Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Деяния апостолов 10:45
И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников,
Святые отцы
Прочие
- Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
- Никанор (Каменский), епископ (†1908)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 44-48 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней
Посмотри на домостроительство Божие. Петр еще не успел окончить речи, и крещение (Корнилия и бывших у него) еще не совершилось по его повелению; но так как они показали чудное расположение души своей, приняли начало учения и уверовали, что в крещении несомненно подается прощение грехов, то и сошел (на них) Дух. Это же совершает Бог с тем намерением, чтобы доставить Петру сильное оправдание. Они не только получают Духа, но и стали говорить языками, что и изумило пришедших с Петром. Зачем же так устраивается это дело? Для иудеев, так как они весьма ненавистно смотрели на это. Так везде все совершается Богом; а Петр почти только присутствует здесь, вразумляясь, что им (апостолам) следует уже обращать язычников, и что это должно чрез них произойти. И не удивляйся! Если после таких событий и в Кесарии, и в Иерусалиме было негодование, то чего не было бы, если бы их не случилось? Поэтому-то они и совершаются чрезвычайным образом. Смотри, как и Петр при этом случае защищается. А что он отвечает после такого случая, о том послушай евангелиста, повествующего так: «тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?» Видишь ли ты, к чему он склонил дело и как желал совершить это? Так он еще прежде имел это в мыслях. «Водою», говорит, «кто может запретить»? Он почти как бы опровергает противившихся и утверждавших, что этого делать не должно. Все совершилось, говорит, необходимейшее исполнилось, т.е., то крещение, которым и мы крестились. «И велел им креститься во имя Иисуса Христа». После того, как оправдался, тогда и повелел им креститься, научая их самим делом: настолько ненавистно смотрели (на это) иудеи! Поэтому-то он сначала защищается, хотя дела говорили сами за себя, и потом повелевает. «Потом они просили его пробыть у них несколько дней». После этого он естественно уже не сомневается и остается.
Поэтому он и приготовляет речь о язычниках, в которой показывает, что они уже не были язычниками, когда явилась [в них] вера. Таким образом, нисколько не удивительно, что они получили Духа прежде крещения; и с нами то же случилось. Здесь Петр показывает, что они крестились не так, как прочие, но гораздо лучше. Поэтому вполне достигнуто было то, что они [иудеи] не могли ничего более сказать, но должны были признать тех, по крайней мере, в этом отношении себе равными.
Максим Исповедник, прп. (†662)
Ст. 11-13 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь
Что в Деяниях апостолов означает явленное Петру полотно и находящиеся в нем звери, пресмыкающиеся и четвероногие?
Поскольку видение пророка Иезекииля, согласно которому дело их было, будто колесо [находится] в колесе (Иез. 1:16: LXX), означает, что мир чувственный и мир умственный существуют один в другом − ведь умственный мир [существует] в чувственном в образах, а чувственный в умственном [существует] в логосе − то, значит. Апостолу было явлено все, что есть в чувственном мире: опускаемое покрывало, привязанное за четыре угла, означает мир, слагаемый из четырех стихий, который в умственном [мире] является чистым по причине находящегося в этих [началах] Логоса. [Петр] услышал: Встань…, заколи и ешь! − то есть восстань умом из того, что постигается чувством, и «заколи и ешь», [то есть], посредством рассечения [с помощью] логоса восприми его духовно и усвой. Или же [покрывало] являет Церковь, которая зиждется на четырех началах, иначе [говоря], четырех родовых добродетелях. Звери и пресмыкающиеся являют различные нравы людей из язычников, которые намереваются обратиться в Христову веру, а заколи и ешь означает [следующее]: Сперва словом учения убей в них порок, а потом съешь, восприняв их спасение, как Господь сделал его своей пищей.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 44-48 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святой сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.
Заметь Божие домостроительство. Бог не допустил, чтобы речь Петра была доведена до конца и чтобы крещение было совершено по распоряжению Петра; но как только Он увидел, что мысль их исполнена изумления, и было положено начало научению, и они вполне уверовали, что крещение есть отпущение грехов, то и сошел Дух. Притом они начали говорить и разными языками, что изумило собравшихся. Между тем Бог заблаговременно устроял в этом великую апологию Петру. Кто может запретить креститься водою? И какая нужда была в воде, когда Дух Святый нисшел на них? Итак я покажу ее и объясню себе это сокровенное таинство. В этом вполне выражаются божественные символы: гроб и умирание, воскресение и жизнь. Как нам легко погружаться и выныривать, так Богу удобно погребать ветхого человека и показывать нового. А трижды это бывает для того, чтобы ты научился, что все это совершается силою Отца и Сына и Святого Духа. А что сказанное не есть одна лишь простая догадка, послушай Павла, который говорит: спогребохомся Ему крещением в смерть (Рим. 6:4). И опять: Ветхий наш человек с Ним распятся (Рим. 6:6). И опять: сообразни быхом подобию смерти Его (Рим. 6:5).
Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. 45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, 46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: 47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? 48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.
Все предыдущие чрезвычайные обстоятельства ясно всем указывали, что язычники, по воле Божией, должны быть принимаемы в Церковь Христову без посредства обрезания и других обрядов иудейства. Но чтобы эта в высшей степени важная истина еще более была засвидетельствована и утверждена для сознания как Петра, так особенно для присутствовавших здесь иоппийских братий, а потом и для всех христиан, – Дух Божий сошел на оглашаемых язычников, когда Петр еще продолжал свою речь, что выразилось для всех очевидно в даре языков, который им сообщился. Иоппийские христиане из обрезанных, пришедшие вместе с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников, на необрезанных. Петр же сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Духа Святаго? По крещении уверовавших апостол по просьбе их пробыл в доме Корнилия несколько дней, утверждая их в вере и раскрывая им христианский смысл.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
45. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников.
46. Ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога.
– На прибывших с Петром из Иоппии верующих из обрезанных (ср. ст. 23), т.е. из иудеев, это сошествие Св. Духа на собравшихся в доме Корнилия произвело особенно сильное впечатление: они изумились, в высшей степени удивились, что дар Св. Духа излился и на язычников; для них это было неожиданно и необъяснимо. Доселе особого откровения о принятии язычников в церковь Христову без посредства иудейства не было, и как особенно выразилось после (ср. Деян.11:1 и дал. и особ. Деян.15, см. прим.) – было убеждение, что язычники должны приниматься в церковь Христову как прозелиты иудейства, и этим объясняется изумление пришедших с Петром христиан из иудеев, – тем более, что они изумляются не тому, что Дух Св. сошел теперь на обращавшихся до крещения их, а тому, что Он сошел на язычников (ср. Деян.11:18) – не иудеев и не прозелитов, а прямо на язычников.– Ибо слышали их и пр.: сошествие Св. Духа на слушавших слово Петра в доме Корнилия было несомненно явно для пришедших с Петром (как и для самого Петра), ибо они слышали их говоривших языками и величавших Бога, – те же явления, что и в день Пятидесятницы (см. прим. к Деян.2:4; Деян.2:7; Деян.2:11).
Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
Еще же глаголющу Петру глоголы сия (в доме Корнилия), нападе Дух Святый на вся слышащия слово.
Дух Святой сошел на слушателей Петра без всякого посредствующего действия со стороны апостола, без возложения его рук, без помазания миром. Но это не может считаться подтверждением того лжеучения, что Дух Святой вообще подается без таинств, что видимые действия при этом не нужны. Тогда, во время первой проповеди апостола Христова язычникам, был случай, никогда не повторявшийся, при обстоятельствах единственных. Апостол Петр не только не расположен был сообщать язычникам дары Святого Духа, но даже считал запретным для себя и сближение с ними (Деян.10:28). Только по особому откровению от Бога (Деян.10:11-16, Деян.10:28) решился он прийти к ним и благовестить им то слово, которое, как говорил он, «Бог послал сынам Израилевым» (Деян.10:36). Посему он сам по себе не решился бы сподобить язычников таинства возложения рук (миропомазания). И вот Дух Святой изливается на его слушателей без его участия, и вообще без человеческого посредства, подобно тому, как в день Пятидесятницы излился на самих апостолов (Деян.10:47; Деян.11:15). Но такое сообщение духовного дара составляет здесь исключение и не только в том отношении, что происходит без участия апостола, но еще и в том, что оно совершилось раньше крещения водою. Все это произошло для научения ап. Петра и прочих апостолов той истине, что спасение уготовано Христом не только для иудеев, но и для язычников, что слово истины посылается Господом всему миру. Когда ап. Петр увидел, что Господь ниспослал дому Корнилия благодатный дар второго таинства, тогда он не усомнился совершить над ним первое таинство, крещение водою, считая оное равно необходимым для всех, даже и для получивших дар Св. Духа. Он говорил: «кто может запретить креститься водою тем, кто, как и мы, получили Святого Духа» (Деян.10:47)? Отсюда усматривается безусловная необходимость водного крещения.
Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов
Никанор (Каменский), епископ (†1908)
45. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,
46. ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:
47. кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?
48. И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.
«Посмотри на домостроительство Божие (пишет святой Иоанн Златоуст). Петр еще не успел окончить речи, и крещение (Корнилия и бывших у него) еще не совершилось по его повелению; но так как они показали чудное расположение души своей, приняли начало учения и уверовали, что в крещении несомненно подается прощение грехов, то и сошел (на них) Дух. Это же совершает Бог с тем намерением, чтобы доставить Петру сильное оправдание. Они не только получают Духа, но и стали говорить языками, что и изумило пришедших с Петром. Зачем же так устраивается это дело? Для Иудеев, так как они весьма ненавистно смотрели на это. Так везде, все совершается Богом; а Петр почти только присутствует здесь, вразумляясь, что им (Апостолам) следует уже обращать язычников, и что это должно чрез них произойти. И не удивляйся! Если после таких событий и в Кесарии, и в Иерусалиме было негодование, то чего не было бы, если бы их не случилось? Поэтому-то они и совершаются чрезвычайным образом. Смотри, как и Петр при этом случае защищается. А что он отвечает после такого случая, о том послушай Евангелиста, повествующего так: тогда отвеша Петръ: еда воду возбранити может кто, еже не креститися сим, иже Дух Святой прияша, якоже и мы?("Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?") Видишь ли, к чему он склонил дело и как желал совершить это? Так он еще прежде имел это в мыслях. Еда воду, говорит, возбранити может кто?("кто может запретить креститься водою?") Он почти как бы опровергает противившихся и утверждавших, что этого делать не должно. Все совершилось, говорит, необходимейшее исполнилось, т.е. то крещение, которым и мы крестились. Повеле же им креститися во имя Иисус Христово("И велел им креститься во имя Иисуса Христа"). После того, как оправдался, тогда и повелел им креститься, научая их самым делом: настолько ненавистно смотрели (на это) Иудеи! Поэтому-то он снова защищается, хотя дела говорили сами за себя, и потом повелевает. Тогда молиша его пребыти у них дни некия ("Потом они просили его пробыть у них несколько дней"). После этого он естественно уже не сомневается и остается» («Полное собрание творений», том IX, книга 1, стр.225–226).
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят:
Под «водой» (Ин.3:5, Ин.4:10-11,13-14; Откр.21:6; Ис.55:1 и др.) разумеется учение Христа. Поэтому «родиться от воды» значит не креститься в воде, а принять учение, погрузиться в учение. Водное крещение – излишне.
Ответ:
а) Иносказательно понимать выражения Священного Писания можно только в том случае, когда оно само дает для этого основания. Так например, в беседе с самарянкой Иисус Христос противополагает воде живой (естественной, ключевой) Свою «воду живую». Речь Его о «воде живой» в праздник кущей объясняет евангелист (Ин.7:38-39; Откр.17:1,15; 1Кор.10:4 и др.).
В беседе с Никодимом нет никаких указаний, вынуждающих понимать слово «вода» в переносном смысле. Сектанты не хотят этого видеть и для оправдания своего лжеумствования ссылаются на беседу с самарянкой, когда Господь будто бы Свое учение назвал «водой живой». Отсюда заключают они, что и в беседе с Никодимом «вода» означает учение Христово. Нет, скажем мы, учение Иисуса Христа нигде в Священном Писании не представляется под образом воды. Что же означает «вода живая» в гл. 4-й Евангелии от Иоанна? (Ин.4:10,14).
Самарянке Господь возвещал Свое учение, а «воду живую» обещает дать: «которую Я дам», – и она «сделается источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4:14); т.е. вода, которую Я дам (ниспослав, по воскресении, Святого Духа – Ин.7:38-39), сделает человека причастником жизни вечной. Очевидно, что не учение Его – «вода живая», а благодать Его, Духом Святым подаваемая верующим, дары Святого Духа. Одно учение Христово без сил и дарований Святого Духа не может сделать человека причастником жизни вечной. Под образом «воды живой», – «воды жизни», – «живого источника воды», утоляющей жажду, питающей, представляются дары и силы Святого Духа и в др. местах Священного Писания (Ин.7:38-39; Откр.7:17;21:6,22:17; Ис.12:3,41:17,44:3,55:1 и др.).(1)
Слово «вода» в беседе с Никодимом означает не учение Христово и не дары Святого Духа (всегда представляемые под образом воды питающей), а стихийную, обыкновенную воду, служащую средством омытия Духом Святым греховной нечистоты (Деян.22:16; Иез.36:25-26; Зах.13:1). Если, по сектантскому лжетолкованию, слово «вода» употреблено в Евангелии от Иоанна (Ин.3:5) в переносном смысле, то спрашивается, в каком смысле употреблено то же слово и в том же Евангелии в других местах: Ин.2:7-9,4:46,5:4,13:5,19:34? Сектанты, чтобы быть последовательными, должны понимать в этих местах слово «вода» также иносказательно! Так извращать слово Божие способны только люди, развращенные умом, противящиеся истине (2Тим.3:8).
«Благодать Святого Духа», – учит святой Иоанн Златоуст, – «в Писании называется иногда огнем, иногда водою, и это показывает, что такие наименования выражают не существо Его, а только действие, потому что Дух, как существо невидимое и однородное, не состоит из различных сущностей. Так огнем называет Его Иоанн (Мф.3:11), а водою именует Христос (Ин.7:38-39). Так и беседуя с женою, водою называет Духа: кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек (Ин.4:14). Называется же Дух огнем для означения теплоты благодати, которую Он возбуждает, и истребления грехов; а водою – для выражения чистоты и обновления, сообщаемого от Него душам, приемлющим Его». (2)
«Спаситель обращается с ним (Никодимом)», – объясняет святой Кирилл Александрийский, – «как еще с немощным, весьма нежно и, сняв с Своей речи прикровенность, говорит уже ясно: если кто не родится через воду и Дух, не может войти в Царство Божие (Ин.3:5). Так как человек по своей природе есть нечто сложное и не простое, составленный из чувственного тела и духовной души, то и для своего возрождения нуждается в двойном средстве, которое должно быть сродственно обеим сторонам его природы. Духом освящается именно дух человека, а водою, с своей стороны также освященною, – тело... «Водою живою» (Ин.4:10-14) называет животворное дарование Духа, через которое одно только и в состоянии человечество, хотя и иссушаемое, подобно стволам дерев на горах, и оказывающееся, благодаря козням диавола, лишенным всякой добродетели, восходить снова в изначальную красоту своей природы и, напояясь животворною благодатью, процветать многоразличными видами благ... Подобное Бог говорит нам и устами пророков (Ис.43:20-21,44:3; Иер.31:12). К приведенным мы можем присоединить и другие свидетельства Писания, посредством коих легко доказать что Божественный Дух часто именуется названием воды».(3)
«Два предмета», – замечает блаженный Феофилакт, – «для Никодима были неудобопонятны: один – рождение духовное, другой – царствие. Ибо о Царстве Небесном иудеи никогда не слышали. Теперь он недоумевает по поводу рождения. Христос и открывает ему яснее способ рождения духовного. Ибо человек, состоя из двух частей, из души и тела, имеет и образ рождения двучастный. Вода, видимо принимаемая, действует к очищению тела, а Дух, невидимо соединяющийся, – к возрождению невидимой души... «Водою» (Ин.4:10-14) называет благодать Святого Духа, потому что она очищает приемлющих ее и сообщает им большое освежение; называет водою не стоячею... но «живою», т.е. бьющею ключом, вскакивающею, быстро текущею. Ибо благодать Духа делает душу всегда подвижною к добру... Вода, которую Я даю, делается источником воды, постоянно и непрерывно умножающейся. Ибо святые не то только и сохраняют до конца, что получают от Бога, но через благодать они принимают семена и начатки добра, а сами приумножают их и взращают».(4)
б) Господь Иисус Христос ясно различает наставление от водного крещения: «идите, научите все народы, крестя их..». (Мф.28:19). Апостолы также считают, что научение есть одно действие, а крещение – другое, отдельное: апостол Петр сначала проповедовал, научал Корнилия и бывших с ним, а затем крестил (Деян.10:26-48; Деян.2:37-41,8:6,16:32-33; 1Кор.1:17).
-------------------------------------------------------------------------------------------
(1) - В Псал. (Пс.68:1) «водой» (но не живой, утоляющей жажду, питающей) названы скорби, несчастия, бедствия.
(2) - Творения. Том. 8. 32 бесед. на Евангелие от Иоанна, пунк. 1. 1902 г., стр. 205–206.
(3) - Творения. Часть 12. Толк. на Евангелие от Иоанна. 1901 г., стр. 270–277.
(4) - Благовестник. Часть 4. Евангелие от Иоанна. 1908 г., стр. 57, 58. 78–79.
Православная Церковь и сектанты
Сектанты говорят: Очищение от грехов мы получаем по вере до крещения ( Деян.10:44-45), которое есть один обряд.
Ответ:
На некрещеных, но с верою принявших благовестие апостола Петра, сошел Святой Дух (Деян.10:44) с тою целью, как свидетельствует слово Божие (Деян.10:11-16), чтобы уверить не только иудеев, но и апостола, что и язычники без соблюдения закона Моисеева достойны вступления в Церковь Христову, если, конечно, уверуют в Господа Иисуса Христа. Высокая и важная цель требовала и необычайного средства. Сошествие Святого Духа (до крещения) на присоединяющихся к Церкви Корнилия и бывших с ним – единственный пример в апостольской Церкви, почему и «верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились» (Деян.10:45). Это необычайное явление в жизни Церкви устранило всякое сомнение в законности принятия язычников в нее через крещение (обязательное для всех людей – Мф.28:19; Ин.3:5) «независимо от дел закона» (Рим.3:28). «Все же это было», – пишет святой Епифаний, епископ Кипрский, – «тайною и делом Божия человеколюбия, чтобы и святой Петр и всякий человек знал, что спасение язычников – не от людей, но от Бога. Ибо предупредил Бог дать и дарование Духа, и видение ангела, и признать приятными Ему молитву и посты и творение добрых дел, чтобы апостолы и особенно святой Петр не лишали того, кто действительно призван Богом, вверенного им». (1)
Сектанты из этого повествования делают заключение, ни на чем не основанное.
Из сказанного в книге Деяний (Деян.10:44-48) вывод должен быть следующий: в апостольское время верующие обычно получали Святого Духа после своего крещения не без внешних посредств, а именно через молитвенное возложение рук апостолами; в истории обращения Корнилия и бывших с ним видим единственный случай непосредственного сообщения Святого Духа до крещения.
Во-вторых, очищения от грехов Корнилий и бывшие с ним, очевидно, не получили, когда удостоились даров Святого Духа, почему апостол велел им креститься, так как только в крещении прилагаемые к Церкви получают «омытие от грехов» (Деян.2:38,22:16; 1Кор.6:11 и др.). Α что Господь по особым целям посылает людям, даже недостойным, Свои дары, мы знаем из жизни Валаама, получившего дар пророчества (Чис.22:23-24; 2Пет.2:16). Крещение – не обряд, а таинство («невидимые действия крещения»).
-----------------------------------------------------------------
(1) - Творения. Часть 1. О коринфианах, гл. 3. 1863 г., стр. 195.
Православная Церковь и сектанты
Сектанты говорят: Дух Святой подает нам Свои силы непосредственно, как Корнилию и бывшим с ним язычникам (Деян.10:44-45).
Ответ:
Сошествие Святого Духа без внешних посредств на Корнилия и других язычников, бывших с ним, единственный случай (объясн. в гл. о крещении, ответ на 6 возражение). Если бы для сообщения человеку даров Святого Духа не требовалось священнодействия, то зачем апостолы послали Петра и Иоанна в Самарию?