Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Деяния апостолов 14:15
мужи! что́ вы это делаете? И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них,
Святые отцы
- Иустин Философ, мч. (†165)
- Василий Великий, свт. (†379)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
- Николай Варжанский, мч. (†1918)
- Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)
Прочие
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Иустин Философ, мч. (†165)
мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них
Ибо Тот, Который сотворил небо и землю… и все, что в них и подающий всем нам то, в чем мы нуждаемся, Сам не может нуждаться ни в чем из того, что Он Сам предоставляет тем, кто считает, что Он им дает это. Мне кажется, что полагающие, что они Ему приносят жертвы крови, тука и всесожжений и что они радуют Его этими почестями, ничем не отличаются от проявляющих эту же самую любовь к пустым идолам, не могущим получать почести. Считать, что кто-то предоставляет не нуждающемуся ни в чем!
Василий Великий, свт. (†379)
мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них
Мы нашли и другую причину появления немощей у святых, как, например, апостола Павла. Для того чтобы не казалось, что он превосходит пределы человеческого естества, и чтобы никто не решил, что в его природном устроении имеется какое-то преимущество (как жители ликаонские думали, венки и быков готовя в жертву), и для того, чтобы явить человеческую природу, он был сопряжен с недугом постоянно.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 15-27 мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши. И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой. Между тем, как они, оставаясь там, учили, из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и, когда Апостолы смело проповедывали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим. Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию. Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали. Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию, и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию; а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили. Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам
Смотри, с какою силою апостолы все делают. Они разорвали одежды, бросились, стали взывать громко, и все это – по расположению души, по отвращению к случившемуся и в знак своей скорби. И действительно прискорбно было, поистине неутешной было скорбью то, что их приняли за богов, как будто они вводили идолослужение, которое пришли разрушить. А подстроено это было диаволом. Они же не остаются безмолвными, но что? «И мы», говорят, «подобные вам человеки». Тотчас же остановили зло в самом начале. Не сказали просто: «человеки», но: подобные вам. Потом, чтобы не подумали, что и они почитают богов, послушай, что присовокупляют: «благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них». Смотри: они не упоминают о пророках, и не говорят, для чего (Бог), будучи Создателем всего, попустил язычникам жить по своим законам. «Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями» (ст. 16). О том, что (Бог) попустил, (Павел) говорит, а для чего попустил, еще не (говорит); останавливается пока на самом нужном, не упоминая и о имени Христа. «Хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (ст. 17). Смотри: он не хочет увеличивать вины их, но научает их лучше относить все к Богу. (Апостолы) знали, что не столько должно заботиться о том, чтобы сказать что-либо достойное о Боге, сколько о том, чтобы сказать полезное слушателям. Заметь, как прикровенно он указывает и на вину их. Ведь если (Бог) столько делал для них, то они достойны наказания за то, что, наслаждаясь такими благами, не познали своего Питателя. Но он не говорит этого явственно, а только намекает, говоря: «подавая нам с неба дожди». Так и Давид говорил: «обогатились от плода пшеницы, вина и елея» (Пс. 4:8); и во многих других местах, когда рассуждает о творении, указывает на это. Иеремия также говорит сначала о творении, а потом о промышлении, являющемся (в ниспослании) дождей. Ими и он руководствуется в своей речи. «Исполняя», говорит, «пищею и веселием сердца наши». Пища (подается) в изобилии, а не только в довольстве и соответственно нужде. «И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы» (ст. 18). Поэтому они еще более достойны были удивления. Видишь ли, что они о том и заботились, чтобы остановить это безумие? «Из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и, когда Апостолы смело проповедывали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим» (ст. 19). Подлинно сыны диавола! Не только в своих городах, но и вне их они поступают так и употребляют столько же усилий ко вреду проповеди, сколько апостолы к ее утверждению. «И, возбудив народ», говорит, «побили Павла камнями и вытащили за город». Здесь исполняется сказанное: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор. 12:9). Это больше, нежели воздвигнуть хромого. Язычники приняли их за богов, а иудеи «убедили, и, возбудив народ»: не всем же было обычно удивление относительно их (апостолов). И смотри, в том же самом городе, в котором столько удивлялись им, они претерпевают страдания; и это было полезно для видевших. А что (Бог) для этого попустил им страдать, послушай, как (сам апостол) указывает на то, когда говорит: «я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит» (2Кор. 12:6).
«Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город» (ст. 20). Видишь ли его ревность? Видишь ли горячее и пламенное усердие? Он вошел опять в тот же самый город, и отсюда делается явным, что если он (потом) и удалился, то потому, что хотел сеять слово (в других местах) и что не нужно было раздражать ярость их. Это не менее чудес прославляло их и еще более радовало. Нигде не говорится, чтобы они возвратились, радуясь о том, что сотворили знамения, но – что удостоились принять бесчестие за имя Его. Этому научились они от Христа, Который сказал: «не радуйтесь, что духи вам повинуются» (Лк. 10:20). Истинная и чистая радость – потерпеть что-либо за Христа. Потом они посетили все те города, в которых подвергались опасностям. «А на другой день удалился с Варнавою в Дервию. Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (ст. 21, 22).
Так они говорили, так убеждали. «Утверждая», говорит (писатель), «души учеников». Таким образом они были утверждаемы и еще более присоединялись. Предсказывали им (страдания), чтобы те не соблазнились, так как следовало одному и тому же быть не только с апостолами, но и с учениками, чтобы они тотчас же с самого начала познали и силу проповеди, и то, что и им надлежит страдать, и чтобы стояли мужественно, не удивляясь только знамениям, но еще более (укрепляясь) против искушений. Потому и сам он сказал: «таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите» (Флп. 1: 30). Гонения следовали за гонениями, повсюду были брани, преследования, побивание камнями: каково утешение? Как они убеждали, в самом начале беседуя о страданиях? Но вот и другое утешение. «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (ст. 23). Видишь ли ревность Павла? «Помолились», говорит, «с постом и предали их Господу». Вот рукоположение с постом; опять пост, очищение душ наших. «Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию, и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию» (ст. 24, 25). Чтобы ученики не пали духом оттого, что принятые за богов претерпевают такие страдания, – они пришли к ним и беседовали. И заметь: наперед отходят в Дервию, чтобы дать им успокоиться от ярости; а потом опять в Листру, Иконию и Антиохию, уступая им, когда они были раздражены, и опять обращаясь к ним, когда они успокоились. Видишь ли, как они не все совершали благодатию, но иное и собственным тщанием? «А оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили» (ст. 26). Для чего приходят опять в Антиохию? Чтобы возвестить о случившемся там. Кроме того, чрез это устрояется и великое дело: надлежало наконец открыто проповедовать язычникам; потому они и приходят возвестить, чтобы те могли знать об этом, – а случилось, что тогда же пришли и возбранявшие беседовать с язычниками, – и чтобы они, получив потом подтверждение из Иерусалима, шли (к язычникам) открыто. Или иначе: из этого обнаруживается их не надменный нрав. Пришедши, они показывают и свое дерзновение, так как они и без тех (апостолов) возвещали язычникам, и послушание, так как извещают их об этом: совершив такие дела, они не возгордились. «Откуда были преданы», говорит (писатель), «благодати Божией». Дух повелел тогда; но известно, что принадлежащее Духу принадлежит и Сыну, потому что одна у Них власть, как одна природа Сына и Духа. «Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам. И пребывали там немалое время с учениками» (ст. 27, 28). И следовало, потому что город был большой и имел нужду в учителях. Но обратимся к вышесказанному. Они поразили их самым видом своим, разодравши одежды. Тоже сделал и Иисус Навин после поражения народа (израильского – Нав.7:6). Не подумай, что это недостойно их и их благоповедения: иначе они не остановили бы такого порыва, иначе не угасили бы этого пламени. Так и мы да не оставляем делать то, что бывает нужно. Если и таким образом они едва убедили их, то чего не было бы, если бы они не поступили так? Если бы они не сделали этого, то можно было бы подумать, что они не смиренномудры и более заботятся о собственной чести. И обрати внимание на речь, умеренную в упреке, исполненную вместе удивления и упрека. Это-то особенно и остановило тех, т.е. слово: «и мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому». Как бы так сказали: хотя мы – люди, но больше этих (богов), потому что они мертвы. Смотри, как они не только останавливают, но и научают, и ничего не говорят о предметах невидимых. «Который сотворил», говорит, «небо и землю, и море, и все, что в них». Свидетелями называет сами времена. О, неистовство иудеев! Они осмелились придти к народу, столько почтившему апостолов, и побить камнями Павла. Извлекли его за город, может быть боясь народа. «Они помолились», говорит (писатель), «с постом и предали их Господу». Учили поститься среди искушений. Не говорили о том, что они сами сделали, но «что сотворил Бог с ними». Мне кажется, что они говорили об искушениях. Пришли сюда не напрасно и не с тем, чтобы успокоиться, но предусмотрительно будучи руководимы Духом, чтобы более утвердилась проповедь между язычниками. Но почему, скажешь, они не поставили пресвитеров в Кипре и в Самарии? Потому что последняя была недалеко от апостолов, а первый – от Антиохии, отчего слово (там) и поддерживалось; здесь же имели нужду в большем утешении, особенно верующие из язычников, которых надлежало много научать. Они пришли научать, потому что были истинно рукоположены Духом. И посмотри на ревность Павла. Он не спрашивает, должно ли проповедовать язычникам, но тотчас же проповедует; потому он и говорил о себе: «не стал тогда же советоваться с плотью и кровью» (Гал. 1:16).
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 13-18 Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение. Но апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что́ вы это делаете? И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши. И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой. Между тем, как они, оставаясь там, учили,
Разодрали свои одежды. Смотри: всюду они чисты и чужды тщеславия; не только не домогаются славы, но даже отклоняют ее от себя, когда воздают им прославление. Так и Петр говорил: что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? (Деян.3:12) И эти апостолы говорят то же самое, но поступают с некоторою горячностию: разодрали свои одежды и, бросившись в народ…
И мы – подобные вам человеки. Мы - люди, говорят, но мы - выше идолов; потому что они - мертвы. Видишь, каким обыкновенным явлением было у еллинов - делать из людей богов? Да и в их книгах, - где описана их древняя история, - ты найдешь, что Зевс, будучи человеком, сделал себя богом, говоря, что он - бог. Точно также и многие из римских и македонских царей назывались божественными. Поэтому нет никакого основания не верить древним сказаниям о том, что некоторые из народов были обольщены и назвали некоторых из людей богами, как и эти люди обольстились Варнавою и Павлом. И Симона волхва жители Самарии называли великой силой божией. Так как Павел не произнес имени Иисуса и не сказал: во имя Господа Иисуса востани прав, то они и предположили, что он - бог, а не служитель Божий.
Разодрали свои одежды. У иудеев был обычай разрывать на себе одежды, когда они слышали богохульные слова. Так, когда Христос говорил, что Он - Сын Божий, Каиафа разорвал на себе одежду, говоря, что Христос произнес хулу на Бога. А так как то, что случилось теперь, было некоторым образом богохульством: то, следуя иудейскому обычаю, и апостолы сделали то же самое. Отвергнут же этот обычай потому, что он не был постановлением закона. И Господь говорил иудеям, когда они поступали подобным образом: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании, раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, (Иоил. 2:12-13).
Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями. Оставил, сказано; но почему оставил, апостол еще не говорит; так как останавливается преимущественно на том, что настоятельно было необходимо, и нигде еще не упоминает имени Христова.
Хотя и не переставал свидетельствовать о Себе; потому что в каждом поколении совершал такие дела, которые руководили людей в правду. Не насилуя свободной воли, Господь позволял всем людям ходить по собственному их усмотрению; но сам постоянно совершал такие дела, из которых они, как существа разумные, могли уразумевать Создателя. Свидетелями Его апостол называет даже ежегодные дожди.
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них
Замечательно, что Павел и Варнава, увидевши, что их приняли за богов и хотят приносить им жертву, с силою и поспешностию устремились в толпу народа с тем, чтобы остановить их безумие. Они боялись, чтобы народ как-нибудь в самом деле не воздал им Божеской чести, так как восхищать честь, подобающую Единому Богу, весьма грешно, дерзко и глупо, и апостолы имели пред глазами пример Ирода, который, по гордости позволивший ласкателям в храме назвать себя Богом, поражен был за это Ангелом и, быв изъеден червями, умер. Апостолам ли не бояться было оскорбить Живого Бога восхищением себе Его чести!
Николай Варжанский, мч. (†1918)
Сектанты говорят: Нельзя кланяться угодникам, потому что ап. Петр не позволил, чтобы Корнилий ему поклонился: (Деян.10:26).
Православный ответ: Ап. Петр потому не позволил поклониться, что Корнилий, как язычник, принял апостола за Бога, как было с апп. Павлом и Варнавой, когда им даже жертвы хотели приносить (Деян.14:11-15). Но если кланялись Апостолам, как служителям Божиим, тогда они не возражали: Деян.16:29 – Павлу и Силе темничный страж.
Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)
Ст. 15-17 мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши
Почему Господь не открывает святой христианской веры иным народам, попускает им ходить своими ложными путями? Это – Божия тайна. Но по человеческому рассуждению можно сказать, что такие народы еще не достойны принять великую жемчужину – Христово учение и благодать… И нам, православному народу русскому, нужно постоянно помнить о величайшем Божием даре – святом православии, и хранить его паче всех земных благ и самой жизни. Ибо Господь за нерадение наше может отнять эту драгоценность от нас и передать другому народу, который принесет плоды духа, какие ожидает Господь… А нам будет вечный стыд и вечное мученье, согласно Божьему слову: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много (Лк. 12:47).
В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разобрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! Что это вы делаете? И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю (Деян.14:14-15)
Исправление претыкающимся
Ликаонские жители называли Павла и Варнаву богами и хотели приносить им жертвы. Мы же, призывая святых, не называем их богами, а друзьями Божиими, и не приносим им жертвы, а приносим одну Бескровную Жертву Богу Отцу. Хотя, принося Бескровную Жертву, мы и поминаем святых, то делаем это, воздавая хвалу Богу во святых Его, как и повелевает Псалмопевец: Хвалите Бога во святых Его (Пс.150:1).
Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви
Догмат о святейшей Литургии, или Бескровной Жертве
Жертва есть честь, подобающая одному Богу, которую нельзя приносить какому-либо созданию и называется по-гречески латрия. Честь, воздаваемая иным образом, таким как поклонением, смирением, услужением может приноситься и иным святым на Небе, тем более и начальствующим на земле и прочим добрым людям, но жертва совершенно не может приноситься созданию. Поэтому когда Ликаонские люди хотели принести Павлу и Варнаве в жертву вола, Писание говорит: Но апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки (Деян.14,14-15). Но за что страдали и мученики Господни? За то, что совершенно не хотели приносить жертву твари и ложным богам, помня ту заповедь в Законе: Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен (Исх.22,20). Поэтому ясно, что жертва подобает одному Богу, и она есть знамение и исповедание превысочайшего владычества Божия над всеми нами, нашего же рабства и ничтожества, как об этом сказано выше. Поэтому где нет жертвы, там нет и Бога, Которому одному подобает жертва.
Итак, если мы знаем в нашем Новом благодатном законе истинного Бога и желаем почитать Его подобающей Ему честью, конечно, необходимо быть у нас священству и жертве. Но что же это за жертва?
Противники наши отвечают двояко
Первый их ответ – жертва в Новом Завете есть вера, молитва, покаяние, милостыня, страннолюбие, братолюбие и прочие добродетели.
Этот ответ не может устоять. Ибо здесь мы спрашиваем об истинной и свойственной жертве, совершаемой по подобию жертв Авеля, Ноя, Авраама, Моисея, Давида и прочих, которые приносили видимые и внешние жертвы Богу с сокрушенным сердцем. Но вера и духовные добродетели не являются истинной жертвой, так как они общие для всех людей во всякое время на всяком месте. Но об этом более ясно и подробно мы будем говорить во второй части.
Второй ответ противников – христианский закон (говорят) и Церковь Христова имеют свою истинную жертву, то есть кровную жертву, которую Христос совершил на кресте, принеся Себя Самого за нас в жертву Богу Отцу. Но и этот ответ не достаточен. Ибо мы почитаем и превозносим кровную жертву, бывшую на Кресте, и исповедуем, что она есть истинная жертва, превосходящая всякую жертву, от которой все жертвы (новозаветные – Примеч.) имеют свою силу и действие, но говорим, что сия кровная жертва не такая, какая необходима для установления и хранения наших закона и веры, которой Христос восхотел пребывать даже до скончания века. Но почему? Из-за следующих причин.
Первая причина. Крестная жертва была принесена однажды и уже миновала, пребывает только дело той жертвы, то есть наше спасение и искупление, но сама та кровная жертва удваиваться или умножаться не может. Ибо Христос однажды умер, по слову апостола, и больше уже не умирает (Рим.6,9-10). Но мы и наш закон нуждаемся в непрестанной жертве, чтобы мы почитали нашего Господа Бога и приносили Ему эту жертву во умилостивление, направляли ей свои нужды, к ней собирались, на нее смотрели и руками иереев ее отдавали Господу. Но это не может совершаться той Крестной жертвой, которая в древности уже миновала и которую мы не видим, разве только верой, но и ее не можем держать в руках иереев. Следовательно, необходимо быть иной жертве. И эта жертва есть Тело и Кровь Христовы в Евхаристии, на которую мы смотрим, к которой собираемся и которую приносим иерейскими руками. Если же и не видим Самого Тела и Крови, однако видим те покрывала хлеба и вина, покрытые которыми, Тело и Кровь Христовы присутствуют истинно и самим существом.
Вторая причина. Жертва христианской веры должна быть неким действием, заповеданным и установленным Богом, надлежащим для Его почитания, называемым Латрия или служба Божия. Ибо это мы видим и в Ветхом Завете, где Бог повелел приносить жертвы и почитать Себя ими, и установил чин и действие, подобающее приношению. Но убиение Христа или кровная жертва не является таким действием, которое заповедано Богом. Ибо кто скажет, что Бог повелел такое беззаконие, чтобы убить Христа? И это убийство не может называться службой Божией, потому что убийство Христа не является службой Божией, но злодеянием, лютейшим всяких беззаконий.
Напротив, бескровная жертва заповедана Христом, сказавшим: сие творите в Мое воспоминание (Лк.22:19). И нет настоящего убиения Христа в бескровной жертве, но только благочестивое воспоминание Убиенного и образное действие Его смерти.
Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
Но это великое дело Божие, совершенное апостолом Павлом во имя Иисуса Христа, породило печальное недоразумение в жителях города, язычниках, – породило в них мысль, что чудотворцы суть боги, явившиеся в образе человеческом, и они хотели принести жертвы Павлу и Варнаве, так что последним едва удалось убедить неразумных ревнителей в их заблуждении. После того апостолы беспрепятственно некоторое время проповедовали здесь слово Божие.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
13. Жрец же идола Зевса, находившегося пред их городом, приведши к воротам волов, и принесши венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение.
14. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды, и, бросившись в народ, громогласно говорили:
15. Мужи! что вы это делаете? И мы подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы обратить вас от сих ложных к Богу живому, который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них,
16. Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями,
17. Хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные, и исполняя пищею и веселием сердца наши.
18. И говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы, и идти каждому домой. Между тем, как они , оставаясь там, учили.
Жрец идола Зевса и пр.: признав Варнаву и Павла за Зевса и Эрмия, жрец вместе в народом вздумали почтить их, как богов, жертвоприношением.
– Приведя к воротам: города, а не храма, бывшего перед городом; в городе находились, по мнению народа, боги в человеческом образе, потому перед воротами осчастливленного посещением (мнимых) богов города им следует принести жертву.
– Приведя волов: жертвенных, так как вол всегда считался одним из обычных и почтенных жертвенных животных, и венки, не для возложения их на сочтенных за богов, а для украшения ими жертвенных животных перед началом жертвы, как то бывало в обычае при языческих жертвоприношениях, ибо сим думали особенно угодить богам, которым приносили жертвы, предварительно изукрашенные.
Услышав о сем: занятые проповедью и не понимая, что кричал народ по-ликаонски, апостолы не знали сначала, как видно, и о приготовлениях к жертвоприношению в честь их, какие делал жрец Зевсов с частью народа; или может быть после проповеди они возвратились домой. Известие о сих приготовлениях принес им конечно кто-нибудь из обращенных ими к Христу, и если чудо, совершенное Павлом над хромым, поразило народ, то известие о приготовлениях к жертвоприношению в честь их и о мнении народном относительно их не менее должно было поразить смиренных апостолов Христовых.
– Они разодрали свои одежды: в знак скорби и сокрушения о таком ослеплении народа, и бросившись в народ, стремительно войдя в толпу народную, собравшуюся у ворот города около жреца и приготовленных им жертвенных животных, убеждали ее оставить это предприятие. Речь их, которую, вероятно, вкратце передает дееписатель, дышит огорчением и вместе удивительно тонким тактом в суждении о языческой религии вообще, чтобы не раздражать и не волновать и без того слишком сильно возбужденного чувства народного.
– И мы – подобные вам человеки: не боги, а люди, – не божественной, а человеческой, одинаковой с вами природы; и мы проповедуем вам новое для вас учение именно для того, чтобы обратить вас от этих ложных богов, которых вы почитаете, и за которых вы почли и нас, к единому Богу живому. Не для того, чтобы принимать божескую честь, но чтобы отвратить вас от воздаяния таковой чести этим ложным богам, каковы ваши Зевс и Эрмий, мы и благовествуем вам о живом Боге, которому одному подобает всякая слава, честь и поклонение. Этот живой Бог есть творец неба и земли и моря и всего, что в них, – творец трех главных областей видимого мира со всем их содержанием, из коих каждая у язычников имела своего бога, которые были ничем иным, как олицетворением отдельных сил природы. Эта проповедь о обращении язычников к живому Богу сама собой предполагает, что путь их жизни доселе есть ложный путь, с которого им нужно обратиться на путь истинный. Почему тот путь ложный? Потому что Бог живой, сообразно премудрым планам своего мироправления и искупления всего человечества, избрав из всех народов один народ (еврейский) для особенного приготовления его к принятию Мессии, чтобы он шел правильным истинным путем, путем откровения, в прошедших родах попустил всем народам, кроме еврейского, ходить своими путями, а не путем непосредственного откровения Божия. Что эти пути – ложные пути, об этом прямо в речи апостола не говорится, но имеющий смысл для понимания – да понимает. Почему так попущено Богом, тоже не говорится; это после уже раскрыл великий апостол язычников (Рим.11:13–36). Тем не менее, оставив язычников ходить в ложных путях их, Бог не переставал свидетельствовать о Себе благодетельными явлениями в природе, – мягкое указание на то, что и язычники могли бы познать истинный путь Божий из рассматривания видимой природы (ср. Рим.1:20). «Не насилуя свободной воли, Господь позволял всем людям ходить по собственному их усмотрению; но сам постоянно совершал такие дела, из которых они, как существа разумные, могли уразумевать Создателя» (Феофил). Из этих благодетельных действий Божьих в природе указываются только те, кои имеют непосредственное отношение к жизни – дожди и времена плодоносные, явления благодати Божией более понятные особенно для простых людей.
– С неба: место особенного присутствия Божия по мнению язычников; с неба Бог подает все это, чтобы привлечь людей к небу.
– Исполняя пищею и веселием сердца наши: пища – вместо вообще телесного довольства, пища и веселье – телесное и душевное довольства; сердца – орган ощущений телесного и душевного благобытия и страданий; следовательно, здесь речь и о телесном и душевном довольстве, которые подает Бог и язычникам. Во всем этом язычники могли бы познавать истинного Бога, и обращение к сему-то Богу от богов суетных апостолы и проповедуют им, а они не разумея сего почли самих проповедников за сих суетных богов. – Едва убедили и пр.: так сильно взволнованы были страсти народа и так сильна была уверенность его, что перед глазами его боги, а не люди.
Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
Здесь повествуется о том, как жители Листры, видевшие чудо исцеления хромого (Деян.14:8-10), сочли Варнаву и Павла за богов и хотели принести им жертвы (Деян.14:11-13). Услышав о сем, апостолы бросились в народ, говоря: «что вы это делаете? и мы – подобные вам человеки». Но убеждая жителей Листры не приносить им жертв и не считать их богами, апостолы не запрещают нам чтить их память, прославлять подвиги их и просить себе у них молитвы пред Господом (Деян.14:17-18).
Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 15-17 мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши
Апостолы доказывают нелепость обоготворения их язычниками, уверяют вообще в ложности языческих богов, вместо коих указывают язычникам Единого Живого Бога, Творца всего, Который хотя и попустил всем народам ложные пути жизни, но не лишил их возможности познать и путь истинный (ср. Рим. 1:20; 11:13-36) «Не насилуя свободной воли, - говорит блаж. Феофилакт, - Господь позволял всем людям ходить по собственному их усмотрению; но Сам постоянно совершал такие дела, из которых они, как существа разумные, могли уразуметь Создателя…».
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
15. мужи! что́ вы это делаете? И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них;
Апостолы поздно увидели все приготовленное для жертвоприношения им, потому что Листряне обо всем этом говорили на местном (Ликаонском) наречии. Посему они тем с большею силою и стремительностью стараются все предотвратить. И в знак своего обычного человеческого гнева и печали о случившемся разодрали на себе одежды, чем показали, что они не величественные Олимпийские боги, а обычные люди, имеющие обычную одежду, а за нею и обычную наготу. Вместе с тем они громко возвещали им учение о едином Боге, Творце всего, и о ложности всех их богов, которых они чтут в идолах, начиная с мнимого громовержца Зевса и оканчивая спутником его Меркурием. Здесь особенно знаменательно смятение Апостолов, соединенное с великим опасением о том, чтобы им не было приписано ничего излишнего. «Мы люди подобострастные вам», говорили они о себе Листрянам, входя в тесную толпу их с явными знаками унижения в виде лохмотьев разодранных одежд. Понятно, что это образумило Листрян, вообще бывших рассудительными, хотя и страстно стремительными и потому вошедшими в такой пафос восторга от невиданного и неслыханного чуда, которого теперь они были свидетелями. Обращая особое внимание на смиренномудрие, явленное здесь Апостолами святой Иоанн Златоуст советовал такое же смирение иметь и проповедникам его времени, причем с особенною роскошью говорил против пафоса слушателей сего времени, выражавших свой восторг рукоплесканиями, но так как и самое это обличение он говорил со свойственным ему красноречием, то слушатели не переставали рукоплескать ему и во время самой этой речи. Говорил же святой Иоанн Златоуст между прочим следующее: «смотри, как Апостолы всегда чуждались славы, и не только не искали ее, но отклоняли и тогда, когда им предлагали ее» (том IV, стр. 38). «И смотри, как всегда они все относят к Богу. Будем подражать им и мы; не будем ничего считать своим. Посему не будем высокомудрствовать и превозноситься, мы – люди, земля и пепел, дым и тень... Нет ничего равного смиренномудрию: оно источник, корень, вина, основание и союз всего доброго; без него мы жалки, скверны и нечисты. Ибо представь, что кто-нибудь воскрешает мертвых, исцеляет хромых, очищает прокаженных, но с гордостью; ничего не может быть хуже, нечестивее и виновнее его» (стр. 41–42). «Многие делают много для того, чтобы говорить продолжительно. И если они удостоятся рукоплесканий, то бывает с ними то же, как бы получили царство. Если же окончание их речи сопровождается молчанием, то это молчание бывает для них мучительнее самой геенны. Это извратило все в церквах, так что и вы ищите слова не умилительного, но услаждающего вас и произношением и составом речи, как будто бы вы слушаете певцов и музыкантов, и мы холодным и жалким образом стараемся угождать вашим желаниям, которые следовало бы отвергать» (стр.44).
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
О почитании святых угодников Божиих.
Здесь повествуется о том, как жители Листры, видевшие чудо исцеления хромого, сочли Варнаву и Павла за богов и хотели принести им жертву. Убеждая жителей Листры не делать этого, т. е. не считать их богами, апостолы этими не запрещают нам чтить их память: Пс.11:6; Сир.44:13; также не запрещают они нам прославлять подвиги их и просить себе у них молитвы пред Господом: 1Пет.3:12.
Если здесь апостолы отвергли готовившееся им божеское поклонение, то этим они вовсе не отрицают необходимости всякому воздавать должное: «кому честь, честь»: Рим.13:7; Мф.19:28; 1Кор.6:2; напротив, Пиcaниe нам свидетельствует, что за непочтительное отношение к святым людям Бог строго наказывал: 4Цар.1:10-12;2:23-24.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Апостол Петр отверг поклонение Корнилия (Деян.10:26).
Ответ: Выражение апостола «встань, я тоже человек» показывает, что Корнилий, как язычник, хотел воздать апостолу Петру божеское поклонение (Деян.14:10-15,28:6), чего апостол и не допустил. Апостолы Павел и Сила не отвергли поклонения стража (Деян.16:29).