Скрыть
Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться

И борец (атлет), выступающий на состязание, не может получить венка, если будет бороться не по закону состязания, то есть если он в борьбе одержит победу не по правилам игры и не так, как установлено. Подобно и те, кои исповедуют евангельское учение, не могут получить венец победы, если, вступив в борьбу с сокровенными скорбями, не одержат победы и не окажутся достойными посредством открытых гонений, на них поднимающихся.

Второе послание к Тимофею

Василий Великий, свт. (†379)

Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться

Если поручишь себя мужу, украшенному многими доблестями, то сделаешься наследником благ, которые в нем, и будешь весьма блажен перед Богом и перед людьми. Но если, щадя тело свое, отыщешь учителя, снисходительного к страстям своим, или, лучше сказать, вместе с тобою падающего, то напрасно ты вступал в подвиг отречения от мира - потому что предался страстной жизни, взял себе слепого вождя и приближаешься к яме.

Слово подвижническое

Григорий Богослов, свт. (†389)

Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться

Имея дары Духа, примите и Духа, чтобы не только подвизаться, но и подвизаться законно. От Него, в награду за жизнь, да будет вам дарован и этот венец - исповедовать Духа совершенно, и с нами, и прежде нас, проповедовать Его достойно.

На Пятидесятницу (Слово 4)

Григорий Нисский, свт. (†394)

Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться

Не может быть законного подвига, если нет противоборствующего. Итак, если бы не было противника, не было бы и венца. Победа сама собою не существует, если нет побеждаемого.

О христианском совершенстве

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться

Восприми и другое: что есть мир, как не состязание, исполненное подвигов? Отсюда и в Апокалипсисе Господь говорит: Побеждающему дам венец жизни (Откр. 2:10). И Павел: Подвигом добрым подвизался (2Тим. 4:7), и в другом месте: Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.Итак, кто устраивает состязания в этом веке, разве не приготавливает все необходимое для борьбы и, когда готовы священные повязки наград, зовет атлетов для борьбы за венец, чтобы будущий победитель не ждал, но удалился, получив награду? Итак, награды человека суть плоды земные и светила небесные, первые - для пользования в жизни настоящей, вторые - для надежды жизни вечной. Итак, почти как последний атлет, он входит на ристалище. Тот бьет, а Христос поражает, тот поднимает пяту, а Христос направляет его удар… Ибо Христовой проповедью он поражает все беззакония, которым противится. И, следовательно, вполне заслуженно на арену вошел последним тот человек, которому приготовлен венец, чтобы ему предшествовало небо как его награда.

Послания

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться

Что значит: если незаконно? Для него [борца] недостаточно того, чтобы выйти на подвиг, или намазаться [маслом], или сойтись с противником; но если он не соблюдает всех законов борьбы касательно пищи, воздержания и чистоты, самого места борьбы, и вообще если не исполняет всего, приличествующего ратоборцам, то не получит венца.

Толкование на 2-е послание к Тимофею


Одежда их убога? Но не в одеждах и не в цвете одежд заключается девство, а в теле и в душе. Если мы о философе судим не по волосам, не по трости и не по хитону, но по нравам и душе, и о воине - не по плащу и поясу, но по силе и мужеству, - то не нелепо ли было бы так просто и легкомысленно полагать всю доблесть девственницы - этого дивного и превосходящего все человеческие явления - в неубранных волосах, в поникшем лице и в серой одежде, не вникнув в ее душу и не исследовав тщательно ее внутреннего настроения? Но этого не допускает тот, кто постановил законы такого подвижничества. Он повелевает не по одеждам судить о посвятивших себя на этот подвиг, но по верованиям и по душе. Все подвижники, говорит он, воздерживаются от всего (1Кор 9:25), от всего вредного для здравия души; и не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. Какие же законы этого подвижничества? Послушай, что еще он говорит, или, лучше, чрез него Сам подвигоположник Христос: Брак у всех да будет честен и ложе непорочно (Евр. 13:4).

О девстве


Желающему угождать Богу и быть добродетельным и чистым совершенно необходимо вести жизнь не спокойную, приятную и беспечную, но прискорбную и исполненную многих трудов и подвигов; ибо никто не увенчивается, говорит апостол, если незаконно подвизается.

О Лазаре

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться

Борец Христов, если незаконно будет подвизаться, не увенчивается, - если не будет принимать ударов, если лицо не будет в синяках, если будет беречь его от большой крови. Кровоподтеки заслуживают венца, боль заслуживает славы.

Трактат на Псалмы

Иоанн Кассиан, прп. (†435)

Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться

Кто желает подавить естественные вожделения плоти, тот должен поспешить сначала победить пороки, находящиеся вне нашей природы. Ибо если хотим испытать силу апостольского изречения, то сначала должны узнать законы и правила мирского подвижничества, чтобы потом из сравнения с ними мы могли узнать, чему святой апостол этим примером хотел научить нас, подвизающихся на духовном поприще.

О постановлениях монастырских

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 3-6 Ты убо злопостражди, яко добр воин Иисус Христов. Никтоже войн бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет. Аще же и постраждет кто, не венчается, аще незаконно мучен будет. Труждающемуся делателю прежде подобает от плода вкусити

О, какая честь быть воином Христовым!… Но воину свойственно переносить страдания. - Никтоже войн бывая… Апостол упомянул о воине, чтобы показать, что раб Христов должен быть смелым и отважным; аще же и постраждет (ἀθλῇ – вступить в состязание – как атлет)… Упомянул и об атлете, чтобы показать, что ему нужно постоянное упражнение. Если воин земного царя не связывается делами, которые могут отвлечь его от оружия, то не тем ли более не должен делать этого посвятивший себя Царю небесному и ставший уже Его воином. – Аще незаконно мучен будет (ἀθλήσῃ – будет состязаться). Не достаточно только помазаться, или выйти на место состязания, или сойтись с противником, но нужно быть терпеливым и победить: таков закон состязания. - Труждающемуся делателю (γεωργὸν – земледельцу), не ленивому, а трудящемуся. И учитель, трудящийся с учениками, получит воздаяние от Бога за ту пользу, которую он приносит им. – Прежде подобает от плода вкусити (Григорий Нисский). Учители прежде сами должны исполнять то, чему учат; это и значить: «первым должно вкусить от плодов», которые они прежде других возделывают в себе самих путем добродетелей. Пример воина и атлета относится и к ученикам, а пример земледельца к одним только учителям. Как земледелец, говорит Апостол, заботится о земле и плодах, так и ты заботься об учениках и проповеди. Обрати внимание и на воздаяние: учитель первый наслаждается тою пользою, которую он принес ученикам, как земледелец плодами.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться

То есть недостаточно выйти на подвиг, или намазаться, или сойтись с противником, если человек не соблюдает законов борьбы касательно пищи, питья, воздержания и самого образа борьбы. Ибо не оставляется на произвол состязаться, как кто хочет, но есть и относительно этого законы, - состязательные. Посмотри на мудрость Павла. Он напоминает Тимофею о воине, чтобы показать, что тот должен быть готов на поражение и смерть, - и о борце, чтобы укрепить его на все и чтобы он постоянно был в подвиге.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Аще же и постраждет (вступит в состязание) кто, не венчается, аще не законно мучен будет (вести состязание).

Второй пример: смотри на вступившего в состязание (на ристалищах), и вторая сторона ревности пастырской. Тем примером воина внушалось: все оставив, всего себя предай ревностному пастырствованию; а этим примером вступившего в борьбу и состязание атлета внушается: ревнуй вседушно о пастырствовании, но ревнуй законно, достодолжно, разумно. Неразумное, выступающее из пределов, ревнование о пастырствовании пользы не приносит и награды не заслуживает,— подобно тому как не венчается борец, не как должно ведущий дело борьбы, не соблюдающий положенных для того законов. «И подвижничество (состязание на играх) имеет некоторые законы, по которым подвижникам (атлетам) надлежит подвизаться. А кто не по этим законам ведет борьбу, тот не получает венцов» (блаженный Феодорит). «Для него не довольно того, чтобы выйти на подвиг, или намазаться, или сойтись с противником; но если он не соблюдет всех законов борьбы, касательно пищи, воздержания и чистоты, самого образа борьбы, и вообще если не исполнит всего, обязательного для ратоборцев, то не получит венца» (святой Златоуст). «Ибо не оставляется на произвол состязаться, как кто хочет; но есть и относительно этого законы,—состязательные» (блаженный Феофилакт). Так и пастырю надлежит пастырствовать не как попало, но с строгою осмотрительностию и разумным ведением дела, надлежит сообразовать свои действия и с местом, и с лицом, и с течением дел внешних и внутренних, житейско-гражданских и духовно благодатных, во всем имея одну цель — побеждение противоборцев видимых и невидимых, чрез водворение света истины, чистоты нравов и благодатного освящения. Как на борца смотрит вся публика и окружает его почетом за мужество и победу, так вся паства смотрит на пастыря и благоговеинствует пред ним, если он неленостно борется с ложью, злонравием и всякою беспорядочностию и не отступает, пока не одержит победы.

«Так показав, что доблестный воин свободен от других забот, и что мужественный подвижник подвизается законно, и законно подвизающийся увенчивается, Апостол представил другой еще пример, в котором с трудом соединена и выгода» (блаженный Феодорит).

Толкование на второе послание к Тимофею

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться

В-третьих, подобно атлету, Тимофей должен во время проповедования, как во время борьбы, соблюдать известные правила борьбы, т. е. слово Божие, которое есть меч острый, употреблять как должно, не ослабляя его силы и требований (ср. 2Кор. 10:3, 4). Только такой борец-проповедник получит в награду венок (ср. IV:8; Откр. XI:10).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.3-5  Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.
Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтоб угодить военачальнику.
Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.

Увещевая к терпеливому перенесению трудов благовестия, Апостол указывает примеры, достойные подражания: в воинской самоотверженности, в ристалищных усилиях и других трудах. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Если с царским воином неразлучно злострадание (труд и нужда), так что быть чужду злострадания, очевидно, есть как-бы отчуждение от чина воинского: то и тебе не должно скорбеть, что терпишь труды и неприятности, ибо это неизбежно для воина (Христова); но следует скорбеть, если не терпишь их». В словах о неуместности для воина занятия торговлею, по мысли преосвящ. Феофана, «даются пастырю два побуждения к бодренному и бдительному пастырствованию. В слове воин бывая внушается: приняв на себя дело пастыря, пастырствуй достодолжно, выдерживай, к чему обязывает тебя чин твой и имя твое. В слове воеводе, избравшему тебя, внушается: почтен честию, воздай Почтившему тебя действованием по воле Его; получив дар, принеси плод. Труд не мал, но взирай на Того, Кому угодное сотворишь трудясь. Он есть Господь всяческих. То и другое выполняется отрешением от житейских забот». Об усердии и тщательности участников в состязательных играх блаж. Феодорит пишет: «И (это) подвижничество имеет некоторые законы, по которым подвижникам (атлетам) надлежит подвизаться. А кто не по этим законам ведет борьбу, тот не получает венцев». «Так и пастырю надлежит пастырствовать, не как попало, но с строгою осмотрительностию и разумным ведением, дела; надлежит сообразовать свои действия и с местом, и с лицом, и с течением внешних и внутренних, житейско-гражданских и духовно-благодатных обстоятельств, во всем имея одну цель – побеждение противоборцев видимых и невидимых, чрез водворение света истины, чистоты нравов и благодатного освящения. Как на борца смотрит публика и окружает его почетом за мужество и победу, так и вся паства смотрит на пастыря и благоговеет пред ним, если он неленостно борется с ложью, злонравием и всякою беспорядочностию, и не отступает, пока не одержит победы» (преосвящ. Феофан).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О гонениях.

Мф.10:17,20,22-23. За вероучение религиозное гонимы были не одни святые апостолы, но за ложь в этом вероучении страдали и разные негодные люди: Деян.5:36-37; и от этого страдания вера их не сделалась истинною, потому что: 2Тим.2:5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


Об отношении к сектантам.

Мф.24:9. Это пророчество сбылось над сонмом мучеников, святых угодников православной Церкви, и, стало быть, к врагам её относиться не может. За ложное учение хотя и страдают заблуждающиеся люди, но от этого их учение не делается истинным: Деян.5:36-37; 2Тим.2:5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О гонениях.
 

Мк.13:12-13. Бывают гонимы не только истинные христианe, но и лжеучители: Деян.5:36-37; но от этого последние, как беззаконно подвизавшиеся: 2Тим.2:5, спасения не получали, а скорее навлекали себе погибель: 2Петр.2:1-2.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться
 

Далее говорит: подражай состязающимся на ристалище. Там победителем считается не тот, например, кто только положит своего противника, но кто проделает это по всем правилам борьбы. Так и пастырское дело, кроме бодрости и настойчивости, нуждается еще в соблюдении известного рода положительных законов. Именно здесь требуется, чтобы шло оно не как попало, а со строгой осмотрительностью, и разумным ведением дела, сообразованностью действий и с местом, и с лицом, и с течением дел внешних и внутренних, житейско-гражданских и духовно-благодатных, во всем имело одну цель – побеждение противников, видимых и невидимых, через водворение света истины, чистоты нравов и благодатного освящения.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible