Скрыть
Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 19-30 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу. Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла

Гонение не мало пользы принесло проповеди: «любящим Бога», говорит (апостол), «все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Если бы они (враги) старались нарочито распространить Церковь, то сделали бы не что иное, как это; разумею рассея­ние учителей. И смотри, куда простерлась проповедь. «Прошли», говорит (писатель), «до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев». Видишь ли, как все касательно Корнилия было сделано предусмотрительно? А это слу­жит и к оправданию Христа, и к обвинению иудеев. Когда Стефан был убит, когда Павел дважды находился в опа­сности, когда апостолы подверглись бичеванию, когда они часто были изгоняемы, – тогда уже были приняты язычники, тогда – са­маряне. Об этом и Павел возвещает, когда говорит: «тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» (Деян. 13:46). Таким образом они путешествовали, беседуя и с языч­никами. «Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу». Смотри, они про­поведуют эллинам. Поэтому вероятно, что они умели (гово­рить) по-эллински, и что в Антиохии было много таких. «И была», говорит (писатель), «рука Господня с ними», т. е., они творили знамения. Видишь ли, для чего и теперь нужны были знамения? Для того, чтобы они уверовали. «Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию». Для чего же в такой город, уже при­нявший проповедь, не отправились сами (апостолы), а посылают Варнаву? Ради иудеев. Впрочем, с немалою предусмотритель­ностью это устраивается, и для того, чтобы таким образом при­был сюда Павел; не напрасно, но по великому устроению (Бо­жию) отвращаются от него (иудеи), чтобы этот голос пропо­веди, эта труба небесная не ограничилась Иерусалимом. Видел ли ты, как Христос всегда обращал саму злобу их во благо, по Своей воле, и нерасположенность их к Павлу (упо­требил) к созданию Церкви из язычников? Но обрати также внимание и на этого святого, т. е. Варнаву, как он не заботился о себе, но отправился в Тарс. «Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу. Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию». Он был муж весьма добродетельный, кроткий и дружен с Павлом. Потому он и пришел к этому атлету, к этому военачаль­нику, к этому единоборцу, к этому льву. Не знаю, что еще сказать. Что я ни сказал бы, скажу меньше достоинства Пав­лова. Пришел к этому ловчему псу, одолевающему львов, к этому крепкому волу (1Кор.9:9; 1Тим.5:18), к этой лам­паде светлой, к этим устам, достаточным для всей вселен­ной. Подлинно потому в Антиохии (верующие) стали называться христианами, что Павел пребыл в ней столько времени. «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами». Не малая похвала городу. Действительно, можно утверждать пред всеми, что он прежде всех прочих (городов) столько вре­мени наслаждался теми устами, и оттого в нем прежде всех (верующие) удостоились этого названия. Видишь ли, на какую вы­соту он вознес, и каким славным сделал этот город? Это – заслуга Павла. Там, где уверовали три тысячи, где – пять ты­сяч, где – такое множество, не было ничего подобного, но назы­вались еще только «последующих» (Деян.9:2); а здесь стали называться христианами. «В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки». Так как здесь надлежало произрасти и плоду милостыни, то с пользою устрояется, что (сюда) пришли про­роки. Но заметь, прошу: и здесь никто из известнейших (апо­столов) не был учителем; они имели учителями кипрян и киринейцев и Павла, – хотя он и превосходил их, – подобно как Павел (имел учителями) Варнаву и Ананию, и, однако, оттого он нисколько не был меньше их, к тому же у него был (учителем) сам Христос. «И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии». Не напрасно здесь предвещается, что будет великий голод, который и слу­чился, как о нем было предсказано. Чтобы некоторые не по­думали, будто голод был потому, что появилось христианство, что отступили демоны, Дух Святый предсказывает, что имело случиться, подобно тому, как и Христос предсказал многое, что и случилось.

Таким образом не потому это случилось, что так должно было случиться от начала, но за то зло, которое сделано было апостолам; когда начали делать его, то Бог долготерпел; а когда стали упорствовать, то наступает голод, угрожавший иудеям будущими бедствиями. Но, если он был для них, то для прочих ему и по наступлении надлежало прекратиться. Ка­кое, в самом деле, зло сделали эллины, чтобы и им, не сде­лавшим никакого зла (апостолам), подвергаться тем же бед­ствиям? Если же не для иудеев, то и сами (христиане) могли еще более явить свои добродетели, потому что (иудеи) делали свое дело – убивали, терзали, мучили, повсюду гнали (их). И смотри, – когда наступает голод: когда уже приняты были и язычники.

Но, скажешь, если (голод был) за злодеяния (иудеев), то христианам следовало бы быть изъятыми от него? Почему же, скажи мне? Не сказал ли еще прежде им Христос: «в мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33)? А ты, говоря это, может быть и то прибавишь, что им не следовало и подвергаться бичева­нию? Но посмотри: для них и голод послужил во спасение, подал повод к милостыне, сделался виновником многих благ, как он был бы и для вас, если бы вы захотели: но вы не хотели. Предсказывается о нем для того, чтобы они при­готовились к милостыне, потому что бывшие в Иерусалиме тяжко страдали; а до того времени у них не было голода. И посылаются Варнава и Павел – послужить им. «Тогда ученики положили, каждый по достатку своему». Видишь ли, как они, лишь только уверовали, уже приносят и плоды, не для своих только, но и для отдаленных? Здесь, кажется мне, говорится о том же, о чем в другом месте Павел говорит так: «подали мне и Варнаве руку общения, только чтобы мы помнили нищих» (Гал. 2:9-10). Такую-то пользу принес голод! И смотри: они и при этой скорби не предаются плачу и слезам, как мы, но прини­маются за великое и доброе дело; они продолжали проповедо­вать слово еще с большей смелостью. И не сказали: мы, кири­нейцы и кипряне, пришли в такой славный и великий город; но, надеясь на благодать Божию, эти приступили к учению, а те не возгнушались чему-нибудь научиться от них. Смотри, как все совершается мало-помалу, проповедь распространяется, находящееся в Иерусалиме заботятся одинаково о всех, как бы считая всю вселенную одним домом. Услышали они, что Самария приняла слово, и послали туда Петра и Иоанна; услышали о происходившем в Антиохии, и посылают туда Варнаву. Ве­лико было расстояние (от Иерусалима), и апостолам еще не сле­довало отлучаться оттуда, чтобы не сочли их за беглецов, убе­гающих от своих. Отлучаются же (они оттуда) по необходи­мости уже тогда, когда, наконец, иудеи оказались неисцельными, когда уже настала война и можно было погибнуть, когда произнесен был приговор (на Иерусалим); а доколе Павел не прибыл в Рим, дотоле они были там. Впрочем, они уда­ляются не потому, чтобы боялись войны; как (могли бояться этого) те, которые шли к (людям), имевшим вести с ними брань? Притом, война началась уже по смерти апостолов и исполнилось сказанное об иудеях: «но приближается на них гнев до конца» (1Фес. 2:16). Так, чем они были уничиженнее, тем более сияла благодать, чрез малых совершая великое! Но обра­тимся к вышесказанному. «Убеждал всех», говорит (писатель), «держаться Господа: ибо он был муж добрый» (αγαθός). Мне кажется, «добрый» означает здесь простого, непритворного, весьма ревнующего о спасении ближних. И не только он был «муж добрый», но и «исполненный Духа Святаго и веры». Поэтому он «и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем», т. е., с прославлением и хвалою (Господу). И смотри, как этот город, как бы тучная земля, принял слово и явил великий плод. Для чего же Варнава извел Павла из Тарса и привел сюда? Не напрасно, но потому, что здесь были и хоро­шие надежды, и обширный город, и великое множество (народа). Видел ли ты, как все совершает благодать, а не Павел, – как дело началось с малого, а когда стало известным, тогда они посылают Варнаву? И почему не послали его прежде? По­тому что имели великое попечение о своих делах и не хотели, чтобы иудеи обвиняли их за то, что они принимали язычников; ведь когда неизбежно нужно было им соединиться (с языч­никами), между ними было некоторое негодование, для предотвра­щения которого произошло бывшее с Корнилием. Тогда уже и говорят: «к язычникам, а им к обрезанным» (Гал. 2:9). И смотри, как благовременно нужда от голода произвела общение (чрез милостыню), посланную от язычников к бывшим во Иеруса­лиме; эти принимают посланное от тех; и те не так, как мы, встречающие несчастья со слезами, – не поступали так, но переносили с великим благодушием, как находившиеся вдали от гонителей и жившие между людьми, не боявшимися иудеев, – что также не мало к тому способствовало. Но отходили и в Кипр, где была большая безопасность и большее спокойствие. «Никому не проповедуя слово», говорит (писатель), «кроме Иудеев». Делали это не по страху человеческому, который считали за ничто, а желая соблюсти закон и еще снисходя к ним. «Прошли до Финикии и Кипра и Антиохии». Эти не слишком заботились об иудеях. «Придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса». Может быть потому, что они не умели (говорить) по-еврейски, называли их эллинами. «Он (Варнава), прибыв», говорит (писатель), «и увидев благодать Божию», а не старание человеческое, «и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем». Похвалив и одобрив народ, он, вероятно, обратил этим еще больше. И почему они не пишут к Павлу, а посылают Варнаву? Они еще не знали добродетели этого мужа; потому и устрояется так, что отправляется один только Варнава. А так как (там) было множество народа, и никто не препятствовал, то вера произра­стала благоуспешно, а в особенности потому, что там не тер­пели никакого искушения, и что проповедовал Павел, уже не подвергаясь необходимости обращаться в бегство. Хорошо и то, что не они сами предсказывают о голоде, а пророки, чтобы (иначе) не показаться каким-либо образом тягостными. И до­стойно удивления, как антиохийцы не негодовали на то, что были как бы презрены (апостолами), но довольствовались своими учителями. Так все они пламенели к слову (евангельскому)! Они даже не ожидали, чтобы наступил голод, но прежде него послали, «каждый по достатку своему».

А теперь никто не делает этого, хотя и теперь голод − тяжелее тогдашнего. Не все ведь равно − переносить несчастье всем вместе или между тем, как все живут в изобилии, беднейшим терпеть голод. Тогда был только голод, и сами подававшие были бедны: ученики положили, каждый по достатку своему, − говорит писатель, − а теперь сугубый голод, хотя и изобилие сугубое, голод тяжкий, голод неслышания слова Господня, но насыщения посредством милостыни. Тогда получали утешение и иудейские бедные, и антиохийцы, подавшие помощь, и последние больше первых; а теперь и мы, и бедные терпим голод, они − нуждаясь в необходимой пище, а мы − лишаясь милости Божией.

Гомилии на Деяния Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 19-26 Разсеявшиися убо от скорби, бывшия при Стефане, проидоша даже до Финикии и Кипра и Антиохии, ниединому же глаголюще слово, токмо иудеем. Бяху же нецыи от них мужие Кипрстии и Киринейстии, иже вшедше во Антиохию, глаголаху ко Еллином, благовествующе Господа Иисуса. И бе рука Господня с ними: многое же число веровавше обратишася ко Господу. Слышано же бысть слово о них во ушию церкве, сущия во Иерусалиме, и послаша Варнаву преити даже до Антиохии. Иже пришед и видев благодать Божию, возрадовася, и моляше всех изволением сердца терпети о Господе: Яко бе муж благ и исполнь Духа Свята и веры, и приложися народ мног Господеви. Изыде же Варнава в Тарс взыскати Савла, и обрет его приведе его во Антиохию. Бысть же им лето цело собиратися в церкви, и учити народ мног, нарещи же прежде во Антиохии ученики христианы

Не малую услугу христианству оказало гонение против христиан; потому что любящим Бога вся поспешествуют во благое (Рим. 8:28). Потому что когда убивали Стефана, когда Павел дважды находился в опасности, когда апостолы были бичуемы, тогда язычники были принимаемы в Церковь. Это и Павел говорит: вам бе лепо первые глаголати слово Божие: а понеже отвергосте е, и недостойны творите сами себе… се обращаемся во языки (Деян. 13:46). Глаголаху к еллином. Говорит: еллином. Может быть, потому называли их еллинами, что они не знали по-еврейски. А выражение: бе рука Господня с ними, показывает то, что они творили чудеса. Видишь, почему и теперь нужны были чудеса? Чтобы веровали. И послаша Варнаву преити даже до Антиохии. Почему не написали об этом Павлу, но послали Варнаву? Потому, что еще не знали о добродетели этого мужа. Яко бе муж благ и исполнь Духа Свята и веры. Не одно и то же значит, что Бог благ и что муж благ. Первый благ по существу, будучи началом и источником всех благ, а муж благ не по существу, но в силу добродетели. Изыде же Варнава в Тарс взыскати Савла. Очень добрый и простой и снисходительный человек был Варнава. Искал, говорит, подвижника, военачальника. Бысть же лето цело собиратися в церкви, и учити народ мног. Не малая похвала для города, что он прежде всех прочих в течение такого периода времени наслаждался устами его. Нарещи же прежде во Антиохии ученики христианы. И это говорит об успехе проповеди Павла, когда он поднял здесь христианство на такую высоту, что можно было дать христианам это имя как бы какой отличительный знак. Где уверовало три тысячи, где пять тысяч, где такое множество; но впрочем не было ничего такого в роде этого имени, а просто христиане назывались людьми «этого пути». Здесь же впервые они удостоились этого имени. Замечательно, что Антиохия потому особенно и удостоилась главного начальнического престола, что там впервые христиане названы этим именем.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; 24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.


Варнаву, а не кого-либо другого, посылают, можно догадываться, потому, что он был родом кипрянин и потому скорее и легче, нежели кто-либо другой, мог стать в близкие и искренние отношения с антиохийскими проповедниками, из которых некоторые были его соотечественники – кипряне. На это же назначение имели влияние, конечно, и личные качества Варнавы: он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры, говорит о нем дееписатель. Кроме того, прозвание его апостолами Варнавою, «сыном утешения» (4, 36), показывает, что он обладал особенным даром убедительности и утешительности в слове. По всем этим качествам он, без сомнения, считался особенно способным и в истинном свете понять положение дела в Антиохийской Церкви, и привлечь на свою сторону тамошних христиан, и устранить недоразумения и беспорядки, если бы таковые оказались. Но Варнава, придя в Антиохию, не заметил там никаких недостатков, – напротив, он увидел там очевидные следы действия благодати Божией и возрадовался духом своим; поэтому он только убеждал всех держаться Господа искренним сердцем. Деятельность его в Антиохии послужила к еще большему увеличению числа верующих.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем

Варнава, совершив довольно длинный путь, пришел в Антиохию, и, увидев благодать Божию, то есть множество, благодатию Божиею обращенных ко Христу язычников и их благочестие, возрадовался, утешился духом и возблагодарил Бога за Его милосердие к людям, прежде блуждавшим во тьме неведения и теперь познавшим свет спасительной истины. И убеждал всех держаться Господа искренним сердцем. Всех обратившихся ко Господу, которых нашел в Антиохии, Варнава старался утверждать в вере во Христа; убеждал их, чтобы они, вступив на путь спасения, не уклонялись от Спасителя Господа, а с искренним сердцем служили Ему, неизменно соблюдая заповеди Его. — Для этой цели Варнава и послан был в Антиохию от Церкви Иерусалимской.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

22. Дошел слух о сем до Церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.

23. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался, и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем.

24. Ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры. И приложилось довольно народа к Господу.

Дошел слух о сем (собственно –них, т.е. этих проповедниках Евангелия язычникам в Антиохии и их действиях в этом необычном еще в то время направлении миссионерской деятельности) до Церкви иерусалимской, в полном ее составе с апостолами во главе, и поручили Варнаве идти в Антиохию: зачем, и почему именно Варнаве? При новом направлении миссионерской христианской деятельности в Антиохии могли возникнуть недоразумения и даже беспорядки в христианской общине, в роде тех, какие возникли в самой иерусалимской общине по поводу деятельности Петра в Кесарии (выше, ст. 2 и 3); по крайней мере, можно было опасаться сего, если и в самой иерусалимской общине было подобное сему. Для предупреждения чего-либо подобного и вообще для руководства новым христианским обществом в Антиохии и уполномочен был от Церкви иерусалимской отправиться туда Варнава. Он был родом из Кипра – с того же острова, с которого родом были и некоторые из антиохийских проповедников (ст. 20; ср. Деян.4:36), следовательно, человек могущий встать с этими проповедниками в особенные, более близкие отношения. Притом, он кажется пользовался особым уважением в христианском обществе иерусалимском (Деян.4:36–37; Деян.9:26–27). Наконец, он был муж добрый, с мягким и любвеобильным сердцем (ст. 24), имеющий особый дар убедительности и утешительности в слове (за что и получил прозвание Варнава; Деян.4:36), следовательно, особенно способный к умиротворению настроений и прекращению недоразумений, если бы такие возникли в антиохийском обществе,  – муж, исполненный Духа Св. и веры (ст. 24; ср. Деян.6:3; Деян.6:8; Деян.6:10 и прим.), следовательно, могущий как следует по-христиански понять и обсудить истинное положение вещей в этом обществе и дать ему надлежащее направление. Все эти качества Иосии-Варнавы и могли побудить Церковь иерусалимскую послать при настоящих обстоятельствах в Антиохию именно его, а не кого-либо иного.

Прибыв на место, Варнава увидел такие знамения благодати Божией в самих проповедниках и новообращенных язычниках, что возрадовался сердцем. Как видно, он не нашел никаких причин что-либо не одобрить, что-либо устранить, что-либо исправлять; он только убеждал всех членов нового антиохийского общества держаться Господа искренним сердцем, чистым сердцем прилепиться к Господу, принятую ими веру сделать основанием всей своей деятельности и быть твердыми на этом основании. «Похвалив и одобрив народ, он вероятно обратил этим еще больше» (Злат.).

Ибо он был и пр.: причина почему он послан был в Антиохию и почему произвело на него такое впечатление состояние антиохийского общества; то и другое определялось его нравственным характером и дарованиями духовными.

Приложилось довольно народа: при деятельности в Антиохии Варнавы в это время великое число уверовавших там прежде (ст. 21), увеличилось еще значительным числом вновь обратившихся к вере во Христа; вероятно и здесь, как и в ст. 21, речь идет о обратившихся язычниках, так что это новое общество христиан из язычников в Антиохии было очень велико, и – это было новое и великое явление в апостольской истории.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем

Прибыв на место, Варнава мог только возрадоваться о благодати Божией среди антиохийских христиан, коих умолял держаться Господа искренним сердцем − τῇ προ­θέσει τῆς καρδίας προ­σμένειν τῷ Κυρίῳ… − слав. : изволением сердца трепетно о Господе − буквально − намерением сердца пребывать при Господе. «Похвалив и одобрив народ, он, вероятно, обратил этим еще больше…» (Злат.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

21. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.

22. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию;

23. он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;

24. ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.


 

Увеличение числа верующих в Антиохии побудило Апостолов послать туда Апостола Варнаву, чтобы он подкрепил их в вере и устроил все возможное для новообразующегося состава юной Антиохийской Церкви. Уже известная доброта Варнавы (Деян.4:36-37), выразившаяся здесь прежде всего в страдании с местными веропроповедниками и необходимой помощи новообращенным словом наставления и делом руководства, еще более умножило число верующих здесь, так что, видимо, Божие водительство и благодать Духа Святого и особенные дары Духа, являвшиеся через Варнаву, поставили Церковь сию на камени веры твердо и незыблемо до такой меры, что Церковь Антиохийская вскоре потом стала славною во всем мире, являя и ныне свет свой, как вселенская Церковь. Выбор посольства Варнавы совершился, вероятно, потому что он хотел посетить Кипр, свою родину, откуда пришли и некоторые веропроповедники в Антиохию, быть может известные ему и указавшие на него, как умевшего особенно авторитетно действовать на людей (Деян.14:12), преимущественно мира Греческого, как выросшего среди Греков.

По изъяснению святого Иоанна Златоуста, выражение: бе рука Господня показывает, что там были совершаемы чудеса, о которых подтверждается и тем, что Апостол Варнава видел благодать. По поводу слов: яко бе муж (Варнава) благ и исполне Духа (муж добрый и исполненный Духа Святаго) блаженный Феофилакт замечает: «не одно и то же значит, что Бог благ и что муж благ. Первый благ по существу, будучи началом и источником (всех) благ, а (муж) благ не по существу, но в силу добродетели».

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible