Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Деяния апостолов 12:14
и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.
Святые отцы
Прочие
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 1-17 В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, - тогда были дни опресноков, - и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу. Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский. И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились. Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода, и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот. А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его. Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились. Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место
О каком времени говорит (писатель)? Конечно, о последующем. Здесь так (надобно разуметь), а в других местах иначе. Когда Матфей говорит: «в те дни приходит Иоанн Креститель», то означает не последующие дни, а те, в которые происходило повествуемое (Мф. 3:1). В Писании обыкновенно употребляется такой образ (речи), что иногда события непосредственно следующие излагаются по порядку, а иногда об имеющем случиться гораздо позже повествуется, как о непосредственно следующем. Прекрасно говорит: «царь Ирод», так как это был не тот, который жил при Христе. Вот и другое искушение. И смотри, – о чем еще в начале я сказал, – как дела устраиваются, как все составляется из радостей и скорбей. Уже не иудеи и не синедрион, но царь поднимает руки, чтобы «сделать им зло». Здесь – высшая власть, тягчайшая брань, тем более, что происходила в угодность иудеям. «Убил Иакова, брата Иоаннова, мечом». Без причины и без разбора. Если же кто спросит: зачем Бог попустил это? – то мы скажем: ради них же самих: во-первых, чтобы убедить их, что (верующие), и, будучи убиваемы, побеждают, как было со Стефаном; во-вторых, чтобы дать им насытить ярость свою и потом удержаться от неистовства; в - третьих, чтобы показать, что это происходило по Его попущению. «Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра». О, великое нечестие! Тем ли угождал им, что совершал убийства без причины и напрасно? «Тогда были дни опресноков». Опять (видна) излишняя разборчивость иудеев (во днях); впрочем, убивать они не препятствовали, но и в такое время делали это. «И, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его» (ст. 4). Это происходило от гнева и от страха. «Убил», говорит (писатель), «Иакова, брата Иоаннова, мечом». Видишь ли мужество их (апостолов)? Чтобы кто-нибудь не говорил, будто они потому смело и бесстрашно идут на смерть, что Бог избавляет их от нее, для этого Он попускает им быть убиваемыми, и особенно верховным, научая тем самих убивающих, что даже и это не останавливает их и не препятствует им. «Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу» (ст. 5). Они находились теперь в самом опасном положении. Их устрашало и то, что тот убит, и то, что этот посажен в темницу. «Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его» (ст. 6, 7). Смотри, в эту самую ночь избавил его. «И свет осиял темницу», чтобы он не подумал, что это – привидение; а света никто не видал, кроме него. Если и при этом он думал, что видит привидение, по причине неожиданности, то тем более (подумал бы), если бы этого не случилось: так он был готов на смерть! А это происходило оттого, что он оставался там много дней, не получая избавления. Почему же, скажут, (Бог) не попустил ему впасть в руки Ирода, чтобы тогда и избавить? Потому, что это привело бы их в ужас; а это происходило и для них. Подумали бы, что (апостолы) не люди, если бы Он все совершал божественно. Чего Он не сделал со Стефаном? Не явил ли им (лицо его) «как лицо Ангела» (Деян. 6:15)? Чего же, вообще, недоставало и здесь? «И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся» (ст. 8). Здесь (писатель) снова показывает, что это сделано не со злым умыслом; кто спешит и намеревается выйти украдкою, тот не делает таких приготовлений, чтобы и обуться и опоясаться. «Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им:« (ст. 8-10). Вот и второе знамение. Когда ангела не стало с ним, тогда Петр уразумел (виденное). «Они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский» (ст. 10-11). Теперь, говорит, я уразумел, а не прежде. Для чего это делается, и почему Петр не разумеет происходящего, хотя он уже был столь свободен после того, как все (цепи) были сняты с него? Для того, чтобы он получил избавление внезапно и чтобы тогда уже, по избавлении, почувствовал это. А что цепи спали с рук его, это явный знак, что он не убежал. «И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились. Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода, и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот» (ст. 12-14). Смотри: Петр не тотчас удаляется (из Иерусалима), но наперед сообщает радостную весть своим. «Вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот. А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое» (ст. 14, 15).
Смотри, как и служанки были исполнены благочестия. От радости она не отворила сеней; но они и после этого не верили. «Но она», говорил (писатель), «утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его. Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились. Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место» (ст. 15-17). Но обратимся к вышесказанному по порядку. «В то время», говорит (писатель), «царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви». Как дикий зверь, он нападал на всех без причины и без разбора. Здесь исполняется то, что сказал Христос: «чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (Мк.10:39). «Убил», говорит, «Иакова, брата Иоаннова, мечом». А почему, скажут, он не убил Петра тогда же? Причину привел писатель: «тогда», говорит, «были дни опресноков», и он хотел совершить убиение его с большею торжественностью. Сами (иудеи) по совету Гамалиила теперь воздерживались от убийств, и притом не находили причин к тому, а чрез других совершали то же самое. Так как был другой Иаков, брат Господень, то он означил это, сказав: «брата Иоаннова». Видишь ли, что эти три (апостола) были главные, особенно же Петр и Иаков? Это служит к большему осуждению иудеев. Ведь уже явно было, что проповедь их не человеческая, и поистине исполнялось сказанное: «считают за овец закалаемых» (Пс. 43:23). «Видя же», говорит, «что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра». Приятно было убийство, и притом убийство несправедливое. Велико безумие Ирода; он служил нечестивым страстям их. Надлежало бы делать противное и удерживать их неистовство; а он возбуждал и был как бы какой палач недугующих, а не врач их, хотя имел много примеров – и деда и отца Ирода, из которых первый за убиение младенцев потерпел множество бедствий (Мф. 2:16), а второй, убивший Иоанна Крестителя (Мф. 14:10), вел жестокую войну. «И, задержав его», говорит, «посадил в темницу». Он боялся, чтобы от страха (по случаю убиения) Иакова Петр не скрылся, и чтобы вернее иметь его в своих руках, посадил его в темницу. Чем тщательнее было стережение, тем удивительнее событие. Это послужило Петру – сделаться еще более славным и показать свое мужество. «Между тем церковь», говорит, «прилежно молилась». Эта молитва – знак любви. Все молились об отце, кротком отце. «Прилежно», говорит, «молилась о нем». Послушайте, как они были расположены к учителям. Они не возмущались, не производили смут, но обратились к молитве, прибегли к этой непреоборимой поборнице. Не говорили: я не велик и напрасно стал бы молиться о нем; они делали по любви и потому ничего такого не помышляли. Хочешь ли знать, что сделали (иудеи) против своей воли? Тех сделали славнейшими, а этих усерднейшими. И смотри: искушения постигают их в праздник, чтобы они явились славнейшими. «Когда же Ирод хотел вывести его», говорит (писатель), «в ту ночь Петр спал». Видишь: Петр спит, не предается ни унынию, ни страху. В ту самую ночь, когда хотели вести его (на смерть), он спал, предав все Богу. Спал не просто, но посреди воинов и связанный. «Между двумя воинами», говорит, «скованный двумя цепями». Видишь ли, как тщательно стерегли его? «И вот», говорит, «Ангел Господень предстал и сказал: встань скорее». Стражи также спали, и оттого ничего случившегося не слыхали. «И свет осиял темницу», для того, чтобы Петр увидел и услышал, и не подумал, что это – привидение. А чтобы он не замедлил, то и «толкнув» его «в бок». И не просто сказал: «встань», но прибавил: «скорее», – так он крепко спал! «Думая, что видит видение», говорит (писатель). «Пройдя первую и вторую стражу». Где теперь еретики? Пусть они скажут нам: как он прошел? Но они не могли бы (сказать). Между тем (ангел) для того повелевает ему опоясаться и обуться, чтобы и этим внушить ему, что это – не привидение, чтобы он воспрянул от сна и убедился, что это – истина; для того тотчас же и цепи упали с рук его, и сказано было: «встань скорее». Это – слова не смущающего, но убеждающего не медлить. «Не зная», говорит, «что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение». Конечно, по чрезвычайности события.
Видишь ли, как чрезвычайно знамение? Как оно изумляет видящего? Как представляется невероятным? Если Петр думал, что видит привидение, в такое время, когда сам был опоясан и обут, то чего не случилось бы со всяким другим? «Пройдя», говорит (писатель), «первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним». Происходившее внутри было более чудесно; а это последующее – более обыкновенно. Когда уже не было никакого препятствия, тогда ангела не стало с ним. Петр (один) не прошел бы при столь многих препятствиях; ведь это было изумительно, по истине изумительно. «Теперь», говорит, «я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский». Ныне, а не тогда, когда я был в узах. «И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна». Что значит: «осмотревшись»? Размыслив, где он находится. Или об этом он размышлял, или о том, что не должно просто удалиться, но воздать благодетелю; размышляя о том, он и пришел к дому Марии. Кто этот Иоанн? Может быть тот, который всегда был с ними; потому (писатель) присовокупил и прозвание его. Смотри, какое благо – скорбь, какой успех имела молитва их во время ночи, как они были бдительны. Видишь ли, какие плоды от убиения Стефана? Видишь ли, какая польза от этой темницы? Подлинно Бог не для отмщения гонителей их являет величие евангельской проповеди, но для самих гонителей, хотя они и не терпят ничего неприятного, показывает, как велики скорби сами по себе, чтобы и мы не старались всячески избавляться от них или мстить за них. Заметь, как и служанки их были равночестны им. «От радости», говорит, «не отворила». Хорошо это сделано и в том отношении, чтобы они, увидев его вдруг, не устрашились и не стали сомневаться, но чтобы мысли их были подготовлены. И как обыкновенно делается у нас, так теперь и она сделала: она поспешила сама принести радостную весть, – и в самом деле это была радостная весть. «А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его». Отсюда (очевидна) истина, что у каждого из нас есть ангел. А как они пришли тогда к мысли, что это – ангел? По времени рассудили так. Между тем Петр «продолжал стучать», говорит (писатель), «когда же отворили, то увидели его и изумились». Он же «дав знак рукою» водворил великую тишину, чтобы они выслушали его. Как он был теперь вожделенен для учеников, не только потому, что избавился (из темницы), но и потому, что тотчас же пришел и предстал пред ними! Затем ясно узнают все и свои, узнали бы и чужие, если бы захотели веровать; но они не захотели. Так было и при Христе (Ин.7:12,31). «Уведомьте о сем», говорит, «Иакова и братьев». Смотри, как он не тщеславен. Он не сказал: сделайте это известным повсюду; но: «братьев». «Потом, выйдя, пошел в другое место». Не искушал Бога и не подвергал сам себя опасностям; это они делали только тогда, когда им было повелеваемо. Так, им было сказано: «идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни»: они выслушали это и тотчас же повиновались (Деян.5: 20, 21). Но того ангел не сказал ему, а только, отступив в молчании и выведши ночью, доставил ему возможность удалиться. Это также происходит для того, чтобы мы научились, что многое совершалось тогда и по-человечески, и чтобы он опять не подвергся опасности. А чтобы те не сказали по отшествии его, что это – ангел его, для этого они высказывают наперед, а потом видят его самого, в опровержение такой мысли. Если бы это был ангел, то он не толкал бы в дверь и не удалился бы «в другое место». В этом уверяет их и то, что это было не днем. Таким образом свободные от уз пребывали в молитве, а связанный – во сне; если бы он принимал происходившее за действительность, то устрашился бы и не помнил бы (случившегося); а теперь, как бы видя сновидение, он оставался невозмутимым. «Пришли», говорит (писатель), «к железным воротам». Смотри, как они были крепки. «Пройдя»,говорит, «первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам». И почему, скажут, это совершается не чрез самих (апостолов)? Почему? Потому что Бог и тем оказывает им честь, что избавляет их чрез ангелов. Почему же с Павлом не так было? Там с тою целью, чтобы темничный страж уверовал, а здесь надлежало избавиться только одному апостолу; а с другой стороны и потому, что Бог устрояет все разнообразно. Там Павел воспевал хвалы, а здесь Петр спал (Деян.16:25). Поэтому не будем скрывать чудес Божиих, но будем стараться, чтобы они делались известными и для нашей пользы и для назидания других. В самом деле, если (Петр) удивителен, когда восхотел быть связанным, то он еще удивительнее, когда не прежде удалился, как возвестив наперед обо всем своим. «И сказал», говорит: «уведомьте о сем Иакова и братьев». Для чего повелевает возвестить? Для того, чтобы они возрадовались, чтобы не скорбели, чтобы те узнали от этих, а не эти от тех: так он заботился о нижайших членах!
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 11-18 И Петр быв в себе, рече: ныне вем воистинну, яко посла Бог ангела своего, и изъят мя из руки Иродовы, и от всего чаяния людей иудейских. Смотрив же прииде в дом Марии матере Иоанна нарицаемаго Марка, идеже бяху мнози собрани и молящеся. Толкнувшу же Петру во врата двора, приступи слышати отроковица именем Роди: И познавши глас Петров, от радости не отверзе врат, притекши же сказа Петра стояща пред враты. Они же к ней реша: беснуешися ли? она же крепляшеся тако быти. Они же глаголаху: ангел его есть. Петр же пребываше толкий: отверзше же видеша его, и ужасошася. Помаав же им рукою малчати, сказа им, како Господь его изведе из темницы. Рече же: возвестите Иакову и братиям сия. И изшед иде во ино место. Бывшу же дню, бе молва не мала в воинех, что убо Петру бысть
Ныне вем воистинну. Теперь, говорит, узнал, а не тогда. Ангелу угодно было, чтобы сердце Петрово наполнилось радостию вдруг и чтобы он понял то, что случилось, уже по освобождении. Смотрив же. Что значит: смотрив? Это значит, что, по размышлении, он увидел, что следует не прямо продолжать путь, а возблагодарив Благодетеля. А Иоанн, быть может, был не тот, который был постоянно с апостолами. Поэтому-то писатель и присовокупил его отличие, так как сказал: нарицаемаго Марка. Быть может, это - евангелист Марк, чрез которого, говорят, передал свое евангелие Петр; так как об евангелии от Марка говорится, что оно - Петрово евангелие. Это предположение оправдывается тем, что Петр и прочие апостолы проводили у него довольно времени. От радости не отверзе. Обрати внимание на благоговение отроковицы: от радости, говорится, не отверзе. Но это вышло прекрасно; иначе прочие, изумленные его неожиданным явлением, пожалуй, не поверили бы, что это - он, так как и при этом не хотели верить. Они же глаголаху: ангел его есть. Это - верно; потому что у каждого есть ангел. Со всяким верующим в Господа постоянно пребывает ангел, если только мы не отгоняем его злыми делами; потому что как дым заставляет удаляться пчел и как зловоние отгоняет голубей, так и смрадный и причиняющий много слез грех отдаляет от нас ангела. А они ожидали, что это - ангел, соображаясь с своим положением; потому что говорится: идеже еста два или трие собрани во имя мое, ту есмь посреде их (Мф. 18:20). А где Христос, там необходимо быть и архангелам и прочим силам. Рече же: возвестите Иакову и братиям сия. Как он нетщеславен! Не сказал: сделайте известным это всюду, но: - братиям. И изшед иде во ино место. Это - потому, что он не хотел испытывать Бога и вводить себя самого в искушения. Ангел же не говорил ему об этом; но тем, что оставил его молча и ночью извел его из темницы, дал ему позволение удалиться; так как апостолы сделали уже то, что было им повелено: «идите», говорится, «в храм, проповедуйте народу».
Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
13 Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода, 14 и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот. 15 А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.
Когда служанка, выбежавшая на стук Петра и опросившая, радостно возвестила собравшимся, что Петр стоит у ворот, то это известие было для них до того неожиданно, что они не поверили служанке, а когда та утверждала настойчиво свое, то пришли к мысли, что это Ангел-Хранитель Петра, приняв на себя его голос, пришел к ним.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
13. Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода;
14. И, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.
15. А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.
16. Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его , и изумились.
– Вышла послушать: и спросить, кто стучит, желая войти.
Узнав голос Петра: конечно, из ответа его на вопрос служанки, кто стучит и что нужно.
– В своем ли ты уме: выражение высшей степени удивления тому, что собравшиеся слышали из уст служанки; они считали это совсем невероятным и несообразным с обстоятельствами.
– Это Ангел его: изумленные известием, действительность которого служанка настойчиво утверждала, собравшиеся находят единственный выход из своего недоумения в предположении, что ангел-хранитель Петров, принял на себя его образ и голос, который слышала служанка. Сам Господь Иисус учил, что у младенцев есть ангелы-хранители; рассматриваемое изречение подтверждает, что у непосредственных учеников Господа была вера, основывающаяся, без сомнения, на Его учении или подтвержденная Его учением, что у каждого члена Церкви или даже у каждого человека есть свой ангел-хранитель, заботящийся о его спасении (Евр.1:14).
– Когда отворили: вместо одной служанки пошли к воротам, как видно, многие или все собравшиеся.
– Изумились: так неожиданно и невероятно показалось им пришествие к ним Петра.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
14. и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.
15. А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.
Первое впечатление на верующих от возвращения Петра из темницы было невероятность сего, которая особенно была глубокою в тех, кто знал все способы самого строгого охранения Петра в темнице и цели оного. Но более непосредственная и менее посвященная в дело это служанка Рода сразу узнала Апостола Петра, хотя и на нее неожиданное явление Петра произвело свое необычайное действие. Петр, придя к дому, постучался у ворот. Рода выбежала к воротам, узнала голос Петра, но от радости не отворила, а побежала сообщить радость всем верующим, из которых иным казалось это столь невероятным, что они скорее готовы были признать Роду сошедшею с ума. Другие же говорили, что это явился Ангел Петра. А Рода твердила свое. Недоумение скоро разрешилось, но оно было, и Дееписатель нашел необходимым занести его в священную свою летопись, чтобы живостью изображения невероятности освобождения Петра (по общему мнению) показать величие дела Божия и слабость разумения людьми того, что творит Бог, побеждая естества уставы и ниспровергая все ухищрения человеческой злобы, даже там, где по обычному человеческому суждению кажется нет никаких других способов к противоположному действию. Все видящие чудо изумлены, т.е. вышли из обычных представлений и понятий, на основании коих ум рассуждает. О служанке Роде даже говорили, что она была не в своем уме. Между тем, она взглянула на дело трезвее всех. Только непонятно: почему она не отворила дверей Петру? Можно сказать, что отчасти приговор о ней был верен; но в то же время почти не верен. Ее охватило чувство радости и желание поделиться им настолько, что все прочее у ней отошло на второй план, тем более что Петр несомненно имел полную возможность подождать одну-другую минуту. Все толковники находят естественным, что от радости можно было сделать это, а по целям Божия Промысла даже и должно. «Обратите внимание на благоговение отроковицы (пишет блаженный Феофилакт), от радости, говорится, не отверзе. Но это вышло прекрасно, иначе прочие, изумленные его неожиданным явлением, пожалуй, не поверили бы, что это он, так как и при этом не хотели верить». Но как они пришли тогда к мысли, что это Ангел? «По (краткости) времени рассудили так» говорит святой Иоанн Златоуст, а блаженный Феофилакт прибавляет, что «это сказали они, соображаясь с своим положением, потому что говорится: «идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» (Мф.18:20). А где Христос, там необходимо быть и Архангелам и прочим силам». Но здесь, видимо, сказано об Ангеле-Хранителе Петра, срвн.(Евр.1:14). И святой Иоанн Златоуст замечает: «отсюда (очевидна) истина, что у каждого из нас есть Ангел (Хранитель)». Может быть, это была слабая догадка о том, что Ангел-Хранитель Петра мог сохранить и представить его сюда, или по крайней мере возвестить что-либо о нем к утешению или возбуждению верующих. «Радостное смущение служанки от голоса Апостола Петра, так что она забывает отворить ему дверь дома, а бежит наперед возвестить хозяевам и гостям, добродушно-насмешливый вопрос последних: в своем ли уме ты? общая шумная радость всех присутствующих при виде Апостола Петра, все это говорит за то, что рассказ списан с действительности» (см. у Николина, стр. 76).
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий