Скрыть

Толкования:

Блж. Феофилакт Болгарский

Александр медник много сделал мне зла

Апостол вспоминает об этом искушении не с тем, чтобы укорить того человека, но чтобы убедить ученика мужественно переносить искушения со стороны ничтожных и презренных людей. Многие, подвергаясь оскорблениям со стороны знатных людей, переносят их, находя себе утешение в высоком положении своих оскорбителей. Терпеть же от ничтожных и отверженных людей причиняет большую скорбь. Поэтому Павел и говорит: много сделал мне зла, вместо: сильно и разно страдать меня заставлял. И обычно так бывает, что люди незначительные и низкие, когда начнут делать зло, то уже никакой пощады не дают, нимало не заботясь о мнении общества.

Да воздаст ему Господь по делам его

Мужайся, говорит апостол: это не пройдет ему безнаказанно, но да воздаст ему Господь, вместо: воздаст; ибо это великое пророчество, а не клятва. Это сказано Павлом не потому, чтобы святые радовались наказаниям, но потому, что дело проповеди имело нужду в усмирении препятствовавших ему, а также и слабейшие из верующих весьма много утешались этим.

Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.

Лопухин А.П.

Ст. 14-15 Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам

Александр Здесь, вероятно, имеется ввиду тот Александр, который упомянут в истории возмущения Димитрия (Деян 19:33). Он был медник или, правильнее, обработчик металлов вообще (у Гомера об одном меднике сказано, что он занимался обработкой золотых вещей. Од. III:432). Хотя он был иудей, но тем не менее помогал Димитрию в изготовлении идолов. По-видимому, этот Александр прибыл во главе целой депутации в Рим для того, чтобы обвинять Павла пред высшим Императорским судом.

Сильно противился - правильнее: противится и теперь (antesthken). Отсюда можно заключать, что Александр и теперь пребывал в Риме и что Тимофею пришлось бы столкнуться с ним по своем прибытии в Рим. Поэтому апостол убеждает Тимофея быть особенно осторожным.

Толковая Библия.

Прп. Ефрем Сирин

Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его

Александр медник много зла мне сделал: воздаст ему Бог по делам его, кои совершил он против нас. Он был товарищем Симона (волхва), как сообщает Кесарский Хронограф.

Второе послание к Тимофею.

Прп. Икумений Триккский

Ст. 14-18 Александр ковач многа ми зла сотвори: (да воздаст ему Господь по делом его): от негоже и ты себе блюди: зело бо противится словесем нашым. В первый мой ответ никтоже бысть со мною, но вcu мя оставиша: да не вменится им. Господь же мне предста, и укрепи мя, да мною проповедание известно будет, и услышат вcu язы́цы: и избавлен бых от уст львов. И избавит мя Господь от всякаго дела лукава, и спасет во Царствие Свое Небесное: Емуже слава во веки веков. Аминь

Апостол показывает Тимофею, что нужно мужественно переносить огорчения, хотя бы они причинялись людьми ничтожными, а обиды, наносимые людьми безчестными, бывают особенно тяжелы. - Да воздаст ему Господь. Так говорит Апостол не потому, чтобы он радовался наказанию, но потому, что наказание сильных противников необходимо было ради слабейших верующих, чтобы они не обвиняли в бессилии евангельскую проповедь. - По делом его. Это только предсказание будущего, а не проклятие. - От негоже и ты себе блюди. Не сказал Апостол: отмсти, накажи (хотя и это Тимофей мог сделать по благодати Божией), но: себе блюди, т.е. уклоняйся от него. Видишь ли, как он не спешит к наказанию? - Зело бо противится словесем нашым, т.е. словам проповеди нашей. - В первый мой ответ. Апостол Павел уже стоял на суде пред Нероном, но избежал осуждения, а когда он обратил к вере виночерпия Неронова, тогда тот обезглавил его. Слабый во всех других отношениях, Нерон отличался ревностью к идолослужению. – Но вcu мя оставиша, и иудеи, и вся братия. Да не вменится им. Видишь ли, что Апостол не только не желает отмщения, но и молится о прощении? А огорчение было слишком сильное, так как не одно и то же быть оставленным чужими или своими. - Господь же мне предста. Оставленного людьми не оставляет Господь. - И укрепи мя, т.е. даровал дерзновение, не попустил пасть духом. Апостол то ободряет ученика, то опять предлагает ему утешение. - Да мною проповедание известно будет. Смотри, как велико смиренномудрие Апостола: не потому, говорит он, Господь помог мне, что я был достоин этой помощи, но – ради проповеди, чтобы она исполнилась, была доведена до конца. - И услышат вcu язы́цы, чтобы всем сделалась известною и сила проповеди, и попечение обо мне Промысла Божия. - И избавлен бых от уст львов. Львом Апостол называет здесь Нерона по причине его жестокости и зверства. - И избавит мя Господь. Если Господь его избавит, то каким же образом он сказал: аз убо жрен бываю. Но вникни в слова. Тогда Апостол избавился от Нерона, а теперь Господь избавит его уже не от Нерона, (так как достаточно уже времени было для проповеди), а от всякого злого дела, т.е. не попустит, чтобы я отошел из этого миpa достойным осуждения за что–нибудь. - И спасет во царствие Свое Небесное. Сохранит меня от всего этого и возьмет отсюда, это и значит: спасет во царствие Свое. Это и есть истинное спасение, когда мы просияем там. – Емуже слава во веки веков. Аминь. Смотри: здесь воcсылается славословие Сыну, как в другом месте Отцу и Святому Духу, так как и Сын есть Господь.

Пастырские Послания апостола Павла.

Свт. Иоанн Златоуст

ст. 14-15 Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам, его! Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам

Здесь он опять вспоминает об искушении не с тем, чтобы только укорить или осудить упоминаемого человека, но чтобы воодушевить ученика на подвиги и расположить к мужественному перенесению искушений. Хотя бы люди, причиняющие искушения, были не важны, хотя бы даже ничтожны и презренны, нужно, говорит апостол, все переносить мужественно.

…Подлинно, это немалый грех. Если на войне тот, кто оставляет товарища, находящегося в опасности, и избавляет от руки врагов только себя самого, справедливо наказывается своими как человек, испортивший дело, и изменник, то тем более - в проповеди.

Гомилии на 2-е послание к Тимофею.

Свт. Феофан Затворник

Предостережение (4, 14—15)

Александр ковач много, ми зла сотвори: да воздаст ему Господь по делом его

Александр этот не тот, что усмирял народ во время его восстания на святого Павла в Ефесе (см.: Деян. 19). Тот был книжный человек и равнодушный к пользам ковачества. Скорее он был товарищ Димитрия, среброковача, имевший свою мастерскую медных изделий, χαλκευς. Может быть, он и не тот, что поминается в (1Тим. 1, 20); хоть этим он скорее мог быть, несмотря на ковачество. Но определение сего неважно. Неважно и того определение, где выказал он противление и злодейство Апостолу, в Риме или в Ефесе,— и слово Апостола есть ли воспоминание о прежде бывшем или о настоящем, о том, что в Риме было. В последнем случае надо предположить, что он из Ефеса явился в Рим, или сам, или от общества ефесского, для обвинения святого Павла и готов был снова возвратиться в Ефес. Думается, что такое предположение излишне. Святой Павел взят в Рим совсем не по ефесским жалобам, а за проповедь всюду. Почему не для чего двигать вслед за ним этого Александра и возвращать его назад. Проще воображать его пребывающим неподвижно в Ефесе, и очень подвижным только на противление Евангелию и святым Апостолам. Зло испытал от него святой Павел в последнее свое пребывание в Ефесе и теперь напоминает о нем святому Тимофею, чтобы тот остерегался его. Это предостережение, а не известие. Блаженный Феодорит пишет: «нимало не удивительно, что ковач меди воздвигал мятежи против Апостола и вводил его в опасности; потому что живущим трудами рук своих свойственно возбуждать народ (против того, что отнимает у них работу). Так среброковач Димитрий вооружил на Павла целый Ефес». И святой Златоуст говорит, что «здесь Апостол воспоминает об искушении, не с тем, чтобы только укорить или осудить упоминаемого человека, но чтобы воодушевить ученика на подвиги и расположить к мужественному перенесению искушений. Хотя бы люди, причиняющие искушения, были неважны, хотя бы даже ничтожны и бесчестны, нужно, говорит, все переносить мужественно».

Многа ми зла сотвори — «не раз причинял мне сильные скорби» (святой Златоуст). «Сильно и разно страдать заставлял меня. И обычно так бывает, что люди незначительные и низкие, когда начнут делать зло, то уж никакой пощады не дают, нимало не заботясь о мнении общества» (блаженный Феофилакт).

Да воздаст ему Господь по делом его Речь у Апостола спокойная, без страстных движений. Потому похожа более на предсказание, чем на желание отмстительное. Блаженный Феофилакт пишет: αποδωη — стоит вместо: αποδωσει; a святой Златоуст и читает: αποδωσει. Блаженный Феодорит пишет: «это предсказание, а не клятва (а читает он: αποδωη), и Апостол сказал сие, утешая блаженного Тимофея и научая не огорчаться одно за другим следующими восстаниями противников». Но желательное выражение никакого недоумения возбуждать не должно. Ибо желание, чтобы отстранены были препятствия успехам благовестия, одобряется нравственным чувством. Апостол в этом духе и говорит: «говорит так не потому, чтобы святые радовались наказаниям злых людей, но потому, что дело касалось проповеди и слабейшие из верующих имели нужду в таком утешении: это ему не пройдет безнаказанно» (святой Златоуст). Святым свойственно входить в планы Божии и в чувстве Божией правды изрекать желание заслуженного богопротивниками, как встречаем в Псалмах и у Пророков.

Толкование на второе послание к Тимофею.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро в Telegram.
t.me/azbible