Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла 2-е послание к Тимофею 4:8
а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Нил Синайский, прп. (†430)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Икумений Триккский, прп. (†Xв.)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Магн Аврелий Кассиодор (†580)
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его
И после всего сохраняется (мне) венец, не по благодати только, но такой, который воздаст мне Господь в оный день. И не только мне даст он по правде (правосудию), но и всем тем, кои возлюбили день откровения пришествия Его. Ибо хотя то, что здесь (на земле) дается нам, есть дар благодати, но то, что уготовано нам и соблюдается, будет дано по правде (правосудию).
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его
Когда ожидается полнота времен, то ожидают воздаяния душе; и одних ожидает должное наказание, а других - слава. И, однако, ни одно не бывает без несправедливости, ни другое - без плода, ведь и те души (т.е. грешных) увидят награду славы, установленную для сохраняющих закон Бога, и жилища, сохраняемые для них ангелами, а для себя - грядущее наказание за притворство, и упорство, и стыд, и смущение, чтобы, воззрев на славу Вышнего, они устыдились явиться пред лицем Того, Чьи заповеди они бесчестили.
После смерти (каждаго) ожидают (manere) или награды, или наказания, смотря по заслугам. И (совершенно) справедливо, потому что в борьбе сказывается подвиг, (и) после борьбы одних (ждет) награда, а других – безчестие. Дается ли кому либо пальма или венец до окончания им состязания (cursus)? (Поэтому) ап. Павел совершенно справедливо говорит: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; и ныне соблюдается мне венец правды, егоже воздаст мне в день оный Господь, праведный Судия, и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его». В день оный, говорит, воздаст, но не теперь. А здесь он в трудах, опасностях и кораблекрушениях сражался, как добрый атлет, ибо он знал, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Таким образом, не может получить награды тот, кто не сражался добросовестно (законно), и не может быть славной победы там, где нет труднаго подвига.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его
Не должно, говорит Павел, скорбеть, потому что я отхожу получить от Христа венец, который Он возложит на мою голову. Напротив, если бы я оставался здесь, тогда более следовало бы скорбеть и опасаться, чтобы я не пал и не погиб.
Толкование на 2-е послание к Тимофею
Никто из вас да не укоряет слово наше в неблаговременности за то, что сегодня, когда созвали нас мученики, мы, оставив сказания об их подвигах, выступаем против иудеев: и для мучеников это слово приятнее. От наших похвал они нисколько не сделаются славнее. В самом деле, какая нужда в наших словах тем, которых и подвиги выше смертной природы, и награды выше силы и понятия человеческого? Они пренебрегли настоящею жизнью, попрали пытки и мучения, презрели смерть, воспарили к небу, освободились от волнений житейских забот, достигли тихой пристани, неся с собою не золото и серебро и драгоценные одежды, но сокровища некрадомые - терпение, мужество и любовь. Они востекают теперь в общение с Павлом, окрыляясь, еще до получения венцов, ожиданием венцов, и избегая, наконец, неизвестности будущего.
Нил Синайский, прп. (†430)
а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его
Бог и Господь всяческих Иисус «возлюбившим явление Его обещал венец правды» (2Тим. 4:8). Что же такое этот венец, как не совершенная, без сомнения, правда и святость, и нетление, и непреложность, и бессмертие, и вечное наслаждение?
Феодорит Кирский, блж. (†457)
а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его
А венцом правды называет венец, уготованный праведным и даруемый по праведному приговору. Который даст мне Господь. Когда? В день оный. Из чего это видно? Из того, что Он - праведный Судия. Знаю, говорит апостол, что Он праведен, но знаю, что Он и Судия; и полагаюсь на суд, и ожидаю приговора. Потом и все питомцам благочестия подает утешение.
Икумений Триккский, прп. (†Xв.)
Ст. 6-8 Аз бо уже жрен бываю (σπένδομαι), и время моего отшествия наста. Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судия: не токмо же мне, но и всем возлюбльшим явление его
Я уже приношу себя в жертву Христу. При этом Апостол не назвал готовящейся ему смерти жертвою (θυσία), но возлиянием (σπονδἠ) выражаясь сильнее и, так сказать, священнее. В жертве обыкновенно только некоторая часть приносилась во всесожжение Богу, а возлияние все было Ему посвящаемо. Это же делать заповедует Апостол и ученикам своим, когда говорит: представите убо телеса ваша жертву живу (Рим. 12:1). А закалаемый за Христа самого себя священнодейственно приносит Ему в жертву. Слово σπένδομαι жрен бываю (дальнейшее значение этого слова: заключаю договор, мир) можно понимать здесь и так: прекращаю мою войну со всеми; ни я не буду уже выступать на брань, ни против меня не будет более брани: кончаюсь уже, время моего отшествия (ἀναλύσεώς – разрешения). Разрешением Апостол называет смерть или потому, что мы разрешаемся в землю, из которой были взяты, или потому, что возвращаемся ко Христу, сотворившему нас (желание имый разрешитися и со Христом быти (Фил. 1:23))… - Подвигом добрым подвизахся. Сказал это Апостол, нисколько не превозносясь, но утешая ученика тем, что отходит для получения венца и воздаяния за добрые дела. Он как бы так говорит: тебе нужно скорее радоваться, а не скорбеть о том, что я достиг такого конца. – Всякий подвиг за Христа есть подвиг добрый, хотя бы он сопровождался гонениями, узами и даже смертию. А если подвиг такой – добрый, то и ты возьми его на себя. - Течение скончах. Всю вселенную он обошел, приводя всех к богопознанию, так что благовествование Христово распространено им от Иерусалима и окрестности его до Иллирика (Рим. 15:19). – Веру соблюдох. А много было таких, которые старались похитить ее у него: притворные друзья, враги, еллины и иудеи. - Прочее убо соблюдается мне венец правды. Затем Апостол утешает Тимофея указанием на награду за подвиг. Кто в самом деле будет скорбеть о том, который получает венец? - Егоже воздаст ми Господь в день он. Не говори мне о здешнем, скоро преходящем: я ищу того, что будет там. Сказавши не просто – дастъ, а воздаст, Апостол как-будто требует ce6е награды, как чего-то должного. То же он выражает и прибавлением слов: праведный Судия. – Не токмо же мне. Здесь также ободряет ученика: и тебе, говорит, Господь воздаст; если Он воздаст венец всем любящим явление Его, то тем более – тебе. Но кто любит явление Господа? Тот, кто совершает дела, достойные доброго воздаяния.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
А теперь готовится мне венец правды
Довольно для утешения и того, что было сказано; но здесь он прибавляет еще и о наградах, чтобы тем более поддержать ученика. Не следует, говорит, печалиться, скорбеть, потому что я отхожу получить венец. Правдой и здесь также апостол называет вообще добродетель.
Который даст (в слав. - воздаст, как и в греч. αποδώσει) мне Господь, праведный Судия, в день оный
Не сказал: даст, но: «воздаст», как нечто должное, как долг. Будучи праведным, Он, несомненно, определит воздаяние за труды, так что венец по праведности должен принадлежать мне.
И не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его
Здесь апостол ободряет и самого Тимофея. Ибо если всем воздаст, то тем более - тебе. Кто же любит явление Его? Тот, кто делает достойное этого явления, так что кто не делает, тот, очевидно, не любит его, напротив ненавидит его, чтобы не получить достойное по своим делам. Явление (επιφάνεια) называется так потому, что является горе (το επάνω φαινεσθαι) и возсиявает свыше. Прежде всеобщего явления есть еще другое явление, в котором Господь открывается людям достойным, а не миру. Вот снова, говорит Господь: Мы придем к нему, и обитель у него сотворим (Ин. 5:22).
Феофан Затворник, свт. (†1894)
О пути жизни и завершении его (4, 8)
Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судия; не токмо же мне, но и всем возлюбльшим явление Его
Предложив пример, окрыляет следование ему надеждою преблагого конца. Я жду, говорит, за свои подвиги и труды венца правды и несомненно надеюсь получить его; несомненно получат его и все возлюбившие Господа; несомненно получишь его и ты. Ревнуй же о деле Божием, не жалея живота.
«Правдою Апостол называет здесь вообще добродетель» (святой Златоуст). «А венцом правды называет венец, уготованный праведным и даруемый по праведному приговору (праведного Судии)» (блаженный Феодорит).
Соблюдается — готов, но еще не получен, хотя нет сомнения, что получится. И прежде говорил: гоню, аще постигну… почести вышняго звания (ср.: Флп. 3, 12, 14). Конец в виду уже, но течение или гнание все еще продолжается.
Тут то же, что на ристалищах. Призы готовы и на виду у всех, но получаются, когда кончится бег и определятся победители. Как опасливо Апостол говорит о получении венцов, чтоб не присвоить себе лишнего!
На чем утверждается такая уверенность? На соблюдении всего, что угодно было Господу заповедать ему и возложить на него. Свидетельство совести говорит, что с его стороны все сделано, все усилия истощены. Ничто не оставлено без внимания. Почему как здесь, мысленно воззревая к Господу, не потупляет пред лицем Его умных очей своих, но с любовию без страха поднимает к Нему сии очи: так надеется и в будущем веке не быть посрамленным от Господа. Упование воздаяния стоит на свидетельстве совести, что за уповающим не состоит никакого долга.
«Егоже воздаст ми Господь. Когда? В день он. Из чего это видно? Из того, что Он праведный Судия. Знаю, говорит, что Он праведен,— и знаю, что Он Судия; полагаюсь на суд и ожидаю благоприятного мне приговора» (блаженный Феодорит). «Не сказал: даст, но: воздаст,— как нечто должное, как долг. Будучи праведен, Он всеконечно определит воздаяние за труды, так что венец должен быть мне, по праведности Судии» (блаженный Феофилакт). «Сказал же сие Апостол не величаясь, но побуждая ученика держаться подвигов, потому что за них предлежат неувядаемые венцы» (блаженный Феодорит).
Не дерзко ли? Нисколько. Это не что иное есть, как усвоение сердцем благих обетовании Господа, при точном исполнении условий, под какие поставлены обетования Обетователем. Верующий, вошедший верою в область Божию и во всем пребывающий верным вере и порядкам Божеским, не может иначе говорить и чувствовать. Но нельзя не заметить, что такая уверенность не вдруг внедряется. Она есть плод трудов целой жизни. Приявший веру бывает уверен лишь, что венцы готовы уверовавшим, если потрудятся и поживут в духе веры. А что ему готов венец, уверенность в этом приходит после, когда потрудится добросовестно и себя не жалея. Имея это в виду и не желая дать повода ожидать венца без трудов, ради одной веры, Апостол присовокупил: не токмо же мне, но и всем возлюбльшим явление Его. Возлюбившие явление — это такие верующие, которые подобны рабам, ожидающим господина своего и бодренно трудящимся в порученных каждому делах, то есть тем, которые строго, себя не жалея, во всем исполняют волю Господа, неотступно ходя по заповедям Его. Явление Господа — здесь есть второе пришествие Его на суд. Кому можно возлюбить сие явление без исполнения заповедей Господа? Он затем и придет, чтоб испытать, как кто исполнил волю Его, и исполнивших, как следует, наградить, а неисполнивших наказать. Как экзамены любит и с охотою спешит на них тот, кто уверен, что даст удовлетворительные ответы: так и явление Господа на суд с любовию ожидать может только тот, кто уверен, что на суде не будет посрамлен, а одобрен и похвален; а таким может себя воображать только верный исполнитель заповедей Господа. «Явление Владыки любит тот, кто последует законам Его и живет по оным. Ибо с Доброю надеждою ожидает он суда» (блаженный Феодорит).
Святой Златоуст говорит: «здесь (то есть что всем воздаст) он также ободряет ученика. Если Господь всем воздаст, то тем более Тимофею. Но он не сказал: и тебе, а: всем,— выражая, что если всем,— то тем более — ему».
«А каким образом, скажешь, можно возлюбить явление Христово? Если будешь радоваться пришествию Его. Кто радуется пришествию Его, тот делает достойное сей радости; он отдаст, если нужно, и имение свое, и душу, чтобы получить будущие блага, чтобы сподобиться узреть второе пришествие Его в приличном виде, с дерзновением, во славе и свете. Вот что значит: возлюбить явление Его».
В заключение святой Златоуст прилагает наставление, как сподобиться явления Господа еще здесь, чтобы в Нем иметь залог радостного сретения явления Его и во втором пришествии. «Кто любит явление Его, тот будет делать все, чтобы прежде всемирного было к Нему частное пришествие Христово. Как, скажешь, это возможно? Послушай Самого Христа, Который говорит: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и к нему приидем (Аз и Отец) и обитель у него сотворим (ср.: Ин. 14, 23). Подумай, как это важно, когда имеющий явиться всем вообще обещает явиться каждому из нас в частности. Приидем, — говорит,— и обитель у него сотворим. Кто любит явление Его, тот будет делать все, дабы призвать Его к себе и удержать у себя, дабы в нем воссиял свет. Пусть не будет в нас ничего недостойного пришествия Его, и Он скоро поселится в нас. Явление (επιφανεια) называется так потому, что является горе (επανω φαινεσθαι) и воссиявает свыше. Посему будем стремиться к горнему, и мы скоро привлечем к себе горние лучи. Никто из людей, пресмыкающихся долу и зарывающих себя в землю, не может видеть солнечного света; никто из людей, оскверняющих себя суетными делами, не может видеть Солнца правды; Оно не является никому, кто предается такой жизни. Отрезвись же хотя несколько, восстань из этой пучины, из этой пропасти суеты, если хочешь увидеть Солнце, если хочешь сподобиться Его пришествия. Если ты сподобишься Его пришествия ныне, то будешь с великим дерзновением взирать на Него тогда. Будь же любомудрым ныне; пусть не будет у тебя духа гордости, чтоб Он не поразил тебя и не низринул,— и прочее».
Магн Аврелий Кассиодор (†580)
а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его
Святой муж требует правосудия, потому что уверен в милосердии Божием, как свидетельствует апостол: А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный. Невинным он вступает в Царство Небесное, ибо, как говорит далее, уповает на Господа и предсказывает себе славную участь не по причине самоуверенности, а исходя из щедрости Божией.
Изъяснения Псалмов
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Претыкание
Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви
Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения
Когда в древности израильтяне шествовали из Египта в землю обетованную, предприняли многотрудный путь. Ибо прежде, чем они вселились в землю, где течет молоко и мед, им нужно было ополчаться на врагов, вооружаться, идти на брань, сражаться, одолевать и победить многие народы: Амалика, Валака, хананеев, амореев, хеттеев, ферезеев, гергесеев, евеев, иевусеев и прочих своих врагов. А все это было как прообраз для нашего научения, ибо и нам нельзя перейти от Египта мира сего в Небесную землю обетованную, если сначала не ополчимся на наших невидимых врагов и не победим их силой благодати Божией. Мы имеем для такой борьбы непобедимого Вождя и Начальника и Наставника Христа Иисуса, Который Своим подвигом и страданием стяжал Небесную славу и имя выше всякого имени. Не так ли (сказано) надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? (Лк.24:26). И в другом месте (апостол – Примеч.) говорит: но уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени (Флп.2,7-9). За Вождем-Христом следуют небесные воинства, Ангелы Божии, которые приняли венец вечной славы не прежде, чем сражались со змием и, победив его, ниспровергли с Небес на землю (Откр.12,7). За Ангелами следуют святые Божии, эти Ангелы во плоти, из которых в доблестных подвигах иные же замучены были… другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр.11,35-38). И все это они терпели и делали ради любви Божией, взирая на Небесное мздовоздаяние и неувядаемый венец Небесной славы. Так невозможно войти в Небесные просторы, кроме как тесным и скорбным путем, тесными и узкими вратами, вводящими в жизнь вечную, и невозможно получить вечное упокоение без трудов, и невозможно получить воздаяния без заслуг. Четырнадцать лет работал Иаков [праотец] ради прекрасной Рахили. Какие же труды подобает предпринять не ради тленной красоты, но ради неувядаемой Небесной славы! Необходимо подвизаться и победить с помощью Всесильного, если хочешь получить венец, не причастный тлению.
Послушай, что говорит избранный сосуд: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды (2Тим.4,7-8).
Но и Сам Христос говорит: Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его (Откр.3,21). И это поистине известно и ясно, и как бы солнечными лучами начертано в Священном писании, как мы увидим после.
Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви
Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения
Священное Писание говорит, что воздаяние за добрые дела будет по правде. Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса (2Фес.1,6-7). Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный (2Тим.4,7-8). Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его (Евр.6,10). Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить (1Кор.9,24), то есть, чтобы достигнув, получить награду за свой труд и подвиг. Благотворящий бедному дает взаймы Господу (как бы сказано: кто дает бедному, дает Богу взаймы и в свое время получит должное от Бога), (и Он воздаст ему за благодеяние его – Примеч.) (Прит.19,17).
Из этих слов Писания ясно, что воздаяние у Бога совершается по правде. Правда же по существу состоит в том, чтобы воздать каждому должное, за равное – равное. Не воздающий же должного или воздающий не равное, делает обман и неправду. Но этого нельзя и помыслить о Господе Боге нашем. Что праведен Господь, Бог наш, и нет неправды в Нем (Пс.91,16). Господь праведен и возлюбил правду, правоту видит лице Его (Пс.10,7). Праведен Господь во всех путях Своих и свят во всех делах Своих (Пс.144,17). Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои (Пс.118,137). Так как Господь Бог праведен и воздает по правде, то, безусловно, смотрит за равенством заслуг и воздаяния, ибо в этом состоит сущность правды, как мы говорили выше.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его
Готовится - точнее: лежит уже в готовом виде (apokeitai).
Правды - т. е. праведности: апостол мыслит о венце, как о награде за его праведную жизнь. Но в чем состоит этот венец - не сказано. Несомненно только, что это есть символ небесной славы (1Пет. V:4), вечной жизни (Иак. I:12).
Господь - т. е. Иисус Христос (ср. Ин. V:22).
Явление Его - конечно, второе (ср. ст. 1).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Ст.7-8 подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;
а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его.
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
8. а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его
«Святой Павел, зная, что ему настоит уже страдальческая смерть, желает оставить Тимофею пример благочестивой жизни и здравого учения, чтобы через такое преемство никогда не прекращались в Церкви настоящие учители. Он напоминает, что строго соблюдал все, что было для него обязательно и душеспасительно для других, что не на словах только, но самыми делами подавал пример слушающим: что и перед Творцом своим явился верным распорядителем и приставником, немолчно проповедав всюду истину и, против начал и властей мира, со всею ревностью и мудростью борясь, оставил пример, как их следует побеждать, чтобы и в учениках своих возбудить ревность, как ненарушимо блюсти учение, так и подвигом добрым подвизаться, чтобы через то и им сделаться достойными венцов от Бога» (Амвросиаст). Весь труд свой неутомимый, апостольский, в котором он просветил светом истины Азию и Европу, все тяготы, лишения, скорби и радости духовные, пережитые им, при этом добром, ведущем к добру, подвиге, теперь он прошел до конца, сохранив в целости, несмотря на множество и внутренних, и внешних искушений, усвоенную им от Христа Господа веру, и какою принял от него, такою и передал другим. Поприще мое, говорит, на земле я прошел до конца безукоризненно. Теперь жду, за свои подвиги и труды, венца правды, уготованного праведным и даруемого по праведному приговору праведного Судии. Он уже соблюдается мне, уже готов, но еще не получен мною, хотя нет сомнения, что получится, потому что совесть моя свидетельствует мне, что я все сделал, что мне следовало сделать, а Судия, Который будет раздавать их в день суда, как праведный – справедливый, не лишит меня заслуженной награды. Не дерзко ли это? Нисколько. Верующий, вошедший верою в область Божью, и во всем пребывающий верным вере и порядкам Божьим, не может иначе говорить и чувствовать. Но такая уверенность есть плод трудов целой жизни, что и выражает Апостол в следующих словах: не только же мне, но и всем, возлюбившим явление Его. Явление Господа здесь есть второе Его пришествие на суд. Кому можно возлюбить это явление без соблюдения веры и исполнения заповедей Господа? Он ведь затем и придет, чтобы испытать, как кто исполнил волю Его, и исполнивших, как следует наградить, а не исполнивших – наказать. Всем сказанным святой Павел, как бы, так говорит Тимофею: следуй во всем моему примеру, воодушевляйся им в своем служении пастырском, и тебе Господь в день суда воздаст венец правды (Златоуст).
Николай Петрович Розанов (†1941)
Ст. 7-8 Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
Но, если Тимофей возьмет на себя обязанность продолжать дело апостола, то он должен при этом помнить всегда, как верно исполнял эту обязанность его учитель: он должен, подобно Павлу, заслужить победный венец на том прекрасном поприще, которое ему предстоит пробежать – должен соблюсти истинную веру и в себе, и в своей пастве.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Зачем на иконах лики святых пишутся с сиянием и венцами
Ответ: Венец – символ награды за добрую христианскую жизнь (2Тим.4:8; 1Кор.9:25; Откр.4:4). Сияние – символ блаженства и близости святых угодников к Богу, обитающему во свете (Мф.13:43; 1Тим.6:16; Исх.34:29; 2Кор.3:7–8).