Скрыть
Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 4-15 Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр; и, быв в Саламине, проповедывали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения. Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие. А Елима волхв ибо то значит имя его противился им, стараясь отвратить проконсула от веры. Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого. Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню. Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим. Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели. После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите

Приняв вместе рукоположение, (Варнава и Павел) вы­шли (из Антиохии) и отплыли в Кипр, где не было гонения и слово (Божие) уже было посеяно. В Антиохии находилось до­вольно (учителей), и Финикия была не далеко от Палестины, Кипр же далеко. Впрочем, не спрашивай, почему (они отплыли туда), когда они были движимы Духом; ведь они не только рукоположены, но и посланы были Духом. «И быв в Саламине, проповедывали слово Божие в синагогах Иудейских». Видишь ли, как они всячески стараются возвещать слово наперед иудеям, чтобы не возбудить их негодования? Как те не про­поведовали никому, «кроме Иудеев» (Деян. 11:19), так и эти вхо­дили в синагоги. «Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие. А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры» (ст. 6-8). Опять волхв, иудеянин, подобно Симону. И смотри: когда они проповедовали дру­гим, то он не слишком беспокоился; но когда пришли к проконсулу, тогда он (восстал). В проконсуле же достойно удивления то, что он, хотя и был под влиянием магии того (волхва), однако захотел слушать апостолов. Так поступили и самаряне; а из сравнения является победа, так как магия одолевается. Везде тщеславие и властолюбие бывают причиною зол. «Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени» (ст. 9-11). Здесь с рукоположением переме­няется его имя; тоже было и с Петром. И смотри: действие (Павла) есть не обида, но поражение; так и следует поражать дерзких и бесстыдных. «О, исполненный всякого коварства», говорит, «и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды!». Здесь он открывает то, что было в мыслях (волхва), под видом спасения губившего проконсула. «Перестанешь ли ты», говорит, «совращать с прямых путей Господних?» Конечно, говорит, ты не с нами ведешь войну и брань, но развращаешь пути Господни прямые, и – с похвалою. «И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп». Посредством того же знамения, каким сам был обращен, захотел обра­тить и его. Выражение: «до времени» было словом не наказываю­щего, а обращающего, потому что если бы оно было (словом) наказывающего, то он сделал бы его слепым навсегда; теперь же не так, а «до времени», чтобы приобресть и проконсула. «И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого. Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню» (ст. 11, 12). И справедливо, потому что находившегося под влиянием магии такое наказание должно было вразумить. Так и египетские волхвы некогда были вразумлены скнипами (Исх. 8:16-19). И смотри: они не медлят здесь, после того, как проконсул уверовал, и не бездействуют, и не разнеживаются от лести и чести, но тотчас же принимаются за дело и отправляются в страну, ле­жащую по ту сторону (моря). «Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию,в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим. Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели» (ст. 13, 14). Опять они входили в синагоги по обычаю иудеев, чтобы не подвергнуться нападению и из­гнанию; так они и все делали. «После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите» (ст. 15). Здесь мы узнаем о том, что касается Павла, узнав не мало о Петре из сказанного прежде. Но рассмотрим вышесказанное. «И, быв», говорит (писатель), «в Саламине, проповедывали слово Божие» – в главном городе Кипра. Они провели год в Антиохии; надле­жало выйти оттуда, а не оставаться там навсегда; (верующие) имели нужду в больших учителях. Смотри, как и в Се­левкии они не медлят, зная, что (ее жители) могли получать великую пользу от соседнего города, но спешат и оттуда на дела нужнейшие. Пришедши в главный город острова, они спешат обратить проконсула. А что не из лести сказано: «с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным», можешь усмотреть из самого дела, как он не нуждался во многих убеждениях, но сам хотел слышать их. Имена городов перечисляет (писатель), чтобы показать, что так как они недавно приняли слово (Бо­жие), то надлежало утвердить их, чтоб они оставались в вере; потому-то (апостолы) часто посещали их. Смотри: (Павел) ничего не говорил волхву, пока тот не подал повода; но они возвещали только слово Господне. А тот, видя других вни­мающих (Павлу), заботился только о том, чтобы (проконсул) не уверовал. И почему (Павел) не сотворил другого знамения? Потому что всего лучше было – уловить врага.

И смотри, он прежде обличает, а потом поражает. Что тот справедливо пострадал, это он означает словами: «исполненный всякого коварства», т.е. не имеющий ничего свободного от обмана. И хорошо сказал: «всякого коварства», – потому что тот лице­мерил. «Сын диавола», – потому что совершал его дело. «Враг всякой правды», – потому что здесь поистине была всякая правда. Мне кажется, что этими словами он обличает и его жизнь. А чтобы показать, что это сказано не по гневу, для этого (писа­тель) предварительно заметил: «исполнившись Духа Святаго», т.е. силы (Его). «И ныне вот, рука Господня на тебя». Это было не наказание, но врачество. Он как бы так сказал: не я действую, но рука Божия. Видишь, как он чужд гордости. «Ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени». Говорит это, чтобы дать ему время для по­каяния. Они (апостолы) никогда не хотели являться слишком строгими, хотя бы это было бы и в отношении к врагам. В отношении к своим это было сообразно, а в отношении к чу­жим – нет, чтобы (известное) дело не показалось следствием принуждения и страха. Признак слепоты – искание вожатого. За­тем проконсул видит слепоту и тотчас верует, и не просто, но «дивясь», – он увидел, что здесь не слова и не обман. Смотри, какую питал он любовь к учению, имея такую власть. Не сказал (Павел) волхву: не перестанешь ли развращать проконсула, но – «совращать с прямых путей Господних?», что гораздо важнее, чтобы не показаться льстецом. Почему же Иоанн отстает от них? «Но Иоанн», го­ворит (писатель), «отделившись от них, возвратился в Иерусалим». Потому что они отправлялись в дальнейший путь, – и хотя он был их слугою, но они сами взяли на себя этот труд. Посе­тив опять Пергию, они проходят мимо других городов, по­тому что спешили в главный город – Антиохию. И смотри, как кратко повествует писатель. Сидели, говорит, в сонмище и в день субботний, чтобы приготовить путь слову. Они говорят не прежде других, но будучи вызваны, когда их, как гостей, пригласили к тому. Если бы они не находились там, то не было бы и слова. Здесь Павел проповедует первый. И посмотри на мудрость его: он проходит мимо тех мест, где уже было посеяно слово (Божие); а где еще не был никто (из проповед­ников), там останавливается, как и сам он пишет: «я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово» (Рим. 15: 20). И это было свойством его великого мужества. Подлинно, с самого начала он был муж удивительный; распявшись (для мира, Гал. 6:14), вооружившись (духовно), он знал, какая была в нем благодать; соразмерную тому оказывал и рев­ность. Он не разгневался на Иоанна, – это не было ему свой­ственно, – но принялся за дело; не убоялся, не устрашился, подвер­гаясь опасностям среди народа. Смотри, как хорошо устрояется, что Павел не проповедует в Иерусалиме; (там) довольно было только слышать, что он уверовал, а проповеди его не стали бы слушать по ненависти к нему; потому он и отправляется далеко, где не знали его. Во-первых, он обличает волхва, ка­ков тот был; а что он действительно был таков, доказало знамение. Оно было знаком его душевной слепоты; он страдает до времени для того, чтобы покаялся. Хорошо они вошли в си­нагогу в субботу, когда все были собраны. «После чтения закона и пророков», говорит (писатель), «начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите». Смотри: тогда они сделали это без зависти, а после не так. Если вы сами хотели этого, то тем более надлежало увещевать. Но, о, властолюбие! О, тщеславие! Как оно низвращает и губит все! Оно побуждает восставать против спасения своего и других. Оно уродует и ослепляет, так что приходится искать вожатых. И, о, если бы так, если бы они искали вожатых! Но даже и этого не хотят делать, полагаясь во всем на самих себя. Оно не дает им видеть ничего; окру­жает их, как бы какая мгла и мрак, не позволяя прозреть.

Гомилии на Деяния Апостолов.

См. также Толкование на Деян. 13:1

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 13-15 Отвезшеся же от Пафа Павел и сущии с ним, приидоша в Пергию Памфилийскую: Иоанн же отлучився от них, возвратися во Иерусалим. Они же прошедше от Пергии, приидоша во Антиохию Писидийскую, и вшедше в сонмище в день субботный, седоша. По чтении же закона и пророк, послаша началницы сонмища к ним, глаголюще: мужие братие, аще есть слово в вас утешения к людем, глаголите

Иоанн же. Иоанн, нарицаемый Марк, сопутствовал им в евангельском шествии от Палестины до Пергии памфилийской. Потом, когда апостолы ускорили свое шествие и с твердым, непреклонным духом стали вооружаться на подвиги, Марк, как человек слабый и не решавшийся на такое путешествие и на те подвиги, опасности и борьбу, какие представлялись в каждом городе, отстав от апостолов, возвратился в Палестину, не отрицаясь Христа, но отказываясь от дальнейшего путешествия, так как оно было трудно для него. Павел и Варнава возвратились в Иерусалим с обильными плодами веры и благовествовали находившейся в Иерусалиме церкви об обращении и покаянии язычников; и когда все стали воздавать Павлу и Варнаве хвалу за их полные успеха подвиги, Марк опечалился, смутился душою и, быть может, подумал: если бы и я был с апостолами, то и я сделался бы участником в их славе, и снова пожелал выступить вместе с апостолами на проповедь. И приидоша в Пергию Памфилийскую. Снова приходят в Пергию; потому что спешили в антиохийскую митрополию. И вшедше в сонмище в день субботный, седоша. В синагоги они входили в одежде иудейской, чтобы не встретить сопротивления и не быть выгнанными, и достигали таким образом во всем своей цели.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

13 Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим. 14 Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели.


Из Пафа Павел и его спутники отплыли на полуостров Малой Азии и прибыли в Пергию, в Памфилии. Иоанн Марк возвратился отсюда в Иерусалим, а Павел с другими своими спутниками, продолжая путь и углубляясь во внутренние области Малой Азии, прибыл в Антиохию Писидийскую.
 

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

13. Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделясь от них, возвратился в Иерусалим.

Павел и бывшие при нем: в выражении 9-го стиха – Савл, он же и Павел, – дееписатель в последний раз употребил еврейское имя Савл и в первый раз – римское Павел; с сего места и времени он уже исключительно всегда называет бывшего Савла Павлом, тогда как прежде сего всегда без исключения называл будущего Павла Савлом. В употреблении сих имен прежде и после очевидна намеренность и совпадение этой перемены имени с обращением к Христу Савлом проконсула Павла, без сомнения, не случайное: с этого именно времени Савл переменил свое еврейское имя на римское и стал именоваться Павлом. Почему? Вероятнейший ответ на сей вопрос – ответ некоторых древних толкователей, что Павел принял это новое имя в воспоминание о замечательном, совершенном им, обращении к Христу проконсула Сергия Павла (Иерон. de vir. ill. 5), тем более, можно прибавить еще, что он вносил проповедь о Христе в греко-римский мир и его назначением было – апостольски действовать именно в этом мире, а потому он счел более удобным носить и римское имя, которое притом так сходно с его именем еврейским. Другие придуманные объяснения сего факта менее вероятны, чем это древнее. Примечательно также, что с сего времени Павел, а не Варнава, как прежде, является главным лицом этого миссионерского путешествия и поставляется первым; прежде дееписатель писал – Варнава и Савл, с сего времени почти постоянно пишет – Павел и Варнава. Обращением Сергия Павла и грозным наказанием волхва его Павел явил в себе такую силу Божию, которая явила его первым лицом этой миссии и высшим апостолом язычников, что оправдалось потом во всей дальнейшей его деятельности.

Павел (как главное лицо) и бывшие при нем: т.е. Варнава и Иоанн Марк, а может быть и еще кто-либо из обращенных к Христу кипрян.

Прибыли в Пергию, в Памфилии: Памфилия – малоазийская прибрежная область к северу от Кипра; Пергия – главный город этой области, лежавший недалеко от моря на реке Цестре и известный в древности храмом Дианы.

Но Иоанн, отделившись от них (вероятно здесь – в Пергии), возвратился в Иерусалим: причина не указана, но судя по дальнейшему рассказу (Деян.15:37–39) – не вполне одобрительная, по крайней мере, Павел не одобрял ее. Может то была некоторая слабость характера и боязливость немаловажных трудов, зависевшая частью от молодости его (Феофил., ср. Злат. «Юн сый» – Чет.-Мин. 11 июня).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим

Павел и бывшие при нем (См. прим. к 9 ст. ), т. е. Варнава и Иоанн Марк и, может быть, еще кто-либо из уверовавших кипрян.

Памфилия - малоазийская прибрежная область к северу от Кипра; Пергия - главный город этой области, лежавший недалеко от моря на р. Цестре и известный в древности храмом Дианы.

Иоанн, отделясь от них, возвратился в Иерусалим - причина не указана, но из дальнейшего видно, что не вполне одобрительная; по крайней мере, Павел не одобрял ее. Может быть, здесь проявилась некоторая слабость характера Иоаннова и боязливость предстоявших великих трудов, соединенных с немалыми опасностями и лишениями, которые и могли показаться не по силам юного Иоанна (Феофил. ; ср. Злат. ; Чет. -Мин. 11 июня - «юн сый»).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

13. Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.

14. Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели.


 

С острова Кипра Павел и бывшие с ним переплыли на север Малой Азии в прибрежный Памфилийский город Пергию, славившийся некогда великолепным храмом Дианы. Здесь юный Апостол, Иоанн Марк, решился расстаться с Павлом и Варнавою, сколь ни было это неприятно Павлу (Деян.15:37-39). Очевидно, что трудности проповеди среди язычников были очень тяжелы, а впереди предстояли и опасности. Между тем в Иерусалиме у Марка осталась мать, имевшая свой дом.

В объяснение того, почему Павел и Варнава не останавливались в Пергии, святой Иоанн Златоуст говорит: «он (Павел) проходит мимо тех мест, где уже было посеяно слово (Божие), а где еще не было, там останавливается (Рим.15:20). Это свидетельствует о великом его мужестве. Подлинно он с самого начала был муж удивительный. Распявшись для мира (Гал.6:14), вооружившись (духовно), он знал, какая в нем благодать, соразмерную тому оказывал и ревность. Он не разгневался на Иоанна, ибо это не было ему свойственно; но принялся за дело; не убоялся, не устрашился, подвергаясь опасностям среди народа. Посетив опять (Пергию), они спешат в главный город (очень многолюдный) – Антиохию. Хорошо и то, что они вошли в субботу в синагогу, когда все были собраны».

Есть предание, что, уходя из Пафа, Апостол Павел поставил там первого епископа Епафраса. О Сергии же Павле сообщается, что он проповедывал в Испании и даже был епископом в Нарбоне (см. Артоболевский, стр.156–157). Здесь достойно внимания между прочим и то, что теперь Павел представляется как бы бо́льшим. Видимо, сам Варнава предоставил ему такое положение, убедившись в необычайной силе духа Павла и в величии даров, данных ему от Бога для благовестия среди язычников. Блаженный Феофилакт полагает, что для свободного входа в синагогу Апостолы были одеты в одежду Иудейскую, иначе они могли быть изгнанными. Но, конечно, эта одежда могла состоять из тех только покрывал, которые употребляются Евреями в синагогах, ибо можно думать, что в прочих одеждах Иудеи тех мест не разнились очень от местных жителей. Из дальнейшего же рассказа (Деян.14:12) видно, что Апостолы, ходя по местностям населенным Еллинами, одевались в классическую одежду тех времен, так что по одежде они не казались чуждыми и Грекам.

То обстоятельство, что Апостол Павел с этих пор является руководителем среди проповедников христианской веры, проливает некоторый свет и на вопрос о направлении, которое избрано было ими по окончании проповеди на острове Кипре. Как Варнава, отправляясь из Антиохии, будучи руководителем, избирает первым местом проповеди остров Кипр – свое отечество, так и Павел теперь стремится к берегам Малой Азии, в частности к местам, близким к его родине. В первый раз Апостолы вступили на Малоазийский берег в городе Пергии, лежавшем в некотором отдалении от реки (Кестры) и расположенном между и по склонам двух значительных холмов. Пред ним расстилалась обширная долина, в глубине которой виднелись горные щиты Тавра. Город господствовал над местностью, а над городом господствовал утес, увенчанный акрополем и знаменитым святилищем Артемиды Пергийской. Как Ефес со своей статуей (Артемиды Ефесской) Дианы составлял религиозное средоточие западной половины передней Азии, так и Пергия – для южного побережья этого полуострова.

Артемида Пергийская чтилась как Цибелла Пессинская (гнусно). Может быть, Апостол Павел прибыл в город во время всенародного праздника в честь ее. Поэтому Апостолы, не останавливаясь в Пергии, отправились далее (см. у Артоболевского, стр. 160–165).

«Единственно возможным путем (Апостолов) из Пергии был путь, шедший по правому берегу реки Кестры, через правый проход Климон».

«Апостолы скоро достигли лежащего на отрогах Тавра города Крейны»  и, подвигаясь в северо-восточном направлении, наконец, достигли Антиохии Писидийской . «Антиохия Писидийская лежала при южном подножии горной цепи, простиравшейся от востока к западу и составлявшей естественную границу между Писидией и Фригией. Город стоял на пути к Ефесу и получил название от Сирийского царя Селевка Никатора, который, занимаясь еллинизированием покоренных областей, назвал 16 городов по имени отца своего Антиоха. Сделавшись Римскою колонией, город этот пользовался Италийским правом. Но в религиозном отношении Римляне ограничили знаменитое жреческое служение здесь Мена Аркая, культ которого подходил к культу богини Ма в Команах и Капподокийской. Корень слов «Мен» и «Ма», а также туземного названия Пергийской Артемиды Манапем – один и тот же. Является правдоподобным, что Ма была Персидскою богиней луны, тогда как Мен был воплощением идеи мужеского принципа» . «Кровавые жертвы составляли одну из особенностей этого культа. Разврат также был одной из принадлежностей культа». «К счастью, дела этой тьмы не удовлетворяли всех ходивших покуда вслед ее. Здесь, как и в других городах Римского мира, появляется класс «боящихся Бога», смиренно преклоняющихся пред Ним и Его законом. Все они стекались к видимому центру Иудейской религии – синагоге» . «Взор Апостола тоже был направлен на Иудейскую синагогу. И в этом случае они согласовались только с установленным от Самого Бога порядком спаснения (Ис.42:6). Они вместе с толпою Иудеев и прозелитов вошли в синагогу и сели на особо приготовленных местах» .

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible