Скрыть
как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 16-41 Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте. Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее, и около сорока лет времени питал их в пустыне. И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их. И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила. Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок. Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои. Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса. Перед самым явлением Его Иоанн проповедывал крещение покаяния всему народу Израильскому. При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах. Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего. Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу, и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его. Когда же исполнили все написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб. Но Бог воскресил Его из мертвых. Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом. И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя. А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление, о сем сказал так: Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно. Посему и в другом месте говорит: не дашь Святому Твоему увидеть тление. Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим, и увидел тление; а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления. Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий. Берегитесь же, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков: смотрите, презрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам

Смотри, Варнава предоставляет (говорить) Павлу, по­добно как Иоанн всегда – Петру. Он привел его из Дамаска, хотя тот был славнее его. Но они имели в виду общую пользу. «Встав», говорит (писатель), «и дав знак рукою». Таков был обычай у иудеев; потому и он так же обращается к ним с речью. Смотри, какое он делает вступление к слову: наперед похвалив их и показав великое промышление о них (Божие) словами: «боящиеся Бога», потом и начинает речь. Не сказал: пришельцы, потому что это название указывает на бед­ствия. «Бог народа сего избрал отцов наших». Смотри, как и он, подобно Стефану, общего людей Бога называет собственно их Богом и изображает древние великие благодеяния Его. Они делают это для того, чтобы научить их, что и ныне (Бог) по тому же благоволению послал Сына Своего. Как и Христос сказал о винограднике (Лк. 20:13), так говорит и он. «Возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее». Было и противное; но они умножились; для них совершались чудеса. Об этих (чудесах), бывших в Египте, и пророки всегда вспоминают. И смотри, как он проходит молчанием времена бедствий и нигде не поставляет на вид преступлений, но человеколюбие Божие, предоставляя о том помыслить им самим. «И около сорока лет времени питал их в пустыне» (ст. 18). Потом говорит о поселении их. «И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их» (ст. 19). Затем (прошло) много времени, – четыреста пятьдесят лет. «И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила» (ст. 20). Здесь он показал, что (Бог) различным образом промышлял о них. «Потом просили они царя» (ст. 21). Не говорит о неблагодарности их, но везде о человеколюбии Божием. «И Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок. Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои» (ст. 21, 22). Не маловажно то, что Христос происходит от Давида. Потом приводит и свидетельство Иоанна в следующих словах: «из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса. Перед самым явлением Его Иоанн проповедывал крещение покаяния всему народу Израильскому. При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах» (ст. 23-25). Иоанн свидетельствует не просто, но, отстраняя от себя честь, хотя ее все воз­давали ему. А не одно и тоже – отказываться от чести, когда никто не предлагает, или – когда многие воздают ее, и притом не просто, но с таким уничижением. «Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего. Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу, и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его» (ст. 26-28). Везде (апостолы) стара­ются показать, что это служит к собственному благу их (иудеев), чтобы они, слушая о том, как бы о чуждом, не удалялись по той причине, что они же распяли Его. «Его», гово­рит, «не узнав»; итак, это был грех неведения. Смотри, как он слегка оправдывает их; и не только это (говорит), но прибавляет еще, что так и надлежало быть. А чтобы кто-нибудь не сказал: откуда известно, что (Христос) воскрес? – он говорит: «ныне суть свидетели Его» (ст. 31). Потом опять при­водит свидетельства из Писаний: «Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб. Но Бог воскресил Его из мертвых. Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом. И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя. А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление, о сем сказал так: Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно. Посему и в другом месте говорит: не дашь Святому Твоему увидеть тление. Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим, и увидел тление; а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления» (ст. 29-37). Смотри, с какою силою говорит он; этого Петр никогда не говорил. «Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий» (ст. 38, 39). Потом (присовокупляет) и грозные слова: «берегитесь же, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков: смотрите, презрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам» (ст. 40, 41).

Смотри, как он сплетает речь из настоящих собы­тий, и пророков, и обетованного семени. Но обратимся к выше­сказанному. «Мужи братия, дети рода Авраамова». Называет их по праотцу. «Вам послано слово спасения сего». Здесь словом: «вам» он не выражает, что это одни только иудеи, но дает им воз­можность отделить себя от совершивших убийство, как это видно из следующего. «Ибо жители», говорит, «Иерусалима, не узнав Его, и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу». Великая вина, если они, постоянно слушая, не внимали. И это нисколько не удивительно: сказанное о Египте и пустыне достаточно показывает неблагодарность их. Но как они не уразумели, скажешь, когда Иоанн говорит им? Что удивительного, когда (они не слушали) и пророков, часто говоривших им? Потом и другая вина: «и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти». Это уже не было делом неведения, – положим, что они не почитали Его за Христа, но почему притом убили Его? «Просили», говорит, «Пилата убить Его. Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб». Смотри, как тщательно они делали это. Говорит об образе смерти Его и упоминает о Пилате, как для того, чтобы страдание Его было очевиднее из (производившегося над Ним) суда, так и для того, чтобы сильнее обличить их, предавших Его ино­племеннику. И не сказал: обвиняли Его, но: «и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его», чтобы показать, что он сде­лал это в угодность им, и в противность собственному же­ланию, – что яснее выражает Петр: «отреклись перед лицом Пилата» (Деян. 3:13). Павел весьма любил их; и, однако, смотри, не останавливается на неблагодарности отцов их, но возбуждает страх в них самих. Стефан по справедливости делает это, когда готовится умереть, и притом не предлагая учения по­казывает, что закон уже прекращается; а он еще не (гово­рит этого), но только высказывает угрозы и возбуждает страх. «Но Бог воскресил Его из мертвых. Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим». Смотри, как он, движимый самим Духом, непрестанно про­поведует о страдании и погребении (Христовом). «И мы благовествуем вам», говорит, «что обетование, данное отцам», т.е. отцы получили обетование, а вы – самое дело. Приведши в свидетели Иоанна, и сказав: «из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя. Перед самым явлением Его Иоанн проповедывал крещение покаяния всему народу Израильскому», он потом опять приводит слова его: «за кого почитаете вы меня? я не тот». Затем приводит и апостолов в свидетели воскресения и говорит: «и которые ныне суть свидетели Его перед народом». Далее – Давида, свидетельствующего о том же самом в следующих словах: «не дашь Святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10). В виду того, что ни древние (свидетель­ства) сами по себе не были бы столь сильными, ни эти (новые) без тех, он и подтверждает свою речь теми и другими. И так как они были одержимы страхом, как убившие Его, и совесть осуждала их, то (апостолы) говорят им, не как хри­стоубийцам, и преподают им (учение), не как чуждое благо, но как их собственное. Для них (иудеев) было весьма вож­деленно имя Давида, потому (Павел) и приводит его, чтобы они, по крайней мере, таким образом признали Его (Христа); он как бы так говорил: Сын его будет царствовать над вами; потому не отвергайте власти Его. Что значит: «дам вам милости, обещанные Давиду, верно»? Т.е. твердыня, никогда не погибающая. Не останавливается и на этом, – потому что речь уже была до­казана, – но угрожает наказанием, переходит к вожделенному для них, показывая, что закон прекращается, и распростра­няется о полезном, о том, что великие блага ожидают по­слушных и великие бедствия постигнут непокорных. Потом опять говорит о Давиде, и притом с похвалою. «Давид», говорит, «в свое время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим»; подобно как Петр, упоминая о нем, говорит: «да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде» (Деян. 2:29). Не говорит, что он умер, но: «приложился к отцам своим», что было благоприличнее. И смотри: он нигде не касается до­брых дел их, но тех, которые достойны осуждения. Именно, то самое, чего они просили (убить Христа) и получили, служит к величайшему их осуждению. Потом исчисляет благодеяния Божии. Избрал, возвысил, питал – эти похвалы относятся не к ним, но к Богу. Восхваляет только Давида, потому что от него – Христос. Явлением, о котором он говорит в словах: перед самым явлением Его, Иоанн (Креститель) называет воплоще­ние Христово, явление Его во плоти. Подобным образом и Иоанн евангелист часто указывает на него, – потому что имя его было славно по всей вселенной. И смотри: (писатель) не гово­рит о том от себя, но приводит самое свидетельство его.

Видишь ли, как тщательно он показал настоящее дело домостроительства? Но послушаем, что внушали апостолы, го­воря, что (Христос) был распят. Что невероятнее того, что Он погребен теми, которым обещал спасение, что будучи погребен Он отпускает грехи, и притом более закона? Потому (Павел) и не сказал: в чем вы не хотели, но: «и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий», показывая тем бессилие закона. Прекрасно он при­бавил: «всякий», чтобы показать, что (оправдывается) всякий, кто только верует. Во всем том не было бы никакой пользы, если бы не было какого-либо благодеяния. Потому он и гово­рит наконец о «прощении» (грехов), выводя из предыдущего важнейшее и показывая, что чего не в состоянии был сделать закон, то совершившим своею смертью является По­страдавший. Итак, он хорошо сказал: «свидетели Его перед народом», т.е. к убившим Его; но они не были бы свидете­лями, если бы не были укрепляемы божественною силою, не сви­детельствовали бы этого пред людьми, готовыми на убийство пред самими убийцами. Слова: «Я ныне родил Тебя» он привел, имея в виду то, что за ними следует (Пс. 2:7). Но почему он не присовокупил свидетельства, из которого они должны были убедиться, что отпущение (грехов) совершается чрез Христа? Потому что он хотел наперед доказать, что (Хри­стос) воскрес; а как скоро это будет принято, то отсюда уже становится несомненным и то, что отпущение грехов совер­шается чрез Него. С другой стороны он хотел возбудить в них желание этого великого (блага). Таким образом смерть Его была не лишением, но исполнением пророчеств. Об исто­рических событиях он упоминает потому, что, не разумея их, (иудеи) потерпели множество зол. На это он и указывает в заключение, когда говорит: «берегитесь». И смотри, как смягчает строгость самого этого (увещания). «Чтобы не пришло», говорит, «на вас сказанное» другим: «ибо Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам». Не уди­вляйтесь потому (только), что оно кажется невероятным, как о том сказано выше.

Гомилии на Деяния Апостолов

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя

Единственный, Кто знает Отца и Кого знает только Отец, Его Мудрость и Слово, Ангел великого совета (Ис. 9:5), по слову пророка, прекрасно объясняет нам тайну воплощения. Будучи Сыном по природе и по истине и воссиявший из самой сущности Бога и Отца, Он стал плотью, то есть человеком, по слову Иоанна (Ин. 1:4). И Он назвал Себя братом живущих на земле и принял на Себя вместе с нами рождение по плоти. Будучи предвечным и пребывавшим вместе с Родителем, Он, тем не менее, стал плотью. Отец знал Его как собственного Сына и сказал: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс. 2:7). Ты ясно видишь признание, или провозглашение. Ибо «Ты (еси)» Он поставил, чтобы показать предвечность, ведь Он не был сотворен во времени, но всегда был тем же самым, то есть Сыном. И Он добавил: Я ныне родил Тебя, чтобы показать Его необычное рождение во плоти, которое Он добровольно принял на Себя через Святую Деву, из-за чего она называется Богородицей.

Катены на Деяния Апостолов

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя

Не надо считать, что этот пример из псалма относится к воскресению Христа, о котором только что упоминалось, но к самому Его воплощению, о котором было сказано выше; ведь следующая строка ясно свидетельствует о воскресении. Ведь когда выше он говорил о Его воплощении, страдании и воскресении, он хотел равным образом подкрепить это свидетельствами из псалма. Значит, Ты вечный Сын, живущий прежде веков, теперь окажешься рожденным во времени. В некоторых кодексах содержится: «Как написано в первом псалме», что объясняется так: первый и второй псалмы у евреев объединены в один псалом, который с блаженства начинается и блаженством заканчивается.

Изложение Деяний Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 25-37 И якоже скончаваше Иоанн течение, глаголаше: кого мя непщуете быти? несмь аз, но се грядет по мне, емуже несмь достоин разрешити ремень сапогу его. Мужие братие, сынове рода Авраамля, и иже в вас боящиися Бога, вам слово спасения сего послася. Живущии бо во Иерусалиме и князи их, сего не разумевше, и гласы пророческия по вся субботы чтомыя, осудивше (его) исполниша: И ниединыя вины смертныя обретше, просиша у Пилата убити его. Якоже скончаша вся, яже о нем писана, снемше с древа, положиша во гробе. Бог же воскреси его от мертвых. Иже являшеся во дни многи, совозшедшым с ним от Галилеи во Иерусалим, иже ныне суть свидетелие его к людем. И мы вам благовествуем обетование бывшее ко отцем, яко сие Бог исполнил есть нам чадом их, воздвиг Иисуса: Якоже и во псалме втором писано есть: Сын мой еси ты, Аз днесь родих тя. А якоже воскреси его от мертвых, не ктому хотяща возвратитися во истление, сице рече: яко дам вам преподобная Давидова верная. Темже и в другом глаголет: не даси преподобному твоему видети истления. Давид бо своему роду послужив Божиим советом, успе, и приложися ко отцем своим и виде истление: А егоже Бог воздвиже, не виде истления

Иоанн не просто свидетельствует, но отрицает от себя самую славу, которую все приписывали ему. Не одно и то же - отказываться от чести, когда никто не оказывает ее, и - тогда, когда ее предоставляют все. Мужие братие, сынове рода Авраамля. Указывает здесь на именитое происхождение иудеев. Сего не разумевше. Некоторым образом извиняет их: распяли, говорит, не зная, кто - Он; потому что злодеяние совершено вследствие неведения. И ни единыя вины смертныя обретше, просиша у Пилата убити его. Говорит, что смертная казнь была желательна им. Выводят на сцену Пилата, чтобы с одной стороны сделать общеизвестным страдание, с другой - подвергнуть себя большему обвинению, как предавших Христа мужу иноплеменному. И не сказал: «потребовали», но: просиша. Испросили, говорит, позволение на убиение, хотя Пилат как бы не желал этого. Об этом яснее говорит Петр: суждшу ему пустити. - Бог же воскреси его от мертвых. Да не смущает тебя то, что об Иисусе говорится, что Он воскрешен Богом; потому что если Иисус есть не иной кто, как воплотившееся Слово, а Слово, по свидетельству Писания: Христос, Божия сила и Божия премудрость, есть сила Отца, которою Он совершает все, то следует разуметь, что Иисус сам воскресил Себя. И если говорится, что Он воскрешен Отцом, так говорится в том смысле, что Отцу, как такому началу и такой причине, которые - вне времени, приписывается все. Да и сам Иисус говорит: раззорите церковь сию, и треми денми созижду ю - Иже являшеся во дни многи совозшедшым с ним от Галилеи во Иерусалим, иже ныне суть свидетелие его к людем. Чем они никак не могли бы быть, если бы не подкрепляла их сила Божия. Нам чадом их, воздвиг Иисуса: Имя «Иисус» братья богоубийц принимают за имя человека. Итак, сказав выше, что Слово положено было во гробе, Павел, - чтобы кто не подумал, что он назвал Слово бесплотным, - снова называет Его Иисусом и ни на один момент не допускает в воплотившемся Слове разделения, по соединении двух естеств. Сын мой еси ты, Аз днесь родих тя. Слова эти понимай по отношению к вочеловечению Христа, бывшему во времени; так как выражения: сегодня и завтра, заключают в себе значение дней. А от Отца Сын рождается, как признают это даже еретики, безвременно. Не даси преподобному твоему видети истления. Тело Господа и Спасителя Христа называется нетленным и бессмертным; потому что ясно, что оно обладало свойством нетления со времени самого воплощения, так как Христос был безгрешен. А егоже Бог воздвиже, не виде истления. А Тот, кого воздвиг Бог, не видел истления, но место гроба соделал местом нетления; потому что восставший собственною силою Христос поистине воссиял, как начальник нетления, дабы и мы восстали из гробов и вышли в сретение Ему, когда, в день ожидаемого воскресения, Он приидет во второй раз со славою, на облацех.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

15 После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите. 16 Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте. 17 Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее, 18 и около сорока лет времени питал их в пустыне. 19 И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их. 20 И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила. 21 Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок. 22 Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои. 23 Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса. 24 Перед самым явлением Его Иоанн проповедывал крещение покаяния всему народу Израильскому. 25 При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах. 26 Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего. 27 Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу, 28 и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его. 29 Когда же исполнили вед написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб. 30 Но Бог воскресил Его из мертвых. 31 Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом. 32 И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, 33 как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя. 34 А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление, о сем сказал так: Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно. 35 Посему и в другом месте говорит: не дашь Святому Твоему увидеть тление. 36 Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим, и увидел тление; 37 а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления. 38 Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; 39 и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий. 40 Берегитесь же, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков: 41 смотрите, презрите- ли, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам. 42 При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу. 43 Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией. 44 В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие. 45 Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел. 46 Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам. 47 Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли. 48 Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни. 49 И слово Господне распространялось по всей стране; 


Здесь проповедь апостола Павла о Христе произвела сильное действие на жителей города и обратила ко Христу множество иудеев и язычников. 

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

32. И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса,

33. Как и во втором псалме написано: Ты Сына Мой; Я ныне родил Тебя.

И мы благовествуем вам: хотя Павел и не причисляет себя к непосредственным свидетелям-очевидцам воскресшего Господа, тем не менее он с Варнавой суть благовестники об этом воскресении и, разумеется, такие же достоверные, ибо слышали о сем от достоверных свидетелей. Но не на эту черту достоверности своего благовествования о воскресении Христовом указывает Павел, а на то, что воскресение Христа вполне сообразно с обетованиями и пророчествами ветхозаветными. У тех – свидетелей-очевидцев, доказательства истинности воскресения Христова, так сказать, фактические (сами видели), Павел и Варнава дают при своем благовествовании доказательство сему теоретическое – от Писания. Доказательство таково: что Христос воскрес, видно из того, что в сем должно было исполниться и исполнилось обетование, данное Богом отцам, т.е. предкам еврейским через пророков. Обетования Божьи непреложны, и Бог исполнил их, воскресив Иисуса. Под именем обетований разумеются здесь вообще обетования Божьи, ветхозаветные, относительно Мессии – Спасителя мира. Если бы Христос не воскрес, то эти обетования не исполнились бы, ибо не воскреснув Он не был бы Христом-Спасителем мира. Одно из таких обетований Божьих апостол указывает в словах второго псалма: Ты Сын Мой и пр. Что этот псалом относится ко Христу, это несомненно видно из свидетельства самих апостолов (Деян.4:25–26), и приведенные из него слова в приложении к Нему значат: Ты Мой Сын, как Мессия; Я родил Тебя ныне, через воскресение Тебя из мертвых явил Тебя истинным Сыном Моим, истинным Мессией; воскресение Господа есть фактическое божественное удостоверение сыновства Иисуса Христа Богу Отцу (ср. Рим.1:4). Через воскресение Господа из мертвых после Его уничижения и смерти Бог соделал (Деян.2:36) Сына своего от вечности Сыном своим во времени. «Слова эти понимай по отношению к вочеловечению Христа, бывшему во времени, так как выражения – сегодня, завтра заключают в себе обозначение дней. А от Отца Сын рождается, как признают это даже еретики, безвременно» (Феофил.). Таким образом, изречение псаломное есть в одно время и обетование о воскресении Мессии, и исполнение его в воскресении Иисуса Христа.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 32-33 И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя

Доказательства истинности воскресения Христова показаниями непосредственных свидетелей-очевидцев Павел считает недостаточными для обыкновенных людей, но зато он не считает их единственными и указывает сильнейшую поддержку их в самом Свящ. Писании. Воскресение Иисуса представлялось необходимейшим условием исполнения обетовании о Нем Божиих, из которых одно гласило: «Сын Мой еси Ты. Аз днесь родих Тя» (Пс. 2:7). Это учение о Богосыновстве Мессии как бы логически требовало Его воскресения, утверждаясь и само на нем, как неопровержимое заключение из Своих посылок.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

33. как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя

34. А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление, о сем сказал так: Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно

35. Посему и в другом месте говорит: не дашь Святому Твоему увидеть тление.


 

Пророчества, приводимые Апостолом в подтверждение воскресения Иисуса Христа не равнозначительны. Одно из них относится к воскресению Иисуса Христа, непосредственно, срвн. (Деян.2:25-32); (Евр.3:5); другое (пророка Исаии) отдаленно, а третье через глубокотаинственное его понимание в смысле отношения его к Иисусу Христу, как Сыну Божию, предвечнорожденному от Отца по божеству, срвн.(Деян.4:25-26), и во времени явленному таковым (т.е. Единородным Сыном, не могущим умереть навеки) по человечеству. «Слова эти понимай по отношению к вочеловечению Христа, бывшему во времени (пишет Феофилакт), так как выражения – сегодня, завтра – заключают в себе означение дней. А от Отца Сын рождается безвременно». «Воскресение же Господа есть фактическое божественное удостоверение сыновства Иисуса Христа Богу Отцу [сравн.(Рим.1:7)]. Через воскресение Господа из мертвых, после Его уничижения и смерти, Бог соделал Сына Своего от вечности Сыном Своим во времени» (преосвящ. Михаил). «Так как они (Евреи) были одержимы страхом, как убившие Христа, и совесть осуждала их, то (Апостолы) говорят им, не как христоубийцам; и преподают им (учение) не как чуждое благо, но как их собственное. Для Иудеев весьма было вожделенно имя Давида; посему (Павел) приводит его, чтобы они, по крайней мере, таким образом признали Христа; он как бы так говорит: Сын его будет царствовать над вами, посему не отвергайте власти Его» (Златоуст, ч.II, стр.20).

Весь контекст 2-го псалма (Пс.2), в начальных словах которого еще Апостолы видели предсказание времен новозаветных (Деян.4:25-27), именно распятия Христа, – показывает, что в последних словах, с которыми Господь обращается к Своему Помазаннику, нужно видеть предсказание воскресения, или, как это более сообразно с ходом мыслей псалмопевца, полного признания со стороны Бога Отца сыновнего достоинства Христа через воскресение Его из мертвых, как бы рождения Мессии через воскресение. Воскресение есть фактическое божественное удостоверение сыновства Иисуса Христа Богу Отцу (Рим.1:4). В послании к Евреям Апостол дважды приводит данное изречение (Евр.1:5;3:5), обосновывая им царское и первосвященническое достоинство Иисуса Христа, но то и другое получило начало только в воскресении.

Последние слова 34-го стиха взяты из книги пророка Исаии (Ис.55:3) и приведены Апостолом по переводу 70-ти с небольшим видоизменением. В этих словах пророк выражает обетование о наступлении Мессианских времен, о которых он прямо говорит в трех первых стихах 55-ой главы. В удостоверение этого пророк, вместо обычных своих способов уверения, полагает непременное пополнение обетованных Давиду милостей, под которыми разумеются все милости Мессианского спасения» (см. у Артоболевского, стр.230–231).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible