случится, говорит Апостол, то это дело Божие, а не твоей кротости; приписывая случившееся Богу, он смиряет гордость учителей. - И возникнут от диаволъския сети. Что значит разум т.е. познание истины? То, чтобы освободиться от диавола и незаконных учений к правой вере. Смотри, как Апостол сказал: возникнут (ἀνανήψαι – протрезвятся) от сети диавола, как-будто от опьянения или умопомешательства. Подобно тому, как воробей, хотя он только кончиком ножки зацепился за сеть, уже пойман ею, – так и мы, хотя изменяем даже малейшую частичку в учении, уже действуем в сети диавола. - Живи уловлени от него, в свою его волю. Не даст ли Бог…, чтобы освободились от сети диавола живи уловлени, т.е. увлеченные заблуждением и подчиненные воле диавола. Всех, уловленных лукавым учением, он держит уже в своей воле.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Юношеских похотей убегай

Юношеские похоти - не только блудная похоть, но и всякое неуместное пожелание, властолюбие, или корыстолюбие. Ибо эти страсти и фантазии безрассудны и свойственны нетвердым душам. Смотри, как и старость уподобляется юности.

А держись правды

Правдой называет добродетель вообще.

Веры

Истинной и твердой веры и расположения к тем, кого любишь. Как бы так говорит: не будь неверен и нетверд. Поэтому прибавляет следующее.

Любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца

То есть доверяй только тем, которые призывают Господа непритворно и нелицемерно, которые любят мир и несклонны к распрям; с ними общайся.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Похотей юных бегай: держися же правды, веры, любве, мира со всеми призывающими Господа от чистаго сердца

Того бегай, а этого держись — и будешь Домувладыце сосуд благопотребен, то есть будешь в руках Господа благопотребное орудие к водворению спасения среди людей. Святой Тимофей, конечно, уже был таков. Ему делается только напоминание,—и, может быть, не столько ему, сколько в лице его всем пастырям и архипастырям. Под юными похотями разумеются не плотские влечения: от них предостерегать,— надо полагать,— излишне было святого Тимофея; но более юношеская стремительность, не дающая спокойно обсуждать дела и толкающая на неблагоразумные шаги,— например, на споры и в спорах на раздражающую резкость и подобное. Святой Златоуст говорит: «юные похоти суть не только блудные, но и всякий неуместный порыв обличает юность. Пусть заметят себе это состарившиеся,—что им не следует делать то, что делают юнейшие. На словах ли кто резок, или в делах обнаруживает настойчивость и властительство, или другое что подобное себе позволяет — все это суть юношеские неразумные стремления. Всему этому свойственно бывать, когда сердце еще не умерено и не установлено и когда помыслы ума не углублены, а легко парят по верхам. Посему, дабы никто не увлекался сим, что внушает Апостол? Фантазий юношеских бегай».

Устранив могущее сталкивать на неблагоразумный образ действования, Апостол указывает нравственные опоры благоразумия. Держися же, διωκε, — гони, ревностно стремись, всячески старайся проявлять, — держися же правды, веры, любве и мира. Правда и любовь — два расположения, обнимающие все нравственно-добрые деяния и отрицающие все недобрые. Правда не дает сделать что-либо недолжное и держит в пределах должного, а любовь устремляет внутри сих пределов размножать всякое благо. Вера — родительница сих расположений, питательница и хранительница, а мир — порождение их, общий итог дел их, как бы облак, осеняющий их. Кто, воодушевляясь верою, всю ревность обращает на дела правды и любви и чрез то ходит под облаком мира, в делах того не может не царствовать всестороннее благоразумие.

Мир иметь внушает Апостол со всеми призывающими Господа от чистаго сердца. Два ограничения положил: с призывающими Господа — и: призывающими от чистаго сердца. Не то внушает он, чтоб с другими не блюл заботливо мира; но предостерегает, чтоб не дружился с ними, не доходил до того, чтоб жить с ними душа в душу. Общее согласие и мирность со всеми держать должно, а душа в душу жить и должно, и можно только с верующими, которые разумеются под призывающими Господа. В сем отношении ничто не мешает слова: от чистаго сердца — соединять с миром,— чтоб было: держи чистосердечный мир с призывающими Господа. Мир с такими сам собою устрояется и наполняет сердца верующих, особенно пастырей, более знающих всех пасомых. Единство убеждений и стремлений сливает души, и они живут одна в другой. Такое, впрочем, слажение душ препятствуется и нарушается там, где замечается в ком-либо неискренность веры. Коль скоро открывается, что тот или Другой неискренно призывают Господа или веруют в Него не от сердца; тотчас слажение с ними расстроивается, по естественному при сем подозрению, что, верно, они иные преследуют цели, а не те, кои внушаются верою. Не туда метят; нечего с ними и ладить. В сем отношении: от чистаго сердца — надо соединять с призывающими Господа. Святой Златоуст так толкует сие: «что значит: с призывающими Господа от чистаго сердца? Он как бы так говорит: доверяй не всем, призывающим Господа, но только таким, которые призывают Его непритворно, нелицемерно, не лукавят; с такими сообщайся, с другими же не следует быть коротким, но только соблюдать мир сколько возможно».

Толкование на второе послание к Тимофею

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-23 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело. Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры

Кого понимать здесь под сосудами? Конечно, отдельных христиан, так или иначе содействующих прогрессу церковной жизни. Но между христианами есть различие в дарованиях. Одни, по благости Божией, имеют необыкновенные дарования, обладают напр. блестящим ораторским талантом, другие же всегда выглядят в высшей степени скромными, потому что не обладают никакими выдающимися способностями (ср. Мф XIII:23; 1Кор. XII:14 и сл.). Первых можно назвать сосудами, сделанными из блестящих и дорогих материалов - из золота и серебра, вторые приготовлены из дерева и глины. Но и последние имеют часто большое значение в жизни Церкви. С другой стороны в Церкви есть сосуды, в которые собирается, так сказать, вся грязь и сор из дома - это люди безбожные, нечестивые, хотя и продолжающие носить имя христиан. Такие люди, конечно, могут быть и среди тех лиц, которые имеют особые дарования. Тимофей не должен поэтому увлекаться внешностью, а должен оценивать людей по их внутреннему достоинству. Если видный христианский оратор сам не отстал от языческих привычек, от него Тимофей должен сторониться («кто будет чист от сего»). И всякий христианин, отделяющийся от таких нечестивых людей, если еще не может быть назван сосудом в «чести», то может сделаться таким со временем (ср. 1Кор. XII:22-25).

Юношеских похотей убегай - т. е. не увлекайся свойственными молодым людям взглядами на вещи. Молодежь часто увлекается внешним блеском, не придавая значения внутренним достоинствам человека. Тимофей должен поступать иначе. Он должен оценивать людей с точки зрения христианской морали и искать себе друзей только среди людей честных и искренно чтущих Бога. От разных споров, хотя бы иные в них и показывали свои высокие умственные способности, Тимофей должен сторониться (ср. ст. 14-й).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.

Средства к доброму пребыванию в Церкви Божией: удаление от необдуманных стремлений, свойственных юношам, и твердое пребывание в добродетелях: справедливости, вере, любви, мире и молитве.
«На словах ли кто резок, или в делах обнаруживает настойчивость и властительство, или что подобное позволяет, – все это суть юношеские неразумные стремления, – говорит св. И. Златоуст. Всему этому свойственно бывать, когда сердце еще не умерено и не установлено, и когда помыслы ума не углублены, а легко парят по верхам. Посему, дабы никто не увлекался сим, что внушает Апостол? Фантазий юношеских бегай». «Юношеским похотям Апостол противопоставляет твердые добродетели, которым служитель Божий должен отдаться вполне, – говорит один из новых толковников. Сюда он относит правду, желательную саму по себе и делающую нас тем, чем мы должны быть; веру, уничтожающую праздное любопытство и гордое стремление все знать; любовь, чуждую зависти и честолюбия, служащую не столько своим целям, сколько интересам других. Владея этими добродетелями и упражняясь в них, легко сохранить мир со всеми, призывающими Господа с чистым сердцем и непорочною совестию». «Того бегай (юношеских необдуманных стремлений), а сего (добродетелей) держись, – и будешь Домовладыке сосуд благопотребен, т. е. будешь в руках Господа благопотребное орудие к водворению спасения среди людей. Св. Тимофей уже, конечно, был таков. Ему делается только напоминание, и, может быть, не столько ему, сколько в лице его всем пастырям и архипастырям» (преосв. Феофан).
 

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца

Чтобы быть сосудом, удобным Владыке Господу в Церкви Его, и других приводить к тому же, святой Павел указывает Тимофею, чего он должен избегать и к чему стремиться. Избегать он должен юношеских похотей«Юношеские похоти суть не только блудные, но и всякий неуместный порыв обличает юность. На словах ли кто резок, или в делах обнаруживает настойчивость и властительство, или другое что подобное себе позволяет - все это суть юношеские неразумные стремления. Всему этому свойственно бывать, когда сердце еще не умерено и не установлено, и когда помыслы ума не углублены, а легко парят по верхам. Посему, дабы никто не увлекался сим, что внушает Апостол? «Фантазий юношеских бегай» (Златоуст). Святой Павел, кроме этого, указывает Тимофею, чего он должен ревностно держаться в своем служении, как твердой опоры пастырского благоразумия. Держись же, всячески старайся проявить, говорит, правду, во всем, и со всеми справедливость, веру, глубокую и искреннюю, любовь, умножая через нее всякое благо, и мир, особенно с теми, которые призывают Господа, то есть, христианами не по имени только, а искренно верующими от чистого сердца. «Доверяй, говорит, не всем, призывающим Господа, но только таким, которые призывают Его не притворно, не лицемерно, не лукавят, с такими сообщайся, с другими же не следует быть кротким, но только соблюдать мир сколько возможно» (Златоуст).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible