Скрыть
Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите

Апостолы не все могли делать или благодатью не все устраивали, чтобы кто не подумал о них больше, нежели что видел. …Многое попускал Бог для того, чтобы показать немощь человеческой природы.

Толкование на 2-е послание к Тимофею

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 19-22 Целуй Прискиллу и Акилу и Онисифоров дом. Ераст оста в Каринфе. Трофима же оставих в Милите боляща. Потщися прежде зимы приити. Целует тя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и братия вся. Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с нами

Прискилла и Акила – это те же делатели палаток, о которых Апостол часто упоминает и у которых он даже жил. О жене упомянул прежде, потому что она отличалась большею верою и усердием; так она обратила к вере и Аполлоса. Вообще же Апостол высказывает приветствие для того, чтобы с одной стороны утешить, с другой стороны, – показать свое почтение и любовь, а что всего важнее – чтобы сподобить великой благодати приветствуемых. - И Онисифоров дом. Сам Онисифор был в Риме. Поэтому Апостол приветствует домашних Онисифора, желая и в них пробудить такую же ревность, какую обнаружил Онисифор. - Ераст оста в Каринфе. Хотя прежде Апостол не упоминало нем и о Трофиме, но здесь упоминает для того, чтобы показать, что он остался совершенно один и нуждается в Тимофее. - Трофима же оставих в Милите боляща. Милит находится вблизи Ефеса. Оставил ли апостол Павел Трофима в Милите, когда плыл в Иудею, или он опять посетил эти места, после того как был уже в Риме, достоверно сказать не возможно. Но почему Апостол не исцелил Трофима, а так и оставил больным? Потому что святые люди не все могли делать, чтобы другие не подумали, что у них какая–то лучшая природа, чем у всех людей. - Потщися прежде зимы приити, пока я еще в живых, а если зима задержит тебя, то ты можешь не увидеть меня. - *Целует тя… и Лин. Говорят, что это тот Лин, который был вторым епископом в Риме после Петра. – И Клавдия. Видишь ли, что и жены были усердны и пламенны в вере и распинались миpy? И этот пол, если только пожелает, бывает нисколько не хуже мужеского. И братия вся, из которых более усердных в вере Апостол уже упомянул по имени. - Господь Иисус Христос со духом твоим. Сугубая помощь – от Иисуса Христа и от Святого Духа. Апостол как бы так говорит: с наитием Святого Духа, Которого ныне имеешь ты, да будет и Господь Иисус Христос с тобою; а если это так, то ты не будешь скорбеть о моей кончине. Или: со духом твоим – значит: с духовною благодатию, – так как не восстановленный духовною благодатию не может наслаждаться пребыванием Иисуса Христа. - Благодать с нами. Апостол испрашивает благодати и себе, чтобы всегда благоугождать Богу и всегда иметь духовные дары благодати Его. Аминь.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите

Так как о них апостол не вспоминал, то теперь вспоминает и показывает, что он всеми оставлен, побуждая тем Тимофея скорее придти к нему. Почему апостол не исцелил больного Трофима? Потому, что не все могут делать святые, так как это дело Божие, чтобы люди не боготворили их. Так и Моисей, с детства косноязычный, не исцелил себя и не вошел в обетованную землю, чтобы его не почли за Бога. Так и сам Павел имел сильную болезнь. Милит находится близ Ефеса. Следовательно, Павел оставил Трофима в Милите или тогда, когда отплывал в Иудею, или после того, как побывал в Риме и снова возвратился в эти страны, - затрудняемся сказать.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ераст оста в Коринфе. Трофима же оставих в Милите боляща

Вышед в последний раз из Ефеса, святой Павел направился в Македонию (см.: 1Тим. 1,3). Следственно, к северу от Ефеса; а Милит лежит к югу от Ефеса. Но нужды Церкви могли поставить святого Павла в необходимость посетить Милит, где так же приставали и отплывали корабли. Кончив здесь дела, он сел на корабль и направился далее, в Троаду, в Филиппы, Солунь. Из Македонии спустился в Ахаию, побывал в Коринфе — и отсюда или взят, или сам отправился в Рим. Такой путь обозначался показаниями Писания. Это делает понятным, как Ераст остался в Коринфе и Трофим больной оставлен в Милите.

Поминается Ераст, — посланец со святым Тимофеем в Македонию, в конце трехлетнего пребывания святого Павла в Ефесе (см.: Деян. 19, 22). Поминается Ераст — одно из распорядительных лиц по городу в Коринфе (см.: Рим. 16, 23). Поминается и здесь. Одно ли это лицо, или разные? Может быть, одно. Мешает будто то, что одно из них есть правитель градский, которому нельзя покидать города, следовательно, надолго быть при Апостоле, как предполагать заставляют два другие случая. Но правитель сей назван: οικονομος — эконом, распорядитель по хозяйской части города; он мог быть приставлен к сему по выборам, на год, и, отправив свой черед, быть свободным. Но скажут: в Послании к Римлянам он называется правителем, состоящим в должности, а пред этим поминается, что Ераст некий послан с святым Тимофеем из Ефеса в Македонию. Явно, что тот не этот и этот не тот.— Из Коринфа было, предполагается, посольство к святому Павлу в Ефес, для извещения о тамошних нестроениях. В числе лиц посольства мог быть и правитель, на время отлучившись из города и сдав дело своему товарищу — помощнику. По окончании дела посольства, он, вместо того чтобы отправиться с другими членами посольства, отправился с Тимофеем, который из Македонии должен был спуститься в Ахаию и Коринф. Остается предположить, что по возвращении сим путем в Коринф должность его кончилась,— и он, как свободный, или навсегда присоединился к спутникам святого Павла, или почасту бывал при нем. Был он при нем и в последнее время в Ефесе и вместе с ним отправился в Македонию означенным путем; вместе с ним спустился в Коринф и должен бы отправиться с ним и в Рим, но не отправился, а остался в Коринфе. Остался, может быть, по нужде какой, с согласия и святого Павла, а может быть, без этого согласия и против желания Апостолова, как может наводить: оста. Всяко, по мысли святого Тимофея, ему следовало быть в Риме со святым Павлом. Как его не было, а между тем святой Тимофей мог подумать: как же это говорит Апостол, что при нем никого нет, кроме Луки? А Ераст где? где Трофим? Забыв о них помянуть в первом перечислении оставивших его лиц, он поминает об них теперь, чтоб избавить святого Тимофея от лишних дум. Ераст из 70-ти. Память ноября 10-го. Посмотри о нем и в Послании к Римлянам.

Трофим, ефесянин, сопровождал святого Павла из Ефеса чрез Троаду в Македонию и Ахаию и обратно (см.: Деян. 20, 4), прошел с ним до Иерусалима, где послужил поводом к возмущению иудеев против святого Павла, (см.: Деян. 21, 29). Он был всегдашним спутником святого Павла. И пред этим, когда святой Павел отправился из Ефеса в Македонию, он сопровождал его, но заболел в Милите и оставлен там.

По этому случаю святой Златоуст делает наведение, очень вразумительное, о путях благого промысла Божия в даровании чудесной помощи. «Трофима оставих боляща. Почему же ты не исцелил его, а так оставил? Но Апостолы не всё могли делать, или не всё устрояли благодатию, дабы кто не подумал о них больше, нежели что видел. То же, как мы видим, случалось и с бывшими прежде них блаженными и праведными мужами, например, с Моисеем. Он был косноязычен,— почему же Бог не исцелил его косноязычности? Часто впадал в скорбь и уныние и не вошел в землю обетованную. Многое попускал Бог, чтобы показать немощь человеческой природы. Ибо если и при этом бесчувственные иудеи говорили: где Моисей, иже изведе нас от земли Египетския? (ср.: Исх. 32, 1),—то чего они не сказали бы, если бы он ввел их в землю обетованную? Если бы Бог не попустил ему чувствовать страх пред фараоном, то не признали ли бы они его богом? Это, как известно, сделали было с Павлом и Варнавою жители Листры, приняв их за богов. Но они, растерзаете ризы своя, вскочиша в народ, зовуще и глаголюще: мужие, что сия творите; и мы подобострастии есмы вам человецы (ср.: Деян. 14, 14 — 15). Также и Петр, когда исцелил хромого от рождения и когда все изумлялись случившемуся, отвечал: мужие Израильтяне, что чудитеся о сем; или на ны что взираете, яко своею ли силою или благочестием сотворихом его ходити? (ср.: Деян. 3, 12). Послушай еще, что говорит блаженный Павел: дадеся ми пакостник плоти, да не превозношуся (ср.: 2Кор. 12, 7). Но скажешь, что он сказал это по смиренномудрию. Нет, не так; не для того только дадеся ему пакостник, чтобы он был смиренномудр, и не по смиренномудрию только он сказал это, но и по другим причинам. Ибо, смотри, Бог не говорит ему в ответ: довлеет ти благодать Моя,— да не превозносишься, но что? Сила бо Моя,— говорит,— в немощи совершается (2Кор. 12, 9). Таким образом достигались две цели: и явным являлось, как бывало бывающее, и все приписываемо было Богу. Посему в другом месте Апостол говорит: имамы же сокровище сие в скудельных сосудах, — то есть в телах немощных и подверженных страданиям. Для чего? Да премножество силы будет Божия, а не от нас (2Кор. 4, 7). Если бы тела их не были подвержены страданиям, то все было бы приписано им. И в другом месте мы видим, как он скорбит о болезни, когда говорит об Епафродите: ибо боле близ смерти, но Бог помилова его (ср.: Флп. 2, 27). И многого он не знал с пользою как для него самого, так и для учеников».

По преданию, Трофим усекнут в Риме при Нероне, вместе с Аристархом и Пудом. Из 70-ти. Память 15 апреля.

Толкование на второе послание к Тимофею

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите

Ераст ср. Рим XVI:23.

Трофим - см. Деян 20:4 и 21:29.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.19-21 Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров.
Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите.
Постарайся придти до зимы. Приветствуют тебя Еввул и Пуд, и Лин и Клавдия и все братия.

 

Приветствия от себя и других, а также сообщения и благожелания, свидетельствуют об исторической обстановке, в которой находился тогда Апостол, а также о расположении его, с внешней стороны тревожном, а с внутренней – непоколебимом и свободном. Видно, что не он теперь жил, а Христос, Которого он так возлюбил и за Которого он отдал себя на всякия муки. Того же воодушевления Иисусом Христом он желает и Тимофею, а прочим членам – обычного преуспеяния в различных дарах благодати.

Св. Иоанн Златоуст об известных пособниках Павла Акиле и Прискилле замечает: «Это те лица, о которых часто упоминает Апостол (Рим. 16:31Кор. 16:19), у которых он жил, которые принимали Аполлоса. Настоящее приветствие для них было не малым утешением, служило доказательством почтения и любви его и доставило им великую благодать: ибо и одно приветствие такого святого и блаженного мужа могло исполнить великой благодати того, кто удостоился этого приветствия. Онисифор был у Апостола в Риме (1:16). Настоящим приветствием он делает и домашних его более усердными к делам, подобным Онисифора». По сказанию св. Димитрия Ростовского, Онисифор был потом епископом в Колофонии и Киринии. Мученическая память его почитается 7-го сентября. В доме Онисифора услышала проповедь Апостола Павла св. дева Фекла, бывшая первою мученицею за веру во Христа. Память ее почитается 24 сентября. «Имевшая жениха, она обрела Павла, который отвратил ее от жениха. Так святая дева отказалась от всех благ земных, чтобы удостоиться небесных», говорит св. Епифаний.

Об Ерасте преосв. Феофан замечает, что он – посланец со св. Тимофеем в Македонию, в конце трехлетнего пребывания св. Павла в Ефесе (Деян. 19:22). Он должен был отправиться с Павлом и в Рим, но остался в Коринфе, может быть – по нужде (как казнохранитель, Рим. 16:23), с согласия Апостола, а может быть – и против желания Апостола. Ераст – Апостол из числа 70-ти. Память его – 10-го ноября. Трофим тоже был из числа спутников Апостола Павла (Деян. 20:4;21:29). Он был усекнут в Риме при Нероне, вместе с Аристархом и Пудом. Память их 15-го – апреля.

Еввул и прочие лица, от которых шлются приветствия, – имена Римские. Эти лица могли познакомиться со св. Тимофеем при первом его посещении Рима. Можно думать, что Апостол, сообщая их приветы, вместе с тем указывает их, как таких, которые могут быть ему, Тимофею, руководителями в Риме при скоро ожидаемом его прибытии туда. Лин был первым епископом Римским, по свидетельству св. Иринея. Пуд был сенатор, Клавдия жена его. Их дщери Праксида и Пруденциана были мученицами. «Подлинно, дело благодати Божией, – говорит св. Иоанн Златоуст, – что лица этого пола, если захотят, могут тысячекратно умирать, многие из них сделались мученицами, могут иметь и скромность, и святыню (чистоту), и презрение к богатству, и все прочее»

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

19. Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров.
20. Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите.
21. Постарайся прийти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия


Акила и Прискилла, это те лица, о которых часто упоминает Апостол, у которых он жил в Коринфе, и в Ефесе, и в Риме, теперь же, вероятно, поселились навсегда в Ефесе. Приветствие апостольское было для них немалым утешением, служило доказательством почтения и любви его к ним, и доставляло им великую благодать (Златоуст). Приветствием дома (семьи) Онисифора, святой Павел выражает свою благодарность за подвиг главы дома (см. гл. 1:16). Извещает Тимофея, что сопутствовавшие ему Ераст, остался в Коринфе, а Трофим заболел дорогой, и потому оставлен у братии в Милите. Приглашая Тимофея к себе в Рим, святой Павел дополняет это приглашение: постарайся прийти до зимы, чтобы где-нибудь не задержаться в дороге. После этого шлет приветствия Тимофею от римских братий: от Еввула, Пуда, по преданию сенатора римского, и его супруги Клавдии. В доме их была церковь христианская, называемая Пастырской, от Лина – первого епископа после Апостолов, и всех других братьев – христиан римских.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible