Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла 2-е послание к Тимофею 4:16
При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Икумений Триккский, прп. (†Xв.)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Евсевий Кесарийский (†339)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им
При первом же допросе, когда я стал пред Кесарем, никто из братьев не был при мне, но все, оставив меня по страху, убежали. Да не будет им вменено это в грех, ибо хотя страх и обратил их в бегство, но любовь собрала их.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Cт. 16-18 При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь
Видишь, как он близок был к смерти; он был в самых челюстях льва; львом же он называет Нерона по причине его зверства, могущества царства его и непреклонности.
Икумений Триккский, прп. (†Xв.)
Ст. 14-18 Александр ковач многа ми зла сотвори: (да воздаст ему Господь по делом его): от негоже и ты себе блюди: зело бо противится словесем нашым. В первый мой ответ никтоже бысть со мною, но вcu мя оставиша: да не вменится им. Господь же мне предста, и укрепи мя, да мною проповедание известно будет, и услышат вcu язы́цы: и избавлен бых от уст львов. И избавит мя Господь от всякаго дела лукава, и спасет во Царствие Свое Небесное: Емуже слава во веки веков. Аминь
Апостол показывает Тимофею, что нужно мужественно переносить огорчения, хотя бы они причинялись людьми ничтожными, а обиды, наносимые людьми безчестными, бывают особенно тяжелы. - Да воздаст ему Господь. Так говорит Апостол не потому, чтобы он радовался наказанию, но потому, что наказание сильных противников необходимо было ради слабейших верующих, чтобы они не обвиняли в бессилии евангельскую проповедь. - По делом его. Это только предсказание будущего, а не проклятие. - От негоже и ты себе блюди. Не сказал Апостол: отмсти, накажи (хотя и это Тимофей мог сделать по благодати Божией), но: себе блюди, т.е. уклоняйся от него. Видишь ли, как он не спешит к наказанию? - Зело бо противится словесем нашым, т.е. словам проповеди нашей. - В первый мой ответ. Апостол Павел уже стоял на суде пред Нероном, но избежал осуждения, а когда он обратил к вере виночерпия Неронова, тогда тот обезглавил его. Слабый во всех других отношениях, Нерон отличался ревностью к идолослужению. – Но вcu мя оставиша, и иудеи, и вся братия. Да не вменится им. Видишь ли, что Апостол не только не желает отмщения, но и молится о прощении? А огорчение было слишком сильное, так как не одно и то же быть оставленным чужими или своими. - Господь же мне предста. Оставленного людьми не оставляет Господь. - И укрепи мя, т.е. даровал дерзновение, не попустил пасть духом. Апостол то ободряет ученика, то опять предлагает ему утешение. - Да мною проповедание известно будет. Смотри, как велико смиренномудрие Апостола: не потому, говорит он, Господь помог мне, что я был достоин этой помощи, но – ради проповеди, чтобы она исполнилась, была доведена до конца. - И услышат вcu язы́цы, чтобы всем сделалась известною и сила проповеди, и попечение обо мне Промысла Божия. - И избавлен бых от уст львов. Львом Апостол называет здесь Нерона по причине его жестокости и зверства. - И избавит мя Господь. Если Господь его избавит, то каким же образом он сказал: аз убо жрен бываю. Но вникни в слова. Тогда Апостол избавился от Нерона, а теперь Господь избавит его уже не от Нерона, (так как достаточно уже времени было для проповеди), а от всякого злого дела, т.е. не попустит, чтобы я отошел из этого миpa достойным осуждения за что–нибудь. - И спасет во царствие Свое Небесное. Сохранит меня от всего этого и возьмет отсюда, это и значит: спасет во царствие Свое. Это и есть истинное спасение, когда мы просияем там. – Емуже слава во веки веков. Аминь. Смотри: здесь воcсылается славословие Сыну, как в другом месте Отцу и Святому Духу, так как и Сын есть Господь.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили
Снова апостол повествует о других искушениях, чтобы более ободрить своего ученика. Но о каком он говорит первом ответе? Он еще прежде был представлен Нерону и избежал смерти, так что с того времени и проповедовал; но когда он обратил его виночерпия, тогда Нерон, воспылав гневом, отсек ему голову. Апостол высказывает скорбь словами: все меня оставили. Как бы так он говорит: даже свои изменили мне, и я был лишен всякого утешения. Поэтому и ты, будучи оставлен в опасных случаях, имей утешение в моем примере.
Да не вменится им
Видишь ли, как он щадит близких к нему? Конечно, они, близкие его сотрудники, сделали тяжкий проступок, оставив его. Ибо не одно и то же - быть оставленным посторонними людьми и своими. Однако апостол молится, чтобы это не было им вменено, конечно, от Бога, иначе это большой грех и заслуживает быть вмененным.
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Известия (4, 16—18)
В первый мой ответ никтоже бысть со мною, но вси мя оставиша. Да не вменится им
Окончательный суд еще не был произнесен. Стоял только святой Павел на суде в первый раз и защищался. Хотя нельзя заключить, что дело клонилось не в пользу его, напротив, нижеследующие слова (стих 17) – подают мысль, что святой Павел не был чужд надежды избавления от осуждения и смерти, как и в первые узы: при всем том, однако ж, для него было очень чувствительно, что при нем не было тогда во время ответа никого из близких – помощников. Что значит: никтоже бысть со мною, – кого разумеет под сими святой Павел и что именно они могли сделать своим присутствием, – не видно. Но само собою разумеется, что их присутствие не одно утешение доставило бы святому Павлу, которое он умел находить в других источниках помимо людей. Как-нибудь оно могло бы послужить и к устранению обвинения его. Святой Златоуст говорит, что святой Павел в этот раз был судим и осужден за обращение виночерпия Неронова. Были, вероятно, лица, могшие показать, что святого Павла нельзя обвинять в этом, но из страха не выступили в защиту его. Вси мя оставиша – звучит сердечною жалостию, так естественною в подобных обстоятельствах. У святого Давида нередко встречаются подобные места: и ближнии мои отдалече мене сташа. Удалились от меня знаемые мои, друзья и искренние (см.: Пс. 37, 13; 87, 9 – и другое).
Да не вменится им Сделали они это не по неприязни, а по страху необузданного Нерона, пред которым ничто законное не имело цены, когда не согласовалось с его желанием. Они не надеялись помочь святому Павлу, а себя предали бы – в руки смерти; почему и устранились. И Господа Спасителя оставили ученики. Он наперед видел это и не осуждал их. Так делает и святой Павел: да не вменится им, – то есть от Бога и Господа. «Апостол показал к ним отеческое милосердие; потому что удаление происходило не от злонравия, но от боязни» (блаженный Феодорит). «Видишь, как кротко говорит он о близких к нему, хотя они сделали тяжкий проступок; ибо не одно и то же – быть оставленным посторонними людьми или своими. Видишь ли, как сильна была скорбь его? Ты, говорит, не можешь сказать, что я, подвергаясь гонению от посторонних, находил утешение, облегчение и помощь от своих; ибо и они изменили мне: вси мя оставиша. Подлинно, это – не малый грех. Если на войне тот, кто оставляет товарища, находящегося в опасности, и избавляет от рук врагов только себя самого, справедливо называется своими человеком, испортившим все дело и изменником; то тем более в проповеди» (святой Златоуст).
Евсевий Кесарийский (†339)
Cт. 16-18 При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь
Этими словами Павел ясно устанавливает, что в первый раз избавился от пасти львиной (апостол, по-видимому, называет так Нерона за его жестокость) , дабы в полноте была завершена его проповедь. Ведь дальше он не добавляет ничего вроде: «избавил меня от пасти львиной»; он видел в Духе, что кончина его близка, почему к словам избавился из львиных челюстей добавляет: избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, - указывая на близкое мученичество. Еще яснее предсказывает он его в этом же послании, говоря: я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало (2Тим 4:6).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Cт. 16-18 При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь
У Римлян было в обычае, чтобы во время разбора дел на суде являлись друзья обвиняемого, которые уже одним своим присутствием поддерживали дух обвиняемого и оказывали некоторое влияние на судей. При разбирательстве дела апостола Павла не нашлось никого из его друзей, которые бы явились на суд. Но зато ему помог Сам Господь. Помощь Господа состояла в том, что Он снабдил его силою Своего Духа (Мф. 10:20). При этом, вероятно, Бог Сам явился апостолу языков (ср. Деян 18:9 и сл. и выражение 17 ст.: Господь же предстал мне). Вследствие этого речь апостола Павла дышала такою силою и имела такое поразительное действие, что он тогда «при первом ответе» избавился из львиных челюстей. Этот образ, заимствованный из книги пророка Даниила (Дан VI:22, 27), нельзя буквально понимать в том смысле, что Павел был освобожден от опасности быть брошенным цирковым львам. Он был римский гражданин и по закону мог быть только казнен посредством отсечения головы. Здесь, очевидно, апостол имеет в виду вообще свое спасение от смертной опасности и хочет сказать, что на первом разбирательстве его дела над ним не было произнесено смертного приговора. Вопрос только в том, на какое событие здесь намекает апостол. Толкователи различно думают об этом. Одни говорят, что апостол имеет в виду здесь первое разбирательство своего дела, которое, благодаря убедительной речи Павла, сошло для него благополучно. Павлу таким образом приходилось дожидаться нового вызова в суд который должен был иметь для него более несчастный исход. Другие принимают, что тот первый ответ имел место не во время этого римского пленения, не во время происходившего там процесса, а в обстоятельствах более раннего времени и что Павел рассказывает здесь о том, как он избавился от того первого пленения. Это место для некоторых древних толкователей представляло собою основание к тому предположению, что Павел был освобожден из первых римских уз (о них см. Деян 18 гл.), а потом снова был пленен, и что второе послание к Тимофею написано из вторых римских уз.
Дабы через меня утвердилось благовестие… т. е. чтобы апостол мог выполнить после освобождения из первых уз свои планы, о которых он говорил в послании к Римлянам (XV:24).
И избавит меня Господь от всякого злого дела Как апостол спасся первый раз, так он спасется и на будущие разы от всяких нападений злых людей, хотя, впрочем, это не значит, что он не умрет.
Слова: сохранит для Своего Небесного Царства означают, что он будет введен в Небесное Царство Христово через достойное приятие смерти, которой апостол, как видно из 6 ст., в то время ожидал. Таким образом, смерть и являлась для него путем в вечную жизнь. Поэтому и апостол воссылает Господу славу за все и даже за самую смерть.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Ст.16-17. При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!
Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы чрез меня утвердилось благовестие, и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей.
Суд над Апостолом совершался по форме Римского права. Он состоял из нескольких отдельных производств, причем судоговорение часто совершалось пред лицом всех желающих (публично). В таком суде видеть лиц знакомых и сочувствующих приятно подсудимому, а при его невинности и утешительно. Однако, хотя Апостол Павел был невинен, все-таки ближние его оставили его, как оставили Апостолы Самого Христа, когда Он был взят войнами. Первый страх ответственности – дело очень обычное. Он действует даже и на приближенных к царю, при виде их опасности, как это было, наприм., с Давидом, который жаловался: ближние мои отдалече мене сташа (Пс. 37:18;87:9). Но Господь не оставляет верных Ему рабов. Так Он не оставил и Павла дивно явившись ему и укрепив его, так что он потом имел бодрость смело возвестить Евангельское учение и воздействовать на многоязычную публику, слушавшую его самооправдание и вместе проповедь о Христе Спасителе. Св. Иоанн Златоуст сообщает, что Павел обратил ко Христу виночерпия императора Нерона, который был жесток постоянно, а теперь мог разъяриться и больше. Поэтому справедливо толковники видят в словах Апостола об избавлении от львиных челюстей указание на Нерона. «Видишь, как Павел был близок к смерти? Он был в челюстях самого льва; львом же называет Нерона, по причине его зверства, могущества его царства и непреклонности. Посмотри, как велико и смиренномудрие его. Не потому, говорит, Бог укрепил меня, чтобы я был достоин такого дара, но дабы подтвердилось благовестие, которое вверено мне. И услышат вcu язы́цы [русск. и услышали все язычники]. Что это значит? Дабы всем, говорит, сделались известны и слова проповеди и попечительство обо мне Промысла».
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
17. Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей.
18. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь
Суд преступников у римлян был публичный – гласный. Обвиняемый мог иметь защитника, мог вызывать свидетелей в свою пользу. У святого Павла, на первом суде над ним, не было ни защитника, ни свидетелей в его пользу. Все, говорит, меня оставили одного из боязни, чтобы и самим не подвергнуться суду и осуждению за принадлежность к христианству. Да не поставит, говорит, этого Господь в вину, и мне не по злому намерению они это сделали, а по слабости веры своей. Но не оставил его Господь Иисус Христос. Он и всегда был руководителем и утешителем святого Павла. И теперь, к оставленному всеми, Он предстал – явился, и укрепил его – вдохнул мужество, «не допустил пасть духом» (Златоуст) перед лицом смерти, и воодушевил его на защиту своего служения и Святого Евангелия, им проповедуемого. Так как у него не было защитников, то он, вероятно, сам произнес на суде защитительную речь о высоте и чистоте своей апостольской деятельности, и веры Христовой, им проповедуемой. И речь его была такая убедительная и сильная, что и у присутствующей на суде публики, и у самих судей осталось убеждение, что истина на стороне Евангелия, или, как он говорит, утвердилось благовестие, и весть об этом разнеслась повсюду между язычниками – услышали все язычники.
С другой стороны, его вдохновенная речь произвела впечатление и на самих судей. До речи Апостола, они готовы были присудить его к смерти, он был уже, как бы, в зубах льва, готовившегося пожрать его. Но после речи судьи не осмелились приговорить его к смерти, а оставили его дело до вторичного рассмотрения и исследования. Таким образом, говорит, Господь избавил меня из львиных челюстей – от смерти и на этот раз. Эта явная помощь Господа укрепляет святого Павла в надежде, что Господь не оставит его и далее, в его удрученном состоянии перед наступлением мученической кончины. И избавит, говорит, меня Господь от всякого дела лукавого – от всякого греха, то есть не допустит мне расслабнуть перед смертью и впасть в какое-либо мысленное искушение, и спасет – сохранит для Царства Своего Небесного «чистым от всякого греха» (Златоуст). Ему, Господу Иисусу, слава во веки веков. Аминь, заканчивает святой Павел свою надежду на Господа.
Николай Петрович Розанов (†1941)
В следующих затем известиях о себе и своем деле, апостол представляется нам нисколько не потерявшим мужества, даже в виду близкой своей смерти. Напр., он вспоминает об оставленном в Троаде плаще и о каких-то нужных ему книгах. Говоря о первом своем появлении на суд или на допрос, он замечает, что около него не видно было ни знакомых, ни друзей, которые, по римскому обычаю, поддерживали обвиняемого своими голосами. Но ему, зато, помог Господь, обещавший даровать Своим апостолам силу Св. Духа, для того, чтобы выстоять на суде (Мф. 10:19-20). Таким образом, проповедь евангелия исполнилась, т. е., будучи возвещена в мировом городе, пред лицом представителей мировой власти, она достигла, так сказать, своего кульминационного пункта, с которого она осияет все языческие страны. Апостол высказывает при этом надежду, что Господь, избавивший его от страшной опасности на первом допросе, не допустит его совершить какого-нибудь дурного дела и при последующих допросах (напр., измены вере) и благополучно (через достойное принятие смерти) введет в Свое небесное царство.