Скрыть
Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов

И земледельцу за труд подобает от плодов первому насладиться. Так и мы за те труды, кои несем в сем мире, получим в другом веке жизнь бессмертную.

Второе послание к Тимофею

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

ст. 6-8 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем. Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему

Для чего здесь Павел упоминает об этом? Главным образом для того, чтобы отразить еретиков, а вместе и для того, чтобы ободрить ученика и показать пользу страданий, так как и Сам учитель наш Христос страданиями победил смерть. …В то время некоторые уже начинали извращать домостроительство нашего спасения, стыдясь величия человеколюбия Божия. Действительно, благодеяния Божии к нам так велики, что люди стыдятся приписать их Богу и не верят, чтобы Он оказал такое снисхождение.

Толкование на 2-е послание к Тимофею


Как невозможно ни связать луча солнечного, ни запереть в доме, так невозможно - и слова проповеди. И еще того более: учитель был связан - а слово летало, он жил в темнице - а учение, как бы на крыльях, обтекало всю вселенную.

Гомилии «О статуях, к народу антиохийскому»

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст. 6-8 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем. Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему

В это время Симон волхв начал сеять свои еретические терния. Он и все его последователи отрицали восприятие плоти и говорили, что вочеловечение [Христа] было призрачно. Посему-то божественный апостол, в данном случае умолчав о Божественном естестве, писал Тимофею об одном домостроительстве [спасения], повелевая помнить всегда о рождении [Христа] по плоти от семени Давидова и о воскресении из мертвых.

Толкования на 2-е послание к Тимофею

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 3-6 Ты убо злопостражди, яко добр воин Иисус Христов. Никтоже войн бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет. Аще же и постраждет кто, не венчается, аще незаконно мучен будет. Труждающемуся делателю прежде подобает от плода вкусити

О, какая честь быть воином Христовым!… Но воину свойственно переносить страдания. - Никтоже войн бывая… Апостол упомянул о воине, чтобы показать, что раб Христов должен быть смелым и отважным; аще же и постраждет (ἀθλῇ – вступить в состязание – как атлет)… Упомянул и об атлете, чтобы показать, что ему нужно постоянное упражнение. Если воин земного царя не связывается делами, которые могут отвлечь его от оружия, то не тем ли более не должен делать этого посвятивший себя Царю небесному и ставший уже Его воином. – Аще незаконно мучен будет (ἀθλήσῃ – будет состязаться). Не достаточно только помазаться, или выйти на место состязания, или сойтись с противником, но нужно быть терпеливым и победить: таков закон состязания. - Труждающемуся делателю (γεωργὸν – земледельцу), не ленивому, а трудящемуся. И учитель, трудящийся с учениками, получит воздаяние от Бога за ту пользу, которую он приносит им. – Прежде подобает от плода вкусити (Григорий Нисский). Учители прежде сами должны исполнять то, чему учат; это и значить: «первым должно вкусить от плодов», которые они прежде других возделывают в себе самих путем добродетелей. Пример воина и атлета относится и к ученикам, а пример земледельца к одним только учителям. Как земледелец, говорит Апостол, заботится о земле и плодах, так и ты заботься об учениках и проповеди. Обрати внимание и на воздаяние: учитель первый наслаждается тою пользою, которую он принес ученикам, как земледелец плодами.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов

Приводит еще третий пример, который особенно близок учителю. Ибо примеры воина и ратоборца относятся и к подчиненным; земледелец не о себе заботится, но о земле, и получает немалое воздаяние от плодородия. Так и учитель, пастырь не напрасно трудится, но сам первый вкушает плода от своих потов. Ибо Бог преизобильно воздаст ему. Посему, чтобы кто не стал скучать и недовольство изъявлять, что воздаяние отлагается на будущее, апостол говорит: вот, в самом труде ты получаешь уже воздаяние; если не другое что, то пользование душ есть великое уже для тебя приобретение. Некоторые разумеют здесь честь, воздаваемую учителям, но это не имеет основания. И смотри, апостол не сказал: делателю, но трудящемуся, то есть не слегка работающему, но до утомления.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Петр Дамаскин, прп. (†XIIв.)

Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов

И к святому Тимофею апостол сказал: делателю прежде подобает от плода вкусити, то есть напоминая о делании тому, которому должно учить.

Творения. Книга первая

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Труждающемуся делателю прежде подобает от плода вкусити

Третий пример земледельца: ибо делателю, — в греческом: γεωργον. Воодушевляет на труды пастырства. Есть труд и немалый, но труд не напрасный, а многоплодный, и ты же сам первый вкусишь от него, подобно тому, как земледельцу первому надлежит вкушать от плодов возделанной им земли. Вкушение плодов обещается, конечно, и в будущем; но по образу выражения видно, что оно сопутствует самому труду и тотчас за ним следует. Трудись, и тотчас увидишь плод труда на своих пасомых, в просвещении их ведением истины, в процветании среди них всякой Добродетели, в осенении их благодатным освящением. Увидишь такие плоды и вкусишь от них утешение и обрадование духовное, кои напитают душу твою слаще меда и сота. Блаженный Феодорит пишет: «имеешь великие воздаяния за труды, возделывая вверенные тебе души». Или так: в то самое время, как других будешь учить, и сам паче осветишься светом истины; как других будешь наставлять на путь добродетели, и сам намастишься ею; как других благодатно будешь освящать в таинствах, и сам паче причастишься благодати таинств. Только трудись; не будешь трудиться, и истина начнет меркнуть в душе твоей, и добродетель слабеть, и благодать отдалять от тебя свое осенение. Пастырь, не трудящийся в учении, в руковождении на добродетель, в освящении пасомых таинствами и другими освятительными чинами, прежде всего себе вредит, равно как трудясь первый вкушает от плодов доброго пастырствования.

Святой Златоуст говорит: «сказав о том, что случается с обыкновенными людьми, о воинах и ратоборцах, и указав при этом на их награды, во-первых: да воеводе угоден будет, — во-вторых: да венчается, — теперь приводит еще третий пример, который особенно близок Тимофею (яко архипастырю). Пример воина и ратоборца относится и к подчиненным (пасомым), а пример земледельца — к учителю (пастырю), который должен быть не воином только и ратоборцем, но и земледельцем. Земледелец не о себе самом заботится, но о плодах земли и в плодах ее получает немалое воздаяние за труды свои. — Как земледелец трудится не без пользы, но сам прежде других наслаждается плодами трудов своих; так следует и учителю». Продолжим эту речь словами блаженного Феофилакта: «так и учитель (пастырь) не напрасно трудится, но сам первый вкушает плода от своих потов; ибо Бог (тут же) преизобильно воздает ему. Чтобы кто не стал скучать и недовольство изъявлять, что воздание отлагается на будущее, Апостол говорит: се, в самом труде ты получаешь уже воздаяние; если не другое что, то пользование душ есть великое уже для тебя приобретение. И смотри, Апостол не просто сказал: делателю, — но: трудящемуся: то есть не слегка работающему, но усиленный, потовый подъемлющему труд». Не давай, пастырь, сна очам и веждям дремания, но, день и ночь трудясь, и мысленное напряжение, и сердечную молитву, и искусство словесное — все неутомимо обращай на дело доброго пасения паствы. Не пропустим и слов святого Григория Нисского, приводимых Экумением: «так сказал Апостол, внушая, что учители прежде в себе самих должны показывать Делом исполнение того, чему учат. Ибо это и значит учителям первым вкушать от плодов учения, когда они прежде других в самих себе возделывают добродетель».

Толкование на второе послание к Тимофею

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов

В результате такой усердной работы и работы, сопряженной с тяжелым трудом (κοπιῶν­τα), проповедник будет иметь удовольствие первый вкусить от ее плодов. В будущей жизни он прежде своей паствы получит небесную награду (ср. Мф. 19:28 и сл.).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

ст.6-7  Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.
Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем

Новый пример терпения указывается в земледельце, который сам же первый находит и утешение в своем труде, чрез вкушение плодов земледелия. Понятно, что плоды духовной деятельности тем лучше и отраднее, чем выше и драгоценнее плоды этой священной деятельности. Понимание этого, а также и уразумение всего определяющего высокое положение дела архипастырского – тоже может содействовать мужественному перенесению всех злостраданий на этом поприще, а потому Апостол молит Господа о даровании Тимофею этого общего разумения всех обстоятельств и в особенности тех, среди коих совершалось его архипастырское дело – новое, почти беспримерное, ибо оно было отличным от апостольства.
Св. Иоанн Златоуст говорит: «пример воина и ратоборца относится и к подчиненным, а пример земледельца – к учителю, который должен быть не воином только, но и земледельцем. Земледелец не о себе самом заботится, а о плодах земли, и в плодах ее получает немалое воздаяние за труды свои».
«Так и учитель (пастырь не напрасно трудится, – говорит блаж. Феофилакт, – но сам первый вкушает плоды от своих потов; ибо Бог преизобильно воздает ему. Чтобы кто не стал скучать и недовольство изъявлять, что воздаяние отлагается на будущее, Апостол говорит: «в самом труде ты получаешь уже воздаяние; если не другое что, то пользование душ есть великое уже для тебя приобретение». И смотри, Апостол не просто сказал: делателю, но: трудящемуся, т. е. не слегка работающему, но усиленный, потовый подъемлющему труд».
О разумении же всего этого и прочего, касающегося до пастырства преосв. Феофан пишет так: «приложил сие Апостол, и чтоб свою любовь изъявить Тимофею, и чтоб его самого расположить, приступая к уразумению Божиих словес, молитвенно обращаться ко Господу: ибо един Учитель – Христос (Мф. 23:8), – и никого не было, нет и не будет, кто бы, как должно, уразумел и душе своей усвоил полную истину Божию сам собою. Это дарует Господь; кому хочет и когда хочет. Ибо просвещенные не все всё знают и, что знают, не все разом узнают. Почему у всех молитва и о приложении веры и об умножении разумения должна быть непрестающею, у всех, тем паче у пастырей».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов

Пастырское служение очень трудное, но не только не напрасное, а многообещающее, и прежде всего, для самого трудящегося пастыря. «Как земледелец трудится не без пользы, но сам прежде других наслаждается плодами трудов своих» (Златоуст), «так и учитель (пастырь) не напрасно трудится, но сам первый вкушает плода от своих потов, ибо Бог (тут же) преизобильно воздает ему. Апостол говорит, что в самом труде, ты получаешь уже воздаяние» (Феофилакт). С одной стороны, пастырь получает утешение и нравственное удовлетворение, видя исправление душ пасомых, с другой стороны, воспитывая ревностно других в вере и благочестии, в самом себе воспитывает добродетели, и таким образом, первый вкушает от плодов своего ревностного служения. Но Апостол не просто сказал «делателю», но «трудящемуся», то есть, не слегка работающему, но усиленный подъемлющему труд» (Феофилакт).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible