Скрыть
Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам

Коего и ты берегись, говорит; ибо, благодаря лукавству и ненависти диавола, входящего в него и подкрепляющего его, он сильно противился словам нашим.

Второе послание к Тимофею

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

ст. 14-15 Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам, его! Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам

Здесь он опять вспоминает об искушении не с тем, чтобы только укорить или осудить упоминаемого человека, но чтобы воодушевить ученика на подвиги и расположить к мужественному перенесению искушений. Хотя бы люди, причиняющие искушения, были не важны, хотя бы даже ничтожны и презренны, нужно, говорит апостол, все переносить мужественно.

…Подлинно, это немалый грех. Если на войне тот, кто оставляет товарища, находящегося в опасности, и избавляет от руки врагов только себя самого, справедливо наказывается своими как человек, испортивший дело, и изменник, то тем более - в проповеди.

Толкование на 2-е послание к Тимофею

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 14-18 Александр ковач многа ми зла сотвори: (да воздаст ему Господь по делом его): от негоже и ты себе блюди: зело бо противится словесем нашым. В первый мой ответ никтоже бысть со мною, но вcu мя оставиша: да не вменится им. Господь же мне предста, и укрепи мя, да мною проповедание известно будет, и услышат вcu язы́цы: и избавлен бых от уст львов. И избавит мя Господь от всякаго дела лукава, и спасет во Царствие Свое Небесное: Емуже слава во веки веков. Аминь

Апостол показывает Тимофею, что нужно мужественно переносить огорчения, хотя бы они причинялись людьми ничтожными, а обиды, наносимые людьми безчестными, бывают особенно тяжелы. - Да воздаст ему Господь. Так говорит Апостол не потому, чтобы он радовался наказанию, но потому, что наказание сильных противников необходимо было ради слабейших верующих, чтобы они не обвиняли в бессилии евангельскую проповедь. - По делом его. Это только предсказание будущего, а не проклятие. - От негоже и ты себе блюди. Не сказал Апостол: отмсти, накажи (хотя и это Тимофей мог сделать по благодати Божией), но: себе блюди, т.е. уклоняйся от него. Видишь ли, как он не спешит к наказанию? - Зело бо противится словесем нашым, т.е. словам проповеди нашей. - В первый мой ответ. Апостол Павел уже стоял на суде пред Нероном, но избежал осуждения, а когда он обратил к вере виночерпия Неронова, тогда тот обезглавил его. Слабый во всех других отношениях, Нерон отличался ревностью к идолослужению. – Но вcu мя оставиша, и иудеи, и вся братия. Да не вменится им. Видишь ли, что Апостол не только не желает отмщения, но и молится о прощении? А огорчение было слишком сильное, так как не одно и то же быть оставленным чужими или своими. - Господь же мне предста. Оставленного людьми не оставляет Господь. - И укрепи мя, т.е. даровал дерзновение, не попустил пасть духом. Апостол то ободряет ученика, то опять предлагает ему утешение. - Да мною проповедание известно будет. Смотри, как велико смиренномудрие Апостола: не потому, говорит он, Господь помог мне, что я был достоин этой помощи, но – ради проповеди, чтобы она исполнилась, была доведена до конца. - И услышат вcu язы́цы, чтобы всем сделалась известною и сила проповеди, и попечение обо мне Промысла Божия. - И избавлен бых от уст львов. Львом Апостол называет здесь Нерона по причине его жестокости и зверства. - И избавит мя Господь. Если Господь его избавит, то каким же образом он сказал: аз убо жрен бываю. Но вникни в слова. Тогда Апостол избавился от Нерона, а теперь Господь избавит его уже не от Нерона, (так как достаточно уже времени было для проповеди), а от всякого злого дела, т.е. не попустит, чтобы я отошел из этого миpa достойным осуждения за что–нибудь. - И спасет во царствие Свое Небесное. Сохранит меня от всего этого и возьмет отсюда, это и значит: спасет во царствие Свое. Это и есть истинное спасение, когда мы просияем там. – Емуже слава во веки веков. Аминь. Смотри: здесь воcсылается славословие Сыну, как в другом месте Отцу и Святому Духу, так как и Сын есть Господь.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Берегись его и ты

Не сказал: причини скорбь, накажи, хотя по благодати Святого Духа он мог это сделать, но заповедует беречь себя, то есть уклоняться, удаляться от него, предоставляя наказание Богу.

Ибо он сильно противился нашим словам

То есть войну ведет и противодействует благовестию Евангелия.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

От негоже и ты себе блюди, зело бо противится словесем нашим

Себе блюди Не сказал: причини ему скорбь, накажи, прогони его, хотя по благодати Божией мог сделать это; ничего такого не делает и не вооружает против него ученика своего, а заповедует только удаляться от него, предоставляя наказание Богу» (святой Златоуст).

Зело противится словесем нашим «То есть словам проповеди» (Экумений),— «благовестию Евангелия» (блаженный Феофилакт). «Войну ведет против Евангелия, противодействует ему» (святой Златоуст). Противится и словом и делом.

Толкование на второе послание к Тимофею

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-15 Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам

Александр Здесь, вероятно, имеется ввиду тот Александр, который упомянут в истории возмущения Димитрия (Деян 19:33). Он был медник или, правильнее, обработчик металлов вообще (у Гомера об одном меднике сказано, что он занимался обработкой золотых вещей. Од. III:432). Хотя он был иудей, но тем не менее помогал Димитрию в изготовлении идолов. По-видимому, этот Александр прибыл во главе целой депутации в Рим для того, чтобы обвинять Павла пред высшим Императорским судом.

Сильно противился - правильнее: противится и теперь (antesthken). Отсюда можно заключать, что Александр и теперь пребывал в Риме и что Тимофею пришлось бы столкнуться с ним по своем прибытии в Рим. Поэтому апостол убеждает Тимофея быть особенно осторожным.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

 Ст.14-15  Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!
берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам
.

Из многих личных врагов Апостол упоминает только Александра, конечно, не потому, что он был замечательный человек, но потому, что он был такой же упорный противник христианства, как Дмитрий среброковач, ставший во главе возмутившихся против Павла в Ефесе за ниспровержение служения Артемиде, выработкою статуй и статуеток, которой они зарабатывали многое. Не меньшая корысть, может быть, и медника Александра подвигала на восстание против христианства, как-бы отнимавшего заработок у него с товарищами, которых могло быть не мало.

По словам Иоанна Златоуста, Апостол как-бы говорит так: «Он (Александр) войну ведет против Евангелия, противодействует ему. Это не пройдет ему безнаказанно. Себе блюди [русск. берегись его и ты]. Не сказал: причини ему скорбь, накажи, прогони его, – хотя по благодати Божией мог сделать это; ничего такого не делает и не вооружает против него ученика своего, а заповедует только удаляться от него, предоставляя наказание Богу». «Есть противники веры, – говорит один новый толковник, – с которыми пастыри должны бороться силою обличения и убеждения. Но есть и ожесточенные враги, так далеко ушедшие в заблуждение, что всякое слово увещания заставляет их уходить еще дальше и с злобою сеять около себя зло. Лучше не трогать таких, избегать и предоставлять их самим себе и суду Божию».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

14. Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!
15. Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам


В последнее пребывание святого Павла в Ефесе какой-то неизвестный нам, медник Александр, много зла сделал Апостолу и делу его проповеди. Апостол предает его на суд Божий и как бы высказывает желание, чтобы Господь, Своим праведным судом, отстранил его от причинения зла делу Евангельскому. От этого лютого противника Евангелия святой Павел велит Тимофею удаляться, может быть, не вступать с ним в разговоры. Наконец, извещает Тимофея о своих судных делах.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible